Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Младенческий период ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Общая характеристика. Возрастные рамки периода младенчества – от 1 месяца до 1 года. На протяжении младенческого периода идет интенсивное, как физическое, так и психическое, развитие ребенка. Развитие в период младенчества имеет естественный характер. Это период сенсорной регуляции психической деятельности, он является сензитивным для развития моторики. Идет активное развитие сенсорно-перцептивной сферы. Появляется способность к пониманию человеческой речи, к концу периода у ребенка появляются первые самостоятельные слова. Младенец овладевает простейшими предметными действиями. Развивается потребность в общении, причем важно отметить, что ведущая деятельность и ведущий фактор развития младенца – эмоциональное общение со взрослым. Физическое развитие. В период младенчества идет интенсивный рост тела и мозговых структур. Развивается костно-мышечная система, нервная система. Меняются пропорции тела, части тела развиваются неравномерно: отмечается более быстрый рост конечностей по сравнению с головой. Моторное развитие. Развитие моторики в период младенчества происходит по трем направлениям: формирование движений глаз, формирование движений руки, развитие общих локомоций (общих движений). В развитии моторики выделяются специфические закономерности ее генеза, а именно: моторика развивается в цефало-каудальном и проксимо-дистальном направлениях. Особенно важную роль играет овладение активным передвижением в пространстве (ползанием, а затем ходьбой), хватанием предметов и манипулированием ими. Эти действия также служат показателями того уровня развития, которого достиг ребенок. Линия развития движения глаз формируется к 3 месяцам: происходит конвергенция глаз, развивается зрительное сосредоточение и следящие движения. Акт хватания, в основе которого лежат хаотические движения, формируется к 6 месяцам. Акт хватания провоцирует движения руки, стимулируя психическое развитие. Для развития моторики важны манипуляции с предметами. Развитие общих движений идет от поднятия головы до самостоятельной ходьбы. При неблагоприятных условиях воспитания у ребенка могут складываться и закрепляться тупиковые виды движения, которые не только не способствуют дальнейшему развитию, но, наоборот, тормозят его (сосание пальцев, раскачивание на четвереньках и др.). Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых, организующих его поведение, и имеют большое значение для психического развития. Развитие перцепции. Стадии становления перцепции в период младенчества изучал Ж. Пиаже путем наблюдения и естественного эксперимента. Он выделил этапы становления восприятия объекта в младенческом возрасте и формирование, в том числе, таких его характеристик, как экстраполяция, постоянство объекта, познание объективных отношений и выделение предмета как отдельного объекта, который может перемещаться в пространстве. Исследования также показали, что трехмесячные дети различают цвета, формы объемных и плоскостных геометрических фигур. С разнообразными свойствами предметов – их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и т. д. – младенец знакомится в процессе хватания и манипулирования. К 10–11 месяцу жизни возникает зрительное восприятие формы и величины. Развитие мнемической функции идет с момента рождения и на протяжении всего младенческого периода жизни в первоначальных формах. Вначале процесс запечатления носит кратковременный характер. В 3–4 мес. зафиксировано узнавание в сфере зрения и слуха. В конце первого года жизни объектом запечатления становятся словесные стимулы. Происходит расширение круга запоминаемых объектов и вместе с тем удлинение сроков запечатления. Развитие внимания. В первые месяцы у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует исключительно на внешние раздражители, причем только в случае их резкой смены. Начиная с 3 мес. ребенок начинает все больше интересоваться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, т. е. наиболее близкими к нему. В 5–7 мес. непроизвольное внимание развивается интенсивно. Развитие мышления. Развитие мыслительной функции в младенческий период проявляется в преднамеренном достижении ребенком намеченной цели. После 8–10 мес. ребенок оказывается способным решать пространственные задачи, используя для этого различные средства. Также была выявлена способность ребенка к обобщению практического опыта решения задач и переносу способа действия в сходную ситуацию. Процесс становления мышления у детей изучал также Ж. Пиаже, который первый этап становления мыслительной деятельности назвал периодом сенсомоторного интеллекта. В младенческом периоде ребенок проходит четыре стадии сенсомоторного периода развития мышления, выделенные Ж. Пиаже: стадию рефлексов, первичных и вторичных круговых реакций, а также практического мышления. Предречевое развитие. Подготовка к появлению речи идет двумя путями: развитие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи) и развитие предречевых вокализаций ребенка, которые предшествуют собственной активной речи. Первый путь связан с развитием фонематического слуха, в результате которого к концу года (8 мес.) ребенок уже различает многие слова взрослого и понимает их значение. Второй – с развитием интонационных структур и псевдослов. Становление интонаций проходит следующие этапы: звуки спокойного гуления, звуки радости и смеха, интонации эмоциональной просьбы, интонации вопроса. Развитие псевдослов: гуканье (произнесение согласных звуков), гуление (произнесение гласных звуков), лепет (произнесение первых слогов), который появляется у ребенка после 6-го месяца жизни. К 12 мес. для детей характерны монологи из слогов, ребенок произносит по меньшей мере 2, чаще 5–10 осмысленных слов (на детском языке). При отставании психического развития ребенок не понимает обращенной к нему речи и не начинает говорить сам. Важными условиями появления и развития лепетных вокализаций и подготовки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствии взрослого и эмоциональный контакт с ним. Развитие образа Я. Кризис 1 года. На этом этапе развивается представление ребенка о себе. На основе формирующегося положительного самоощущения в процессе общения со взрослым и манипулятивной деятельности у ребенка складывается представление о самом себе как о субъекте практической деятельности, т. е. как об источнике собственных действий. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, что свидетельствует о наличии образа себя. Возросшее чувство «Я» наиболее ярко проявляет себя в кризисе одного года, симптомы которого охватывают все сферы жизнедеятельности ребенка: его отношения к предметному миру, к окружающим взрослым и к самому себе. Выросшая свобода передвижения и активность ребенка, а также неизбежные запреты взрослого приводят к тому, что ребенок переживает свои стремления и тем самым узнает и чувствует себя. Появляются собственные, независимые от взрослого аффективные стремления ребенка и яркая ориентация на оценку взрослого. Стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого составляют главное противоречие кризиса одного года. Социальное развитие: общение со взрослым. Базовая потребность младенческого возраста – потребность в безопасности, защищенности. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверяет ему и осваивает его смелее. Согласно Э. Эриксону, в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми. Неудовлетворение потребности в общении и любви может привести к проблемам в физическом и психическом здоровье (синдром госпитализма). В этом же возрасте формируется чувство привязанности. В этот период ребенок уже реагирует на воздействие взрослого и сам начинает воздействовать на взрослого различными способами – это проявляется в подражании движениям рта, рук, вокализациям. Больше всего ребенок реагирует на речь человека, произнесенную с интонацией. До 6 месяца общение со взрослым носит преимущественно эмоциональный характер (ситуативно-личностный тип общения). В качестве средств общения в это время выступают эмоциональные реакции. Общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца: он начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения; формируются аффективно-личностные связи с близкими взрослыми; эмоциональное общение со взрослым стимулирует его познавательную активность. Во втором полугодии меняются отношения ребенка со взрослыми: у него формируется новый тип общения со взрослыми – ситуативно-деловой, при котором в качестве средства общения наряду с эмоциональными реакциями становится действие с предметом. Младенец в это время начинает по-разному реагировать на отрицательные и положительные воздействия взрослого. Дети демонстрируют качественно различное отношение к близким и посторонним взрослым: по отношению к близким взрослым устанавливаются и ярко проявляются аффективно-личностные связи; к посторонним взрослым ребенок испытывает недоверие и страх. Date: 2015-05-19; view: 1193; Нарушение авторских прав |