Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Период новорожденности
Общая характеристика. При рассмотрении периода новорожденности необходимо исходить из того, что это критический период в жизни человека. Многие исследователи не выделяли этот период как самостоятельный и рассматривали его как составную часть периода младенчества. Часть исследователей, вслед за Л.С. Выготским, рассматривают его как критический период. Но так как данный период обладает многими специфическими характеристиками и особенностями, мы вслед за Е.Ф. Рыбалко, будем его рассматривать как самостоятельный период возрастного развития человека. В этот период продолжает реализовываться наследственная программа, развитие носит преимущественно естественный характер. Для новорожденного характерен сенсорный уровень регулирования психической деятельности. Идет дальнейшее развитие сенсорных систем, моторики, на их основе начинает развиваться перцепция. Основная черта периода новорожденности – это переходность от внутриутробного к внеутробному развитию, и адаптация к новым условиям развития, которая проявляется на всех уровнях развития: соматическом, рефлекторном, сенсорном, моторном. Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. К концу первого месяца и началу второго в целом завершается переход к новым условиям жизни, отмечается появление эмоционально-положительной реакции ребенка на общение с взрослым, так называемый «комплекс оживления». Рассмотрим основные особенности развития и адаптации новорожденного с учетом различных уровней переходности. Соматический уровень переходности. Процесс рождения ребенка – это переход из одной среды обитания в другую, в связи с чем значительно изменяются ощущения ребенка, это также переход на другую форму питания и кислородного обмена. Переход ребенка от внутриутробной жизни к внеутробной сопровождается перестройкой его физиологических механизмов. У новорожденного наблюдаются физиологические, или адаптивные, сдвиги, которые выражаются в появлении «желтушности» кожных покровов, аллергическом катаре кожи слизистых, изменениях в метаболизме. Общим показателем адаптационных процессов является потеря веса, составляющая 5–6 % от первоначального. Проявление адаптивных сдвигов у новорожденных имеет различную степень выраженности и продолжительности, что объясняется особенностями нейродинамики ребенка (исследования С.Д. Мелешко и З.И. Коларовой). Рефлекторный уровень переходности. Новорожденный обладает определенным арсеналом безусловных рефлексов. Среди врожденных рефлексов новорожденного можно выделить три группы: физиологические, атавистические и ориентировочные рефлексы. Физиологические рефлексы – рефлексы, необходимые для его физического выживания в мире. Такими важными безусловными рефлексами являются сосательный, дыхательный, глотательный, а также различные защитные рефлексы (зрачковый, мигательный и др.). Рефлексы, не имеющие жизненно важного приспособительного значения, относят к группе атавистических рефлексов (хватательный рефлекс, рефлекс шагистики, плавательный рефлекс), большинство атавистических рефлексов угасает в первом полугодии жизни. В приспособительной деятельности новорожденного важную роль играет ориентировочный рефлекс, вызываемый с различных анализаторов. Ориентировочный рефлекс мобилизует ответ организма на действие внешних агентов и способствует образованию условно-рефлекторных связей. Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам. По характеру проявления безусловно-рефлекторной деятельности судят о соматическом состоянии новорожденного (это один из 5 показателей шкалы Апгар), а также о психическом развитии ребенка (показатель шкалы психического развития Бразелтона). Значение безусловных рефлексов состоит в том, что они не только обеспечивают жизнедеятельность ребенка, но с их помощью ребенок отражает воздействие на него окружающей среды. Безусловные рефлексы также лежат в основе условно-рефлекторной деятельности. По мнению различных исследователей, условные рефлексы могут формироваться в разном возрасте – от 2 месяцев до 8 дней жизни. Были выделены факторы, влияющие на сроки становления условных рефлексов: приближение первого кормления к моменту рождения ребенка, качество безусловно-рефлекторного фонда, соматическое состояние ребенка, анализатор, к которому обращен раздражитель, индивидуальные особенности ребенка. Сенсорный уровень переходности. Исследование сенсорных систем новорожденных показало, что к моменту рождения у ребенка функционируют все анализаторы. Можно получить реакцию с любого анализатора в первые шесть часов после рождения. Но их ответы дифференцированы – в первую очередь функционируют филогенетически более старые анализаторы: тактильные, вестибулярные, обонятельные, вкусовые; слуховой и зрительный – в менее совершенном виде, так как слуховая и зрительная чувствительности формируются в эмбриогенезе несколько позже, и продолжают развиваться после рождения. Сенсорика определяет всю психическую деятельность ребенка. Благодаря сенсорике и комплексу различных рефлексов ребенок взаимодействует со средой. Важная особенность новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений. Новорожденный обладает богатыми сенсорными возможностями, которые выражаются в различении и предпочтении определенных зрительных и слуховых воздействий. Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Исследование сенсорных способностей ребенка показало, что в период новорожденности он видит на ограниченном расстоянии, различает основные цвета; обладает дифференциальной слуховой чувствительностью в 1 октаву (70 % детей); дифференциальной температурной чувствительностью (до 1 градуса), при этом температурная чувствительность зависит от зоны воздействия; очень хорошо развиты обонятельная, вкусовая (различает все виды вкуса) и вестибулярная виды чувствительности. Важно также отметить, что функционирование анализаторов у новорожденного обеспечивает различение не только простых стимулов разной модальности, но и комплексных раздражителей разной степени структурированности. Это можно рассматривать в качестве переходной формы от сенсорики к перцепции. Наряду с этим к моменту рождения в основном оказываются сформированными отдельные механизмы, обеспечивающие развитие самой перцепции. К ним относятся механизмы слежения, локализации объекта в пространстве, механизмы сличения объектов и сохранения следов их воздействия. В первые дни жизни действие всех этих механизмов крайне несовершенно (Е.Ф. Рыбалко). Моторный уровень переходности. Моторика новорожденного имеет специализированные и общие механизмы функционирования. Переходный момент от внутриутробного существования к новым условиям жизни в процессе перестройки позностатической структуры организма был зафиксирован С.Д. Мелешко в позе новорожденного: отличие позы новорожденного от позы плода заключается в том, что у первого усиливается тонус мышц задней поверхности шеи и глубоких мышц спины, обеспечивающих выпрямление и удержание головы и туловища в прямом положении. А. Пейпер выделяет следующие группы рефлексов: рефлексы положения и движения, рефлексы локомоций, хаотические движения. Эмоционально-социальное развитие. На первом месяце жизни преобладают отрицательные эмоциональные реакции, свидетельствующие о переживании дискомфорта (проявляются в виде крика и плача). На 2-м месяце наблюдается переход к положительным эмоциям. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. В результате материнской активности в конце 3-й недели жизни у новорожденного появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей. Завершается период новорожденности появлением у ребенка первого поведенческого акта – комплекса оживления. Комплекс оживления – это эмоционально положительная реакция ребенка на появление взрослого, выражающаяся в зрительном сосредоточении на лице взрослого, улыбке, двигательной активности. Комплекс оживления – первый специфический поведенческий акт младенца, являющийся определяющим для всего последующего развития. Важная особенность развития ребенка в ранние периоды проявляется в том, что незавершенность формирования у него основных нервных структур к моменту рождения, их пластичность увеличивает количество возможностей в выборе направления развития и обеспечивает гибкость адаптации.
Date: 2015-05-19; view: 1594; Нарушение авторских прав |