Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теологическая культурология П. Тейяра де Шардена





Теологическая культурология рассматривает культуру в ее соотнесенности с идеалом, который связан с религиозными представлениями о цели человеческой деятельности конечном предназначении человека. Крупнейшим представителем теологически та культурологии является П. Тейяр де Шарден (1881 — 1955), французский философ, специалист во многих областях научного знания, католический теолог. Его книга “Феномен человека” внесла существенный вклад в разработку философской

антропологии. В этой книге он выразил свои мысли, которые оказались несовместимыми с общепринятыми идеями томизма как основополагающего учения католической

церкви, за что автор был лишен права преподавания и публикации философско-теологических работ. Тейяр де Шарден предпринял попытку синтеза научного и религиозного опыта с целью раскрытия эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека с присущими

ему разумом и чувствами. Он полагал, что этот результат эволюции является заранее запланированным свыше итогом космического процесса как единоцельной системы.

Стремление уяснить диалектику “всеединства”, охватывающего явления сущего, сопряжены у него с пантеистической установкой, со стремлением найти Бога, как

бы растворенного в мире и проникающего во все “поры” сущего мощью своего абсолютного смысла: духовное начало, пронизывая мир, направляет его развитие.

Для своего анализа Тейяр де Шарден использовал термин “энергия”, которую мыслил как неотъемлемое свойство материи, задающее импульс эволюции Космоса. Психоэнергетический

феномен лежит в обосновании автором божественного источника космической эволюции. Высшим ее выражением является разумный человек. Мыслитель считал эту

энергию естественной формой божественной благодати. Точка “Омега” — это финальная цель, символизирующая собой Христа, сопричастного мирозданию. Человек,

концентрирующий в себе психическую энергию, творит ноосферу. Воззрения Тейяра де Шардена исполнены гуманистически-христианской направленностью. Он призывал к единению всех народов, единению науки и религии, а также мистики в качестве защиты от всех бедствий в современной мире (1).



37.Асноўныя ідэі гуманістычнай культуралоіі

Гуманизм в XX в. пережил сложный и драматичный этап своей истории. Но ни трагические события двух мировых войн, ни антигуманизм в его различных проявлениях не свидетельствуют о крахе гуманистических идей. Именно гуманизм как мировоззренческая универсалия предложил человечеству ценности, которые постепенно образовали фундамент современных демократий, международного права, движений за права человека и охрану окружающей среды.
В современной теории и истории культуры накоплены существенный объем информации, связанный с исследованием, с одной стороны, идейного содержания современного гуманизма, с другой - с его присутствием в современном обществе, с его разнообразными практиками в нем. В этих обстоятельствах возникает необходимость целостного научного описания, систематизации, реконструкции и оценки современного гуманизма как теории и мировоззрения, так или иначе функционирующего в культуре и определяющего ее облик. Как феномен культуры гуманизм проявляется, прежде всего, в области научных исследований, социальной работы, общественной и образовательной практики, но особенно на уровне повседневности как образ жизни и средство культурной коммуникации. Он является тем мировоззренческим ферментом, который создает целостное пространство культуры с единством и многообразием ее идей, ценностей, стилей жизни, традиций и идеалов. Наконец, он имеет статус культуры и потому, что как мировоззрение и практика сознательно культивируется на индивидуальном и социальном уровне -от семейного до планетарного. Коль скоро культура - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, то гуманизм в данном случае тяготеет быть квинтэссенцией этой культуры, поскольку в центре этого мировоззрения идея человека, общечеловеческие фундаментальные ценности и передовые научные методы усвоения, развития и социализации этих ценностей.
Итак, гуманистический характер культуры определяется ее способностью обеспечивать всестороннее развитие способностей и сущностных сил человека, самореализации и самоутверждения человека как личности, полное раскрытие ее возможностей, реализацию свободы человека во всех сферах жизнедеятельности. Конечно это зависит не только от культуры как таковой, но и от самого человека, поскольку они (культура и человек) всегда органично взаимосвязаны и не существуют друг без друга. Однако поскольку культура характеризуется історичністю, то и проявления ее гуманістичності тоже обусловлены уровнем исторического развития человеческой деятельности как основы развития и культуры, и человека. В то же время на всех исторических этапах своего существования - от возникновения до наших дней, культура направлена на развитие и совершенствование человека. Более того, гуманистический характер культуры проявляется уже в том, что вне ней человек вообще не могла бы существовать как человек. Поэтому не случайно все настоятельнее сегодня выдающиеся мыслители отмечают, что дальнейшее развитие человечества и его существование зависят от развития культуры, культивирование человечности, любви ко всему живому, утверждение во всех сферах жизнедеятельности идеалов и ценностей гуманизма. Иначе не может быть речи не только о социально-культурный прогресс человека и человечества, но и об их существовании вообще. Не случайно в XX в. дальнейший прогресс человечества почти все мыслители связывали с прогрессом культуры и ее гуманистических основ - правды, добра, красоты, любви.








Date: 2015-04-23; view: 1499; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию