Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. иметь представление о природных условиях района строительства;





 

Студент должен:

иметь представление о природных условиях района строительства;

знать основные задачи изучения предмета, связь со смежны­ми дисциплинами.

 

Содержание дисциплины, её связь с другими дисциплинами.

Основные задачи инженерной геологии для градостроительства, освоения новых территорий, промышленного, дорожного и подзем­ного строительства, поисков и разведки строительных материалов. Природные условия района строительства в Республике Башкортостан.

Методические указания:

При изучении материала следует ознакомиться с основными задачами инженерной геологии.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие основные вопросы изучает дисциплина?

2. Какое значение имеет минералогия, грунтоведение, гидрогеология, геоморфология для строительства?

3. Каким образом правильное определение инженерно-геологических условий участка отражается на его экономических показателях?

Литература:

1.Платов Н.А. Основы инженерной геологии: Учебник для средних специальных учебных заведений (СПО). – НИЦ: ИНФРА-М, 2012. - 174с.

2.Лазарев В.В. Геология: Учебник для средних специальных учебных заведений (СПО). – ИД Ин -Фолио, 2010.

 

Тема 1 Геологическое строение и возраст горных пород

 

Студент должен:

иметь представление о геологической хронологии по эрам и периодам;

знать; стратиграфию; условия залегания горных пород;

уметь читать геологическую карту и разрез; определить воз­раст горных пород; построить разрез по топографической основе с выделением инженерно-геологических элементов.

 

Происхождение и строение Земли. Геологическая хронология. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Условия залегания горных по­род. Виды дислокаций горных пород. Стратигра­фия, литология, сейсмическая активность и условия залегания пород в сфере взаимодействия сооружений с геологической средой. Понятие о геологической карте и разрезе. Значение представлений о возрасте горных пород при инженерно-геологических работах.

 

Методические указания:

При изучении материала необходимо рассмотреть строение Земли как сложного тела, состоящего из ряда геосфер, резко отличающихся по составу и свойствам. При этом особое внимание следует обратить на строение и состав земной коры – литосферы как среды жизни и деятельности человека.

Необходимо ознакомиться с методами определения относительного и абсолютного возраста горных пород, с помощью которых была составлена геохронологическая шкала. Следует чётко усвоить, что только значение геохронологической шкалы (возраст единиц, выделяемых в ней, условных обозначений, индексов и т.д.) позволяет понять геологические и инженерно-геологические карты.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие существуют современные представления об образовании и строении Земли?

2. Состав и строение геосфер. Объясните их взаимодействие между собой.

3. Каково строение земной коры? Чем отличается океанический тип земной коры от континентального?

4. Что такое абсолютный и относительный возраст горных пород и какие методы существуют для его определения?

5. Какие промежутки времени различают в геологической истории Земли?

6. Какое практическое значение имеет геологическая хронология для инженерной геологии?

7. По каким признакам составляются геологические карты?

8. Что представляют собой геологические карты и разрезы?

9. Какое практическое значение имеют геологические карты и разрезы?

Литература:

1.Платов Н.А. Основы инженерной геологии: Учебник для средних специальных учебных заведений (СПО). – НИЦ: ИНФРА-М, 2012. - 174с.

2.Лазарев В.В. Геология: Учебник для средних специальных учебных заведений (СПО). – ИД Ин -Фолио, 2010.

3. http://www.sibsiu-geo.narod.ru Электронные учебники по геологии.

 

Тема 2 Минералы горных пород

 

Студент должен:

иметь представление о различиях минералов по их структурно-текстурным признакам;

знать классификацию минералов, происхождение, химичес­кий состав, строение и свойства.

 

Понятие о минералах. Классификация минералов, происхожде­ние, химический состав, строение и свойства. Структура и текстура. Диагностические при­знаки.

 

Методические указания:

При изучении данного материала следует уяснить процессы образования минералов, их классификацию по происхождению. Необходимо изучить строение минералов, их химический состав, физические свойства. Определить распространённость минералов, их диагностические признаки.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятия «минерал».

2. Какие группы процессов выделяют по источнику энергии минералообразования?

3. В чем отличительная особенность кристаллических тел от аморфных?

4. Какие оптические характеристики используются для диагностики минералов?

5. Что такое твёрдость минералов и как она определяется?

6. Приведите схематическую классификацию минералов по их химическому составу.

7. Чем отличается спайность минерала от его излома? Какие их разновидности вы знаете?

8. Какие существуют методы определения минералов в лабораторных условиях?

9. По каким физическим свойствам и внешним признакам определяют минералы?

10. Охарактеризуйте основные породообразующие минералы.

Литература:

1.Платов Н.А. Основы инженерной геологии: Учебник для средних специальных учебных заведений (СПО). – НИЦ: ИНФРА-М, 2012. - 174с.

2.Лазарев В.В. Геология: Учебник для средних специальных учебных заведений (СПО). – ИД Ин -Фолио, 2010.

3. http://www.sibsiu-geo.narod.ru Электронные учебники по геологии.

5. http://www.allgeology.ru Геология. Энциклопедия для всех.

 

Тема 3 Горные породы и процессы в них

 

Студент должен:

иметь представление о структуре и текстуре горных пород и применении их в народном хозяйстве;

знать классификацию горных пород по происхождению: маг­матические, осадочные, метаморфические.

 

Определение понятия «горная порода». Классификация горных пород по происхождению. Магматические горные породы. Проис­хождение и классификация по химическому составу, структуре и текстуре. Условия и формы залегания магматических пород. Инже­нерно-геологические процессы, происходящие в них. Осадочные горные породы, их происхождение и классификация. Минеральный состав, структурно-текстурные особенности и свойства осадочных пород. Инженерно-геологические процессы, происходящие в них. Метаморфические горные породы, их происхож­дение и классификация. Условия и формы залегания, структура и основные свойства метаморфических пород.

 

Методические указания:

При изучении данного материала следует ознакомиться с классификацией горных пород по происхождению, изучить условия образования различных горных пород, их структурно-текстурные особенности, инженерно-геологические свойства и минеральный состав, формы залегания и применение их в народном хозяйстве.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятия «горная порода».

2. На какие группы делятся горные породы по происхождению?

3. Как подразделяют магматические горные породы по условиям образования?

4. Какие структуры и текстуры характерны для магматических пород?

5. Какие формы залегания магматических горных пород вы знаете?

6. Назовите представителей глубинных и излившихся пород и охарактеризуйте их структурно-текстурные особенности, физико-механические свойства.

7. Как образуются осадочные горные породы? Назовите представителей пород обломочного, химического и смешанного происхождения.

8. Какие текстуры выделяют по характеру взаимного расположения частиц в осадочных породах?

9. Каковы формы залегания осадочных пород?

10. Как образуются метаморфические горные породы?

11. Какие структурно-текстурные особенности характерны для метаморфических горных пород?

12. Назовите породы контактного и регионального метаморфизма и охарактеризуйте их структурно-текстурные особенности и физико-механические свойства.

Литература:

1.Платов Н.А. Основы инженерной геологии: Учебник для средних специальных учебных заведений (СПО). – НИЦ: ИНФРА-М, 2012. - 174с.

2.Лазарев В.В. Геология: Учебник для средних специальных учебных заведений (СПО). – ИД Ин -Фолио, 2010.

3. http://www.sibsiu-geo.narod.ru Электронные учебники по геологии.

4. http://www.mining-enc.ru Горная энциклопедия.

 

Тема 4 Грунтоведение

 

Студент должен:

иметь представление о происхождении и образовании грунтов;

знать характеристику скальных и нескальных грунтов; состав, состояние и свойства грунтов; состав и виды почв, искусственных грунтов.

 

Понятие грунта. Классификация грунтов. Характеристика скаль­ных и нескальных грунтов. Лабораторные и полевые методы опре­деления физико-механических свойств грунтов. Состав, состояние и свойства крупнообломочных, песчаных, пылеватых и глинистых грунтов. Основные классификационные показатели. Почвы, их состав и виды. Искус­ственные грунты.

 

Методические указания:

Изучение данного материала следует ознакомиться с классификацией грунтов, их составом и физико-механическими характеристиками. Необходимо познакомиться с классификацией искусственных грунтов и их рекультивацией, с почвами и почвообразовательным процессом.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое грунты.

2. Приведите классификацию грунтов по строительным свойствам.

3. Назовите состав и физико-механические показатели нескальных грунтов.

4. Назовите виды воды в грунтах.

5. Какие характерные свойства глинистых грунтов Вы знаете?

6. Дайте характеристику искусственным грунтам.

7. Что такое почва и почвообразовательный процесс?

Литература:

1.Платов Н.А. Основы инженерной геологии: Учебник для средних специальных учебных заведений (СПО). – НИЦ: ИНФРА-М, 2012. - 174с.

2.Лазарев В.В. Геология: Учебник для средних специальных учебных заведений (СПО). – ИД Ин -Фолио, 2010.

3. ГОСТ 25100—95. Грунты. Классификация.

4. ГОСТ 5180-84(2005). Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик.

5. ГОСТ 21.302-96. СПДС. Условные графические обозначения в документации по инженерно-геологическим изысканиям.

 

Тема 5 Геоморфология

 

Студент должен:

иметь представление о различных видах рельефа и его происхождении;

знать типы рельефа; историю развития рельефа; связь с тек­тоническими структурами;

 

Значение геоморфологии для градостроительства. Происхождение форм и типы рельефа. Геоморфологи­ческие элементы, форма и особенности рельефа. История развития рельефа, его связь с тектоническими структурами, преобразование при строительстве.

 

Методические указания:

При изучении данного материала следует обратить внимание на происхождение форм и типы рельефа. Для правильного решения задач инженерной геологии и строительства в период полевых инженерно-геологических изысканий необходимо проводить геоморфологические исследования, придавая при этом особое значение динамике экзогенных сил. Необходимо познакомиться с комплексом геоморфологических исследований.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой геоморфология как наука?

2. Охарактеризуйте формы рельефа.

3. Опишите типы рельефа.

4. Как характеризуется рельеф по глубине и степени расчленения?

5. Какие группы равнин Вы знаете?

6. Что входит в комплекс работ по геоморфологическим исследованиям?

7. Какое значение имеет геоморфология для градостроительства?

Литература:

1.Платов Н.А. Основы инженерной геологии: Учебник для средних специальных учебных заведений (СПО). – НИЦ: ИНФРА-М, 2012. - 174с.

2.Лазарев В.В. Геология: Учебник для средних специальных учебных заведений (СПО). – ИД Ин -Фолио, 2010.

3. http://www.sibsiu-geo.narod.ru Электронные учебники по геологии.

4. http://www.allgeology.ru Геология. Энциклопедия для всех.

5. http://www.mining-enc.ru Горная энциклопедия.

 

Тема 6 Гидрогеология

 

Студент должен:

иметь представление о различных видах подземных вод по условиям залегания;

знать виды вод в грунтах, классификацию подземных вод: режим подземных вод, их движение; химический состав и агрессивность.

 

Виды вод в грунтах. Водные свойства грунтов. Классификация, режим и движение подземных вод. Понятие о коэффициенте филь­трации грунтов. Условия залегания, распространения и гидравлические особенности; источники питания, условия питания и разгрузки подземных вод; химический состав подземных вод и его влияние на сооружения. Подтопление территорий. Гидрогеологические карты. Приток воды к водозаборам. Понятие о депрессионной во­ронке и радиусе влияния.

 

Методические указания:

При изучении данного материала необходимо уяснить условия образования различных видов подземных вод и особенности их режима. Причём особое внимание следует обратить на сезонные (верховодку) и грунтовые воды, которые чаще всего влияют на инженерно-геологические условия местности.

Следует ознакомиться с методами стационарных наблюдений за режимом подземных вод, а также составленным на основании этих наблюдений гидрогеологическими картами, с помощью которых можно установить направление и скорость движения подземных вод, глубину их залегания и другие параметры водоносных горизонтов. Необходимо рассмотреть вопросы химического состава подземных вод, их жесткости и агрессивности.

Необходимо получить представление о коэффициенте фильтрации как основном показателе, характеризующем степень водопроницаемости горных пород; об основных видах и законах движения подземных вод.

Особое внимание следует обратить на методы расчёта водопритока как к отдельным скважинам и котлованам, так и к взаимодействующим вертикальным и горизонтальным дренам.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие виды воды находятся в грунте? Каково влияние различных видов воды на свойства грунта?

2. Какие факторы влияют на уровень и качество грунтовых вод?

3. Объясните методику составления гидрогеологических карт и охарактеризуйте основные виды этих карт.

4. Перечислите основные виды и законы движения подземных вод.

5. Дайте представление о коэффициенте фильтрации как основном показателе, характеризующем степень водопроницаемости горных пород.

Литература:

1.Платов Н.А. Основы инженерной геологии: Учебник для средних специальных учебных заведений (СПО). – НИЦ: ИНФРА-М, 2012. - 174с.

2.Лазарев В.В. Геология: Учебник для средних специальных учебных заведений (СПО). – ИД Ин -Фолио, 2010.

3.ГОСТ 21.302-96. СПДС. Условные графические обозначения в документации по инженерно-геологическим изысканиям.

 

Тема 7 Инженерно-геологические изыскания

 

Студент должен:

иметь представление об инженерно-геологических условиях различных регионов, о стадиях проектирования инженерных сооружений;

знать методы, состав и объем инженерно-геологических исследований на различных стадиях проектирования документации: предпроектной, проектной и рабочей.

 

Задачи и стадийность инженерно-геологических изысканий для обоснования проектирования градостроительства и городских агломераций, для разработки схем и проектов районной планировки, генпла­на городов, поселков и сельских населенных пунктов, для составле­ния схем инженерной подготовки и инженерной защиты территорий и схем охраны окружающей среды городов и областей. Методы, сос­тав и объем инженерно-геологических работ. Техническое задание и программа на проведение инженерно-геологических изысканий.

Зональные и региональные элементы инженерно-геологических условий. Общие вопросы охраны природы и защиты окружающей среды в Республике Башкортостан.

 

Методические указания:

При изучении данного материала важно уяснить, что состав и объём инженерно-геологических исследований зависит от сложности инженерно-геологических условий, стадии проектирования, степени изученности района и других факторов. Следует обратить внимание на сложность инженерно-геологических исследований в районе развития карста, оползней, погребенных долин, где все изыскания проводятся на более значительную глубину, чем при исследованиях в районах с более благоприятными инженерно-геологическими условиями.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие задачи решаются инженерно-геологическими исследованиями в период до проектирования, строительства, эксплуатации сооружения?

2. Как влияет сложность инженерно-геологических условий местности на состав и объём инженерно-геологических исследований?

3. Объясните методику составления инженерно-геологическая карт и охарактеризуйте их основные виды.

4. Что такое инженерно-геологическая съёмка? Какие задачи решаются при её проведении?

5. Какие разведочные работы проводятся при инженерно-геологической съёмке?

6. Для чего проводят инженерно-геологическую экспертизу?

Литература:

1.Платов Н.А. Основы инженерной геологии: Учебник для средних специальных учебных заведений (СПО). – НИЦ: ИНФРА-М, 2012. - 174с.

2. СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Ос­новные положения.

3. http://www.en-geol2011.narod.ru Инженерная геология.

4. http://www.sibsiu-geo.narod.ru Электронные учебники по геологии.

 

 

Date: 2015-04-23; view: 1264; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию