Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура быта





Для раннего Средневековья была характерна простота нравов, напоминавшая о недавнем варварском прошлом европейских народов. Верхом на коне въезжали в пиршественный зал короля Артура, причем это делали не только рыцари, но и дамы. В пражском Кремле к парадному входу во Владиславский зал ведет не лестница, а сохранившийся до сих пор пандус из мощных бревен, по которому в зал въезжали посетители.

Но с течением времени смягчались нравы, жилища рыцарей становились более комфортабельными, и в поведении их обитателей появилось то, что именуют «куртуазностью» -изысканность, придворный лоск. В XIII веке уже пользовались популярностью пособия по правилам куртуазного поведения. В них содержались советы не есть слишком торопливо, не запихивать еду в рот двумя руками, не лезть пальцами в общее блюдо и не кидать туда обглоданные кости, не разговаривать с набитым ртом. Особо напирали авторы пособий на совет пить только в промежутках между подачами блюд.

В эту пору содержание праздников уже не исчерпывалось поглощением еды и питья: после пира слушали музыку -поначалу в исполнении нанятых музыкантов, а затем и сами рыцари приохотились к музицированию. Склонность к занятиям искусством родилась, как полагают историки, в Провансе - там же, где и культ служения Даме. Это до некоторой степени подтверждает тот факт, что именно из Прованса вышли наиболее яркие представители рыцарской поэзии. Музыка и поэзия почитались в рыцарской среде в качестве высоких искусств, в отличие от практических, считавшихся уделом ремесленников -живописи, скульптуры, архитектуры (исключение делалось для вышивки, которой не стыдились заниматься даже королевы, но это было типично дамское занятие).

Провансальская поэзия, или поэзия нового сладостного стиля, заметно отличалась от героических сказаний прежних времен. Она отказалась от латыни в пользу родного языка; изменилась тематика песен: наряду с традиционными рыцарскими доблестями теперь воспевались возвышенный образ мыслей, культ прекрасной дамы, разнообразные любовные переживания. Поэтические упражнения молодежи, населявшей замки, стали школой, взрастившей множество трубадуров и мейстерзингеров знатного происхождения. Сочинять и исполнять поэтические произведения не стыдились и владетельные князья и графы, и короли. Занялись рыцари и литературными упражнениями в прозе: писали мемуары, очерки своих путешествий и т.п. В XII и XIII веках развился рыцарский роман, в котором совместились древние легенды и моральные сентенции с историческими и географическими сведениями.

Заключение

След, оставленный рыцарством в истории, как теперь принято говорить, неоднозначен. Тем не менее, за словом «рыцарь» устойчиво сохраняется положительный смысл. Исследователи истории нравов утверждают, что человеческое общество должно быть благодарно рыцарству за то, что оно обогатило его новым понятием о достоинстве личности - о чести.

«Рыцарь привык полагаться в защите самого себя только на собственную силу, только на стены своего замка. Всеми правами, всей властью он был обязан исключительно самому себе. Везде и всегда он действовал от своего лица, от собственного имени. Над ним не было внешней власти, которая могла бы преградить его волю, не было сильного общего закона. Он подчинялся только добровольно, по свободному феодальному договору, который устанавливал его взаимные отношения с сеньером, сохраняя полную независимость вассала. Его верность - свободный дар, залог его верности - честь. Каждый рыцарь сознавал неприкосновенность своей личности и готов был доказывать ее мечом на смертельном поединке». Вывод, который делает автор приведенных слов: Уходя с исторической арены, рыцарство завещало всему миру понятие о чести.


БЫТОВОЙ ЭТИКЕТ И МАНЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (XVI-XVIII вв.)

Историки датируют конец феодально-рыцарской эпохи - средневековья - XV веком; однако упадок средневековых обычаев и рыцарства как господствующего класса в феодальных государствах начался двумя сотнями лет раньше. Перемены в образе жизни населения европейских стран назревали с середины XIII века и были связаны с экономическим развитием стран романо-германской группы, и в первую очередь - с ростом значения городов как центров торговли и ремесла. Этот процесс протекал по-разному в каждом из европейских государств, поскольку зависел от конкретных условий - природных, национальных, а также от тех черт жизненного уклада, которые были унаследованы со времен римского владычества и эпохи нашествия варваров. Начавшись в годы постепенного упадка феодализма, он набирал силу, и время с XIV по XVI век, то есть эпоху формирования основ новой социально-экономической организации общества, историки европейской культуры назвали эпохой Возрождения.


Поскольку наиболее распространенное представление об эпохе Возрождения связано с итальянским искусством, то обычно и представление о быте и нравах этого времени начинают с изучения итальянского общества. Это вполне естественно, но не вполне справедливо, потому что Италия этих лет не была единым государством: на Апеннинском полуострове насчитывалось несколько городов-государств, бывших поначалу республиками, а в конце XIV века получивших социально-политическое устройство синьорий. После «итальянских войн» 1494-1559 годов большая часть Италии оказалась под властью Испании. А так как испанские короли из династии Габсбургов были в то же время императорами Священной Римской империи, объединявшей большую часть Европы, то именно Испания может служить примером организации общественного быта и нравов всей Европы во второй половине XVI века. Характерные черты образа жизни этой эпохи отрази-

лись в произведениях классической испанской драматургии (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон), которая продолжает успешно ставиться на сцене и на экране в наши дни, поэтому начать рассмотрение быта и нравов XVI века именно с Испании вполне логично не только с исторической точки зрения, но и с точки зрения возможностей использования предлагаемого материала в творческой практике современного театра.








Date: 2015-05-19; view: 674; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию