Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Хорошилкина Ф. Я. и др. 3 page
2. КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МЕСТНЫХ И ОБЩИХ НАРУШЕНИЙ ОРГАНИЗМА И ИХ РОЛЬ В ПАТОГЕНЕЗЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВЫХ АНОМАЛИЙ Индивидуальность человека, кроме всего прочего, в значительной степени определяется особенностями строения его лица. Во внешнем облике больных с аномалиями прикуса нередко отмечаются общие черты. Внешнее сходство таких пациентов объясняется аналогичными морфологическими и функциональными особенностями развития зубочелюстной системы. При обнаружении зубочелюстных аномалий стремятся к выявлению их причинно-следственных взаимосвязей и к раскрытию сущности этой патологии. Клиническое обследование является ведущим методом при постановке диагноза. В паспортной части истории болезни указаны фамилия, имя и: отчество больного, его пол, возраст, национальность. В ней регистрируют также место проживания больного и его родителей, условия воспитания и обучения, социальное положение пациента, фамилию лечащего врача. Сравнение паспортного возраста с соматическим, зубным и костным служит для выявления отклонений роста и формирования зубочелюстной системы, а учет национальности позволяет определить. расовые особенности. Анамнез собирают со слов больного и его родителей. При этом уточняют возраст родителей ко времени рождения ребенка, наличие наследственных, хронических и профессиональных заболеваний^ семейных особенностей строения зубочелюстной системы, социально-бытовые условия жизни. Эти сведения помогают определить этиологию зубочелюстных аномалий и деформаций у больного. Особое внимание уделяют выяснению состояния здоровья матери в период беременности. Уточняют, от какой беременности родился данный ребенок. Если беременность была не первой, то осведомляются, как закончились предыдущие. Важно знать, предпринимались ли попытки прервать беременность, имелись ли у матери неспецифические или специфические заболевания, гормональные расстройства и нарушения обмена веществ в этот период, наблюдались ли токсикозы и в какой период беременности. Воздействие фармакологических, радиационных или других факторов в первой половине беременности может быть, например, причиной врожденной расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и неба. Токсикозы во второй половине беременности могут обусловить гипоплазию эмали зуба и другие нарушения. Важно уточнить были ли отклонения в положении плода, не подвергался ли он механической или термической травме, как протекали роды. Родовая травма может быть причиной отклонений в росте и развитии ребенка, в частности, его зубочелюстной системы. Выясняют, сколько детей в семье, вс& ли живы и здоровы. Существенное значение имеет определение состояния здоровья ребенка в 1-й год его жизни. По таким признакам, как вид вскармливания, сроки прорезывания временных зубов и их количество к 1-му году, время, когда ребенок начал ходить и говорить, судят как он рос и развивался. Уточнение способа вскармливания позволяет судить о функциональной нагрузке нижней челюсти в 1-й год жизни ребенка, т. е. в период ее активного роста. Выясняют заболевания, которые перенес ребенок (инфекционные, аллергические, системные и др.), в каком возрасте и как часто они повторялись. Особое внимание обращают на стоматологические заболевания: преждевременную потерю отдельных зубов вследствие кариеса, травмы, воспалительных и других повреждений зубо-челюстной системы и лица. Необходимо знать, какие операции перенес больной (в том числе аденотомию, тонзиллэктомию, стоматологические вмешательства), как они отразились на росте челюстей. Среди общих заболеваний организма обращают внимание на нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечно-сосудистой, легочной, эндокринной и нервной систем, врожденные системные аномалии формообразования мягких тканей и костей лица. Выясняют наличие вредных привычек у больного, не имеющих физиологически приспособительного значения (сосание и прикусы-вание пальца, губ, щек, языка, различных предметов), или играющих компенсаторно-приспособительную роль (нарушение функций зубочелюстной системы), которые могут быть причинами зубоче-люстных аномалий. Уточняют, имеются ли другие парафункции, например, бруксизм, подражает ли ребенок манерам поведения родителей, особенно вредным привычкам. Выясняют, обращался ли больной ранее за ортодонтической помощью: куда, к кому и каков был результат. Осмотр больного состоит из общего осмотра, изучения строения лица, обследования полости рта, зубов, зубных рядов и челюстей и выявления функциональных нарушений. При общем осмотре оценивают соматическое и психическое развитие больного и их соответствие возрасту, рост, массу тела, конституцию. Особое внимание уделяют физическому развитию и осанке больного. Его осматривают в фас, в профиль, со стороны спины и определяют положение головы, плеч, лопаток, живота, форму талии, ног, в том числе голеней, ступней, форму позвоночного столба, грудной клетки, спины, живота, наклон головы, таза. Уточняют наличие вторичных половых признаков, период появления менструации у девочек. Эти сведения, кроме общей характеристики роста и формирования организма, позволяют обнаружить патогенетическую взаимосвязь зубочелюстных аномалий с ослаблением опорно-связочного аппарата и нарушением осанки. Голова и лицо (при их изучении в фас) бывают широкими, средними, узкими. Кроме того, их форма может быть подобна кругу, квадрату, ромбу, усеченному конусу, шестиграннику, треугольнику с основанием вверху или внизу. Для выяснения взаимосвязи формы лица и челюстей важно также изучить профиль, который может быть выпуклым, прямым или вогнутым. Индивидуальные врожденные особенности строения лица и положения головы либо подчеркивают, либо сглаживают нарушения, обусловленные аномалией прикуса. Наряду с общей характеристикой формы головы и лица следует подробно описать их отдельные части: форму лба, глаз, их выражение и направление взгляда (прямое, исподлобья). Это необходимо для уточнения расовых особенностей и психосоматического развития. По форме носа, в частности, его спинки, по направлению кончика, активности крыльев нередко судят о наличии отоларингологических изменений. Они приводят к нарушению функции дыхания и к задержке роста средней части лица, в результате которой могут возникнуть микроринодисплазия и аденоидное выражение лица. Отклонения в развитии ушных раковин (атрезия, оттопыренные уши—«уши сатира» и др.) являются косвенными признаками нарушения роста височной кости, которое иногда отражается на расположении височно-нижнечелюстных суставов и нижней челюсти. Особенно тщательно изучают нижнюю часть лица. Нарушение ее формы, смыкания и положения губ в биометрическом профильном поле [Dreyfus S., 1922] являются симптомами сагиттальных и вертикальных аномалий прикуса и нарушения функций зубочелюстной системы. Об этом свидетельствует также сглаженность носогубных складок, трещины на красной кайме губ, заеды, выраженность супраментальной складки, наличие точечных углублений на коже подбородка («симптом наперстка»). Оценивают форму и размер последнего, его положение (точка pg) относительно переносицы (п) и верхней челюсти (sn), что позволяет уточнить форму профиля лица. Размеры и форма подбородка могут быть обусловлены семейными особенностями и сагиттальными аномалиями прикуса. Привычка всасывания щек отражается на их конфигурации и может способствовать развитию вертикальных и трансверсальных аномалий прикуса. Двойной подбородок свидетельствует о неправильном расположении языка в полости рта — глосоптозе. Определяют величину нижнечелюстных углов, длину ветвей и тела нижней челюсти. Обследование полости рта и ротоглотки включает последовательный осмотр твердых и мягких тканей. По зубной формуле судят о соответствии зубного возраста паспортному. Осмотр зубов позволяет выявить аномалии их числа, прорезывания, положения, величины, формы, цвета, структуры эмали и т. д. Неправильное положение отдельных зубов или их групп отражается на форме и величине зубоальвеолярных дуг. Для характеристики последних имеют значение такие симптомы, как тесное положение зубов, наличие трем, диастемы, сужение, расширение, укорочение, удлинение зубных дуг, зубоальвеолярное укорочение или удлинение в отдельных участках. Суммарно такие нарушения могут приводить к изменению расположения зубоальвеолярных дуг относительно •друг друга, че- люстей и черепа, т. е. к зубоальвеолярным или гнатическим формам аномалии. Пороки развития и положения зубов, зубоальвеолярных дуг и» челюстей обусловливают изменения прикуса. При клиническом обследовании оценивают смыкание зубных рядов в трех взаимно-перпендикулярных направлениях (сагиттальном, вертикальном и трансверсальном), уточняют выраженность отклонений и соответственно этому характеризуют прикус. Смыкание зубных рядов — важный симптом, в значительной степени определяющий показания к лечению. В связи с этим установление разновидности нарушения прикуса рассматривают как предварительный диагноз зубо-челюстных аномалий. При осмотре мягких тканей полости рта обращают внимание на величину и место прикрепления уздечек губ и языка, щечных. тяжей, глубину переходной складки слизистой оболочки полости рта. Аномалии мягких тканей могут быть причинами диастемы, нарушения состояния краевого пародонта, подвижности языка, функций зубочелюстной системы. Важное значение имеет характеристика языка, поскольку его размер, форма, расположение, подвижность непосредственно влияют на те же параметры челюстей. Складчатость языка, продольные и поперечные борозды, наличие отпечатков зубов на языке, щеках, губах, гипертрофия глоточных миндалин могут указывать на недостаток пространства для-языка, что приводит к нарушению его расположения и к развитию» зубочелюстных аномалий. Задненижнее положение языка характерно для дистального прикуса, передненижнее—для мезиального,. межзубное—для открытого, а иногда глубокого прикуса. Обращают также внимание на подвижность мягкого неба, глубину дна полости рта и его предверия. После выявления морофологических отклонений в строении? твердых и мягких тканей лица, полости рта, пограничных органов и тканей, уточняют нарушения функций зубочелюстной системы. Функциональные нарушения в зубочелюстно-лицевой области' могут развиваться и проявляться от младенчества до старости. Их определяют при изучении лицевых и внутриротовых признаков, npw постановке клинических функциональных проб с помощью лабораторных методов (мастикоциография, ринопневмография, миотоно-метрия, электромиография, рентгенокинематография и др.). 2.1. ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЫШЦ ЗУБОЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ СИСТЕМЫ Возникновению функциональных нарушений способствуют неправильные приемы искусственного вскармливания ребенка (низкое или высокое расположение бутылочки с молоком, ее расположение сбоку на подушке у головы ребенка, форма и длина соски, величина отверстия в ней). Зафиксированные двигательные реакции в виде-привычек сосания пальцев, прикусывания губ, щек, языка, различных предметов, а также неправильно осуществляемые функции дыхания, глотания, речи и жевания обусловливают нарушения в зубочелюстно-лицевой системе. Под влиянием различных вредных привычек кости лицевого скелета деформируются, что приводит к смещению отдельных зубов и их групп, изменению формы зубных рядов и положения подъязычной кости, развитию аномалий прикуса, нарушению функции мышц шеи и к другим общим неблагоприятным последствиям. Парафункция мышц губ, щек и других мимических мышц может быть установлена по некоторым клиническим симптомам. Изучение лица пациента во время разговора с ним, а также пауз позволяет определить напряжение нижней губы во время ее контакта с языком, когда ее отведение от зубов возможно лишь с усилием. При осмотре губ и ротовой щели выявляют привычное напряжение мышц губ и подбородка в результате нарушения функций дыхания, глотания и речи. Губы и щеки участвуют в мимике, функциях речи, глотания, жевания. Их расположение связано с величиной челюстей, наклоном резцов, генетическими и этническими особенностями развития. Несмыкание губ часто свидетельствует о нарушении носового дыхания. Изучение типичных положений губ при ортогнатичсском прикусе и сагиттальных аномалиях прикуса помогает определить ту конфигурацию профиля нижней части лица, которая может быть достигнута в результате лечения. Парафункция мышц рта обусловлена повышенной активностью мышц языка, дна полости рта и мягкого неба и нередко наблюдается при наличии аденоидных разрастании в носоглотке, а также гипертрофии миндалин. После ранней потери временных зубов, в частности, моляров, нередко изменяется положение языка, который занимает освободившееся пространство. Появившаяся привычка прокладывать язык в дефекты зубных рядов препятствует прорезыванию постоянных зубов, их правильному установлению в прикусе, способствует смещению нижней челюсти и снижению высоты прикуса. Постоянный прикус более устойчив, но и он изменяется, особенно после потери отдельных зубов, стирания их коронок, а также под влиянием разнообразных вредных привычек. Мнение, что последние бывают только в детском возрасте, ошибочно. Они закрепляются и наблюдаются у подростков и взрослых. У них нередко отмечают расшатывание зубов из-за сохранившейся вредной привычки прокладывания языка в имевшийся Дефект зубного ряда, что затрудняет зубное протезирование. Сосание пальцев и различных предметов, распространенное у детей, у взрослых встречается реже. Так называемые «видимые» детские привычки заменяются малозаметными или «невидимыми», например, сосание пальца — сосанием или прикусыванием языка. Выявить такую привычку помогает оценка формы зубных дуг, величины щелей между зубами и зубными рядами, наличие на языке отпечатков зубов. Привычка давления языком на резцы и присасывания губы может развиться после появления дефекта коронки переднего зуба при наличии диасте- мы. Такая привычка приводит к постоянному напряжению мышц. нижней губы и подбородка. Бруксизм свидетельствует о повышенной активности жевательных и других групп мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Зубо-челюстная система испытывает нагрузки в связи с разнообразными функциями органов полости рта и глотки. Состояние покоя мышц необходимо для разгрузки пародонта. При бруксизме оно' наступает реже или совсем отсутствует. Следовательно, мышцы не отдыхают. Их сокращение способствует передаче давления через-зубы на ткани пародонта, что неблагоприятно влияет на их состояние. При дистальном прикусе, сочетающемся с ретрузией передних зубов, нередко бывают постоянно напряженными задние пучки височных мышц, удерживающих нижнюю челюсть в дистальном положении. У таких больных зубы в покое сомкнуты, ночью они скрежещут ими. При этом нередко патологически стираются бугры и режущие края зубов в результате их постоянной перегрузки. Если твердые ткани устойчивые, то развивается травматический периодонтит. Снижается высота прикуса, при этом давление напряженной нижней губы передается на верхние резцы, что вызывает их ретрузию. Вслед за этим возникает ретрузия нижних резцов. Зубные дуги укорачиваются. Формируется дистальный глубокий блокирующий прикус. Изучение движений нижней челюсти. В осуществлении функций зубочелюстной системы участвуют зубы, височно-нижнечелюстные суставы, мышцы и т. д. Поэтому важно оценить роль каждого из перечисленных компонентов в разнообразных движениях нижней челюсти. Смещение ее может быть обусловлено рядом причин: неправильным положением отдельных зубов, нестершимися буграми временных зубов, пломбой, повышающей прикус, вредной привычкой и т. д. После раннего кариозного разрушения зубов или их потери прикус снижается, рост и развитие нижней челюсти задерживаются. Она может остаться в дистальном положении относительно-верхней челюсти и основания черепа. При этом формируется дистальный, глубокий прикус. Отсутствие временных моляров вынуждает ребенка во время жевания пищи смещать нижнюю челюсть вперед и в сторону. Вследствие этого развивается мезиальный или перекрестный прикус. В результате длительного бокового сдвига нижней челюсти формируется асимметрия лица. Расположение суставных головок нижней челюсти в суставных ямках может быть показателем неправильных межокклюзионных контактов зубных рядов, функциональных нарушений и заболеваний височно-нижнечелюстных суставов. При обследовании последних применяют метод пальпации. С этой целью указательные и средние пальцы накладывают на область суставов и предлагают больному открыть и закрыть рот. Изучают также экскурсию суставных головок, определяют болезненность суставов. Путем аускульта- ции выясняют наличие шума, треска, щелкания при движениях нижней челюсти. Оценка положения покоя челюсти имеет значение для определения выраженности функциональных нарушений в зубочелюстной области и, следовательно, прогноза лечения. Дифференциальную диагностику зубочелюстных аномалий, сочетающихся и отчасти обусловленных смещением нижней челюсти, начинают с осмотра лица пациента в фас и в профиль, обращают внимание на положение челюсти в покое и в процессе разговора. Выявляют лицевые признаки аномалий прикуса и асимметрию лица (изучение в состоянии физиологического покоя). Затем пациенту предлагают сомкнуть зубы, не размыкая губ. В случаях привычного смещения нижней челюсти лицевые признаки нарушения становятся более выраженными, соответственно направлению сдвига челюсти. Мезиальное или дистальное смещение челюсти определяют по форме профиля лица, латеральное—по форме его фаса (изучение привычной окклюзии). Для дифференциальной диагностики разновидностей дистально-го прикуса запоминают форму лица пациента в профиль при привычной окклюзии. Затем предлагают выдвинуть нижнюю челюсть вперед до нейтрального соотношения боковых зубов. Если форма лица при этом улучшается, то дистальный прикус обусловлен недоразвитием нижней челюсти. Если форма лица ухудшается, то нет показаний к стимулированию роста нижней челюсти, а причина аномалии прикуса—в нарушении величины или положения верхней челюсти и ее зубного ряда. Если же выражение лица сначала ухудшается, а затем ухудшается, то дистальный прикус вызван нарушением роста и развития обеих челюстей. При этом определяют, до какой степени стимулировать рост нижней челюсти. При дифференциальной диагностике разновидностей мези-ального прикуса оценивают форму лица пациента в профиль при привычной окклюзии (симптом «капризного выражения лица»). Затем предлагают переместить нижнюю челюсть кзади до краевого смыкания резцов. Если это возможно, то имеется мезиальный прикус со смещением нижней челюсти вперед. В другом случае мезиальный прикус обусловлен разницей в размерах зубоальвеоляр-ных дуг и (или) челюстей. При наличии смещения челюсти выражение лица улучшается после ее установления в правильное положение. Для дифференциальной диагностики разновидностей перекрестного прикуса при осмотре полости рта особое внимание обращают на форму зубных рядов, контакты зубов справа и слева, совпадение средней лини между зубными рядами. При несовпадении средней линии зубных дуг последовательно определяют расположение верхних и нижних зубов, нижней челюсти относительно срединной линии лица, проведенной через переносицу (п), кончик носа, подносовую точку (sn), бугорок верхней губы (центр «лука купидона»), центры нижней губы и подбородка (pq). 3t Если срединная линия лица проходит через центр верхней зубной дуги (контактная точка между верхними центральными резцами), то не верхние зубы обусловливают несовпадение средней линии между зубными рядами. При изучении расположения нижних зубов и нижней челюсти для дальнейшей ориентации можно использовать центр верхней зубной дуги. Пациенту предлагают широко открыть рот и определяют отсутствие или наличие смещения нижней челюсти в сторону. Если степень несовпадения центров между зубными рядами сохраняется, то оно обусловлено смещением нижних зубов. Это дополнительно уточняется по количеству и размеру зубов слева и справа, разрушению проксимальных поверхностей зубов, вытеснению их из зубного ряда. Если это несовпадение зависит от нижней челюсти, то при широком открывании рта оно самоустраняется (функциональная разновидность) или, наоборот, усугубляется (морфологическая разновидность) в результате ее смещения. В последнем случае определяют направление смещения нижней челюсти и причину: неправильное смыкание зубов и зубных рядов, изменения в височно-нижнечелюстных суставах, препятствующие их нормальной функции, различия в напряжении жевательных мышц правой и левой сторон. Пациента просят медленно закрывать рот, изучают путь движения нижней челюсти и следят за совпадением или несовпадением центров верхней и нижней зубных дуг. Если челюсть центрирована, а в момент смыкания зубных рядов резко сдвигается в сторону, то имеется окклюзионная разновидность функционального смещения нижней челюсти. Если она плавно сдвигается в сторону еще до контакта с верхними зубами, то речь идет о мышечном дисбалансе, и можно говорить о мышечной разновидности функционального смещения нижней челюсти. Если сдвиг происходит рывками, ступенеобразно, то можно думать о суставной разновидности функционального смещения нижней челюсти в сторону. При максимальном открывании рта измеряют расстояние между зубными рядами, которое обычно равно 5 см. Затрудненное от-крывание рта наблюдают при сужении ротовой щели (микросто-мия) и при ограничениях движений нижней челюсти в связи с суставными или мышечными контрактурами. Для выявления асимметрии лица, возникающей как следствие поражения одного из суставов изучают параллельность между зрачковой линией и линией смыкания губ (шпательная проба), а также боковой наклон окклюзионной плоскости. Движения челюсти непосредственно связаны с функцией височно-нижнечелюстных суставов, в одном из которых, как правило, имеются серьезные морфологические нарушения (анкилоз и т. д.), приводящие к поражению зоны роста, одностороннему укорочению челюсти, ее компенсаторно-приспособи-тельному смещению в больную сторону и к деформации зубных дуг. В таких случаях мы говорим о морфологической разновидности смещения нижней челюсти в сторону. 2.2. ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ Основными функциями зубочелюстной системы являются жевание, глотание, речь, дыхание, открывание и закрывание рта. Нарушение жевания из-за отсутствия отдельных или всех зубов либо их неправильного смыкания отрицательно влияет на пищеварение, может быть причиной перегрузки или недогрузки отдельных участков зубных рядов, зубоальвеолярного удлинения смещения зубов в сторону дефекта или нижней челюсти в различных направлениях. Нередко затруднены откусывание пищи при зубочелюстных аномалиях, локализующихся в переднем участке зубных дуг, и ее пережевывание при нарушениях в их боковых участках. Резко выраженные изменения прикуса, особенно сагиттальные и вертикальные, характеризуются уменьшением площадей жевательных поверхностей зубов, контактирующих во время жевания. Такие нарушения приводят к удлинению времени пережевывания пищи и затрудняют ее измельчение. Деформации зубных дуг, обусловленные ретенцией зубов, их ранней потерей в результате- кариеса, пародонтоза, воспалительных или травматических повреждений, приводят к неблагоприятным последствиям, которые бывают особенно значительными при множественной или полной адентии. Неправильное глотание отрицательно влияет на функции мышц в области рта, на формирование зубочелюстной системы и может быть причиной удлинения срока ортодонтического лечения и реци-дивов зубочелюстных деформаций. Неправильное глотание определяют на основании данных электромиографии и клинического обследования больного. При этом наблюдают повышенную активность мимических мышц, особенно подбородка и нижней губы. С целью выявления изменений больному предлагают проглотить воду. Если в это время отмечают толчок кончика языка о внутреннюю поверхность губы и последующее ее выбухание, то диагностируют нарушение функции глотания. При этом зубные ряды разобщаются, и увеличивается высота нижней части лица. В некоторых случаях на коже подбородка и возле углов рта заметны точечные углубления («симптом наперстка»), характеризующие повышенное напряжение мимических мышц. Если во время глотания быстрым движением раздвинуть губы, то можно увидеть характерное расположение кончика языка между зубными рядами. Подрастая, ребенок продолжает при глотании упираться языком в губы и щеки. Постоянное переднее положение языка способствует развитию аномалий прикуса. Губы и щеки становятся опорой для языка. Инфантильный способ глотания сохраняется на многие годы или на всю жизнь (рис. 3). При врожденной расщелине твердого и мягкого неба нарушение глотания возникает вследствие сообщения между полостями рта и носа. Функция речи. Артикуляция может быть неправильной, что заметно в покое, но особенно во время речи. Для определения изменений пациенту предлагают произнести фразы с большим количе- 0 t r^r\f\ 3—1303 ством свистящих и шипящих звуков. Нечеткое произношение и расположение кончика языка между зубными рядами свидетельствуют о неправильной артикуляции, что нередко сочетается с наличием щели между зубными рядами. В таких случаях требуется консультация логопеда. Функция дыхания. Затрудненное носовое или ротовое дыхание характеризуется несмыканием губ, изменением положения языка» что влияет на формирование зубных рядов и прикуса. При этом ноздри обычно узкие, переносица широкая, губы не сомкнуты, контур подбородка нередко двойной (симптом глосоптоза). Положение языка в полости рта нарушается: его кончик смещается кзади» спинка располагается низко, пространство между корнем языка и мягким небом увеличивается. Затрудненное носовое или ротовое дыхание определяют путем поочередного прикладывания к ноздрям ворсинок ваты, при этом наблюдают их отклонение при вдохе и выдохе либо отсутствие колебаний. Пациенту предлагают также взять в рот воду и удерживать ее. Если дыхание носовое, то это возможно, если оно ротовое, то через некоторое время больной вынужден проглотить воду, чтобы сделать вдох. В таких ситуациях требуется консультация отори-ноларинголога, поскольку увеличенные аденоиды и миндалины являются механическими препятствиями для носового дыхания. Нарушение закрывания рта может быть симптомом расстройства функции дыхания или самостоятельным изменением. Постоянное ротовое дыхание (несмыкание губ) приводит к нарушению синергизма и антагонизма циркулярных и радиальных пучков круговой мышцы рта с преобладанием последних (симптом «шатра» или «лука»). Под нижней губой образуется глубокая супрамен-тальная борозда, неправильная функция подбородочной мышцы приводит к выпячиванию губ. Нарушается клапанная функция губ, исчезает отрицательное давление в полости рта, развивается глосо-птоз, изменяются функции глотания и речи. В тех случаях, когда нарушение закрывания рта не связано с изменением дыхания, речь идет об ослаблении психологической готовности пациента к совершению волевых поступков, поскольку рот с филогенетической точки зрения является «инструментом» нападения и защиты. 2.3. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕСТНЫХ И ОБЩИХ НАРУШЕНИЙ ОРГАНИЗМА ПРИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЯХ Целостность организма человека, взаимообусловленность формы и функции его органов и систем наглядно подтверждаются при изучении взаимосвязи местных и общих нарушений организма, возникающих при дефектах зубочелюстной системы. Аномалии прикуса, как правило, характеризуются неправильным расположением зубов, отсутствием контактов между зубными рядами, изменением формы альвеолярного отростка, размеров челюстей и их расположения. При этом нарушения функций зубочелюстной системы усугубляют имеющиеся отклонения и отражаются на развитии смежных органов и всего организма в целом. 2.3.1. Нарушения опорно-двигательного аппарата Функциональное состояние данной системы определяет осанку человека. Зафиксированные позотонические рефлекты, обусловленные вредными привычками, приводят к неправильной позе тела, "то в свою очередь способствует развитию зубочелюстных аномалий. При пониженной минерализации костной ткани форма костей изменяется даже при незначительном отклонении от нормы, но длительном воздействии функционирующих мышц. В связи с этим привычное неправильное положение тела и особенно головы во время сна (сон на одном боку, с подложенной под щеку рукой, или кистью руки, сжатой в кулак) обусловливает несимметричное развитие челюстей, чаще одностороннее сужение зубных дуг в смещение нижней челюсти. Привычка спать на спине, запрокидывая голову назад, или со склоненной на грудь головой, вызывает нарушение роста челюстей. Развитию аномалий прикуса способствует также неправильная посадка за столом, партой, привычка поддерживать голову ладонями или опираться одновременно на локоть и кисть руки, приложенной к подбородку. При изучении профиля стоящего человека с гармонично развитой статной фигурой отмечают: центры тяжести его головы, плечевого пояса, бедер, колен и стоп находятся, как правило, на одной вертикальной оси. При аномалиях прикуса центр тяжести головы 3» 35 нередко располагается впереди этой оси, что влечет за собой изменение осанки. Нагрузка на мышцы шеи увеличивается, сохранение при этом правильного положения головы и горизонтального направления взгляда возможны лишь при дальнейшем усилении напряжения мышц шеи. В результате их функциональной перегрузки у большинства больных с сагиттальными аномалиями прикуса наблюдают наклоненное вперед положение головы, западение грудной клетки, уменьшение ее переднезаднего размера, изменение угла наклона ребер, выступание лопаток, выпячивание живота, искривление голеней, плоскостопие. Такие отклонения на ранних стадиях можно охарактеризовать как слабость осанки. Нарастание изменений, а также их усугубление с возрастом характеризуются как нарушение осанки. Нередко оно обусловлено лордозом, кифозом, Date: 2015-05-19; view: 1958; Нарушение авторских прав |