Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задний индекс





состоит из следующих оценок:

1) за пробы на фонематическое восприятие;

2) за ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия в пробах на грамматический строй (штрафная оценка со знаком «–»);

3) за фонетические ошибки на письме (штрафная оценка со знаком «–»);

4) за называние действий;

5) за понимание близких по звучанию названий предметов;

6) за понимание далеких по значению и звучанию названий действий;

7) за понимание близких по значению названий действий;

8) за понимание сложных логико - грамматических отношений;

9) за вербальные замены в пробах на связную речь;

10) за пробы на проверку состояния орального праксиса и артикуляционной моторики; 11) за звукопроизнесение.

Для вычисления индексов применяется сложная многоступенчатая статистическая процедура. Однако для практических целей можно использовать более простой способ.

Индексы сконструированы таким образом, что максимально возможная оценка как за передний, так и за задний индекс соответствует 315 баллам. Сложив баллы за все перечисленные показатели, можно получить искомые величины, сравнить их с максимальной оценкой и между собой.

При этом следует учесть, что в норме при такой системе подсчета задний индекс несколько выше переднего (у обследованных нами первоклассников с нормальным речевым развитием передний индекс в среднем соответствовал 251 баллу, а задний — 266, 2).

У детей с ОНР наблюдалась такая же тенденция, но более выраженная. Так, для 50 обследованных нами первоклассников с речевой патологией передний индекс в среднем был равен 132, 6 балла, а задний — 183, 2.

Соотношение же индивидуальных индексов очень разнообразно. У большинства детей передний индекс ниже заднего, у 26 % существенно ниже (более чем на 50 баллов), но есть и такие, у которых обратное соотношение (22 %).

Такая информация должна быть учтена при разработке стратегии коррекционного воздействия. B логопедической практике основное внимание уделяется трудностям экспрессивной речи, формированию операций комбинирования языковых единиц и их сукцессивной организации. Это оправданно, так как именно нарушение этих функций у большинства младших школьников с речевым недоразвитием является ведущим. Однако семантические трудности, проявляющиеся в плохом понимании близких по значению слов, сложных логико - грамматических отношений, в недостатках звукоразличения, в неточном словоупотреблении, обусловливают общее недоразвитие речи и требуют коррекционных усилий.

Внутри индексов возможен и более дифференцированный анализ. Например, в переднем индексе показатели

с 1 - ГО по 4 - й в большей мере связаны с функцией программирования, а все остальные с функцией серийной организации. В заднем индексе можно выделить параметры, характеризующие фонематическое восприятие (1—3), лексико - семантический (4—7, 9), логико - грамматический (8) и кинестетический (11—12) компоненты. Все эти сведения позволяют выявить структуру речевого нарушения в каждом конкретном случае.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения. В кн.: Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. М., 1998.

2. Ахутина Т. В., Яблокова Л. В., Полонская Н. Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки. В кн.: Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. Под ред. Е. Д. Хомской и В. А. Москвина. М., Оренбург, 2000.

3. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.

4. Лалаева Р. И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Л., 1988.

5. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. 3 - е изд. М., 2000.

6. Лурия А. Р. Язык и сознание. Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов на Дону, 1998.

7. Лурия А. Р. О двух основных классах афазических нарушений речи. В кн.: Проблемы афазии и восстановительного обучения. Под ред. Л. С. Цветковой. М., 1975.

8. Мальцева Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1991.

9. Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. научн. тр. Отв. ред. Т. А. Власова, И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина. М., 1982.

10. Рябова Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиологии. В кн.: Вопросы порождения речи и обучения языку. Под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. М., 1967.

11. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983.

12. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000.13. Цветкова Л. С., Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии. М., 1981.

 

 







Date: 2015-05-19; view: 740; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию