Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В. 3. Панфилов 3 page14Q состоит из ми (два), ны (четыре) и р — показателя XXIV и XXV систем. Собственно количественное обозначение девять в нивхском языке имеет две основные диалектные формы: ньыньбен, ньыньбин (Ам. д.), няндорн' (В.-С. д.). В форме ньыньбин (девять) этимологизируется как «один находящийся», что при ручном счете означало один (палец) находящийся (в смысле один палец не загнут). В форме няндорн' (В.-С. д.) девять этимологизируется как один, пять, что при счете на двух руках понималось как один до пяти на другой руке. Еще более показательны в этом отношении, например, этимологии числительных в эскимосском языке, в котором все числительные от 1 до 10 связаны в своем происхождении с рукой и операциями ручного счета '. Данные анализа нивхских количественных числительных, таким образом, свидетельствуют лишь о том, что неправильно считать конкретный счет в нивхском языке следствием того, что соответствующие числительные возникли как обозначения образов восприятия и представления конкретных множеств предметов, что было бы ошибочным делать из факта существования конкретного счета вывод о том, что носители этого языка неспособны отвлечься от качественных особенностей предметов счета. Как уже отмечалось, современный нивхский конкретный счет имеет многочисленные параллели в других языках, например в индейских языках Северной Америки (цимшиан, дене и др.). В этих последних отличающиеся друг от друга числительные, обозначающие одно и то же количество, по-видимому, также включают в свой состав общее для всех них собственно количественное обозначение 2, т. е. факт конкретного счета в этих языках, как и в нивхском, также не доказывает того, что числительные 1 См. Г. А. Меновщиков, Из истории образования числительных в эскимосском языке, «Вопросы языкознания» № 4, 1956 г. а Например, следующие числительные из языка каррье, являющегося одним из диалектов дене, приведенные в книге Леви-Брюля «Первобытное мышление», стр. 130: пгхане (три лица), mxam (три раза), тхапгоэн (в трех местах), тхаух (тремя способами), тхайлтох (три предмета вместе), тхоэлтох (три лица вместе), тхахултох (три раза, рассматриваемые вместе), имеющие общий компонент тха, с которым, очевидно, и связано значение три. Очевидно, что окончательные выводы в отношении генезиса числительных в этих языках могут быть сделаны только после специального лингвистического анализа. Такой ана- в этих языках якобы выражают чувственные образы восприятия и представления конкретных множеств предметов '. Говоря о причинах возникновения современных конкретных числительных нивхского языка (как, очевидно,. и аналогичных числительных указанных языков), необходимо прежде всего учитывать внутренние закономерности развития самого языка. Выступая в качестве определителей количества, собственно количественные обозначения образовывали с названиями предметов счета синтаксические сочетания. Эти сочетания, как и сочетания современных количественных числительных с именами существительными, происходили по способу примыкания. Слова, с которыми сочетались собственно количественные обозначения, как об этом свидетельствуют этимологии показателей систем, обозначали предметы, как правило, имеющие большое хозяйственное или иное значение в жизни нивхов, т. е. такие, необходимость в счете которых возникала наиболее часто. Естественно, что вследствие этого собственно количественные обозначения образовывали с этими словами устойчивые сочетания, которые постепенно начинали лексикализоваться. Этот процесс еще до сих пор не закончился. Вокруг числительных некоторых систем происходит группировка имен существительных в классы. Показатели лиз был, например, проделан в отношении числительных языка науру (см. Paul Hambruch, Die Sprache von Nauru, Hamburg 1914). Автор этой работы приходит к выводу, что в числительных этого языка выделяются корни и суффиксы-классификаторы, которыми отличаются друг от дру1 а соответствующие числительные различных рядов. 1 Мы не имеем здесь возможности остановиться на том, какие этапы можно выделить в процессе формирования понятия абстрактного количества на основе лингвистических данных по истории образования числительных в различных языках. Мы не касаемся здесь также вопроса о существовании во многих языках особых обозначений для конкретных совокупиостей предметов типа русского «дюжина», которые не образуют последовательного числового ряда в отличие от выше рассмотренных числительных в нивхском и других языках. По нашему мнению, такие обозначения возникли потому, что при обмене, торговле и т. п. фигурировали постоянные в количественном отношении совокупности предметов (10 кокосовых орехов, 12 рубах и т. п.), ввиду чего возникала необходимость в их специальном обозначении, которое постепенно получало и количественное значение. На это обстоятельство указывает уже Тэйлор (Б. Тэйлор, Первобытная культура в двух томах, т. I, изд. 2, Спб. 1896, стр. 228). этих систем, как обнаруживают их этимологии, восходят к словам, которые имели весьма обобщенное значение и от которых впоследствии был образован целый ряд слов с более конкретным значением. Таким образом, возникавшие числительные этих систем наряду с количественными представлениями передавали весьма обобщенное предметное значение. В силу этого с числительными этих систем получали возможность сочетаться слова с такими более конкретными значениями, которые могли выступать в качестве конкретизатора обобщенного предметного значения, передаваемого второй составной частью этих числительных. Таким образом, вокруг числительных этих систем начали группироваться те имена существительные, которые могли выступать при них в этой функции. Различающиеся друг от друга числительные различных систем возникли не потому, что в нивхском языке существовало деление имен существительных на классы: наоборот, это деление было обусловлено тем, что в нивхском языке по внутренним законам его развития начали образовываться числительные, передающие также и значение предметности. Таким образом, источник ошибки Леви-Брюля, Касси-рера и др., которая допускается ими в истолковании факта наличия конкретного счета в ряде языков первобытных народов, заключается в том, что, метафизически отождествляя язык и мышление и прямолинейно связывая факты языка и мышления, они игнорируют действительную историю образования конкретных числительных в этих языках. Между тем, используя языковые данные для установления истории развития мышления, необходимо постоянно иметь в виду, что хотя язык существует лишь постольку, поскольку в его формах происходит мышление, тем не менее, раз возникнув в связи с возникновением мышления, язык образует относительно самостоятельное явление и имеет свои внутренние законы развития, которые не могут быть целиком и полностью объяснены из законов развития мышления; что неправильно искать объяснение каждого явления языка (как, например, фонетических явлений) в фактах мышления. Не может быть сомнения в том, что понятие об определенном абстрактном количестве возникает в ходе исторического развития человеческого мышления значительна позднее, чем, например, предметные понятия. Поскольку выше были показано, что языковые данные по счету некоторых народов не дают никакого основания для утверждения о том, что числительные в этих языках выражают чувственные образы восприятия и представления тех или иных множеств конкретных предметов, а не понятия об определенных количествах, то тем более невероятно, что отражение гипотетической стадии чувственно-образного мышления может быть обнаружено в. других явлениях 'этих первобытных языков, как, например, в словах, обозначающих предметы или явления объективной действительности и т. п. Сторонники теории об особой чувственно наглядной стадии исторического развития человеческого мышления в этом плане обычно указывают на чрезвычайную бедность общими и родовыми понятиями и чрезвычайную специализацию названий в языках первобытных народов *. Не говоря уже о том, что эти факты сами по себе еще отнюдь не говорят о том, что в том или ином специальном названии выражается чувственно наглядный образ того или иного конкретного предмета, здесь обращает на себя внимание и то, что подбор этих фактов носит весьма односторонний характер. Действительно, наряду с такими примерами, когда при большой детализации предметных, качественных и других названий отсутствует такое название, которое является общим для всех них (см., например, в ненецком языке, где при детализации названия цветов и мастей животных отсутствует слово со значением цвет, окраска), мы имеем во всяком случае не меньшее количество таких фактов, когда наряду со специальными названиями имеется и общее название. Приведем несколько примеров из языков народов Севера СССР2. 1. В нивхском языке при нескольких десятках названий различных пород деревьев (кой — лиственница, H'apH'u — пихта, huec — береза, кмый— дуб, к 'олдо— кедр, heyn'u — ольха, /лезла — рябина и т. д.) есть слово тиг'р с общим значением дерево, лес (Ам. д.). 1 См. Л. Леви-Брюль, Первобытное мышление, стр. 95—119. 2 Сведения по эскимосскому и ненецкому языкам, словарный состав которых к настоящему времени уже достаточно хорошо изучен, нами получены от старших научных сотрудников Института языкознания АН СССР Г. А. Меновщикова и Н. М. Терщенко. 2. В нивхском языке при таком же большом количестве 1азваний различных пород рыб (т'уки — осетр, п'ирн'ыр —• сазан, кон'одь — калуга, лыг'и — кета осенняя, вел — кета летняя и т. д.) есть слово чо с общим значением рыба (Ам.д.). 3. В эскимосском языке при большой детализации названий моржей (аргуг'ак'— морж, плывущий к западу, к'аврык' — морж, плывущий к северу, ак'ылюг'рак' — морж, плывущий то в одном, то в другом направлении, эхлъык — питающийся морж, к'авалыг'рак' — морж, спящий на воде, и т. д.) есть слово айвык' с общим значением морж. В свою очередь слово айвык' (морж вообще) покрывается более общим названием тыг'ик'усяк' (морской зверь), которое относится не только к моржам, а также и к нерпам, китам и другим морским животным. 4. В ненецком языке при наличии около сорока названий различного вида снега есть общее название сыра (снег вообще). В том же ненецком языке имеется больше двадцати названий различных видов нарт при наличии общего названия хан (нарта вообще). , Следует заметить, что, истолковывая эти и им подобные факты большой специализации названий в первобытных языках, нельзя упускать из виду практической потребности и направленности такой специализации (большое хозяйственное значение соответствующих предметов или явлений, необходимость быстрой и точной ориентировки охотника при охоте, специализация названий животных в зависимости от их положения и т. п.). Не может быть сомнения в том, что все эти факторы практической необходимости играют большую роль при специализации названий ' и что было бы неправильно объяснять все эти факты особенностями мышления (конкретностью, предметностью и т. п.) соответствующих народов, рассматривать их как пережиточные явления особой чувственно наглядной стадии в развитии человеческого мышления. По нашему мнению, ни языковые, ни этнографические данные не подтверждают положения об особой чувственно 1 В этом отношении очень показательны, например, указательные местоимения в эскимосском языке, где существует 21 местоимение, каждое из которых точно указывает на положение в пространстве соответствующего предмета, что необходимо для быстрой ориентировки охотника (см. Г. А. Меновщиков, Указательные местоимения в эскимосском языке, «Вопросы языкознания» № 1, 1955 г.). 6 Мышление наглядной стадии в развитии человеческого мышления, когда мышление якобы целиком происходило в образах восприятия и представления и человек совсем не обладал способностью образовывать понятия, хотя бы и самые элементарные. Таким образом, следует признать, что вместе с возникновением труда и на основе труда как общественного явления происходит и возникновение и формирование специфически человеческого способа отражения действительности в виде форм обобщенного и абстрактного мышления, ибо, как показано выше, на основе только чувственно наглядного способа отражения действительности невозможна осознанная трудовая деятельность, поскольку в форме ощущений и образов восприятия и представления всегда отражается только единичное и конкретное, поскольку чувственно наглядная форма отражения действительности сама по себе не дает возможности для отвлечения и обобщения, для познания связей и отношений предметов и явлений объективной действительности и на основе этого свойств, качеств этих последних. Из этого, конечно, не следует, что чувственный, наглядно образный и непосредственный способ отражения действительности не продолжал занимать большого места в познании действительности первобытным человеком. Чувственное познание остается одним из основных моментов процесса человеческого познания на всех этапах развития человека. Как известно, одно из основных положений марксистско-ленинской теории познания говорит о том, что в конечном итоге все наши знания основываются на тех ощущениях, образах восприятия, которые мы получаем в результате непосредственного воздействия объективной действительности на наши органы чувств. На первых этапах развития человека могли иметь место только элементы абстрактного и обобщенного способа отражения действительности, а чувственно-образный способ отражения действительности долгое время продолжал оставаться основным и преобладающим. Очевидно также, что возникающие понятия первобытного человека представляли собой отдельные изолированные островки в общей массе чувственно-образного содержания его мышления, между которыми не было какой-либо строгой и однозначной связи. В частности, есть основания считать, что родо-видовые отношения понятий, т. е. отношения по- нятий по степени обобщенности, возникли на относительно высокой ступени развития человеческого мышления и что у первобытного человека долгое время не было родовых понятий '. Однако, с другой стороны, не менее существенным является и то, что специфически человеческий способ отражения действительности происходит при помощи абстрактного и обобщенного мышления и что поэтому периодизация истории человеческого мышления должна строиться на основе учета различных этапов развития форм абстрактного и обобщенного мышления. Сделанный нами вывод имеет большое значение для решения вопроса о том, в каком отношении находится к материальной языковой оболочке чувственно-образное содержание и абстрактное содержание мышления, так как признание особой чувственно-образной стадии в развитии мышления и языка дает основание утверждать, что на этом этапе развития языка и мышления язык (материальная языковая оболочка) являлся средством осуществления чувственно-образного содержания мышления. Но доказательство положения о том, что не было особой чувственно-образной стадии в развитии мышления и языка, когда мышление якобы целиком и полностью протекало в чувственно-образной форме и язык, следовательно, выражал только образы восприятия и представления, еще не снимает следующих вопросов: является ли материальная языковая оболочка на каждом данном этапе развития языка и мышления таким же необходимым средством выражения и осуществления чувственно-образного содержания, как и абстрактного содержания? Находится ли чувственно-образное содержание мышления в таком же отношении к материальной языковой оболочке, как и его абстрактное содержание? Эти вопросы возникают не только в связи с тем, что существует точка зрения, согласно которой язык на первых этапах своего развития х Однако это совсем не исключает того, что у первобытных людей существовали понятия типа «дерево вообще» и т. п., т. е. понятия, которые отражали бы такой же широкий круг явлений, как и соответствующие понятия современного человека. Все дело заключается в том, что эти понятия не были отдифференцированными внутри себя, т. е. не обнимали какие-либо частные (видовые) понятия и, следовательно, не являлись родовыми в собственном смысле этого слова. выражал только чувственно-образное содержание, но также и в связи с тем, что есть такого рода взгляды, согласно которым материальная языковая оболочка является средством осуществления как абстрактного содержания мышления, так и его чувственно-образного содержания на данном-этапе развития мышления и языка. Так, например, Е. В. Шорохова в недавно вышедшей работе пишет: «У человека благодаря появившейся потребности обмена мыслями его мысли как в виде конкретных образов объективной действительности,так и в виде понятий получают свою «материальную оболочку» в форме определенного звукового или графического изображения» 1. В этой связи нередко приходится слышать также, что, например, значение слова тем отличается от понятия, что оно включает в себя еще представление о соответствующем предмете, что слово выражает, оформляет представление о соответствующем предмете. Так, например, в статье С. А. Фессалоницкого утверждается следующее: «Слово есть нечто, вмещающее в себе сосуществующие смысловое значение, понятия, представления, образы, эмоции и пр. В слове происходят взаимные трансформации смыслового значения в понятия или представления и наоборот; имеют место и другие взаимопереходы» 2. Аналогичной точки зрения придерживается Е. М. Галкина-Федорук, которая утверждает, что «слово оформляет, формулирует общее представление или понятие как единицу мышления» 3, и Л. А. Булаховский 4. Такое отождествление характера отношения к материальной языковой оболочке абстрактного содержания и чувственно наглядного содержания нам представляется неправильным. Оно ведет к ошибочному пониманию сущности языка, законов его развития, к ошибочному пониманию специфики материальной языковой оболочки в плане решения основного вопроса философии о соотношении материального и идеального, одним из аспектов которого, как ' Е. В. Шорохова, Материалистическое учение И. П. Павлова о сигнальных системах, изд. Академии наук СССР, М. 1955, стр. 134;. ей. также стр. 177. 3 «Вопросы языкознания» № 3, 1953 г., стр. 126. 3 Е. М. Галкина-Федорук, Современный русский язык. Лексика, изд. МГУ, 1954, стр. 45. 4 См. Л. А. Булаховский, Введение в языкознание, ч. II, Учпедгиз, М. 1953, стр. 20, уже указывалось выше, является проблема о соотношении языка и мышления. Как уже отмечалось выше, ощущения, образы восприятия и представления есть результат непосредственного воздействия предметов, явлений и их свойств на органы чувств. В отличие от этого, хотя обобщенное и абстрактное мышление оперирует только теми данными о внешней действительности, которые нам доставляют органы чувств, его результаты в виде понятий, суждений, умозаключений и т. д. являются опосредованными по отношению к той объективной действительности, которую они отражают. Как мы видели, в процессе абстрактного и обобщенного мышления имеют место моменты отхода от непосредственного созерцания действительности, от чувственных образов тех единичных предметов, явлений и свойств, которые во всей своей конкретности и наглядности отражаются органами чувств. Каждое понятие, отражая целую группу предметов, явлений и т. п. в их общих и существенных свойствах, тем самым включает момент отвлечения от индивидуальных свойств, которые присущи каждому предмету, явлению и т. п. этой группы в отдельности. Каждое понятие отражает то общее, что само по себе не существует вне конкретных предметов, явлений и т. д., вне совокупности всех тех, в том числе и индивидуальных, свойств, которые присущи каждому отдельному предмету, явлению. Как замечает В. И. Ленин в связи с этим, «общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. и т. д.» 1. Таким образом, в отличие от чувственных форм отражения действительности абстрактные и обобщенные формы отражения действительности не связаны непосредственно с предметами, явлениями и т. п. объективной действительности, взятыми во всей их конкретности и особенности. Однако это, конечно, не означает, что абстрактное обобщенное мышление не зависит от объективной действительности, от материи, это не означает, что оно приобретает самостоятельное и независимое от этой последней существование. Содержание абстрактного и обобщенного мыщ- В. И. Ленин, Философские тетради, стр. 329. ления в конечном итоге является результатом отражения действительности, различных форм движущейся материи, а его связь с объективной действительностью опосредствуется при помощи той же материи в виде материальных языковых форм. Иначе говоря, возможность временного отхода абстрактного и обобщенного мышления от непосредственного созерцания предметов, явлений и т. п. объективной действительности, взятых во всей их конкретности и особенности, создается только благодаря тому, что оно происходит в неразрывной связи и на основе материальных языковых форм. И только в силу того, что отражение объективной действительности абстрактным и обобщенным мышлением не есть результат такого же непосредственного воздействия ее на человека, 'как это происходит в процессе чувственного познания ее, только в силу этого появляется необходимость и создаются условия для возникновения языка. Это положение о необходимости материальной языковой оболочки для осуществления абстрактной и обобщенной мысли подчеркивает великий русский физиолог И. М. Сеченов. Без речи, пишет он, «элементы внечувственного мышления, лишенные образа и формы, не имели бы возможности фиксироваться в сознании; она придает им объективность, род реальности (конечно, фиктивной), и составляет поэтому основное условие мышления внечувст-венными объектами» '. Из вышесказанного следует далее, что появление языка становится необходимым только в связи с,возникновением абстрактного и обобщенного способа отражения действительности, так как чувственно наглядное отражение действительности есть результат непосредственного воздействия ее на органы чувств — воздействия, протекающего как процесс взаимодействия двух материальных сторон: предметов и явлений объективной действительности и органов чувств человека. Этот способ отражения действительности не включает в себя момента отхода от объективной действительности, что присуще абстрактному и обобщенному способу ее отражения. Следовательно, особого чувственно-образного этапа в развитии языка не было не только потому, что мышление человека никогда не происходи- 1 И. М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, Госполитиздат, 1947, стр. 497. ло всецело в форме образов восприятия и представления, но также и потому, что чувственно наглядный способ отражения действительности сам по себе не мог привести к возникновению, языка. Эти положения о взаимообусловленности возникновения и существования языка, с одной стороны, и абстрактного и обобщенного мышления, с другой стороны, находят свое естественнонаучное подтверждение в учении И. П. Павлова о второй сигнальной системе. «Животные до появления семейства homo sapiens,— пишет И. П. Павлов,— сносились с окружающим миром только через непосредственные впечатления от разнообразных агентов его, действовавшие на разные рецепторные приборы животных и проводимые в соответствующие клетки центральной нервной системы. Эти впечатления были единственными сигналами внешних объектов. У будущего человека появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов — в виде слов, произносимых, слышимых и видимых» '. И. П. Павлов подчеркивает далее, что вторая сигнальная система появилась вместе с возникновением человека, в связи с тем, что у него возникли и элементы абстрактного и обобщенного мышления. В развивающемся животном мире, пишет И. П. Павлов, на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. «Эта прибавка,— пишет И. П. Павлов,— касается речевой функции, внесшей новый принцип в деятельность больших полушарий. Если наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то речь, специально прежде всего кинэстезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление...» 2 Эта мысль высказывалась и развивалась И. П. Павловым неоднократно 3. ' И. П. Павлов, Полное собрание сочинений, изд. 2, т III кн. 2 изд. Академии наук СССР, М.—Л. 1951, стр. 345 2 Там же, стр. 232—233. iru3 см- «^•"оеские среды», т. I, изд. Академии наук СССР, М.—Л 1949, стр. 239. Придерживаясь противоположного мнения о характере взаимоотношения мышления и языка, невозможно объяснить, почему язык появляется только на той ступени эволюции животного мира, когда возникает человек, и почему не обладают языком, например, человекообразные обезьяны, которые тоже имеют чувственно наглядные образы восприятия и представления. Только переход первобытных предков человека к труду с неизбежностью должен был привести и привел к возникновению элементов абстрактного и обобщенного мышления, а вместе с ним и к возникновению элементов языка, так как абстрактное и обобщенное мышление может осуществляться только в материальных языковых формах. Но роль труда в возникновении'языка не ограничивается только этим. Во-первых, переход к трудовой деятельности создал условия для формирования анатомо-физиологического аппарата звуковой речи, так как только в связи с произошедшей дифференциацией функций ног и рук первобытные предки человека перешли к прямохождению, благодаря чему произошла необходимая для свободных артикуляций перестройка органов речи. Во-вторых, труд, обусловив возникновение языка как средства осуществления мысли, вместе с тем обусловил его формирование и как средства общения. Переход к труду и особенно в его коллективных формах не мог не привести к возникновению потребности в общении с целью налаживания совместных трудовых действий. Продолжая исследование проблемы соотношения языка (материальной языковой оболочки) с абстрактным содержанием мышления, с одной стороны, и с чувственно-образным, с другой стороны, необходимо, далее, решить еще следующий вопрос: возможно ли вообще непосредственное выражение при помощи языка (материальной языковой оболонки) чувственно наглядных образов представления? Очевидно, что все авторы, придерживающиеся рассмотренной выше точки зрения о наглядно образном характере человеческого мышления на начальных этапах его развития, исходят из того положения, что это возможно, по крайней мере, в отношении указанных этапов развития мышления и языка. Кроме того, имея в виду мышление и язык современного человека, иногда говорят, например, что со значением слова связывается не только понятие, но и чувственно наглядный образ представления о соответствующем предмете, явлении и т. п. Действительно, в связи с тем или иным словом у человека может появиться чувственно наглядный образ соответствующего предмета. Однако это будет всегда образ конкретного, индивидуального предмета и, что самое главное, при произнесении этого слова у каждого из слушающих или говорящих будут возникать образы различных предметов, хотя бы и того же рода. Таким образом, чувственно наглядный образ представления в отличие от понятия не может быть передан непосредственно при помощи языка (слова), вернее, материальной языковой оболочки, одним членом коллектива другому его члену. Иначе говоря, чувственно наглядные образы не связаны непосредственно с языком как средством общения. Следовательно, нельзя согласиться как с тем, что при помощи языка (материальной языковой оболочки) могут вообще непосредственно выражаться чувственно наглядные образы, так и, тем более, с тем, что на первых этапах развития мышления и языка этот последний выражает только чувственно наглядное содержание. Отсюда, конечно, не следует, что при помощи языка вообще никак нельзя передать то или иное чувственно наглядное содержание. Задача любого писателя, который дает в своем произведении описание того или иного предмета, явления природы или человека, как раз и заключается в том, чтобы у читателя при чтении этого описания возник яркий чувственный образ соответствующего объекта. Однако весьма существенным при этом является то, что этот чувственно наглядный образ возникает у читателя только благодаря и через усвоение того абстрактного содержания, которое передается словами и предложениями соответствующего описания. При помощи языка то или иное чувственно наглядное содержание можно выразить только опосредствованно, через абстрактное мыслительное содержание, а не непосредственно.
|