Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Мировой рынок и международная торговля





I

Международное разделение труда (МРТ) и его международная кооперация заложи­ли основы для возникновения мирового рынка, который развивался на основе внутренних рынков, постепенно входящих за национальные границы.

Простейшие формы внутреннего рынка формировались в условиях становления то­варного хозяйства, где все, что предназначено для продажи, сбывается самим производи-


телем покупателю, который тут же оплачивает покупку. Свои рынки имели Древняя Гре­ция, Рим, Египет, Вавилон. С появлением денег между продавцом и покупателем встает купец, который оказывает услуги по продаже товаров.

Сразу после возникновения рынки начинают специализироваться. От розничных рынков отделяются оптовые, появляются рынки труда, капиталов, рабочей силы и др. Часть рынков ориентируется на иностранных покупателей. Так формируются националь-

*1

ные рынки, которые включают в себя внутренний рынок и ту часть торговли, которая ори­ентируется на заграницу.

С XVI до середины XVIII века, мануфактура, основанная на разделении труда, соз­давала условия для резкого увеличения объема производства товаров, которые не могли поглотить ни городские, региональные рынки и ярмарки, которые, в свою очередь, расши­рялись до национальных, международных рынков. Торговля уже носила двусторонний характер.

Великие географические открытия, возникновение крупного фабрично-заводского производства, продукцию которого уже не мог вместить национальный рынок, привели к развитию, перерастанию локальных центров международной торговли в мировой рынок. Его окончательное формирование завершилось к рубежу XIX - XX веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня.

Эту эволюцию рынка от внутреннего до мирового можно представить в виде схе­мы на рис. 1



 



Внутренний рынок - при котором все предназначен­ное для продажи сбывается внутри страны.



Национальный рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей



Международный рынок - час­ти национальных рынков, связанных с заграницей



Мировой рынок - сфера устойчи­вых товарно-денежных отноше­ний между странами, основанных на международном разделении труда


Поскольку ни одна страна не обладает достаточным количеством ресурсов, чтобы удовлетворить все потребности населения, она будет покупать те товары, производство которых у себя обойдется слишком дорого и от этого будет уменьшать свои издержки, ыв то же время, если в производстве определенных товаров у нее есть наилучшие условия, а значит и меньшие издержки, то она будет продавать их за границу и получать от этого вы­году. Таким образом, причинами существования внешнеторговых отношений, а, следова­тельно, и мирового рынка, остаются МРТ и взаимовыгодность обмена.

Субъектами мирового рынка выступают государство, отдельные организации, предприятия, физические лица.

Так же, как и внутри страны, в структуре мирового рынка можно выделить рынки товаров и услуг, рынки труда, капитала, рабочей силы, технологий, информации и др.

Процесс обмена товарами и услугами между странами образуют международную торговлю - совокупность товарно-денежных отношений между странами.

Применительно к одной стране используется термин «внешняя торговля государст­ва», когда же речь идет о торговле между двумя странами, то говорят о «межгосударст­венной, взаимной, двусторонней торговле». Если же торговля осуществляется между все­ми государствами, то торговля осуществляется между всеми государствами, то это «миро­вая, международная торговля». Часто под международной торговлей понимают торговлю

3


не только товарами, но и услугами. Услуги - это тоже товары, но не имеющие овеществ­ленной формы и отличающиеся от товаров по ряду параметров, о которых речь пойдет ниже.

Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт страны. Экс­порт - это продажа и вывоз товаров за границу, импорт - покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Сумма экспорта и импорта дает торговый оборот, а их разность - торговое сальдо.

*t

Превышение экспорта товаров над импортом обеспечивает стране активное торговое сальдо, а превышение импорта товаров над экспортом дает пассивное торговое сальдо. В макроэкономике экспорт за вычетом импорта принято называть чистым экспортом, ко­торый может быть как положительным, так и отрицательным.

С развитием рыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает, реа­лизация товаров за границей позволяет частично разрешать присущее рыночной экономи­ке противоречия между производством и потреблением. Участие национальных хозяйств в международной торговле ведет к интенсификации воспроизводственного процесса по ряду направлений: усиливается специализация, создается возможность организации мас­сового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффектив­ность внедрения новой техники и технологий, растет занятость (согласно некоторым оценкам увеличения экспорта промышленных товаров, эквивалентное 1% ВВП, вызывает рост доли промышленного сектора в общей занятости на 0,62-0,78 процентных пункта)1. Активное участие в международной торговле создает условия для ускорения и регрессив­ных структурных сдвигов в национальных хозяйствах. Для многих развивающихся госу­дарств рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличе­ния темпов экономического роста. Это позволяет мобилизовать и более эффективно ис­пользовать природные ресурсы и рабочую силу, тем самым способствуя росту производи­тельности труда и доходов. Одновременно растет технический уровень и качество выпус­каемых в стране товаров. Увеличения внешнеторгового обмена в национальных хозяйст­вах усиливает синхронизацию экономических процессов в мировом хозяйстве, взаимо­связь и взаимозависимость национальных хозяйств усиливаются настолько, что наруше­ния в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка не­избежно влекут за собой международные последствия, вплоть до распространения кри­зисных явлений на другие страны.


Таким образом, место международной торговли в системе международных эконо­мических отношений определяется тем, что, во-первых, она является основой для других форм мирохозяйственных связей - вывоза капитала, производственной кооперации, науч-

См. Баранова Е. МЭ и МО №8. 1998. с.73


но-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и развитие международной торговли способствует углублению международного раз­деления труда, интернационализации хозяйственных связей и последующей экономиче­ской интеграции.

На мировом рынке, как и на любом другом (например, национальном) формируют-

*i

ся спрос и предложение и поддерживается стремление к рыночному равновесию, взаимо­связь спроса и предложения на национальных рынках со спросом и предложением на ми­ровом рынке можно показать с простейшей моделью частичного равновесия (рис.2), до­пустим, что в двух странах X и Y производится и потребляется один и тот же товар. При этом издержки производства этого товара в каждой из стран неодинаковы. Следовательно, при отсутствии внешней торговли данный товар продается в них по разным ценам. Спрос и предложение в стране X составляют Дх и Sx, а в стране Y - соответственно Ду и Sy.

В стране X рыночное равновесие достигается в точке Ех, где цена товара равна Рх. В стране Y рыночное равновесие достигнуто в точке Еу, где цена товара Ру. А так как Рх<Ру, то в стране X товар дешевле, чем в стране У. следовательно, стране X выгодно производить его больше и экспортировать в страну У и получить от этого прибыль, а стране У выгодно его импортировать из страны X и тем самым снизить затраты. В стране X при любой цене выше равновесной возникает избыточное предложение, а в стране У при любой цене ниже равновесной возникает избыточный спрос и страны договариваются о торговле данным товаром. Поскольку существуют только две страны, то количество то­вара, экспортируемого страной X должно быть равно количеству товара, импортирован­ного страной У, или, что тоже самое, избыточное предложение в стране X должно быть равно избыточному спросу страны У. цена Рх служит нижней границей, при которой экс­порт невозможен, но если она поднимется выше, то появится избыточное предложение.



Цена Ру является максимальной ценой, при которой импорт не возможен, но если она снизится, то появится избыточный спрос. В этих границах, т.е. между Рх и Ру устанавли­вается точка равновесия, при которой избыточное предложение страны X (экспорт) равно избыточному спросу страны У (импорту), т.е. АхВх = АуВу.

На графике мировой спрос и мировое предложение показаны кривыми DBS. воз­никает рыночное равновесие, но уже на мировом рынке, в т.Е при новой равновесной цене товара Р.







Date: 2015-05-19; view: 782; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию