Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Год обучения. 1.Теория, сформулированная и исследованная П.Я.Гальпериным середине XX века основана на том, что организация внешней деятельности школьниковСтр 1 из 6Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. (ЗНАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО) 1. Теория, сформулированная и исследованная П.Я.Гальпериным середине XX века основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, умений, навыков. Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам: Первый - создание мотивации обучаемого; Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия; Третий - выполнение реальных действий; Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий; Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»; Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде (интериоризация). На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается». Взгляды П.Я.Гальперина, А.А. Катаевой о необходимости целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию высших психических функций получили дальнейшее развитие в исследованиях Е.А.Стребелевой (1992, 2001, 2005). 3. В ее трудах представлена методическая система по формированию мышления как единого диалектического процесса, где каждый из видов мышления является необходимым компонентом общего мыслительного процесса. 4. В основе коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми, реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. - В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. - Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может преобладать то одна то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс реального мира приобретает специфический характер. Исходя из теоретических положений П.Я.Гальперина, А.А. Катаевой - на начальном этапе мышление формируется в плане действия, опираясь на восприятие. А) Мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметно-орудийных действиях, включенных в систему практических задач. Б) Педагог направляет практическую деятельность ребенка, способствует формированию переноса принципа действия с одного орудия на другое, незнакомое, в новой ситуации. В) Действуя с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия. Г) При этом он осознает динамичность окружающей среды, а главное, познает возможность воздействовать на динамику предмета по своему замыслу, или в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним взрослый. Д) Такая ситуация непосредственного воздействия ребенка на окружающие объекты создает благоприятные условия для развития соотношения между наглядными и словесно-логическими формами мышления. Е) В процессе действий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив для собственных высказываний: фиксации выполненного действия, рассуждений, умозаключений Ж) Словесное обобщение ребенком собственных действий ведет к возникновению и совершенствованию полноценных образов и оперирования ими в мысленном плане. З) В ходе занятий используются следующие приемы: сравнения, обобщения, противопоставления, аналогии, установление связей между явлениями и объектами природы, классификация и систематизация известных фактов, формулирование выводов в виде суждения и умозаключения. Д) Именно на этой основе формируются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными, обобщенными, что позволяет детям устанавливать причинно-следственную связь и зависимость. Направления работы: год обучения ЗАДАЧИ 1. Создание предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления: *формирование целенаправленной предметно-орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания; *формирование обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения; *формирование навыков анализа проблемными практическими ситуациями и обучение использованию предметов-заместителей. * формировать способы ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способы ее выполнения. *формировать метод проб, как основной метод решения наглядно-действенных задач. * включать речь в процесс решения проблемно-практических задач.
Рассмотрим это более подробно.
1. При формировании наглядно-действенного мышления одной из первых задач является — формирование обобщенного представления о вспомогательных средствах и орудиях фиксированного назначения, которые человек использует в своей каждодневной жизни. На первом году обучения детям даются основные представления о двух типах орудий: с фиксированным назначением и предметы-заместители, которые используются в проблемных практических ситуациях. * Взрослый учит их осознавать саму проблемную ситуацию, выделяя цель действия и условия ее достижения, а затем, помогает анализировать обстановку, искать средство ее достижения (орудие) — в окружающей обстановке. При этом слова «цель», «условие», «средство», «орудие» не употребляются. ПРИМЕР Рассмотрим в качестве примера дидактическую игру «Достань ключик», в которой педагог знакомит детей с проблемной практической задачей и учит анализировать условия такой задачи. *Педагог показывает ребенку новую заводную игрушку и объясняет, что машина не едет, чтобы она поехала — нужен ключик. Ключик от игрушки висит высоко, так, что, стоя на полу, ребенок не может его достать.
|