Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социометрия как метод исследования и оптимизации управленческих процессов





 

Социометрические методы используются для исследования структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем опроса каждого члена группы о сделанном им по тем или иным социометрическим критериям выборе других членов группы и обработки этой эмпирической информации. В результате исследования могут быть оценены степень сплоченности (разобщенности) группы, относительный авторитет членов группы, выявлены лидеры и «отверженные», а также обнаружены сплоченные внутригрупповые образования (подсистемы) и их возможные неформальные лидеры. Социометрические методы исследования применимы к реально существующим малым социальным группам (от 5 до 25, обычно 10-15 человек), имеющим достаточно длительный (от полугода) опыт совместной групповой жизни.

Социометрические методы были предложены в 30-х годах XX[12] в. Дж. Морено в рамках развиваемой им теории социометрии. Суть этой теории основывается на утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто внешне никак не проявляющиеся (микроструктура). С появлением социометрии стало возможным количественное измерение эмоциональных отношений (симпатии, неприязнь, безразличие) в малых социальных группах, которые затем отражались в виде социальных матриц, индексов, графов. По Морено эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая не- доступна простому наблюдению и может быть выявлена только с помощью социальной микроскопии. Социометрия положила начало разработке теоретических и практических основ микросоциологии.

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки эмпирической информации была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

Впоследствии социометрические методы отделились от теории и стали использоваться независимо от нее. Дальнейшее их развитие шло в разных направлениях. Во-первых, на основании многочисленных экспериментов уточнялась интерпретация результатов, полученных с помощью социометрических методов, определялись границы их применимости. Во-вторых, создавались различные модификации процедуры сбора данных, позволяющие расширить класс изучаемых отношений и способы получения информации об этих отношениях. В частности, новые методы позволяют изучать не только эмоциональные межличностные, но и другие отношения между членами группы, а способы получения информации включают все основные способы сбора данных, используемых в социологии (опрос, наблюдение, анализ документов). К таким модификациям относится, например, «референтометрия», позволяющая выделять референтные группы, т.е. определять для каждого респондента тех членов группы, мнение которых его в наибольшей степени интересует. В-третьих, расширялся класс объектов, отношения которых изучались с помощью социометрических методов. Например, они использовались для изучения сетей цитирования в научных публикациях. В-четвертых, совершенствовались способы анализа социометрических данных, в частности использовались методы теории графов для конструирования и расчета социометрических индексов, матричные методы выделения подгруппы. Развитие социометрических методов в указанных направлениях привело к формированию более широкого определения их назначения как методов исследования структуры отношений между социальными объектами[13].

В то же время необходимо ясно осознавать и ограничение области использования социометрических методов: исследование социальных объектов (малая группа, предприятие) отнюдь не исчерпывается описанием структуры отношений между ее элементами. Невозможно получить более или менее полное представление о социальной системе (малой группе), исследуя лишь структуру межличностных отношений. Необходимо также исследование групповых норм и ценностей, социально-демографических и других характеристик, связей между различными классами характеристик.

Реализация социометрических методов в виде социометрической процедуры предусматривает проведение следующих этапов.

1. Формулирование социометрического критерия.

2. Проведение социометрического опроса.

3. Математическая обработка результатов опроса и расчет значений социометрических индексов.

4. Интерпретация полученных значений социометрических индексов.

После выбора объекта измерений на первом этапе в соответствии с постановкой задачи исследования формулируются основные положения, касающиеся социометрических критериев опроса членов групп. Прежде всего формулируются те аспекты межличностных отношений, которые подлежат исследованию. Чаще всего рассматриваются производственный (деловой) и непроизводственный (досуговый) аспекты. Каждый аспект конкретизируется ситуацией (определенным видом контактов между членами группы). Эта ситуация отражается в задаваемом каждому члену группы вопросе, рассматриваемом как окончательная формулировка социометрического критерия, по которому устанавливается структура отношений между членами группы. В состоящем из двух частей вопросе опрашиваемому предлагается выбрать одного или нескольких членов группы с кем бы он хотел (позитивный выбор) и не хотел (негативный выбор) осуществлять ту или иную совместную деятельность.

Итак, социометрия - это достаточно распространенная методология социологического исследования экономических, политических и других явлений и созданная на ее основе теоретическая концепция, разработанная американским психологом и социологом Дж. Морено.

 

Заключение.

 

В широком смысле под методом понимается сознательный способ достижения какого-либо результата, реализации определенной деятельности, решения некоторых научных или практических задач. Выбор, обоснование метода предполагает принятие определенной последовательности действий на основе четко осознаваемого и контролируемого идеального плана. Разработка и применение метода направлены на рационализацию деятельности и противостоят различным нерефлексивным формам деятельности и поведения, всякого рода неконтролируемым автоматизмам, инстинктивным реакциям. Идея метода превратилась в важнейшее организующее начало научного познания с Нового времени, когда формировались классические методы научного исследования: индукция и дедукция, наблюдение и эксперимент и т. д.

Под методом исследования понимается совокупность целенаправленных действий и способов получения нового знания об объекте и предмете, на которые направлен познавательный процесс. К настоящему времени наука накопила огромный арсенал исследовательских методов. Поэтому успех исследования в значительной мере зависит от того, насколько правильно выбран метод или их совокупность.

Методы исследования сильно варьируются в зависимости от предметной области, на которую направлена деятельность. В силу чрезвычайного разнообразия и дифференциации научных направлений единая классификация методов научного познания крайне затруднительна. С учетом этого обстоятельства можно выделить методы исследования в отдельных дисциплинах (например, Монте-Карло, плеяд, группового интервью и т. д.), междисциплинарные методы (например, системно-структурный, статистический) и общенаучные методы (например, классификации и типологии, наблюдения, эксперимента, идеализации, гипотезы и т. д.). При всех различиях методы исследования имеют общую структуру, которая определяется общей логикой исследовательского процесса:

• выявление проблемных ситуаций и собственно проблем, определение их места в проблемных сферах соответствующих научных направлений и соотнесение с комплексом имеющихся знаний;

• определение механизмов, закономерностей и прогнозных характеристик формирования и развития исследуемой проблемы;

• выявление возможных направлений, обоснование и оценка эффективности практического использования различных средств и ресурсов для разрешения или коррекции проблемной ситуации на основе полученных в процессе исследования знаний.

Общими этапами для любого исследования являются обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования, разработка методологии, инструментального аппарата, методов преобразования полученного эмпирического материала, его содержательного анализа и форм практического использования, методики и организационных принципов его проведения. Все методы исследования можно разделить на две большие группы:

• теоретические: восхождение от абстрактного к конкретному, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, моделирование и др.;

• эмпирические: наблюдение, опрос, экспертные оценки и др. Если первая группа относится к разряду общенаучных в силу своей универсальности и возможности применения в разных направлениях науки и практики, то область использования второй – отдельные сектора социальной сферы. При этом методы второй группы не носят универсального характера, формы их реализации существенно зависят от предметной области использования, поэтому они относятся к разряду конкретно-предметных.


 

Список литературы:

1. Балашов О. В. Теория систем и системный анализ: учебник для вузов / О. В. Балашов, А. И. Фомин. - Смоленск: [б. и.], 2009. - 256 с.

2. Бельский К. С. Общенаучные методы познания финансового права / К. С. Бельский / / Право и государство: теория и практика. - 2010. - N 12. - С. 52-59

3. Вдовин В. М. Теория систем и системный анализ: учебник для вузов / В. М. Вдовин, Л. Е. Суркова, В. А. Валентинов. - М.: Дашков и К', 2010. - 638 с.

4. Волков Ю. Г. Социология: учебник для вузов / Ю. Г. Волков, общ. ред. В. И. Добреньков. - Изд. 5-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 572 с.

5. Волкова В. Н. Теория систем и системный анализ: учебник для вузов / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. - М.: ЮРАЙТ, 2010. - 679 с.

6. Глущенко В. В. Исследование систем управления: социологические и экономические исследования, прогнозные и плановые исследования, экспериментальные исследования: учебное пособие / В. В. Глущенко, И. И. Глущенко. - Железнодорожный (Моск. обл.): Крылья, 2009. - 415 с.

7. Граждан В. Д. Социология управления: учебник для вузов / В. Д. Граждан. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2011. - 604 с.

8. Добреньков В. И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 623 с.

9. Карев В. П. Системный анализ возможных стратегий в бизнесе / В. П. Карев, Д. В. Карев / / Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - N 34. - С. 43-52.

10. Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент: учебное пособие / А. И. Кравченко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 208 с.

11. Кравченко А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко. - М.: Проспект, 2009. - 534 с.

12. Лавриненко В. Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 183 с.

13. Лугачев М. И. Экономическая информатика и прикладной системный анализ / М. И. Лугачев, Т. В. Новикова / / Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2010. - N 2. - С. 105-116

14. Мыльник В. В. Исследование систем управления: учебное пособие для вузов / В. В. Мыльник, Б. П. Титаренко, В. А. Волочиенко. - 4-е изд. - М.: Акад. Проект, 2009. - 351 с

15. Ползунова Н. Н. Исследование систем управления (диагностика): учебное пособие для вузов / Н. Н. Ползунова, В. Н. Краев. - М.: Акад. Проект; Трикста, 2009. - 234 с.

16. Рой О. М. Исследование социально-экономических и политических процессов учебник для вузов / О. М. Рой. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 364 с.

17. Теория управления. Менеджмент хрестоматия: в 3 ч.. Ч.1. Общая теория систем - основа теории управления. - Минск: Гос. ин-т упр. и социал. технологий БГУ, 2007. - 220 с.

18. Тощенко Ж. Т. Социология: учебник для вузов / Ж. Т. Тощенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 639 с.

19. Фрейдина Е. В. Исследование систем управления: учебное пособие для вузов / Е. В. Фрейдина, ред. Ю. В. Гусев. - М.: Омега-Л, 2009. - 367 с.

20. Цыганков А. П. Социология международных отношений. Анализ российских и западных теорий: учебное пособие для вузов / А. П. Цыганков, П. А. Цыганков. - М.: Аспект-Пресс, 2009. - 237 с.


[1] Балашов О. В. Теория систем и системный анализ: учебник для вузов / О. В. Балашов, А. И. Фомин. - Смоленск: [б. и.], 2009. - 256 с.

[2] Бельский К. С. Общенаучные методы познания финансового права / К. С. Бельский / / Право и государство: теория и практика. - 2010. - N 12. - С. 52-59

[3] Вдовин В. М. Теория систем и системный анализ: учебник для вузов / В. М. Вдовин, Л. Е. Суркова, В. А. Валентинов. - М.: Дашков и К', 2010. - 638 с.

 

[4] Волков Ю. Г. Социология: учебник для вузов / Ю. Г. Волков, общ. ред. В. И. Добреньков. - Изд. 5-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 572 с.

 

[5] Волкова В. Н. Теория систем и системный анализ: учебник для вузов / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. - М.: ЮРАЙТ, 2010. - 679 с.

 

[6]Глущенко В. В. Исследование систем управления: социологические и экономические исследования, прогнозные и плановые исследования, экспериментальные исследования: учебное пособие / В. В. Глущенко, И. И. Глущенко. - Железнодорожный (Моск. обл.): Крылья, 2009. - 415 с.

 

[7] Граждан В. Д. Социология управления: учебник для вузов / В. Д. Граждан. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2011. - 604 с.

[8] Добреньков В. И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 623 с.

 

[9] Карев В. П. Системный анализ возможных стратегий в бизнесе / В. П. Карев, Д. В. Карев / / Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - N 34. - С. 43-52.

[10] Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент: учебное пособие / А. И. Кравченко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 208 с.

[11] Кравченко А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко. - М.: Проспект, 2009. - 534 с.

 

[12] Добреньков В. И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 623 с.

[13] Ползунова Н. Н. Исследование систем управления (диагностика): учебное пособие для вузов / Н. Н. Ползунова, В. Н. Краев. - М.: Акад. Проект; Трикста, 2009. - 234 с.

 

Date: 2015-05-22; view: 1192; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию