Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика формирования практических умений и навыков по обработке пищевых продуктов и приготовлению блюд ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
На занятиях по технологии в V-VII классах учащиеся приобретают практические умения и навыки по обработке пищевых продуктов и приготовлению из них отдельных блюд. Практические и лабораторно-практические работы по кулинарии рекомендуется проводить бригадами, в этом случае коллективная работа учащихся сочетается с индивидуальной. Каждый член бригады выполняет часть общей работы, что позволяет, наряду с воспитанием у учащихся чувства коллективизма, товарищества, выявить индивидуальные способности, интересы и наклонности. Класс, состоящий из 20-25 человек, делится на 3-4 бригады. В каждой бригаде выбирают бригадира. Бригадир отвечает за чистоту рабочего места во время работы, а ответственность за качество приготовленных блюд несут все члены бригады. В обязанности бригадира входит распределение обязанностей между членами бригады, решение вопросов снабжения занятий необходимыми продуктами и т. д. Как правило, в начале занятий бригадиры докладывают учителю о выполнении задания (приготовлении необходимых продуктов). Бригадир назначает дежурных от своей бригады. Рекомендуется, чтобы за период обучения работе с пищевыми продуктами в роли бригадира побывали все учащиеся. За бригадами закрепляются рабочие места, инвентарь, наборы инструментов и приспособлений, места для хранения продуктов, посуды, кухонного инвентаря. Рекомендуется места, закрепленные за бригадами (как и инвентарь, инструменты и приспособления), пронумеровать согласно номерам бригад. В обязанности дежурных по бригадам входит: 1) в соответствии с карточками-заданиями подготовка набора посуды, инструментов и приспособлений; 2) своевременное освобождение рабочих мест от сора, отходов производства после первичной и тепловой обработки продуктов; 3) сервировка стола после приготовления пищи; 4) мытье посуды и кухонного инвентаря, мойки, плиты, подготовка всего необходимого для занятий следующего класса; 5) сдача учителю после занятий инструкционных карт и карточек-заданий, отчет за проведенное дежурство. В V классе учащиеся осваивают процессы приготовления открытых, закрытых и комбинированных бутербродов, учатся заваривать чай, приготавливать кофе и какао, а также блюда из яиц (омлет натуральный, яичница натуральная и др.). Начиная с V класса учитель подчеркивает, что приготовление каждого блюда состоит из первичной и тепловой обработки продукта. Учитель должен показать приемы пользования инструментом, рассказать, какие приспособления существуют для обработки продуктов и как ими пользоваться, показать посуду для приготовления блюд и т. д. В V классе учитель вначале демонстрирует школьникам трудовые приемы работы ножом, например, при нарезке хлеба, сыра, колбасы и др., затем раздает инструкционно-технологические карты, рецепты или технологические схемы и учащиеся приготавливают блюда самостоятельно. В целях приобретения учащимися большего объема знаний по приготовлению пищи можно разным бригадам дать задание по приготовлению из одних и тех же продуктов paзличных блюд. Например, одной бригаде – приготовить яичницу-глазунью, другой - омлет и т. д. Для показа последовательности выполнения операций широко используют демонстрационные таблицы, плакаты, диафильмы. Для более прочного усвоения школьниками умений и навыков учитель проводит инструктажи: вводный, текущий, заключительный. Инструктажи помогают учителю сосредоточить внимание учащихся на различных этапах урока, проанализировать и проконтролировать работу учащихся, своевременно выявить ошибки и прокомментировать их, оценить работу учащихся. В V- VI классах инструктажи проводятся более полные, а в VII классе учащимся предоставляется большая самостоятельность под руководством бригадира. От класса к классу практические работы по приготовлению пищи усложняются. Taк, в VI классе учащиеся осваивают приготовление блюд из круп и макаронных изделий, из молока и молочных продуктов, приготовление компота из сухофруктов или свежих плодов и ягод. Приготовление отдельных блюд иногда вызывает затруднения, например приготовление сырников. Поэтому учитель помогает учащимся правильно составить пропорцию теста, размешать и продемонстрировать процесс их поджаривания. При этом обращается внимание на правила безопасности труда. Как правило, учащимся после этого занятия предлагается дома в воскресенье приготовить сырники и сообщить об этом учителю. В процессе работы учащиеся пользуются справочными сведениями, оформленными в виде демонстрационных таблиц, приведенными в учебных пособиях по технологии («Сроки хранения молока и молочных изделий», «Время варки макаронных изделий и каш», «Сервировка стола» и др.). В V - VII классах учащиеся усваивают технологию приготовления салатов из овощей, заправочных супов с пассированием овощей, учатся обрабатывать рыбу, приготавливать из нее вторые блюда с гарниром (картофелем и другими овощами), приготавливать мясные котлеты. Овощи для салата учащиеся приносят из дома чистыми, мытыми, готовыми к резке, и задача учителя будет состоять в том, чтобы показать приемы нарезания овощей, смешивания и украшения зеленью. Приготовление мясных котлет учащиеся осуществляют совместно с учителем, главное - показать учащимся процесс приготовления фарша. Для приготовления жареной рыбы не требуется много времени, и учитель на занятии, посвященном этой теме больше времени отводит сообщению познавательных сведений. При изучении вопросов первичной обработки продуктов каждая школьница должна принять участие в определенном этапе первичной обработки продуктов. Перед началом работы следует проинструктировать учащихся относительно правил безопасности труда, показать безопасные приемы работы инструментами и приспособлениями, проследить за участием всех школьников в выполняемой работе. Эту задачу можно решить проще, если предварительно раздать бригадирам карточки-задания с указанием последовательности выполнения работы, Бригадир должен за каждым этапом работы закрепить членов своей бригады и вместе с другими членами бригады активно участвовать в оценке выполняемых операций. При изучении способов тепловой обработки продуктов учитель говорит учащимся, что неправильное ведение процесса тепловой обработки может привести к образованию в продуктах веществ, обладающих неприятным вкусом, запахом и плохо усваиваемых организмом. Может возникнуть нежелательное изменение цвета блюда, разрушение витаминов и ароматических веществ, потеря растворимых питательных веществ. Поэтому при приготовлении блюд и кулинарных изделий следует строго соблюдать режим и время тепловой обработки. Учитель может раздать карточки с информацией о приемах тепловой обработки продуктов, и учащиеся самостоятельно получают необходимые знания для выполнения практической работы. В процессе проведения практических занятий, учитель использует различные наглядные пособия, плакаты, а также справочные таблицы: «Правила безопасности труда при кулинарных работах», «Виды нарезок овощей», «Калорийность отдельных продуктов», «Содержание витаминов в овощах», «Холодные закуски», «Оформление салатов», «Разновидности рыбы», «Рыбные закуски»; кинофильм «Кулинария», фрагменты «Рыбные блюда», «Питательная ценность мясных продуктов», «Оформление мясных блюд», «Сервировка стола к обеду» и др. В VII классе следует обратить внимание на формирование большей самостоятельности при выполнении практических работ. Учащиеся VII класса приобретают навыки приготовления различных выпечек из муки: оладий, песочного печенья, пирогов. Практика работы показывает, что учащимся VII класса нравится выпекать, особенно печенье, они переписывают различные рецепты, выпекают печенье дома. Во многих школах учащиеся VII класса организуют к 8 Марта чай с печеньем для учителей, красиво сервируют столы, украшают их цветами. На заключительном занятии учитель организует экскурсию на хлебозавод, кондитерскую фабрику (в цеха по выпечке печения и тортов), в профессионально-технические училища. В процессе экскурсии учащиеся знакомятся с профессиями тестовода, кондитера, пекаря, с машинами и механизмами, используемыми на производстве. На занятиях учитель может использовать кинофильмы: «Школьникам об общественном питании», «Изделия из теста»; диафильмы: «Торты и пирожные», «Болезнь хлеба»; плакаты: «Приготовление изделий из теста», «Сервировка праздничного стола», «Виды кондитерских изделий». Учителю необходимо иметь инструкционно-технологические карты и различные рецепты по выпечке блинов, оладий, пирогов, печенья, тортов. В VII классе учащиеся приобретают умения и навыки по консервированию пищевых продуктов. На этих занятиях учитель использует плакаты: «Правила безопасности труда при кулинарных работах», «Поставщики важнейших питательных веществ и витаминов А, В, С», «Рост производства овощей», «Сроки пастеризации фруктов», «Нормы соли и пряностей при приготовлении маринада» и др. Учащиеся VI класса знакомятся также с нормами и режимом питания, с питательной ценностью пищи, с требованиями к меню. Школьники учатся составлять меню на день, подсчитывать стоимость продуктов для завтрака, обеда, ужина. Главная цель таких практических занятий - определение питательной ценности пищевого рациона, привитие навыков экономного расходования продуктов питания при составлении меню, расчета стоимости дневного рациона семьи. На этих двух занятиях учитель может использовать плакаты и диафильмы: «Содержание питательных веществ в различных продуктах и их калорийность», «Суточная потребность организма в витаминах», «Содержание витаминов А, В, С, D в пищевых продуктах», «Расход энергии при различных состояниях и действиях человека», «Перечень основных продуктов питания», «Витамины - чудесные вещества» и др. Обучение школьников работе с пищевыми продуктами тесно связано с профессиональной ориентацией их на рабочие профессии предприятий общественного питания. При выборе методов обучения необходимо исходить прежде всего из задач развития познавательных интересов и способностей учащихся. Опыт показывает, что интерес к работе у учащихся возникает уже в тот момент, когда учитель, давая задание принести к следующему занятию определенные продукты, сообщает, какие блюда они будут учиться готовить. Кроме того, развитие интереса к работе зависит от творческой атмосферы, в какой проходит сама работа учащихся, от включения элементов эстетики в процессы приготовления пищи (нарезка, украшение), дегустации приготовленных блюд, сервировки и т. д. Большая роль в обучении школьников работе с пищевыми продуктами отводится осуществлению межпредметных связей. Необходимо на уроках раскрывать школьникам значение их знаний по природоведению, ботанике, биологии, физике, химии для усвоения определенных знаний, умений и навыков по кулинарии.
Наиболее характерной структурой урока по изучению основ кулинарии можно считать следующую: 1. Организационный момент. Включает проверку готовности учащихся к уроку и отметку отсутствующих; дает возможность решить проблемную ситуацию (забыли принести какие-то продукты и т. д.). Оргмомент позволяет учителю определить дополнительные задания для тех, кто не может участвовать по каким-то причинам в приготовлении пищи. Именно в период оргмомента учитель уже может точно определить рабочий ритм урока. 2. Повторение пройденного материала. Этот пункт плана позволит осуществить принцип последовательности и систематичности в обучении учащихся работе с пищевыми продуктами. При повторении пройденного материала акцентируют внимание учащихся на тех моментах, которые нужно будет учитывать на данном практическом занятии. Повторение можно и нужно сопровождать показом каких-то определенных приемов работы, при ответе на поставленные вопросы учащиеся должны использовать определенный иллюстративный материал. Кроме того, при повторении пройденного учителю следует обращать внимание школьников на раскрытие взаимосвязи изученной темы с темами других предметов. 3. Изложение нового материала (формирование новых знаний). Может проводиться в форме беседы, рассказа или объяснения. Так, беседа предоставляет большие возможности для развития внимания учащихся, их любознательности, интереса к изучаемому, развития речи, самостоятельности мышления при решении определенных вопросов. В беседе учителю легче научить школьников правильно применять их знания в практической работе. При использовании таких методов, как рассказ, объяснение, следует использовать показ наглядных пособий, определенных приемов работы, натуральных объектов, инструментов и приспособлений, которыми предстоит воспользоваться учащимся в ходе выполнения практического задания. В ходе объяснения учитель выделяет новые, незнакомые термины, объясняет их значение. Одной из задач, которые приходится решать учителю в xoдe объяснения нового материала, является отбор сведении, которые должны быть зафиксированы учащимися в тетрадях. Перед началом практической работы рекомендуется учителю написать на доске или вывесить критерии оценки результатов деятельности учащихся, по которым будет оцениваться в конце урока их работа. Критерии оценки разрабатываются в соответствии с дидактической целью урока, с видом и объемом работы, временем, котopoe затрачивается на выполнение задания. Учитывается также степень самостоятельности, умение использовать технологическую документацию, инструменты и приспособления, правильные приемы работы, соблюдение правил безопасности труда, санитарии и гигиены. Большое внимание должно уделяться творческому подходу учащихся к выполнению, оформлению и преподнесению работы. Учитывая, что в школах принята пятибалльная система оценок, рекомендуется разрабатывать пять критериев. 4. Практическая работа (формирование практических умений и навыков). Как правило, практическая работа начинается с вводного инструктажа, позволяющего правильно направить учащегося на выполнение задания, дать рекомендации относительно использования инструкционных карт, карточек-заданий, наглядных средств обучения (на которых показаны те или иные операции, приемы работы), инструментов и приспособлении. Практическая работа может проводиться следующим образом: а) Учащимся рекомендуется воспользоваться одной инструкционной картой, вывешенной на доске для выполнения практической работы. Все бригады выполняют одинаковое задание. В этом случае учитель может сосредоточить внимание всего класса на выполнении определенных операций, вовремя подсказывать выход из сложных ситуаций, указать на типичные недостатки, которые могут быть в работе, причины их возникновения и способы устранения. У учащихся развивается дух здорового соперничества, желание выполнить работу как можно лучше. В конце занятия можно накрыть общий стол для дегустации. Недостаток этой методики проведения занятия в том, что в классе может не быть полного набора инструментов и приспособлений, которые потребуются сразу всем бригадам. б) Каждая бригада выполняет свое задание по своей инструкционной карте. Достоинства такой методики проведения занятия заключаются в том, что у учащихся развивается интерес к выполнению задания другими бригадами, желание выполнить так же. Но в этом случае учителю сложнее методически организовать занятие, подготовиться к нему, четко продумать последовательность проведения практической работы в каждой бригаде, суметь предвидеть сложные ситуации, в которых необходимо прийти на помощь учащимся. В ходе выполнения практической работы учитель должен осуществлять контроль за соблюдением правил безопасности труда, санитарии и гигиены, наблюдать за организацией рабочих мест в соответствии с требованиями культуры труда, следить за соблюдением последовательности приготовления блюд и отдельных технологических операций, за выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями, за трудовой дисциплиной, поощрять учащихся. За 5-10 минут до конца практической работы учитель проводит заключительный инструктаж, помогая учащимся завершить работу в указанный срок, подготовить блюда к дегустации. 5. Подведение итогов проводится за 10-15 минут до конца занятий. Дежурные от звеньев сервируют столы, остальные убирают свои рабочие места. Весь класс участвует в дегустации приготовленных блюд. Рекомендуется выбрать «хозяйку» класса, которая сумела бы «пригласить» гостей к столу, правильно их обслужить. При оценке работ учащихся рекомендуется учитывать: а) самооценку учащимися своей работы; б) взаимную оценку учащимися работы друг друга; в) коллективный анализ учащимися работы бригад или всего класса; г) оценку работ учащихся бригадирами; д) оценку работ учащихся учителем. Чаще всего используются следующие критерии оценки: 1) качество приготовленного блюда (вкус, цвет, консистенция); 2) соблюдение технологической последовательности приготовления блюд; 3) соблюдение правил безопасности труда, санитарии и гигиены, а также требований культуры труда; 4) внешний вид приготовленного изделия, творческий подход к его оформлению; 5) самостоятельность выполнения задания. 6. Задание. За 3-5 минут до конца урока учитель раздает бригадирам карточки-задания для следующего занятия. Рекомендуется давать различные варианты, так, чтобы бригады могли выбрать задания сообразно своим интересам, в соответствии с теми продуктами, которые у них имеются. 7. Уборка помещения. Обязательна влажная уборка, с использованием дезинфицирующих средств. Возможны и другие варианты методики проведения занятий. Например, можно провести занятие в форме КВН (чаще всего в конце изучения раздела «Работа с пищевыми продуктами»).
Date: 2015-04-23; view: 1849; Нарушение авторских прав |