![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Проектирование технического обеспечения АРМРаздел состоит из двух параграфов: • разработка архитектуры АРМ; • выбор технических средств АРМ. В первом параграфе раздела даётся характеристика структуры АРМ, проводится обоснование и определение состава его технических средств. Определение минимально допустимого состава технических средств АРМ осуществляется, с одной стороны, исходя из полноты автоматизации решения всех задач и функций управления, а с другой – эффективности функционирования информационно-вычислительного комплекса в целом. На рис 9 приведена обобщённая структурная схема АРМ, отражающая функциональную связь между основными элементами системы. Основными техническими элементами АРМ, как видно из рисунка являются: • персональная ЭВМ (ПЭВМ); • периферийные устройства; • рабочее место пользователя (специалиста). Персональная ЭВМ состоит из: микропроцессора; дополнительных сопроцессоров; основной памяти; системной шины; интерфейсов периферийных устройств, представляющих собой адаптеры и контроллеры подключённых устройств; материнской платы и корпуса (системного блока). Микропроцессор – центральное устройство ПЭВМ предназначенное для управления работой всех блоков машины и для выполнения арифметических и логических операций над данными. В его состав входят: устройство управления, арифметическо-логическое устройство, математический сопроцессор, микропроцессорная память, интерфейсная система, генератор тактовых импульсов. Основная память предназначена для хранения и оперативного обмена информацией с другими блоками ЭВМ. Она содержит два вида запоминающих устройств: постоянно-запоминающие устройства (ПЗУ) и оперативно-запоминающее устройство (ОЗУ). ПЗУ (ROM – Read Only Memory) предназначено для хранения неизменяемой (постоянной) программной и справочной информации и позволяет только считывать информацию, хранящуюся в нём. ОЗУ ( RAM – Random Access Memory) предназначено для оперативной записи, хранения и считывания информации (программ и данных), непосредственно участвующей в информационно-вычислительном процессе, выполняемом ПЭВМ в текущий период времени. Системная шина – основная интерфейсная система ПЭВМ, обеспечивающая сопряжение и связь всех его устройств между собой. Она включает в себя: кодовую шину данных (КШД), кодовую шину адреса (КША), кодовую шину инструкций (КШИ) и шину питания. Системная шина обеспечивает три направления передачи информации: • между микропроцессором и основной памятью; • между микропроцессором и портами ввода-вывода периферийных устройств; • между основной памятью и портами ввода-вывода периферийных устройств (в режиме прямого доступа к памяти). Периферийные устройства обеспечивают взаимодействие ЭВМ с окружающей средой: пользователями, объектами управления и другими ЭВМ. К ним относятся: • внешние запоминающие устройства (ВЗУ); • диалоговые устройства пользователя; • устройства ввода информации; • устройства вывода информации; • средства связи и телекоммуникаций. ВЗУ используются для долговременного хранения любой информации, которая может когда –либо потребоваться для решения задач. В частности, в ВЗУ хранятся все программные средства АРМ. К ВЗУ относятся: накопители на жёстких и гибких магнитных дисках, накопители на оптических дисках и кассетной магнитной ленте (стимеры), флэш память. Диалоговые средства пользователя включают в свой состав: • видеомонитор- устройство для отображения вводимой и выводи- мой из ПЭВМ информации на экран ; • устройство - речевого ввода-вывода – быстро развивающиеся сред- ства мультимедиа. К устройствам ввода информации относятся: • клавиатура – устройство для ручного ввода числовой, текстовой и управленческой информации в ЭВМ; • графические планшеты (дигитайзеры) – устройство для ручного ввода графической информации, изображений путём перемещения по планшету специального указателя (пера). При перемещении пера автоматически выполняется считывание координат его местополо- жения и ввод этих координат в ПЭВМ ; • сканеры (читающие автоматы) – оборудование для автоматическо- го считывания с бумажных и плёночных носителей и ввода в ПЭВМ машинописных текстов, графиков, рисунков, чертежей ; • устройство целеуказания (графические манипуляторы), предназна- ченные для ввода графической информации на экран видеомонито- ра путём управления движением курсора по экрану с последую- щим кодированием координат курсора и вводом их в ПЭВМ (джой- стик-рычаг, мышь, трекбол-шар в оправе, световое перо и т.д.); • сенсорные экраны – для ввода отдельных элементов изображения, программ или команд с экрана видеомонитора в ПЭВМ. К устройствам вывода информации относятся: • принтеры – печатающие устройства для регистрации информации на бумажный или плёночный носитель; • графопостроители (плоттеры) – устройства для вывода графичес- кой информации (графиков, чертежей, рисунков) из ЭВМ на бумаж- ный носитель. Средства связи и телекоммуникаций используются для связи с приборами и другими устройствами, предназначенными для автоматизации (согласователи интерфейсов, адаптеры, контроллеры, цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи и т.п.) и для подключения ПЭВМ к каналам связи, к другим ЭВМ и вычислительным сетям (сетевые интерфейсные платы и карты – сетевые адаптеры, «стыки», мультиплексоры передачи данных, модемы – модуляторы и демодуляторы). Рабочее место пользователя (РМП) – место расположения специалиста в процессе автоматизированного решения своего функционального комплекса задач. Оно должно предусматривать, с одной стороны, наличие и хороший доступ к рабочему столу и ко всем техническим средствам, расположенным рядом, а, с другой, - простоту организации и удобство работы пользователя на АРМ. После проведённого в этом параграфе определения и обоснования состава технических средств разрабатывается развёрнутая структурно-функциональная схема конкретной АРМ и представляется на отдельном листе формата А 4. Во втором параграфе главы обосновывается рациональный выбор необходимых типов и видов технических средств АРМ. Исходными данными для выбора являются: состав автоматизируемых задач, характеристика и специфика их решения, назначение проектируемой системы; требования, предъявляемые к техническим средствам АРМ, и их характеристики. Выбор технических средств АРМ должен осуществляться на основе рассмотрения и оценки различных технических и эксплуатационных характеристик (надёжности работы, достаточной достоверности обработки данных и долговечности, удобства и простоты в эксплуатации, минимальных габаритов и мощности потребления энергии , максимальной приспособленности к условиям конкретной среды, объёма оперативной и внеш-
ней памяти, быстродействия, конфигурации, разрешающей способности, возможности работы в локальных сетях, и использования необходимого программного обеспечения и т.д.), а также стоимостных характеристик. Основными требованиями учитываемыми при выборе и обосновании видов и типов технических средств АРМ являются: • полное соответствие автоматизируемым задачам и функциям упра- вления; • соответствие особенностям и специфике работы пользователя; • объём оперативной и внешней памяти должен быть достаточным для выполнения всего комплекса задач и функций управления; • обеспечение системной надёжности и удобства работы пользовате ля; • обеспечение решения всего комплекса задач и функций управле- ния в установленные сроки и в реальном масштабе времени функ- ционирования транспортного предприятия; • получение необходимых структур и форматов выходных докумен- тов, справок и сообщений; • простота согласования ( сопряжения) при создании системы и ор- ганизации рабочего места пользователя. Кроме того, технические средства должны учитывать следующие организационные формы и режимы функционирования АРМ: • автономное использование АРМ с замкнутым циклом обработки данных; • информационный обмен между отдельными АРМ в электронном виде с помощью файлов (электронной почты); • информационный обмен между отдельными удалёнными АРМ с помощью современных средств передачи данных: факсимильного аппарата и др. • информационный обмен между АРМ и судами с применением со- временных средств связи (радио, сотовой и спутниковой); • информационный обмен между отдельными АРМ с помощью сов- ременных машинных носителей (жёстких дисков, флэш памяти).
3.5.Проектирование распределённой диалоговой системы авто- матизированного решения задач и функций управления.
Современная структура АСУ транспортного предприятия должна соответствовать распределённой диалоговой системе обработки данных, технической основой которой являются локальные вычислительные сети (ЛВС). Являясь перспективно новой децентрализованной системой обработки данных и управления, она характеризуется: • размещением технических средств на местах зарождения и исполь- зования данных (на рабочих местах сотрудников); • разделением всего процесса обработки и управления на ряд слабо связанных функций между отдельными АРМ.. Благодаря сетевым средствам отдельные АРМ имеют возможность совместного доступа к файлам и базам данных, содержащимся в одном месте сети. Совокупность компьютеров и периферийных устройств, (терминалов), соединённых каналами связи, это и есть ЛВС. Они располагаются на сравнительно небольшом удалении друг от друга ( до 10 км). Каждое АРМ, включённое в сеть, должно взаимодействовать с любым другим. Для чего используются средства передачи информации и интерфейсные устройства. ЛВС обычно предназначается для сбора, передачи, рассредоточенной и распределённой обработки данных в пределах одного подразделения транспортного предприятия. ЛВС, кроме обработки данных, обеспечивает надёжную связь между АРМ, включёнными в сеть, и предоставляет пользователям ряд дополнительных услуг: электронную почту, возможность доступа к сетевым ресурсам сервера, организацию оперативных совещаний без отрыва от рабочих мест сотрудников и так далее. Во многих случаях ЛВС, обслуживающая свою локальную информационную систему, связана с другими вычислительными сетями, внутренними или внешними, вплоть до региональных или глобальных сетей. Связь ЛВС с сетью Интернет может выполняться через хост-компьютер, в качестве которого может использоваться Web- сервер или сервер-шлюз (часто именуемый прокси-сервером) – рабочая станция, имеющая специализированное программное обеспечение для непосредственной работы в Интернете, например программы EasyProxy,WinProxy, WinGate ЛВС можно классифицировать по целому ряду признаков (рис. 10). Локальные сети рабочих групп, объединяют ПЭВМ работающие под управлением одной операционной среды. В ряду ПЭВМ часто выделяются специализированные серверы, предназначенные для выполнения функций файлового сервера, сервера печати, факс-сервера. Локальные сети отделов используются небольшой группой сотрудников транспортного предприятия, работающих в одном подразделении (диспетчерская, коммерческий отдел, отдел кадров, бухгалтерия, отдел маркетинга и т.п.). В такой сети может насчитываться до сотни ПЭВМ. Обычно она имеет несколько выделенных серверов, специализированных для таких ресурсов, как программы-приложения, базы данных, лазерные принтеры, модемы и т.д.. Эти сети, как правило, задействуют одну сетевую технологию, а также одну (или две) операционную систему. Территориально, в большинстве случаев, они располагаются в одном здании. Сети кампусов служат для объединения нескольких мелких сетей в одну. Они могут занимать значительные территории и объединять большое количество разнородных сетей. Основное их назначение – обеспечить взаимодействие между сетями отделов и рабочих групп и создать доступ к базам данных предприятия и другим дорогостоящим сетевым ресурсам. На этом уровне решаются многие проблемы интеграции неоднородного программного и технического обеспечения. Ресурсы глобальной сети Интернет сети кампусов не используют. Корпоративные сети - сети масштаба всего транспортного предприятия. Ввиду высокой стоимости индивидуальных выделенных коммуникаций и плохой защищённости от несанкционированного доступа коммутируемых каналов связи они в большинстве случаев используют коммуникационные возможности Интернета, и поэтому территориальное размещение для таких сетей роли не играет. Корпоративные сети относят к особой разновидности локальных сетей, имеющих значительную территорию охвата. По количеству подключённых к сети ПЭВМ сети можно разделить на малые, объединяющие до 10-15 машин, средние – до 50 машин и большие – свыше 50 машин. По территориальной расположенности ЛВС делятся на компактно размещённые (все ПЭВМ расположены в одном помещении) и распределённые (ПЭВМ сети размещены в разных помещениях).0 По пропускной способности ЛВС классифицируются на: • ЛВС с малой пропускной способностью (скорости передачи дан- ных в пределах до десятка мегабитов в секунду), использующие в основном в качестве каналов связи тонкий коаксиальный кабель или витую пару ; • ЛВС со средней пропускной способностью (скорости передачи данных – несколько десятков мегабитов в секунду), использующие в основном в качестве каналов связи толстый коаксиальный кабель или экранированную витую пару; • ЛВС с большой пропускной способностью (скорости передачи дан- ных составляют сотни и даже тысячи мегабитов в секунду), ис- пользующие в основном в качестве каналов связи волоконно-опти- ческие кабели. По организации управления ЛВС делятся на: • ЛВС с централизованным управлением; • ЛВС с децентрализованным управлением. В сетях с централизованным управлением (двухранговых или серверных сетях) один из компьютеров (сервер) реализует процедуры, предназначенные для использования всеми рабочими станциями, управляет взаимодействием рабочих станций и выполняет целый ряд сервисных функций.
В сетях без централизованного управления (одноранговых сетях) нет единого устройства для хранения данных. Функции управления сетью передаются от одной станции к другой. Каждая станция сети может выполнять функции как клиента, так и сервера. Она может обслуживать запросы от других рабочих станций и направлять свои запросы на обслуживание в сеть. Каждая ПЭВМ, включённая в сеть, имеет свои собственные сетевые программные средства, а необходимость их прямого взаимодействия между собой по мере расширения системы приводит к слишком большому количеству связей между рабочими станциями. Эффективно управлять такой системой практически невозможно. Топология является важнейшей характеристикой ЛВС, определяемая структурой соединения ПЭВМ в сеть. Характеристика основных топологий ЛВС приведена в таблице 2. В общем случае топологию многосвязной вычислительной сети можно представить на примере топологии «сетка» в следующем виде ( рис.11). Таблица 2. Характеристика основных топологий вычислительных сетей.
- узел коммутации сети
![]()
- рабочая станция сети
- межсетевой интерфейс
Рис..11. Обобщённая структура вычислительной сети.
Структура сети содержит две подсети: коммуникационную и абонентскую. Коммуникационная подсеть является ядром вычислительной сети, связывающим рабочие станции и серверы сети друг с другом. Звенья коммуникационной подсети (узлы коммутации) связаны между собой магистральными каналами связи, обладающими высокой пропускной способностью. В больших сетях коммуникационную подсеть обычно называют сетью передачи данных.
В зависимости от используемой коммуникационной среды сети делятся на сети с моноканалом, а также иерархические, полносвязные сети и сети со смешанной топологией. В сетях с моноканалом данные могут следовать только по одному и тому же пути, а доступ абонентов к информации осуществляется на основе селекции (выбора) передаваемых кадров или пакетов данных по адресной части последних. Иерархические, полносвязные и сети со смешанной топологией в процессе передачи данных требуют маршрутизации последней, то есть выбора в каждом узле пути дальнейшего движения информации. После изучения теоретической части, приведенной выше, и ознакомления с соответствующим материалом конспекта лекций студентом в данном разделе проектируется структура ЛВС автоматизированного решения задач и функций управления конкретного подразделения или транспортного предприятия в целом. При проектировании структуры локальной сети основное внимание уделяется следующим её характеристикам: • топологии сети, которая определяется из особых условий индиви- дуального задания: • ранговому типу сети (одноранговому или с выделенным сервером); • типам, используемых в сети протоколов, регламентирующих фор- маты и процедуры обмена информацией между абонентами; • типу используемой операционной системы; • максимальному количеству рабочих станций; • максимально допустимому удалению рабочих станций друг от дру- га, величина которого определяется из особых условий индивиду- ального задания; • типам ПЭВМ, входящим в сеть (однородности или неоднородности сети; • виду физической среды передачи данных (коммутируемый или не- коммутируемый канал, телефонный канал, витая пара, коаксиаль- ный кабель, оптоволоконный кабель); • максимальной пропускной способности; • методам передачи данных (коммутации каналов, сообщений или пакетов); • типу передачи данных – синхронному или асинхронному; • методам доступа к моноканалу; • надёжности сети, определяемой способностью сохранять работо- способность при выходе из строя отдельных её участков (узлов и линий связи); • стоимость сети. Перед выбором или проектированием ЛВС следует уяснить для себя цели создания сети, особенности её организационного и технического использования, то есть необходимо учитывать: • организационную и функциональную структуру управления кон- кретного подразделения или всего транспортного предприятия; • уровень автоматизации решения задач и функций управления; • степень использования современных технических коммуникацион- ных средств для выполнения необходимых функций преобразова- ния информации, а также средств электронной почты, выполняю- щих функции обмена информацией между пользователями; • обеспечение доступа из ЛВС к глобальной сети Интернет; • требования предъявляемые к секретности и безопасности информа- ции; • технические и программные средства, которые потребуются для создания ЛВС; • возможность автоматизированного решения других задач в буду- щем. Результаты проектирования ЛВС автоматизированного решения комплекса задач и функций управления конкретной подсистемы транспортного предприятия должны быть представлены в пояснительной записке в виде структурной схемы на отдельном листе бумаги формата А 4.
ЛИТЕРАТУРА. 1.Автоматизированная система управления водным транспортом. Уч. для ВУЗов водного транспорта / В.И.Савин, В.В.Неволин, В.Н.Захаров, А.А.Булов. Под редакцией В.И.Савина. – М.: Транспорт, 1985. – 238с. 2.Аппак М.А. Автоматизированные рабочие места на основе персональных ЭВМ. – М.: Радио и связь, 1989. -176с. 3.Ю.М.Миронов Автоматизация решения задач комплексного обслуживания флота на базе автоматизированного рабочего места. / Сб. научных трудов: Повышение эффективности работы транспортного флота. – М.: МИВТ, 1990. – с. 86 – 98. 4.В.В.Дик Система автоматизированных рабочих мест. – М.: Бухучёт, 1993. 5.Автоматизированное рабочее место в системе управления предприятием. / Сб. научных трудов. – СПб.: СПУ ВК, 1998. 6.Автоматизированные информационные технологии в экономике. Учебник .М.И.Семёнов, И.Т.Трубилин, В.И.Лойко, Т.П.Барановская. Под общей редакцией И.Т.Трубилина. – М.: Финансы и статистика, 2000. 7. Ю.М.Миронов, В.И.Савин. Автоматизированные банки данных в системах управления водным транспортом. / Учебное пособие. – М.: МГАВТ, 2001. – 77 с. 8.Вычислительные системы, сети и телекоммуникации:Учебник для ВУЗов В.Л.Бройдо. – СПб.: Питер, 2004. – 703 с. 9. В.П.Дьяконова и др. Новые информационные технологии. Уч. пособие. – М.: СОЛОН – ПРЕСС, 2005.
Приложение 1.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИРИ
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Кафедра «Эксплуатации флота и АСУ водным транспортом»
Дисциплина: Информационные технологии на транспорте
Курсовой проект на тему: «Проектирование АРМ в системе управления водным транспортом»
Выполнил студент _________________________________ (группа, Ф. И. О. )
Проверил руководитель проекта ____________________________ (должность, Ф.И.О.)
Москва - 200 г.
Приложение 2.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Кафедра «Эксплуатации флота и АСУ водным транспортом»
Дисциплина: Информационные технологии на транспорте
Индивидуальное задание на выполнение курсового проекта на тему: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
студенту _______________________________________________________ ( группа, Ф. И. О.)
Особые условия проекта __________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Дата выдачи задания ___________________________________________ Срок сдачи курсового проекта ____________________________________
Руководитель курсового проекта ___________________________________ (должность, Ф. И. О. )
Москва - 200 г.
Приложение 3. Особые условия к индивидуальному заданию курсового проекта
Приложение 4
Таблицы 1 – 5
Таблица 1. Комплекс задач слежения и контроля
Таблица 2. Комплекс учётно-аналитических задач
Таблица 3 Комплекс задач прогнозирования, планирования и регулирования работы флота
Таблица 4. Комплекс информационно-справочных задач
Таблица 5.
Комплекс задач статистического учёта и отчётности
Приложение 5.
Приложение 6 Концептуальная организационно-технологическая модель
Приложение 7.
График контроля выполнения курсового проекта
|