Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и краткая характеристика методов исследования социально-экономических и политических процессов





Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Научные методы исследования социально-экономических и политических процессов можно классифицировать различными путями, используя несколько оснований (признаков) классификации.

В литературе можно встретить несколько десятков различных классификаций. Так только в одной из книг выделено 13 признаков классификации методов исследования. Рассмотрим разделение научных методов на классы (группы) по трем признакам, характеризующим условия их применимости.

1. По области применения, определяемой уровнем отображения действительности, на котором метод эффективно может быть использован, и широтой охвата возможных объектов исследования.

2. По уровню исследования, на котором применяется метод.

3. По источнику информации, используемому при применении метода.

1. По области применения выделяют две группы методов, соот-ветствующих уровням отображения действительности: общенаучные и конкретно-предметные. Говоря об исследованиях определенного, но достаточно обширного класса объектов, например, о классе социально-экономических и политических процессов, во второй группе можно по отношению к этому классу дополнительно выделить универсальные (применимые для исследования любых объектов данного класса) и специальные (применимые для исследования только определенного вида объектов) методы. Примером специальных методов по отношению к классу СЭПП могут служить, например, эконометрические методы, которые нельзя применить для исследования политических и большей части социальных процессов[5].

2. По уровню исследования, на котором они применяются, выделяют три группы методов:

A) эмпирические;

Б) эмпирико-теоретические;

B) теоретические.

А. Эмпирические методы - это методы познания реальности, действующие на уровне опыта. Они нацелены на установление и накопление новых фактов, фиксирующих путем описания обоснованное эмпирическое знание о событиях и явлениях реального мира. К основным общенаучным эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - метод исследования, основанный на целенаправленном восприятии объектов или процессов, при котором исследователь не вмешивается в их поведение, а лишь фиксирует их характеристики.

Имеется много частных методов, являющихся разновидностями метода наблюдения и конкретизирующих его в рамках данной науки. В частности, для социологических исследований используются методы включенных наблюдений, опроса (анкетирования) и др. В научных исследованиях и управленческой практике широко используются статистические наблюдения.

Эксперимент - метод исследования, который предполагает активное целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях с целью получения информации о характеристиках этого процесса или объекта.

Возможности непосредственного экспериментирования в эко-номической, социальной и, особенно, политической сфере зачастую ограничены в силу этических соображений и ресурсных ограничений. Это приводит к использованию таких разновидностей эксперимента, как мысленный, математический или компьютерный, т. е. экспериментов на моделях разного вида. В то же время проводятся и реальные эксперименты в социологических исследованиях (на малых группах), социально-экономической (с оплатой труда) и политической (например, в ходе предвыборной кампании) сферах. Еще одним ограничением для применения непосредственного эксперимента в этих сферах является неполная его воспроизводимость или вообще ее отсутствие.

Таким образом, оба рассмотренных метода направлены на получение новых фактов и отличаются лишь способом их получения: без воздействия (наблюдение) или с воздействием (эксперимент) исследователя на изучаемый процесс (объект). Тем не менее, в социальных науках граница между этими методами не такая четкая, как в естественных и технических, из-за зависимости результатов наблюдения от личности наблюдателя, его ценностей и принципов, отношения к изучаемому предмету[6].

Получение эмпирических фактов опытными методами (наблюдения или эксперимента) требует осуществления следующих процедур: планирование, измерение, описание (фиксирование в определенной форме результатов опыта), статистической обработки.

Понятие «измерение» первоначально было сформулировано для естественных и технических наук и определялось, например, как «совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения показателей свойств исследуемого объекта посредством соответствующих измерительных единиц» или короче как «способ определения фактических численных значений измеряемой величины в принятых единицах измерения».

Однако не для всех социальных характеристик (признаков) может быть использована метрическая (имеющая единицы измерения) числовая шкала. Дело в том, что ее использование предполагает осмысленность и применимость для этих признаков операций над числами, а это не всегда имеет место. Например, зарплата или трудовой стаж работников измеряется в метрической шкале с использованием в качестве единиц измерения рубля и года соответственно. А вот их квалификация (знания, умения, навыки, качество работы) такой единицы измерения не имеют. Имеет смысл утверждение, что трудовой стаж (или зарплата) у одного работника в 2 раза больше, чем у другого, но за исключением однообразной сдельной работы* бессмысленно говорить, что у него в 2 раза выше квалификация, хотя можно утверждать, что она выше. Такие характеристики должны измеряться в другой шкале, имеющей сокращенный набор допустимых отношений и операций[7].



С учетом сказанного определим измерение как процедуру, с помощью которой объекты измерения (характеристики), рассматриваемые как носители определенных отношений, отображаются в некоторую математическую систему (множество обозначений с соответствующими отношениями между ее элементами), называемую измерительной шкалой

Б. Эмпирико-теоретические методы - это методы, направленные на теоретическое осмысление фактов и разработку научных гипотез. Они могут использоваться на обоих уровнях исследования для выявления устойчивых, повторяющихся свойств и связей, формирования общих представлений, эмпирических, а затем и теоретических понятий. К основным общенаучным эмпирико-теоретическим методам можно отнести абстрагирование, индукцию и дедукцию, аналогию, моделирование, анализ и синтез.

Все эти методы основываются на использовании сравнения - процедуры, выявляющей сходство и различие объектов (предметов или явлений), либо ступеней развития одного и того же объекта. Плодотворность процедуры сравнения достигается при выполнении двух требований:

1) сравниваться должны однородные объекты, между которыми существует определенная объективная общность;

2) сравнение должно осуществляться по наиболее существенным и важным для цели исследования признакам (характеристикам).

Сравнение объектов используется для их последующего обобщения, классификации и оценки.

В результате обобщения устанавливается общее и индивидуальное (единичное) в сравниваемых объектах. Обобщение — процедура установления общих признаков (характеристик) у сравниваемых объектов и образования множества (класса) из объектов с общими признаками.

Классификация — процедура разбиения некоторого множества объектов на определенные подмножества (классы) таким образом, чтобы каждый объект исходного множества мог попасть только в один из них. Классификация осуществляется путем выделения некоторого общего для всех объектов исходного множества признака как основания их структуризации. В один класс попадают объекты с одинаковым значением (диапазоном значений) этого общего признака. Если выделяются несколько таких признаков, то строится совокупность классификаций.

Оценка [8]- процедура, с помощью которой характеристики объектов отображаются в некоторую шкалу. Оценку можно рассматривать как обобщение процедуры измерения, относящуюся не только к эмпирическим, но и абстрактным объектам - теоретическим понятиям, формирование которых осуществляется с помощью абстрагирования - метода, заключающегося в выделении определенных (интересующих исследователя) свойств и связей исследуемого объекта и отвлечении от других присущих ему характеристик, считающихся несущественными для целей исследования.

Основные методы и процедуры (выделены курсивом), применяемые на различных уровнях научного исследования. Необходимо иметь в виду, что чаще всего они применяются в сочетании, усиливая друг друга.

Важное прагматическое значение для исследования имеет классификация методов по источнику информации, поскольку любое исследование основано на использовании некоторой информации и именно имеющаяся информация сужает спектр процедур, а, следовательно, и методов их исследования, которые возможно применить в данной ситуации.

Можно выделить следующие источники информации о характеристиках (свойствах, отношениях и т.п.) объекта исследования, которые могут быть использованы исследователем при применении того или иного метода:

1) сам объект исследования (социальная система) в своем взаимодействии с внешней средой;

2) другие социальные системы, схожие с объектом исследования;

3) эксперты - специалисты, обладающие полученными в результате своей предшествующей деятельности знаниями об объекте исследования, к которым можно обратиться для получения информации о нем;

4) накопленные во внешней среде и доступные для исследователя знания об объекте исследования, представленные в виде документов (книг, статей, рукописей) чаще всего научного или специального характера;

5) формальные модели исследуемых объектов. Соответствие доступных источников информации и применяемых в этой ситуации характерных

Итак, в этой таблице представлены как некоторые из общенаучных методов, рассмотренных выше, так и конкретно-научные методы - анализа документов и экспертных оценок.

 

 







Date: 2015-05-22; view: 1429; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию