Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Посадка всадника






Еще одна книга о верховой езде? Еще одна книга о верховой езде!

Я знаю, что на сегодняшний день существует достаточное количество книг о верховой езде. К тому же книга представляется мне наименее удачным из всех возможных средств, которые должны приблизить нас к сущности верховой езды. Книга

— это застывшая теория, а верховая езда

— это движение и динамика.
Необходимое для посадки на лошади равновесие немыслимо без движения. Представьте себе велосипедиста, пытающегося остановиться на красный свет светофора и при этом сохранить равновесие. Как только он остановится, ему придется поставить одну ногу на землю. Итак, баланс
возможен только в движении.

Меня уже давно завораживает движение, особенно его гармония, красота. Разных людей я узнавала уже издалека не по лицу, а по характерным движениям. В моей собственной практике верховой езды важнее успехов на соревнованиях было достижение гармоничной согласованности движения всадника и лошади. В конце концов, моя профессия научила меня анализировать и понимать движение, потому что, будучи тренером по лечебной физкультуре, становишься специалистом в области двигательной терапии.

Вскоре я поняла, насколько тяжело бывает выполнить самое простое повседневное движение, если по какой-либо причине не функционирует какая-то мышца или сустав. Задача преподавателя лечебной физкультуры (ЛФК) заключается в том, чтобы обучить пациента посильным для него образом совершать экономное движение. Многие из этих


движений осуществляются непроизвольно и неосознанно. Научиться автоматически, управлять новыми движения ми — задача не из легких. Лечебная гимнастика всегда ориентируется именно на здоровое движение. Оно естественно и функционально для нашего тела, щадит его. Во время моей учебы и практики мой взгляд на самые разные движения постоянно обновлялся. Так, и верховую езду я стала понимать как движение, по новому заинтересовалась тем, как оно происходит и как ему можно научиться.

Мое обучение в этом виде спорта проходило в самых благоприятных условиях. В нашей семье все ездили верхом и держали собственных лошадей, так что верхом на лошади я оказалась раньше, чем начала ходить. Вот почему у меня было некоторое преимущество в решении проблем, с которыми часто сталкиваются молодые всадники в процессе обучения: я довольно рано научилась ездить верхом, у меня был богатый выбор хороших лошадей и моя учеба протекала под руководством прекрасных педагогов и тренеров. Собственно говоря, из меня должна была получиться хорошая всадница. Но в переходном возрасте я очень резко вытянулась и довольно скоро достигла своего почти гвардейского роста — 1,80 м. Это сильно отразилось на верховой езде. Лошади, прежде подчинявшиеся мне так естественно, внезапно превратились в не управляемых жирафов. Я потеряла чувство уверенности в седле, чувство равновесия, легко пугалась и из-за этого часто падала с лошади. Только терпению моих родителей, а также некоторых лошадей и пони я обязана тем, что все-таки не бросила верховую езду.

В процессе обучения моя мама больше всего внимания уделяла правильной посадке. В результате я с моими длинными неуклюжими руками и ногами постепенно вновь научилась спокойно сидеть в седле. Но у меня еще долгое время были проблемы с точностью, эффективностью регуляции и координации движений.

В то время, когда я училась для получения квалификации тренера ЛФК, качество моей верховой езды поразительным образом резко улучшилось. Изучая анатомию человека, я лучше узнала свое собственное тело, научилась работать над недостатками своих движений и по садки, контролировать их и, наконец, стала лучше ездить верхом. Я была поражена, обнаружив, что знания в области ЛФК можно использовать для совершенствования посадки всадника. После этого я прошла дополнительный курс обучения иппотерапии, т.е. лечения пациента при помощи верховой езды. В этом случае движения лошади используются для обучения естественной, здоровой динамике тела.

После любительских курсов желание совершенствовать свои собственные навыки в области верховой езды привело меня на выездковое отделение в качестве берейтора. Не только интенсивный обмен мнениями с профессиональными тренерами и любителями, но и мой собственный опыт показали мне, как мало внимания в нашем обучении уделяется самим проблемам процесса обучения — и все по той простой причине, что об этом мало что известно.

Надо сказать, что во мнениях об обучении лошади и всадника царит огромный разрыв. Что касается лошади, то здесь, в основном, господствует единодушие. Главные этапы обучения установлены и выстроены по определенной шкале. Существует достаточно концепций относительно того, как натренировать

 


 


Просто поразительно, насколько другим может выглядеть мир, если перевернуть его «с ног на голову».


мускулатуру лошади или как подкорректировать ее неправильные движения. Ну, а к всаднику всегда применяют только застывший идеальный образ совершенства. При сравнении с этим образом любые отклонения от него фиксируются как ошибки. И вообще, продуманного последовательного дробления учебного процесса на отдельные небольшие шаги про сто не существует. Даже сами профессионалы спорят о том, как нужно начинать обучение: со стременами или без них, с облегченной рыси или с учебной, следует ли сначала обращать внимание на пря мое положение головы всадника или на то, чтобы он не задирал каблуки. Так как мне было невероятно трудно выбрать между двумя моими профессиями, в конечном итоге я реализовала обе. Полдня я работала в Центре лечебной гимнастики, специализируясь на болезнях позвоночника, а его вторую половину проводила в одном из конноспортивных союзов, где учила детей и начинающих взрослых, работала в качестве иппотерапевта и много времени уделяла занятиям с достаточно опытными всадниками, имевших проблемы с посадкой.

Тем самым я как бы связала в один узел обе мои специальности, на первый взгляд такие разные. И выяснилось: узел оказался крепким!

Часто к новому пониманию известных вещей приходишь, посмотрев на них с новой точки зрения. Например, из одного долгого путешествия по Австралии я привезла совершенно особую карту мира. С нашей точки зрения эта карта переверну та вверх ногами, и Австралия расположена на ней в середине. Просто удивительно, насколько другим может выглядеть мир, хотя все географические параметры соблюдены в точности.

Просто удивительно, насколько неожиданно смещаются некоторые акценты,



если попробовать перевернуть вещи с ног на голову. Так я начала совершенно по новому воспринимать многие знакомые представления. «Ах, вот в чем дело!»

— многие явления стали понятнее благодаря тому, что на верховую езду, которой сама обучалась с малых лет по классической методе, я посмотрела глазами
тренера лечебной гимнастики. Некоторые моменты я поняла правильно только благодаря такому подходу.

Верховая езда — это целостный комплексный спорт, все необходимые движения которого всегда остаются естественными. От всадника не требуется совершать каких-то неестественных телодвижений. Здоровые, нормальные движения

— вот предпосылка для успешного обучения верховой езде. Справедлива и обратная зависимость: в процессе правильной езды можно научиться здоровым, естественным движениям. В наше время с его дефицитом движения в повседневной жизни это имеет немаловажное значение.


В этой книге я не собираюсь предлагать некую новую теорию обучения верховой езде. Напротив, здесь рассматривается именно общепринятое, традиционное учение, но под несколько иным углом. И для этого необходимо совершить экс курс в историю развития движения чело века, а также в его анатомию.

Тот, кто хочет лучше научиться ездить верхом, должен хорошо изучить свое тело и научиться его понимать, прежде чем он сможет им управлять. Именно в этом кроется ключ к тайне особого чутья всадника.

Конечно, никакая книга не заменит обучения под руководством опытного тренера. Но занятия с квалифицированным преподавателем не освобождают всадника от необходимости самостоятельно развивать у себя чувство тела и стремиться достигнуть лучшего контроля над ним. Именно в этой точке пересекаются задачи современного обучения верховой езде и моей книги.




Обучение движению ребенка, подростка и взрослого человека

«Жизнь — это движение». В наше время, когда мы так мало двигаемся, следует все время помнить об этом. Но как же определяется движение, как оно возникает, как ему научиться, как его применять на практике? Двигательное поведение очень индивидуально. Каждый человек двигается по-своему, у него есть свои, только для него характерные движения. Они зависят от общего строения тела, от его конституции, от самой личности. Движением управляет человеческий мозг. Такие образцы движения как, например, ходьба, положение стоя, сидя или прыжки как бы хранятся в нашем мозге и по мере необходимости реализуются автоматически. Вплоть до рождения в мозге ребенка созревают клетки, число которых увеличивается делением. После рождения деление клеток прекращается, и тогда начинается процесс обучения. Отдельные клетки соединяются между собой синапсами. Так складывается упорядоченная сеть путей и связей.

Такие сети включают в себя также индивидуальный запас образцов движения. С началом полового созревания в организме выделяется гормон, который делает невозможным дальнейшее установление связей между клетками. Это означает, что новые пути больше не могут быть проложены. Вот почему детство играет определяющую роль для всех сфер жизни. Чтобы нагляднее представить себе этот процесс, я часто сравниваю мозг с планом города (рис. 1.1).

К моменту рождения человека в его голове уже существует множество отдельных


«домов», а потом приходит время прокладывать между ними «улицы». Так складывается целая сеть коммуникаций. Если, например, нам надо добраться от пункта А в пункт Б, то сразу прокладывается пря мой путь от А к Б, который теперь навсегда связывает эти пункты. Таким способом дети спонтанно осваивают сложные комплексы движений. Взрослый же человек должен сначала поискать прямую дорогу от пункта А к пункту Б в своем «городе», существующем в голове. И если такого пути нет, то, возможно, ему удастся найти путь от пункта А к пункту Б через пункт В.

Рис. 1.1. «План города» в голове.

Это означает, что у взрослого человека новое движение складывается только из уже заложенных в сознании, т. е. знакомых ему элементов движения. Он не может больше прокладывать новые пути в своем «городе». При этом он зависит от того, насколько развита сложившаяся сеть коммуникаций и насколько хорошо


13


он в ней ориентируется, потому что очень часто случается, что уже сложившиеся прямые пути как бы забыты, заброшены, и тогда приходится «ехать в объезд», что совершенно не нужно. Эта картинка объясняет нам, почему взрослый чело век, когда-то уже выполнявший некое движение, не может его повторить. Найденный обходной путь должен быть про ложен основательно, он должен быть хорошо «наезжен», чтобы потом его можно было бы найти и «во сне». Вот почему взрослый должен тренировать и заучивать новые движения.

Нервные пути мозга передают сигнал невероятно быстро. Поэтому и обходной путь может быть использован без потери времени. Но в профессиональном спорте большинство спортсменов приобщены к нему уже с раннего детства, а те немногие звезды, которые начали заниматься спортом позже, все равно, так или иначе, смогли приобрести опыт разнообразных движений еще в детстве.

Пути, проложенные в мозге, но не использовавшиеся долгое время, могут прийти в запустение, стать непроходимыми, и им может потребоваться своего рода обновление или чистка. Чем меньше взрослые тренируют разнообразные движения, тем больше становится таких «заброшенных» путей. Как следствие этого у человека появляются проблемы с осанкой и несогласованность двигательного поведения — болезнь нашей цивилизации. Возвращение этих заброшенных путей к жизни, их «расчистка» — это напряженный труд, требующий больших физических и временных затрат.

Даже если вы занимаетесь верховой ездой не с самого детства, все же не стоит расценивать свой случай как безнадежный и закрывать книгу на этом месте.


Верховая езда — это вид спорта, основанный на множестве разнообразных движений, знакомых нам с раннего детства. Так, в иппотерапии шаг лошади используется именно потому, что движения ее спины как бы передает корпусу всадника образ обычной ходьбы. Движения лошади имеют очень много общего с ходьбой человека. Сами движения и не обходимые реакции в корпусе всадника в обоих случаях почти идентичны. В этом заключается одна из причин большой оздоровительной ценности верховой езды. И даже тот, кто начал заниматься конным спортом в более позднем возрасте, может стать хорошим всадником.

В движении выражается вся личность человека. Состояние нашего внутренне го «я» решающим образом влияет на характер движения. Когда дела идут хорошо, то мы держимся совсем иначе, нежели в моменты душевного кризиса. Правильная осанка, прямая и свободная походка всегда служат для нас знаком внутренней уверенности и душевного равновесия. Сгорбленный, поникший человек, втягивает голову в плечи и прячет от всего окружающего мира не только свою голову, но и свою личность.

Страх, стрессы, монотонность и хаотичность, а также перенапряжение сил и сбой координации всегда были врагами двигательного обучения. Страх блокирует движение. При испуге немедленно проявляются защитные рефлексы: чело век зажимается, вскидывает руки, сгибается пополам (а в крайних ситуациях принимает даже положение эмбриона). В стрессовой ситуации возможны только автоматические реакции, и тонкая на стройка движений, которая будет адекватна реальной ситуации, становится невозможной. Так, при езде верхом в состоянии



стресса невозможно адекватное реагирование на конкретную ситуацию, и ни о какой тренировке новых движений не может быть и речи. Например, всадник, находящийся в стрессовом состоянии, выполнит одержку жестко и грубо и не сможет уловить тонкие сигналы, по ступающие от лошади, учитывать которые просто необходимо для дозирования и согласования средств управления.

Монотонность, застывшая рутина, тупое повторение и, наконец, просто скука мешают прогрессу в обучении, так как успешная тренировка неразрывно связана с радостью новых переживаний и получением нового опыта. Прямой и столь же бесплодной противоположностью этому является хаотичное обучение, когда отличить новое от уже известного становится просто не возможно. Действительно успешное обучение продвигается вперед небольшими шагами, балансируя по острой кромке между монотонностью и хаосом.

Когда в обучение вводятся какие-то новые элементы или изменения, то все остальные основные предпосылки должны оставаться прежними. На новой лошади нужно сначала повторить прежние уроки. Незнакомые упражнения следует осваивать постепенно, постепенно увеличивая уровень сложности. Например, одержку сначала выполняется на определенном отрезке длинной стенки, затем на определенной требуемой точке и только после этого без ориентации на разметку в точке Х. Перенапряжение сил или координации чаще всего является следствием неправильной постановки цели. Однако ложные цели часто ставит не тренер, а сам ученик.

Общая модель развития двигательного поведения позволяет сформулировать три четких принципа процесса обучения:


 

Date: 2015-05-19; view: 485; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию