Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
П. Теории международной торговли
Экономическая мысль на протяжении трех последних столетий пытается теоретически осмыслить проблемы международной торговли, ответить на такие основополагающие вопросы, как: •S Что составляет основу торговли и какова выгода, получаемая от торговых отношений? S Какими товарами должна торговать та или иная страна? / ' •S Какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле? И др. Первыми попытками определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели, сделана меркантилистами на рубеже XVII-XVIII веков. Свою доктрину они изложили в ряде книг, эссе. Авторами их являлись купцы, банкиры, государственные чиновники, философы из Англии, Испании, Франции, Португалии, Нидерландов. Именно эти государства открывали новые континенты, в них развивалось искусство, образование, наука. Золото используется в качестве денег. Именно в этих условиях потребовалась экономическая теория, которая могла бы обосновать роль товара в рамках новой хозяйственной системы и доказать необходимость в экономической экспансии за рубеж. Представители меркантилистов Т.Мен (Англия), А.Монкретьен (Франция) и др. отождествляли богатство стран с количеством золота и серебра, которым они располагают и считали, что для укрепления национальных позиций государство должно: •S Обеспечивать положительный торговый баланс, т.е. вывозить товаров больше, чем ввозить, что обеспечит приток золота в страну, которое можно потратить на хозяйственные нужды; •S Запретить всякую торговлю колоний с другими странами, кроме метрополии, превратить их в поставщиков сырья; S Запретить вывоз из метрополий сырья и обеспечить беспошлинный ввоз сырья, которое отсутствует в метрополии. По сути они предложили обогащение одних стран за счет других. Заслугой меркантилистов было то, что они впервые привлекли внимание к проблемам внешней торговли, подчеркнули ее значимость для экономического развития, определили определенное соотношение затрат на экспорт и импорт, т.е. заложили основы платежного баланса. Примером меркантилистской политики была политика французского государства эпохи Людовика IV, российского царя Петра I. ; Со временем практические рекомендации меркантилизма начали вступать во все большее противоречие с потребностями развивающегося капитализма, который требовал отмены феодальных ограничений в виде таможенных пошлин, налогов, квот, монопольных выгод одним агентам в ущерб другим и создания режима свободной торговли. Главным из экономистов, бросивших вызов меркантилизму, был Адам Смит - основатель классической школы экономической мысли, который заявил, что благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного ими золота, сколько от их способности производить конечные товары и услуги. В работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» он делает вывод: выгоду получают страны, активно участвующие в МРТ. Последнее, по его мнению, должно осуществляться с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна. Каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, где она обладает абсолютным преимуществом, с более низкими издержками и его же экспортировать. А импортировать те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками. И в обоих случаях страна получает выгоду от такой торговли. Эта теория получила название «теории абсолютных преимуществ». Рассмотрим ее механизм более подробно. См. табл.1
Две страны, США и Россия производят оборудование и сырье. США обладает абсолютным преимуществом в производстве оборудования, Россия - сырья. Допустим, Россия должна купить оборудование, а американцы - сырье. У каждой страны выбор из двух вариантов - покупать необходимый товар у себя дома, или за границей. Американец за 1 день может произвести одну единицу оборудования и 1/3 единицы сырья. Россиянин за это же время произведет 1/4 единицы оборудования и 1/2 едини- цы сырья. Американцу нужно сырье. В своей стране за единицу оборудования получит 1/3 сырья, а в России больше - 1/2. таким образом, США будут покупать сырье в России, т.к. 1/2 больше 1/3. Россиянин у себя дома купит за 1/2 единицы сырья 1/4 единицы оборудования, т.е. за 1 единицу сырья 1/2 единицы оборудования, а в США - 2 единицы оборудования. А так как 2 больше 1/4, то россиянин будет покупать оборудование в США. Таким образом, наш отечественник в Америке купит больше оборудования, а американец в России -больше сырья. Сильная сторона теории абсолютных преимуществ заключается в том, что она показывает явные преимущества разделения труда уже не только на национальном, но и на международном уровне. Ее ограниченность заключается в том, что она не объясняет, почему торгуют между собой страны даже при отсутствии абсолютного преимущества в производстве тех или иных товаров. На это вопрос дает ответ последователь А.Смита Давид Риккардо. Он пошел дальше, заложив важную теоретическую базу большинства последующих концепций международной торговли. Считая положения А.Смита верным, но частным случаем, он сформулировал идею «компаративных» (сравнительных) преимуществ, как и у А.Смита, определяемых разницей в затратах, но не абсолютной величиной, а относительными размерами. Он развил теорию абсолютных преимуществ и показал, что торговля может быть выгодной каждой из двух стран, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров. Используя большой разрыв в затратах, стороны могут получить необходимый выигрыш. Рассмотрим на примере (таблица 2).
Предположим, что в США для производства единицы сырья требуется 2, а для производства единицы оборудования 1 раб.день. В России на производство единицы сырья требуется 4, а на производство оборудования 3 ра.дня. очевидно, что США имеют абсолютное преимущество в производстве как сырья, так и оборудования. Казалось бы, что они должны производить и экспортировать в Россию и сырье и оборудование, а у России шансов нет. Посмотрим, так ли это. Американский рабочий за 1 раб.день производит одну единицу оборудования и 1/2 единицы сырья. В России положение хуже. За один рабочий день работник в России про- изведет 1/4 единицы сырья и 1/3 единицы оборудования. Относительная цена единицы сырья в США, выраженная через стоимость единицы оборудования, составляет 2/1 единицы оборудования, а в России меньше - 4/3, т.е.1 —. Если же американский промышленник захочет купить сырье, то у него два выхода - либо покупать в своей стране и за единицу сырья отдать 2 единицы оборудования, либо в Росции и отдать меньше 1 — единицы обо- J рудования, сэкономив на каждой единице сырья 2/3 единицы оборудования. Поэтому США будут импортировать сырье из России, а Россия будет его экспортировать. Относительная цена единицы оборудования в России, выраженная через стоимость Обе страны останутся в выигрыше от международной торговли, но в каждой из них необходимо подумать о судьбе. В современных условиях сравнительные преимущества определяются через альтернативные издержки, т.е. затраты на производство одного товара определяются через затраты на другой. Хотя ранее эта теория строилась на основе теории трудовой стоимости. Значение теории относительных преимуществ трудно переоценить. На протяжении многих десятилетий она оставалась преобладающей теорией, объясняющей международную торговлю: •S Она ясно доказала существование выигрыша от торговли для всех участвующих в ней стран; •S Позволяет строить внешнеэкономическую политику на научном фундаменте; S Впервые описала баланс совокупного спроса и совокупного предложения. Теория сравнительных преимуществ, как и другие, носит несколько абстрактный, упрощенный характер и не учитывает многих явлений (например, не учитывает транспортные издержки, которые могут быть значительными, игнорируют влияние торговли на распределение доходов внутри страны и пр.). но тем не менее, каждая страна на основе теории сравнительных преимуществ получает положительный экономический эффект, называемый выигрышем от торговли. Обе рассмотренные теории объясняют международную торговлю различными (абсолютными и относительными) затратами труда на производство товаров в различных странах. Но в чем причина различий в затратах труда, что дают эффект от внешней торговли? Ответ на этот вопрос дают двое шведских ученых в середине 20-х годов XX века: Эли Хекшер и его ученик Бертил Олин, которые создали теорию международной торговли, позднее получившей название их имени - Хекшера - Олина. Учитывая объект исследования - влияние факторов производства на международную торговлю, эта теория имеет и второе название - теория соотношения факторов-производства. В основе этой теории лежит различная насыщенность стран факторами производства в силу как природно - естественных различий, так и созданных в процессе развития производства. Поэтому различная факторонасыщенность и фактороинтенсивность определяют специализацию страны на производство отдельных товаров. Факторонасыщенность - показатель, определяющий относительную обеспеченность страны факторами производства, а фактороинтенсивность - показатель, определяющий относительные затраты факторов производства на создание определенного товара. Возьмем две страны, между которыми идет обмен двумя товарами, один из которых трудоемкий, а второй - капиталоемкий. См. табл. 3.
Если на производство товара 1 необходимы 1 единица капитала и 4 единицы труда, а на производство товара 2-3 единицы капитала и 3 единицы труда, то товар 2 будет бо- , Зк 1к лее капиталоемким, чем товар 1, т.к. -- >— Зтр Зк Если же на товар 1 требуется 4 единицы труда и 1 едница капитала, а на производство товара 2-3 единицы труда и 3 единицы капитала, то товар 1 будет более капитало- 4 3 емким, т.к. — >—. Поскольку страна 1 является трудонасыщенной (т.е. труд здесь избыточный), а товар 1 - трудоемким товаром, страна 1 может произвести больше товара 1, чем страна 2 и будет его экспортировать (например, Индия - чай). Страна 2 является капиталонасыщенной, а товар 2 более капиталоемким, чем товар 1, страна 2 может произвести больше товара 2, чем страна 1 и будет его экспортировать (например, внешняя торговля Англии с Австралией, Новой Зеландией, Канадой). В результате торговли относительные цены на товары, участвующие в торговле, имеют тенденцию к сближению, к их выравниванию. Например, если изменяется цена трудоемкого товара, то это приведет к изменению относительной цены самого труда в '4 трудонасыщенной стране; или же изменение относительной цены капиталоемкого товара, приведет к изменению относительной цены самого капитала в капиталонасыщенной стране. Говоря проще, выравнивание относительных, цен в результате торговли на товары приводит к выравниванию относительных цен и на факторы производства. Предположим, в стране много капитала и мало трудовых ресурсов, следовательно капитал дешевый. Специализация на капиталоемких товарах вызовет увеличения объемов используемого капитала, спрос на него возрастет, что приведет к увеличению цены на капитал. В странах, где в избытке трудовые ресурсы и где идет специализация на трудоемкой продукции, возрастет спрос на труд и как следствие этого вырастет цена труда. Постепенно первоначальные преимущества в обеих странах утрачиваются и они будут вынуждены искать новые возможности для экспорта. Данный механизм был обоснован американским экономистом П.Самуэльсоном и теория Хекшера-Олина получила другое наименование - теория Хекшера-Олина-Самуэльсона. Данная концепция объясняла причины развития международной торговли между метрополиями и колониями, когда в обмен на сырьевые товары, поступающие в развитые страны, обратно вывозились машины и оборудование. Из-за своей популярности соотношения факторов производства подвергалась многочисленным проверкам со стороны экономистов. Результаты этих проверок как подтверждали, так и отрицали теорию. Одну из таких проверок осуществил американский экономист Василий Леонтьев. Исследуя структуру экспорта и импорта США за 1947 г., он обнаружил, что экспортируются трудоемких товаров на 25% больше, чем капиталоемких, а импортируется больше капиталоемких, почти на 30%, чем трудоемких. Хотя в этот период США считались капиталоизбыточной страной. Этот результат стал известен как «парадокс Леонтьева». В.Леонтьев повторил свои расчеты в 1956 году, использовав данные за 1951 год. И снова подтвердилось, что трудоемкость американского экспорта на 6% выше трудоемкости американского импорта. Противоречие было уменьшено, но не исчезло полностью. К таким же результатам пришел в 1962 г. индийский ученый Р. Бхарадважем, исследовавший внешнюю торговлю Индии с США, хотя теоретически внешнеторговые связи Индии сориентированы на экспорт трудоемких товаров и импорт капиталоемких товаров, т.к. Индия располагает избытком рабочей силы. Еще несколько раз теория Хекшера-Олина проверялась экономистами с использованием современной вычислительной техники для значительного количества стран и большего числа товаров. Наиболее серьезный тест был предпринят в 1987 рядом американских ученых, которые сделали расчеты для 27 стран по 12 факторам производства, результаты были обескураживающими: выводы теории подтвердились в менее чем 70% случаях и лишь по 2/3 факторов производства. Обострились дискуссии вокруг данной теории. Часть экономистов отстаивала выводы Хекшера-Олина, другие же опровергали, третьи считали, что результаты, полученные Леонтьевым - ложны. В результате этих дискуссий выяснилось, что В.Леонтьев допустил несколько абстракций, допущений. Во-первых, он не учел того, что из США экспортируются продукты высококвалифицированной рабочей силы, на обучение которой был затрачен капитал; Во-вторых, значительную долю в американском импорте занимает сырье, добыча которого требует больших затрат капитала; В-третьих, американцы импортируют из-за границы сложную бытовую технику и технику производственного назначения, где затраты капитала на их производство также велики. При последующих расчетах, когда были учтены эти замечания «парадокс Леонтьева» исчез. И сегодня «парадокс Леонтьева» продолжает служить серьезным предупреждением от прямолинейного использования теории Хекшера-Олина в практике. Дальнейшее развитие получает теория сравнительных преимуществ в трудах американского экономиста Майкла Портера. В конце 80-х г.г. ученый провел исследования в десяти крупнейших промышленных странах, на которые приходилась 1/2 мирового экспорта. На основе этих исследований он выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности наций», показывающую взаимосвязь четырех главных параметров, от которых зависит конкурентоспособность страны на мировом рынке: факторные условия; условия спроса; состояние обслуживающих и близких отраслей; стратегия фирмы и конкуренция. Изменения этих условий и их соотношение между собой ведут к структурным изменениям в производстве и внешней торговле. Так же как и представители неоклассической школы он признает значимость факторов производства в обеспечении сравнительных преимуществ. Но в отличие от неоклассиков он считает, что эти факторы не только наследуются страной, но и создаются новые в процессе производства (повышение производительности труда при нехватке трудовых ресурсов, внедрение компактных ресурсосберегающих технологий при ограниченности земли, природных ресурсов). Именно этим объясняется ускоренное развитие промышленности Японии, основанной на ресурсосберегающей технологии. Второй параметр - условия спроса на внутреннем рынке оказывают важнейшее влияние на деятельность фирмы. Те же японские новейшие технологии и новейшие това- *t ры рождены под воздействием внутренних, национальных условий страны, получили широкое распространение по всему миру, а их производители стали крупнейшими поставщиками своей продукции на мировом рынке (например, японские дешевые, энергосберегающие компактные кондиционеры; американская система быстрого приготовления пищи). Третий - состояние и уровень развития близких и обслуживающих отраслей, наличие тесных контактов с поставщиками, коммерческими и финансовыми структурами, обеспеченность оборудованием (поскольку итальянские фирмы выступают мировым лидером по производству машин для обработки драгоценных камней, то и их фирмы, производящие ювелирное оборудование - процветают). Наконец, четвертый параметр - стратегия фирмы и конкуренция, связан со стратегией фирмы и ее структурой. Избранная стратегия фирмы и ее структура, предполагающие необходимую гибкость - важные предпосылки включения ее в международную торговлю серьезным стимулом является достаточная конкуренция на внутреннем рынке. М.Портер отрицает полезность конкуренции производства на одной национальной фирме. Большинство таких фирм отличается низкой эффективностью, расточительством в использовании ресурсов, низкой производительностью. Острая лее конкуренция на внутреннем рынке понуждает фирмы искать внешний сбыт при достаточной конкурентоспособности товара. Теория М.Портера была признана официально, он принимал в разработке рекомендаций по повышению конкурентоспособности товаров США, Австралии и Новой Зеландии. Date: 2015-05-19; view: 607; Нарушение авторских прав |