Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспертные методы в исследовании социально-экономических процессов





 

Состояние и тенденции развития СЭПП во многом зависят от различных факторов, которые прямо или косвенно влияют на принятие управленческого решения. Следует отметить, что многие факторы, влияющие на выбор решения, по своей природе либо не поддаются количественному описанию их характеристик, либо не могут быть объективно измерены. Основные трудности, возникающие при этом, можно разделить на четыре группы[9].

К первой группе относится качество исходной статистической информации, которая часто бывает недостаточно достоверной.

Ко второй группе следует отнести качественный характер некоторых факторов, которые не поддаются количественным измерениям, что затрудняет выбор наилучшего варианта решения.

К третьей группе относится отсутствие в момент принятия решения нужной информации, поскольку ее получение связано с большими затратами времени или средств.

К четвертой группе относится сложность точного предсказания при подготовке плановых решений значений факторов, которые будут влиять на реализацию планов.

Совершенно ясно, что один человек не в состоянии учесть и глубоко осмыслить всю информацию, необходимую для подготовки сложных решений. Объединение усилий специалистом хорошо осведомленных в различных областях знаний и выступающих в качестве экспертов, значительно расширяет возможности разностороннего анализа и повышает надежность выбора решений.

Под экспертом (от латинского expert - опытный) следует понимать физическое лицо, имеющее опыт работы в определенной предметной области, обладающее необходимыми знаниями по рассматриваемому вопросу, а также способное высказать независимое мнение. Экспертными оценками будем называть суждения высококвалифицированных специалистов, представленные в виде содержательной, качественной или количественной оценки объекта, предназначенные для конкретного использования. Под экспертным оцениванием понимается процесс, участвуя в котором эксперт выражает свое мнение по поставленной проблеме, заполняя готовую анкету, или формулирует свой ответ в виде интервью организатору проведения экспертного опроса. Непосредственно организацию комплекса мероприятий, связанных с подготовкой, сбором и анализом сведений от экспертов по определенной проблеме принято называть экспертным опросом.

Проведение экспертных опросов сопряжено с решением ряда сложностей и проблем, к которым следует отнести:

1) достижение конечной цели возможно при проведении комплекса мероприятий, которые требуют разнообразных методов работы с экспертами;

2) процесс получения конечной информации требует разделения функций, выполняемых экспертами;

3) эксперты, которые участвуют в работе, должны представлять предметную область, т.е. их необходимо подбирать в соответствии с особенностями постановки задачи;

4) качественный состав экспертов во многом определяет до-стоверность конечного результата, поэтому требуется использовать методики отбора специалистов для выполнения работ;

5) подготовка материалов для обеспечения процесса экспертного оценивания должна производиться раньше, чем создана группа экспертов;

6) анализ материалов, полученных от экспертов, существенно зависит от конечной цели экспертизы, поэтому для этой цели используют разнообразные математические методы обработки данных.

Для обеспечения качества получаемой от экспертов информации необходимо предусмотреть наличие:

1) экспертной комиссии из специалистов, профессионально знакомых с объектом экспертизы и имеющих (желательно) опыт работы эксперта;

2) аналитической группы, профессионально владеющей технологией организации и проведения экспертизы, методами получения и анализа экспертной информации;

3) средств обработки информации и организации повторных

циклов экспертных опросов.

Основным звеном в процессе проведения экспертного опроса, конечно, является эксперт. Задача эксперта состоит в том, чтобы, используя специальные знания в той или иной области, прошлый опыт и интуицию, применять общие законы и частные закономерности для формирования ответов по поставленной проблеме.

Существует представление об идеальном «портрете» эксперта, имеющем следующие характеристики:

1) креативность - способность решать творческие задачи метод решения которых пока неизвестен;

2) эвристичность - умение использовать воображение для выделения неочевидных сторон рассматриваемого вопроса, оригинальность в ходе рассмотрения проблемы и нахождения путей ее решения;

3) интуиция - способность делать заключение об исследуемом объекте без осознания пути движения мысли к этому заключению;

4) предикативность - способность предвидеть или предугадывать будущее состояние исследуемого объекта;

5) независимость - способность противопоставлять предубеждениям и массовым мнениям свое собственное мнение;

6) всесторонность - способность видеть проблему с различных точек зрения.

Проблема подбора специалистов на роль эксперта для конкретной задачи однозначно пока не решена, тем не менее, существуют подходы при формировании группы в виде экспертной комиссии. Применение каждого подхода во многом зависит от целя экспертного оценивания и условий, в которых находится лиц отвечающее за подбор экспертов. При использовании какого либо подхода отбора экспертов, стремятся выяснить априорно его пригодность (полезность) для участия в экспертной комиссии что выражается весовым коэффициентом, который учитывается в дальнейшем. Ниже приводится краткое описание подходов, которые используют при формировании экспертной комиссии (группы)

1. Случайный выбор предполагает, что все эксперты имеют раизные возможности и могут дать ответ на поставленный вопрос

2. Выбор по категориям целесообразен при многоэтапном процессе экспертного оценивания, тогда предпочтение на каждом этапе отдают специалистам, наиболее компетентным в определенной предметной области.

3.Подбор противоположностей. В тех случаях, когда необходимо учитывать противоположные точки зрения экспертов, нужно

подбирать в «команды» экспертов с близкими весовыми коэффициентами, определяющими их компетентность.

4. Выбор по методу самооценки. Перед началом экспертного оценивания осуществляется анкетирование с целью формирования коэффициента компетентности (К) каждого претендента в эксперты, учитывающего степень знакомства с проблемой и аргументированность его предложения по решению задачи.

5. Выбор методом оценки группой. Осуществляется анкетирование группы экспертов, которые выставляют оценку компетентности каждого претендента в эксперты, затем выводится среднее значение, и отбираются те специалисты, которые получают оценку выше установленного порога значимости

6. Выбор на основе имеющихся сведений по предыдущей работе осуществляется в тех случаях, когда имеются результаты работы эксперта в аналогичных опросах.

Процесс экспертного опроса условно разделяется на три фазы (подготовка к проведению экспертного оценивания, проведение экспертного оценивания, анализ и подведение итогов). Продолжительность каждой фазы зависит: от степени подготовленности к выполнению работ, выбранной методики работы с экспертами, а также директивных сроков получения конечного результата.

Первая фаза - подготовка к проведению экспертного оценивания включает такие этапы, как: формирование цели, постановка задачи; разработка процедуры экспертизы, включающая режим работы экспертов, правила их взаимодействия с дополнительными материалами, порядок выполнения работ; формирование группы экспертов, что требует отбора специалистов и получения их согласия на участие в оценивании.

Вторая фаза - проведение экспертного оценивания включает та кие этапы, как: обучение экспертов правилам и условиям проведения работ; распространение анкет (опросных листов); организация выполнения процедуры экспертного оценивания, для чего необходимо предусмотреть временной интервал для эксперт чтобы он мог осознать задачу и подготовить собственное мнение. Главное, необходимо создать такие условия для эксперта, чтобы он мог выполнить работу независимо от результатов работы коллег. Во время проведения экспертизы организатор работ до жен контролировать сроки, готовить и представлять экспертам дополнительные материалы с разъяснениями или сведениями которые могут пригодиться при работе эксперта.

Третья фаза - анализ и подведение итогов (использование результатов), начинается тогда, когда получены материалы от эксперов, организатор проведения экспертизы осуществляет обработку данных и анализирует полученные результаты. В зависимости от поставленной цели экспертизы применяются различные методы обработки результатов. Важным моментом заключительной фазьи проведения экспертизы является публикация окончательных результатов с подготовленными предложениями по их применения

Экспертные методы используются в исследовании социально-экономических и политических явлений и процессов в тех случаях, когда не хватает достоверной статистической информации об исследуемом явлении или имеются весьма неопределенные представления об условиях его функционирования, что бывает довольно часто, а также при дефиците времени для исследования данного явления или при проведении его в экстремальных ситуациях.

Экспертные методы исследования чаще всего имеют форму экспертных опросов - форму устной беседы (интервью) или письменного анкетного опроса.

При устном опросе исследователь вступает в непосредственный контакт с экспертом (респондентом), фиксирует его отношение к обсуждаемой проблеме, контролирует и направляет беседу. При этом надо избегать какого-либо психологического давления на эксперта, не мешая ему свободно высказывать свои суждения[10].

При письменном опросе эксперты заполняют анкету, разработанную исследователем, и возвращают ее либо лично данному исследователю, либо отправляют ее по почте. В отдельных случаях анкеты могут доводиться до экспертов с помощью СМИ - газет, журналов, радио, телевидения.

В качестве экспертов привлекаются высококвалифицированные специалисты в области экономики, политики или иной сферы деятельности. Им дается некая первоначальная информация об исследуемом явлении или процессе и в случае необходимости сообщается дополнительная информация о нем.

На основе представленной информации, своих знаний и имеющегося опыта эксперты высказывают свои суждения, оценки, предложения. Их мнения соотносятся между собой, если надо получить представление об их общем мнении или решении. При этом могут быть использованы разные формы организации труда экспертов, в том числе их «индивидуальная независимая деятельность либо коллективная взаимообусловленная работа».

Применяются следующие формы экспертных опросов:

«1) разовый индивидуальный опрос (интервью или анкетирование);

2) однократный коллективный опрос (совещание, мозговой штурм);

3) индивидуальный опрос в несколько туров (дельфийская техника);

4) коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совещания, многоступенчатый опрос)»

Разовый индивидуальный опрос - это разовая беседа с экспертом или одноразовое заполнение им анкеты, полученной от исследователя. Эксперт сам формулирует ответы на вопросы анкеты или выбирает один из предложенных в анкете ответов.

Однократный коллективный опрос направлен на получение заключения коллектива экспертов по рассматриваемой проблеме, поскольку коллективное мнение и заключение экспертов может быть более компетентным. К тому же совместный поиск истины может стимулировать творческий подход к решению поставленной задачи. Есть данные о том, что «групповое мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма результатов индивидуальных мышлений».

Существуют различные формы однократного коллективного экспертного опроса: дискуссия, совещание, круглый стол и т.п. Во всех из них главным является дискуссия экспертов - в виде простого обмена мнениями на совещании экспертов или в виде «мозгового штурма», в котором высказывание новых идей, гипотез, доказательств нередко принимает лавинообразный характер. При этом большой творческий порыв и «концентрация внимания всех участников на заданной проблеме» дает свой эффект. Важно, однако, чтобы «мозговой штурм» отличался не только творческим порывом, но и основательностью анализа проблемы.

Индивидуальный опрос в несколько туров, известный как метод Дельфи, противостоит таким коллективным формам экспертных опросов, как дискуссия и совещание, т.е. характеризуется полным отсутствием личных контактов опрашиваемых экспертов. Процедура их опросов в данном случае состоит из нескольких туров (итераций). Каждая из них начинается с индивидуального опроса экспертов, ответы которых на поставленные вопросы подвергаются машинной обработке. В первом туре эксперты свободно высказывают свои суждения без какой-либо их аргументации. Во втором туре организаторы опроса могут попросить экспертов обосновать свои выводы. При этом каждому из них сообщают обобщенные данные, полученные при обработке материалов первого тура. Таким образом, происходит заочная и анонимная дискуссия экспертов. В ходе третьего тура эксперт может изменить некоторые свои суждения под влиянием представленных ему новых материалов, обосновывая свои измененные суждения и выводы из них. Информация о них сообщается другим экспертам в четвертом туре. Исследователи отмечают, что после третьего и четвертого туров «ответы экспертов перестают существенно меняться, что и является основанием для прекращения опроса и принятия результатов последнего тура в качестве коллективного мнения, рекомендации или решения».

Коллективный[11] опрос в несколько туров осуществляется путем ис-пользования всех форм и способов коллективной экспертизы, в том числе дискуссии, совещания, круглого стола, «мозгового штурма». Многотуровый или многоступенчатый опрос экспертов направлен на их максимальное углубление в решение соответствующей проблемы, на «превращение такого опроса из интуитивного в интуитивно-логический». Для этого применяются, в частности, «такие формы логического анализа, как разработка матриц взаимокорректировки (суждений экспертов. и «дерева целей».

При построении «дерева целей» сначала разрабатываются сценарии исследования той или иной проблемы. Затем при многотуровом (многоступенчатом) взаимодействии с экспертами на основе разработанного сценария строится «дерево целей»: фиксируются основная цель исследования и ее «подцели», реализация которых является условием достижения основной цели. Далее «определяются коэффициенты относительной важности критериев и целей» на всех уровнях «дерева целей». После этого «определяются конкретные виды необходимых работ, ресурсы и сроки их осуществления».

Таким образом, экспертные методы используются в исследовании социально-экономических и политических явлений и процессов в тех случаях, когда не хватает достоверной статистической информации об исследуемом явлении или имеются весьма неопределенные представления об условиях его функционирования. Данная ситуация бывает довольно часто, а также при дефиците времени для исследования данного явления или при проведении его в экстремальных ситуациях.

 

 

Date: 2015-05-22; view: 1511; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию