Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. Мировой рынок и международная торговляСтр 1 из 5Следующая ⇒
I Международное разделение труда (МРТ) и его международная кооперация заложили основы для возникновения мирового рынка, который развивался на основе внутренних рынков, постепенно входящих за национальные границы. Простейшие формы внутреннего рынка формировались в условиях становления товарного хозяйства, где все, что предназначено для продажи, сбывается самим производи- телем покупателю, который тут же оплачивает покупку. Свои рынки имели Древняя Греция, Рим, Египет, Вавилон. С появлением денег между продавцом и покупателем встает купец, который оказывает услуги по продаже товаров. Сразу после возникновения рынки начинают специализироваться. От розничных рынков отделяются оптовые, появляются рынки труда, капиталов, рабочей силы и др. Часть рынков ориентируется на иностранных покупателей. Так формируются националь- *1 ные рынки, которые включают в себя внутренний рынок и ту часть торговли, которая ориентируется на заграницу. С XVI до середины XVIII века, мануфактура, основанная на разделении труда, создавала условия для резкого увеличения объема производства товаров, которые не могли поглотить ни городские, региональные рынки и ярмарки, которые, в свою очередь, расширялись до национальных, международных рынков. Торговля уже носила двусторонний характер. Великие географические открытия, возникновение крупного фабрично-заводского производства, продукцию которого уже не мог вместить национальный рынок, привели к развитию, перерастанию локальных центров международной торговли в мировой рынок. Его окончательное формирование завершилось к рубежу XIX - XX веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня. Эту эволюцию рынка от внутреннего до мирового можно представить в виде схемы на рис. 1
Внутренний рынок - при котором все предназначенное для продажи сбывается внутри страны. Национальный рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей Международный рынок - части национальных рынков, связанных с заграницей Мировой рынок - сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда Поскольку ни одна страна не обладает достаточным количеством ресурсов, чтобы удовлетворить все потребности населения, она будет покупать те товары, производство которых у себя обойдется слишком дорого и от этого будет уменьшать свои издержки, ыв то же время, если в производстве определенных товаров у нее есть наилучшие условия, а значит и меньшие издержки, то она будет продавать их за границу и получать от этого выгоду. Таким образом, причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и мирового рынка, остаются МРТ и взаимовыгодность обмена. Субъектами мирового рынка выступают государство, отдельные организации, предприятия, физические лица. Так же, как и внутри страны, в структуре мирового рынка можно выделить рынки товаров и услуг, рынки труда, капитала, рабочей силы, технологий, информации и др. Процесс обмена товарами и услугами между странами образуют международную торговлю - совокупность товарно-денежных отношений между странами. Применительно к одной стране используется термин «внешняя торговля государства», когда же речь идет о торговле между двумя странами, то говорят о «межгосударственной, взаимной, двусторонней торговле». Если же торговля осуществляется между всеми государствами, то торговля осуществляется между всеми государствами, то это «мировая, международная торговля». Часто под международной торговлей понимают торговлю 3 не только товарами, но и услугами. Услуги - это тоже товары, но не имеющие овеществленной формы и отличающиеся от товаров по ряду параметров, о которых речь пойдет ниже. Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт страны. Экспорт - это продажа и вывоз товаров за границу, импорт - покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Сумма экспорта и импорта дает торговый оборот, а их разность - торговое сальдо. *t Превышение экспорта товаров над импортом обеспечивает стране активное торговое сальдо, а превышение импорта товаров над экспортом дает пассивное торговое сальдо. В макроэкономике экспорт за вычетом импорта принято называть чистым экспортом, который может быть как положительным, так и отрицательным. С развитием рыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает, реализация товаров за границей позволяет частично разрешать присущее рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Участие национальных хозяйств в международной торговле ведет к интенсификации воспроизводственного процесса по ряду направлений: усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новой техники и технологий, растет занятость (согласно некоторым оценкам увеличения экспорта промышленных товаров, эквивалентное 1% ВВП, вызывает рост доли промышленного сектора в общей занятости на 0,62-0,78 процентных пункта)1. Активное участие в международной торговле создает условия для ускорения и регрессивных структурных сдвигов в национальных хозяйствах. Для многих развивающихся государств рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Это позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, тем самым способствуя росту производительности труда и доходов. Одновременно растет технический уровень и качество выпускаемых в стране товаров. Увеличения внешнеторгового обмена в национальных хозяйствах усиливает синхронизацию экономических процессов в мировом хозяйстве, взаимосвязь и взаимозависимость национальных хозяйств усиливаются настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международные последствия, вплоть до распространения кризисных явлений на другие страны. Таким образом, место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, она является основой для других форм мирохозяйственных связей - вывоза капитала, производственной кооперации, науч- См. Баранова Е. МЭ и МО №8. 1998. с.73 но-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и развитие международной торговли способствует углублению международного разделения труда, интернационализации хозяйственных связей и последующей экономической интеграции. На мировом рынке, как и на любом другом (например, национальном) формируют- *i ся спрос и предложение и поддерживается стремление к рыночному равновесию, взаимосвязь спроса и предложения на национальных рынках со спросом и предложением на мировом рынке можно показать с простейшей моделью частичного равновесия (рис.2), допустим, что в двух странах X и Y производится и потребляется один и тот же товар. При этом издержки производства этого товара в каждой из стран неодинаковы. Следовательно, при отсутствии внешней торговли данный товар продается в них по разным ценам. Спрос и предложение в стране X составляют Дх и Sx, а в стране Y - соответственно Ду и Sy. В стране X рыночное равновесие достигается в точке Ех, где цена товара равна Рх. В стране Y рыночное равновесие достигнуто в точке Еу, где цена товара Ру. А так как Рх<Ру, то в стране X товар дешевле, чем в стране У. следовательно, стране X выгодно производить его больше и экспортировать в страну У и получить от этого прибыль, а стране У выгодно его импортировать из страны X и тем самым снизить затраты. В стране X при любой цене выше равновесной возникает избыточное предложение, а в стране У при любой цене ниже равновесной возникает избыточный спрос и страны договариваются о торговле данным товаром. Поскольку существуют только две страны, то количество товара, экспортируемого страной X должно быть равно количеству товара, импортированного страной У, или, что тоже самое, избыточное предложение в стране X должно быть равно избыточному спросу страны У. цена Рх служит нижней границей, при которой экспорт невозможен, но если она поднимется выше, то появится избыточное предложение. Цена Ру является максимальной ценой, при которой импорт не возможен, но если она снизится, то появится избыточный спрос. В этих границах, т.е. между Рх и Ру устанавливается точка равновесия, при которой избыточное предложение страны X (экспорт) равно избыточному спросу страны У (импорту), т.е. АхВх = АуВу. На графике мировой спрос и мировое предложение показаны кривыми DBS. возникает рыночное равновесие, но уже на мировом рынке, в т.Е при новой равновесной цене товара Р. Date: 2015-05-19; view: 782; Нарушение авторских прав |