Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Теории международной торговли





Экономическая мысль на протяжении трех последних столетий пытается теорети­чески осмыслить проблемы международной торговли, ответить на такие основополагаю­щие вопросы, как:

•S Что составляет основу торговли и какова выгода, получаемая от тор­говых отношений?

S Какими товарами должна торговать та или иная страна? / '

•S Какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны

в мировой торговле? И др.

Первыми попытками определить смысл внешней торговли, сформулировать ее це­ли, сделана меркантилистами на рубеже XVII-XVIII веков. Свою доктрину они изложили в ряде книг, эссе. Авторами их являлись купцы, банкиры, государственные чиновники, философы из Англии, Испании, Франции, Португалии, Нидерландов. Именно эти госу­дарства открывали новые континенты, в них развивалось искусство, образование, наука. Золото используется в качестве денег. Именно в этих условиях потребовалась экономиче­ская теория, которая могла бы обосновать роль товара в рамках новой хозяйственной сис­темы и доказать необходимость в экономической экспансии за рубеж. Представители меркантилистов Т.Мен (Англия), А.Монкретьен (Франция) и др. отождествляли богатство стран с количеством золота и серебра, которым они располагают и считали, что для укре­пления национальных позиций государство должно:

•S Обеспечивать положительный торговый баланс, т.е. вывозить товаров больше, чем ввозить, что обеспечит приток золота в страну, которое можно потратить на хозяйственные нужды;

•S Запретить всякую торговлю колоний с другими странами, кроме метропо­лии, превратить их в поставщиков сырья;

S Запретить вывоз из метрополий сырья и обеспечить беспошлинный ввоз сы­рья, которое отсутствует в метрополии. По сути они предложили обогащение одних стран за счет других.


Заслугой меркантилистов было то, что они впервые привлекли внимание к пробле­мам внешней торговли, подчеркнули ее значимость для экономического развития, опреде­лили определенное соотношение затрат на экспорт и импорт, т.е. заложили основы пла­тежного баланса. Примером меркантилистской политики была политика французского государства эпохи Людовика IV, российского царя Петра I.

;

Со временем практические рекомендации меркантилизма начали вступать во все большее противоречие с потребностями развивающегося капитализма, который требовал отмены феодальных ограничений в виде таможенных пошлин, налогов, квот, монополь­ных выгод одним агентам в ущерб другим и создания режима свободной торговли.

Главным из экономистов, бросивших вызов меркантилизму, был Адам Смит - ос­нователь классической школы экономической мысли, который заявил, что благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного ими золота, сколько от их способ­ности производить конечные товары и услуги.

В работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» он делает вы­вод: выгоду получают страны, активно участвующие в МРТ. Последнее, по его мнению, должно осуществляться с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна. Каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, где она обладает абсолютным преимуществом, с более низкими издержками и его же экс­портировать. А импортировать те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками. И в обоих случаях страна получает выгоду от такой торговли. Эта теория получила название «теории абсолютных преимуществ». Рассмотрим ее механизм более подробно. См. табл.1

 

Товар США Россия
Единица оборудования 1 раб.день 4 раб.дня
Единица сырья 3 раб. дня 2 раб.дня

Две страны, США и Россия производят оборудование и сырье. США обладает аб­солютным преимуществом в производстве оборудования, Россия - сырья. Допустим, Рос­сия должна купить оборудование, а американцы - сырье. У каждой страны выбор из двух вариантов - покупать необходимый товар у себя дома, или за границей.

Американец за 1 день может произвести одну единицу оборудования и 1/3 едини­цы сырья. Россиянин за это же время произведет 1/4 единицы оборудования и 1/2 едини-


цы сырья. Американцу нужно сырье. В своей стране за единицу оборудования получит 1/3 сырья, а в России больше - 1/2. таким образом, США будут покупать сырье в России, т.к. 1/2 больше 1/3.

Россиянин у себя дома купит за 1/2 единицы сырья 1/4 единицы оборудования, т.е. за 1 единицу сырья 1/2 единицы оборудования, а в США - 2 единицы оборудования. А так как 2 больше 1/4, то россиянин будет покупать оборудование в США. Таким образом, наш отечественник в Америке купит больше оборудования, а американец в России -больше сырья.


Сильная сторона теории абсолютных преимуществ заключается в том, что она по­казывает явные преимущества разделения труда уже не только на национальном, но и на международном уровне. Ее ограниченность заключается в том, что она не объясняет, по­чему торгуют между собой страны даже при отсутствии абсолютного преимущества в производстве тех или иных товаров.

На это вопрос дает ответ последователь А.Смита Давид Риккардо. Он пошел даль­ше, заложив важную теоретическую базу большинства последующих концепций между­народной торговли. Считая положения А.Смита верным, но частным случаем, он сформу­лировал идею «компаративных» (сравнительных) преимуществ, как и у А.Смита, опреде­ляемых разницей в затратах, но не абсолютной величиной, а относительными размерами. Он развил теорию абсолютных преимуществ и показал, что торговля может быть выгод­ной каждой из двух стран, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуще­ством в производстве конкретных товаров. Используя большой разрыв в затратах, сторо­ны могут получить необходимый выигрыш. Рассмотрим на примере (таблица 2).

 

Товар США Россия
Единица сырья 2 раб. дня 4 раб. дня
Единица оборудования 1 раб. день 3 раб. дня

Предположим, что в США для производства единицы сырья требуется 2, а для производства единицы оборудования 1 раб.день. В России на производство единицы сы­рья требуется 4, а на производство оборудования 3 ра.дня. очевидно, что США имеют аб­солютное преимущество в производстве как сырья, так и оборудования. Казалось бы, что они должны производить и экспортировать в Россию и сырье и оборудование, а у России шансов нет. Посмотрим, так ли это.

Американский рабочий за 1 раб.день производит одну единицу оборудования и 1/2 единицы сырья. В России положение хуже. За один рабочий день работник в России про-


изведет 1/4 единицы сырья и 1/3 единицы оборудования. Относительная цена единицы сырья в США, выраженная через стоимость единицы оборудования, составляет 2/1 едини­цы оборудования, а в России меньше - 4/3, т.е.1 —. Если же американский промышленник захочет купить сырье, то у него два выхода - либо покупать в своей стране и за единицу сырья отдать 2 единицы оборудования, либо в Росции и отдать меньше 1 — единицы обо-

J

рудования, сэкономив на каждой единице сырья 2/3 единицы оборудования. Поэтому США будут импортировать сырье из России, а Россия будет его экспортировать.

Относительная цена единицы оборудования в России, выраженная через стоимость
единицы сырья составляет 3/4 единицы сырья, а в США меньше - 1/2. если же российский
производитель сырья захочет купить оборудование, то у себя дома он отдает 3/4 единицы
сырья за единицу оборудования, а купив его в США - лишь 1/2 единицы сырья, сэконо­
мив 1/4 единицы сырья на покупке единицы оборудования. Поэтому Россия будет импор­
тировать оборудование из США, а США будут экспортировать его в Россию. "

Обе страны останутся в выигрыше от международной торговли, но в каждой из них необходимо подумать о судьбе.

В современных условиях сравнительные преимущества определяются через аль­тернативные издержки, т.е. затраты на производство одного товара определяются через затраты на другой. Хотя ранее эта теория строилась на основе теории трудовой стоимости. Значение теории относительных преимуществ трудно переоценить. На протяжении многих десятилетий она оставалась преобладающей теорией, объясняющей международ­ную торговлю:


•S Она ясно доказала существование выигрыша от торговли для всех участ­вующих в ней стран;

•S Позволяет строить внешнеэкономическую политику на научном фундамен­те; S Впервые описала баланс совокупного спроса и совокупного предложения.

Теория сравнительных преимуществ, как и другие, носит несколько абстрактный, упрощенный характер и не учитывает многих явлений (например, не учитывает транс­портные издержки, которые могут быть значительными, игнорируют влияние торговли на распределение доходов внутри страны и пр.). но тем не менее, каждая страна на основе теории сравнительных преимуществ получает положительный экономический эффект, называемый выигрышем от торговли.


Обе рассмотренные теории объясняют международную торговлю различными (аб­солютными и относительными) затратами труда на производство товаров в различных странах. Но в чем причина различий в затратах труда, что дают эффект от внешней тор­говли?

Ответ на этот вопрос дают двое шведских ученых в середине 20-х годов XX века: Эли Хекшер и его ученик Бертил Олин, которые создали теорию международной торгов­ли, позднее получившей название их имени - Хекшера - Олина. Учитывая объект иссле­дования - влияние факторов производства на международную торговлю, эта теория имеет и второе название - теория соотношения факторов-производства.

В основе этой теории лежит различная насыщенность стран факторами производ­ства в силу как природно - естественных различий, так и созданных в процессе развития производства. Поэтому различная факторонасыщенность и фактороинтенсивность опре­деляют специализацию страны на производство отдельных товаров.

Факторонасыщенность - показатель, определяющий относительную обеспечен­ность страны факторами производства, а фактороинтенсивность - показатель, опреде­ляющий относительные затраты факторов производства на создание определенного това­ра.

Возьмем две страны, между которыми идет обмен двумя товарами, один из кото­рых трудоемкий, а второй - капиталоемкий. См. табл. 3.

 

продукт Факторы производства
Товар 1 4 тр
Товар 2 Зк Зтр

Если на производство товара 1 необходимы 1 единица капитала и 4 единицы труда, а на производство товара 2-3 единицы капитала и 3 единицы труда, то товар 2 будет бо-

, Зк 1к

лее капиталоемким, чем товар 1, т.к. -- >—

Зтр Зк

Если же на товар 1 требуется 4 единицы труда и 1 едница капитала, а на производ­ство товара 2-3 единицы труда и 3 единицы капитала, то товар 1 будет более капитало-


4 3 емким, т.к. — >—.

Поскольку страна 1 является трудонасыщенной (т.е. труд здесь избыточный), а то­вар 1 - трудоемким товаром, страна 1 может произвести больше товара 1, чем страна 2 и

будет его экспортировать (например, Индия - чай).


Страна 2 является капиталонасыщенной, а товар 2 более капиталоемким, чем товар 1, страна 2 может произвести больше товара 2, чем страна 1 и будет его экспортировать (например, внешняя торговля Англии с Австралией, Новой Зеландией, Канадой).

В результате торговли относительные цены на товары, участвующие в торговле, имеют тенденцию к сближению, к их выравниванию. Например, если изменяется цена

трудоемкого товара, то это приведет к изменению относительной цены самого труда в

'4 трудонасыщенной стране; или же изменение относительной цены капиталоемкого товара,

приведет к изменению относительной цены самого капитала в капиталонасыщенной стра­не. Говоря проще, выравнивание относительных, цен в результате торговли на товары приводит к выравниванию относительных цен и на факторы производства.

Предположим, в стране много капитала и мало трудовых ресурсов, следовательно капитал дешевый. Специализация на капиталоемких товарах вызовет увеличения объемов используемого капитала, спрос на него возрастет, что приведет к увеличению цены на ка­питал. В странах, где в избытке трудовые ресурсы и где идет специализация на трудоем­кой продукции, возрастет спрос на труд и как следствие этого вырастет цена труда. По­степенно первоначальные преимущества в обеих странах утрачиваются и они будут вы­нуждены искать новые возможности для экспорта. Данный механизм был обоснован аме­риканским экономистом П.Самуэльсоном и теория Хекшера-Олина получила другое на­именование - теория Хекшера-Олина-Самуэльсона.

Данная концепция объясняла причины развития международной торговли между метрополиями и колониями, когда в обмен на сырьевые товары, поступающие в развитые страны, обратно вывозились машины и оборудование.

Из-за своей популярности соотношения факторов производства подвергалась мно­гочисленным проверкам со стороны экономистов. Результаты этих проверок как подтвер­ждали, так и отрицали теорию. Одну из таких проверок осуществил американский эконо­мист Василий Леонтьев. Исследуя структуру экспорта и импорта США за 1947 г., он об­наружил, что экспортируются трудоемких товаров на 25% больше, чем капиталоемких, а импортируется больше капиталоемких, почти на 30%, чем трудоемких. Хотя в этот период США считались капиталоизбыточной страной. Этот результат стал известен как «пара­докс Леонтьева». В.Леонтьев повторил свои расчеты в 1956 году, использовав данные за 1951 год. И снова подтвердилось, что трудоемкость американского экспорта на 6% выше трудоемкости американского импорта. Противоречие было уменьшено, но не исчезло полностью. К таким же результатам пришел в 1962 г. индийский ученый Р. Бхарадважем, исследовавший внешнюю торговлю Индии с США, хотя теоретически внешнеторговые


связи Индии сориентированы на экспорт трудоемких товаров и импорт капиталоемких товаров, т.к. Индия располагает избытком рабочей силы.

Еще несколько раз теория Хекшера-Олина проверялась экономистами с использо­ванием современной вычислительной техники для значительного количества стран и большего числа товаров. Наиболее серьезный тест был предпринят в 1987 рядом амери­канских ученых, которые сделали расчеты для 27 стран по 12 факторам производства, ре­зультаты были обескураживающими: выводы теории подтвердились в менее чем 70% слу­чаях и лишь по 2/3 факторов производства. Обострились дискуссии вокруг данной теории. Часть экономистов отстаивала выводы Хекшера-Олина, другие же опровергали, третьи считали, что результаты, полученные Леонтьевым - ложны.

В результате этих дискуссий выяснилось, что В.Леонтьев допустил несколько аб­стракций, допущений.

Во-первых, он не учел того, что из США экспортируются продукты высококвали­фицированной рабочей силы, на обучение которой был затрачен капитал;

Во-вторых, значительную долю в американском импорте занимает сырье, добыча которого требует больших затрат капитала;

В-третьих, американцы импортируют из-за границы сложную бытовую технику и технику производственного назначения, где затраты капитала на их производство также велики.

При последующих расчетах, когда были учтены эти замечания «парадокс Леонтье­ва» исчез. И сегодня «парадокс Леонтьева» продолжает служить серьезным предупрежде­нием от прямолинейного использования теории Хекшера-Олина в практике.

Дальнейшее развитие получает теория сравнительных преимуществ в трудах аме­риканского экономиста Майкла Портера. В конце 80-х г.г. ученый провел исследования в десяти крупнейших промышленных странах, на которые приходилась 1/2 мирового экс­порта. На основе этих исследований он выдвинул концепцию «международной конкурен­тоспособности наций», показывающую взаимосвязь четырех главных параметров, от ко­торых зависит конкурентоспособность страны на мировом рынке: факторные условия; ус­ловия спроса; состояние обслуживающих и близких отраслей; стратегия фирмы и конку­ренция.

Изменения этих условий и их соотношение между собой ведут к структурным из­менениям в производстве и внешней торговле.

Так же как и представители неоклассической школы он признает значимость фак­торов производства в обеспечении сравнительных преимуществ. Но в отличие от неоклас­сиков он считает, что эти факторы не только наследуются страной, но и создаются новые


в процессе производства (повышение производительности труда при нехватке трудовых ресурсов, внедрение компактных ресурсосберегающих технологий при ограниченности земли, природных ресурсов). Именно этим объясняется ускоренное развитие промышлен­ности Японии, основанной на ресурсосберегающей технологии.

Второй параметр - условия спроса на внутреннем рынке оказывают важнейшее

влияние на деятельность фирмы. Те же японские новейшие технологии и новейшие това-

*t

ры рождены под воздействием внутренних, национальных условий страны, получили ши­рокое распространение по всему миру, а их производители стали крупнейшими постав­щиками своей продукции на мировом рынке (например, японские дешевые, энергосбере­гающие компактные кондиционеры; американская система быстрого приготовления пи­щи).

Третий - состояние и уровень развития близких и обслуживающих отраслей, нали­чие тесных контактов с поставщиками, коммерческими и финансовыми структурами, обеспеченность оборудованием (поскольку итальянские фирмы выступают мировым ли­дером по производству машин для обработки драгоценных камней, то и их фирмы, произ­водящие ювелирное оборудование - процветают).

Наконец, четвертый параметр - стратегия фирмы и конкуренция, связан со страте­гией фирмы и ее структурой. Избранная стратегия фирмы и ее структура, предполагаю­щие необходимую гибкость - важные предпосылки включения ее в международную тор­говлю серьезным стимулом является достаточная конкуренция на внутреннем рынке. М.Портер отрицает полезность конкуренции производства на одной национальной фирме. Большинство таких фирм отличается низкой эффективностью, расточительством в ис­пользовании ресурсов, низкой производительностью. Острая лее конкуренция на внутрен­нем рынке понуждает фирмы искать внешний сбыт при достаточной конкурентоспособ­ности товара. Теория М.Портера была признана официально, он принимал в разработке рекомендаций по повышению конкурентоспособности товаров США, Австралии и Новой Зеландии.







Date: 2015-05-19; view: 607; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию