Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ЗПР
Принципы организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками в ДОУ. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР, ее содержание. Структура деятельности коррекционных дошкольных групп. Вопросы. 1. Назовите основные особенности развития ребенка дошкольного возраста. 2. Какие факторы необходимо учитывать при отборе методик для диагностического обследования дошкольника? 3. Назовите уровни ориентировочно-познавательных действий, характерные для ребенка дошкольного возраста. 4. Каковы основные параметры умственного развития дошкольника? 5. Какие компоненты включают в себя понятие «психологическая готовность к школе»? Литература. Левченко И.Ю. Патопсихология. Теория и практика. – М., 2000. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов./ Под общей редакцией М.М.Семаго.- М. 1999.
Содержание практических занятий. Тема 1. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми первого года жизни и раннего возраста. Особенности развития детей раннего возраста. Ведущие направления психолого-педагогического изучения детей первого года жизни, их содержание. Психодиагностическое исследование психического развития, его ведущие направления. Задание 1. Раскройте содержание коррекционной работы, ее основные этапы с детьми раннего возраста, соотнеся их с периодами обучения. Примечание. В процессе подготовки задания рекомендуется использовать материал «Нормативы нервно-психического развития детей первого года жизни». Нормативы нервно-психического развития детей первого года жизни. (по О.В.Баженовой).
Задание 2. Разработайте рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей первого года жизни. Примечание. В процессе подготовки заданий по указанной теме рекомендуется изучить материал: Научный обзор по теме «Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии на первом году жизни и с 1 года до 3 лет».
Ранний возраст - особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга результате взаимодействия организма с окружающей средой о интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуется способность мозга принимать сигналы извне, перерабатывать и хранить информацию, что образует базу для дальнейшего интеллектуального развития ребенка. Для раннего детства характерен целый ряд особенностей. Во-первых, это чрезвычайно быстрый темп развития, которое имеет скачкообразный характер. Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами: кризис 1 года вязан с овладением ходьбой, 2-х лет — с переломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка, и, наоборот, отсутствие скачков является следствием отклонений в развитии ребенка. В критические периоды у ребенка могут наблюдаться некоторые особенности в поведении, снижение работоспособности, функциональные расстройства. Другой особенностью развития в раннем возрасте является неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание, отсутствие целенаправленного педагогического воздействия) может произойти утеря навыков, наблюдается явление ретардации ("застревания" на более ранней ступени развития). Причина неравномерности развития психики ребенка раннего возраста определяется тем, что созревание различных функций происходит в различные сроки. Для каждой психической функции существуют свои сензитивные сроки. В целом ранний возраст является сензитивным периодом для развития всех видов восприятия (сенсорно-перцептивной деятельности), непроизвольной памяти и речи. Становление этих процессов происходит в рамках предметной деятельности при активном взаимодействии со взрослым. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент для развития мышления и речи. Еще одной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его нервно-психическую сферу. В раннем возрасте ярко проявляется высокая степень ориентировочных реакций на окружающее. Известно, что при сенсорной, эмоциональной депривации существенно замедляется темп развития ребенка. Сенсорные потребности вызывают высокую двигательную активность, а состояние двигательной сферы во многом определяет возможности ребенка в познании окружающего мира. Ребенка раннего возраста характеризуют повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций — залог становления личности ребенка, основа для познавательной активности. Психомоторное развитие ребенка в первые годы его жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Задержку психо-моторного развития могут вызвать различные неблагоприятные факторы, воздействующие на развивающийся мозг в перинатальном и раннем постнатальном периоде. Дифференциальная диагностика в раннем возрасте затруднена При различной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика, например, недоразвитие речи у слабослышащего ребенка, умственно-отсталого.Замедленный темп развития может касаться одной или нескольких функций, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими нарушениями. Оценка уровня психо-моторного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте должна производиться очень осторожно. При этом следует учитывать особенности развития общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности, речи, эмоционального развития. В диагностическую группу могут приниматься дети с последствиями перинатального поражения ЦНС, у которых обнаруживается задержка психо-моторного развития и речи. Важно определить степень тяжести нарушений — дети с грубым органическим поражением ЦНС направляются в дошкольные учреждения для детей с нарушениями интеллекта. В условиях детского сада для детей с задержкой психического развития диагностическая группа может формироваться как разновозрастная, основным показателем является уровень психического и речевого развития ребенка (могут приниматься дети от 2,5 до 3,5 лет). Количество детей в группе — 6 человек. На первый план в работе с детьми раннего возраста выдвигается изучение динамики развития при целенаправленном обследовании и на основе постоянных наблюдений в процессе коррекционной работы. Дети, поступающие в специализированную группу, отличаются целым рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные дети, отставшие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций (функции передвижения собственного тела в пространстве), на момент обследования выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники тельных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, вступают в деловое сотрудничество со взрослыми и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач. Дети практически не владеют речью — пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию фразовой речи значительно сужен. Преимущественно манипулируют предметами, но им знакомы и некоторые предметные действия — они адекватно используют дидактические игрушки, хотя способы выполнения соотносящихся действий несовершенны, детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. В отличие от умственно отсталых дошкольников, дети принимают и используют помощь взрослого. Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обусловливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, могут затрудняться в процессе одевания. С учетом перечисленных выше особенностей определены следующие программные задачи: • Совершенствование двигательных функций, что пред • В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществ • Решение двух вышеназванных задач осуществляется на • Развитие ребенка раннего возраста происходит в актив • Основными средствами коммуникации являются речевые средства, важнейшим аспектом работы с маленькими детьми является целенаправленное развитие речи, ее функций. Рассмотрим более подробно содержание коррекционной работы и ее основные этапы, условно обозначив их как "Ступеньки развития", которые можно соотнести с периодами обучения. Напомним, что в течение первого месяца пребывания ребенка в диагностической группе проводится углубленное комплексное обследование с целью определения уровня развития ребенка. В дальнейшем занятия проводятся индивидуально или дети объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает: > диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения; > обратную связь с семьей с целью получения полной ин > взаимодействие с врачами-специалистами, особенно > построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; > занятия интегративного характера, что предполагает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия; > индивидуально-дифференцированный подход: в рамках > построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются; > использование игровой мотивации на всех занятиях; > продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в > необходимость преемственности в работе воспитателя, Условно на прохождение каждой ступеньки отводится два месяца. Сроки могут изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Date: 2015-05-19; view: 1158; Нарушение авторских прав |