Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система образования в Республике Беларусь. Тенденции и особенности высшего образования





Если заглянуть немного в историю, то развитие и совершенствование образования всегда было особо значимо для Беларуси. Этому способствует великая национальная образовательная традиция – создание на белорусской земле ещё в период введения христианства целостной сети учебных заведений при церквях и монастырях.

Она существенно расширилась, соединила латинские и византийские начала и была одной из лучших в Европе в средние века. Создавались самые разнообразные учебные заведения: школы, училища, коллегиумы, университеты, академии. Конкуренция православия, католицизма, протестантизма шла, прежде всего, через школу.

С конца XVII столетия религиозное влияние на белорусов дополняется политическим. В крае быстро увеличивается воздействие польской культуры и образования. Полонизация препятствовала развитию родной культуры, но в то же время содействовала приобщению населения к европейской цивилизации.

В конце XVIII в. белорусские земли вошли в состав Российской империи. Начала осуществляться политика русификации. Она почти остановила национальное образование, транслировала в основном достижения русской культуры.

Белорусские учебные заведения всегда являлись духовными центрами, они занимались не только обучением, но и выступали очагами культуры, центрами формирования национального сознания.

В XX столетии образование Беларуси вместе с народом пережили сложные преобразования. Они характеризуются как существенными успехами в возрождении национальной школы в 20-е гг., обеспечением широкого доступа людей к знаниям и другим ценностям мировой культуры, так и разрушением национальной школы в 30-е и последующие годы, игнорированием потребностей белорусов, космополитизмом и великодержавным шовинизмом.

Достижением системы образования бывшей БССР является то, что она ликвидировала неграмотность, создала условия для получения каждым человеком общего среднего образования.

На современном этапе развития нашего государства особую значимость приобретает эффективная система образования, которая является основой улучшения качества жизни людей.

В настоящее время складывается мировой высококонкурентный образовательный рынок, поскольку образование, всё больше становясь способом продвижения страны на международный рынок труда и новейших технологий, постепенно превращается в один из ведущих элементов геополитики и экономической стратегии государства. Это вязано, в первую очередь, с процессом глобализации.

Государственная политика в образовании построена на нескольких основополагающих принципах. В частности, это

· государственное финансирование учреждений образования всех уровней,

· государственная социальная поддержка учащихся, студентов, учителей и педагогических работников,

· обеспечение равных возможностей получения образования всеми гражданами и, в первую очередь, сельской молодежью.

Сегодня около трети студентов — родом из сельской местности.

За последние 10 лет стали реальными успехи в образовании. Республика Беларусь достигла самых высоких показателей в мире по грамотности взрослого населения (99,7 %). Уровень развития образования в стране позволил достичь хороших результатов в получении молодежью высшего образования (55 %), а также в обеспечении начальным образованием (третье место в мире).

Изменения, которые происходят в сфере образования, направлены на дальнейшее укрепление ведущих принципов развития белорусской школы.

Беларусь может гордиться системой дошкольных учреждений. Здесь обеспечивается не только уход, воспитание, питание, медицинское обслуживание детей, но и качественное образование. Содержание ребенка в дошкольном учреждении, а также 40 % от затрат на питание датируются государством. При этом, за последние годы количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения, увеличилось почти на 10 %, достигнув 79,7 %, что является лучшим показателем в СНГ. Обеспечен 100 %-ный охват детей 5-летнего возраста подготовкой к школе.

Среднее специальное образование является одним из важнейших звеньев национальной системы образования. Сегодня в экономике и социальной сфере республики занято свыше 900 тысяч специалистов со средним специальным образованием (60 % работают на должностях специалистов, руководителей и иных служащих, свыше 30 % — рабочие). Современная система среднего специального образования включает 214 учебных заведений. Они равномерно распределены по регионам, что приближает образование к потребителю. У молодежи есть возможность учиться в своей местности.


В Законе Республики Беларусь «О высшем образовании» выделено несколько приоритетных направлений. Так, они направлены на обеспечение:

- права граждан на получение на конкурсной основе высшего образования в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, в том числе за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в государственных высших учебных заведениях;

- качества высшего образования;

- гарантий предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших учебных заведений, обучающихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

- интеграции системы высшего образования Республики Беларусь в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии достижений и традиций белорусской высшей школы;

- государственной поддержки подготовки специалистов для приоритетных направлений социально-экономического и научно-технического развития Республики Беларусь, обеспечения ее национальной безопасности.

Данный проект Закона «О высшем образовании» наиболее полно соответствует традиционной системе высшего образования. На первой ступени обеспечивается массовая подготовка. Вторая ступень высшего образования, магистратура готовит к аспирантуре и соисканию ученой степени. Продолжительность обучения на этой ступени – 1 – 2 года. В проекте Закона «О высшем образовании» закрепляется право высшего учебного заведения иметь в своей структуре лицей, ССУЗ, что соответствует существующим реалиям и перспективам развития интеграционных процессов в системе образования.

В настоящее время широко развита система получения второго, третьего высшего образования, что дает возможность на протяжении всей жизни пополнять свои знания и совершенствовать профессиональные навыки. С целью развития системы дистанционного обучения создан Научно-методический совет при Министерстве образования Республики Беларусь.

В республике сложилась система работы с талантливыми детьми и молодежью. Осуществлен ряд мероприятий по государственной поддержке и социальной защите талантливой молодежи. Студентам высших учебных заведений за отличную успеваемость на протяжении всей учебы в вузе, особые успехи в научно-исследовательской и творческой деятельности назначаются стипендии Президента Республики Беларусь. Действует ряд нормативных актов, в соответствии с которыми назначаются именные стипендии учащимся и студентам. Выделяются из государственного бюджета специальные ассигнования на надбавки за успехи в учебе, общественной и научной работе студентам вузов и учащимся средних специальных учебных заведений. Органы местного самоуправления дополнительно принимают решения по социальной поддержке талантливой молодежи.

В целях сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала республики, создания условий для выявления, развития, поддержки и социальной защиты талантливой молодежи разработан проект Государственной программы «Молодые таланты Беларуси» на 2010— 2015 гг.

Так, можно выделить основные ступени образования:

· дошкольное (ясли, детские сады)

· общее базовое (на базе 9-ти классов средней школы). Начинается с 6 лет.

· общее среднее (на базе 11-ти классов), начальное профессиональное (ПТУ), среднее профессиональное (техникумы)


· высшее профессиональное (высшие колледжи, институты, университеты, академии).

В общеобразовательных учреждениях к занятиям в Республике Беларусь 1 сентября приступают более 1 млн учащихся.

После окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение в:

· колледжах

· лицеях

· гимназиях

· профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку

Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе.

Основной документ, дающим право на поступление в высшее учебное заведение — аттестат об общем среднем или среднем специальном образовании

В Белоруссии имеется 45 государственных и 10 негосударственных вузов.

Образование в средней школе является бесплатным. Базовое общее образование (1—9 классы средней школы) является обязательным.

Планировался перевод среднего образования на 12-летнее обучение с обязательными 10 классами обучения, однако в 2008 году было принято решение о возврате к 11-летней средней школе. При этом решение о возврате к 11-летней системе образования было принято не Министерством образования, а Администрацией президента. В системе образования Белоруссии используются два официальных языка — русский и белорусский, преподавание ведётся на белорусском и русском языках

В 2003 году в Белоруссии была введена 10-бальная система оценки знаний в средних школах, ССУЗах, СТУЗах и вузах, взамен 5-бальной системы, традиционной для постсоветских республик.

В 2011 году приём осуществляли 55 высших учебных заведений (45 государственной формы собственности, 10 - частной).

На сентябрь 2011 года: учреждений общего среднего образования - 3,4 тыс. (920 тыс. школьников, в первых классах - около 87 тыс. человек), ПТУ - 217 (обучается - 106 тыс. человек), ссузов (уровень среднего специального образования) - 213 (по плану - 56 тыс. человек), вузов (уровень высшего образования) - 45 государственных вузов (в подчинении 12 министерств и ведомств) и 10 частных (по плану - 89,7 тыс. человек)







Date: 2015-05-22; view: 731; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию