Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В. 3. Панфилов 4 pageИз вышесказанного вытекают также определенные выводы в плане исследования закономерностей развития языка. Так, например, очевидно, что всякие попытки объявить особенности языков современных первобытных народов или пережитки в языках более цивилизованных народов непосредственно результатом того, что некогда язык выражал только чувственно наглядное содержание, не могут быть признаны состоятельными. Очевидно, что на язык и законы его функционирования и развития непосредственное влияние оказывает только абстрактное и обобщенное содержание мышления, но не его чувственно-образное содержание. Итак, язык (элементы языка) возникает вместе с возникновением абстрактного и обобщенного мышления (его элементов), как условие его существования и средство его осуществления. В связи с этим далее возникает вопрос, будет ли правильным считать, что в качестве опоры для абстрактного и обобщенного мышления может выступать только звуковой язык. Как известно, в работе И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» выдвигается положение о том, что «звуковой язык или язык слов был всегда единственным языком человеческого общества, способным служить полноценным средством общения людей» '. В этой работе утверждается далее, что, поскольку глухонемые не обладают звуковым языком, их мысли, которые тоже имеют обобщенный и абстрактный характер, как и мысли нормального человека, «возникают и могут существовать лишь на базе тех образов, восприятии, представлений, которые складываются у них в быту о предметах внешнего мира и их отношениях между собой благодаря чувствам зрения, осязания, вкуса, обоняния» 2. Таким образом, в работе И. В. Сталина утверждается, что: 1) звуковой язык является единственно возможной материальной опорой для абстрактной и обобщенной мысли; 2) поскольку глухонемые лишены звукового языка, их абстрактная и обобщенная мысль опирается на образы восприятия и представления. Разберем эти положения. Известно, что глухонемые имеют язык, но не звуковой, не язык слов, как нормальные люди, а ручной язык, язык жестов. Однако И. В. Сталин считает, что язык жестов, ручной язык — «это, собственно, не язык, и даже не суррогат языка, могущий так или'иначе заменить звуковой язык, а вспомогательное средство с крайне ограниченными средствами, которым пользуется иногда человек для подчеркивания тех или иных моментов в его речи» 3. 1 И. В. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, Госполитиздат, 1955, стр. 46. 2 Там же, стр. 47. 8 Там же, стр. 46—47. Конечно, не приходится сомневаться в преимуществах звукового языка как средства общения перед ручным языком; этот довод, который подтверждается уже самим фактом существования звукового языка как средства общения у всех народов мира, уже неоднократно использовался для доказательства положения о звуковом языке, как первоначальной форме языка вообще. Однако тем не менее остается фактом, что у глухонемых язык жестов выполняет такую же функцию, как звуковой язык у нормальных людей. Известно также, что у многих первобытных народов, которые имеют звуковой язык, наряду с этим в некоторые периоды их жизни или в определенных условиях он заменяется ручным языком. Таким образом, язык жестов, ручной язык практически может выполнять и выполняет в определенных условиях те же функции, что и звуковой язык. Рассматривая этот вопрос с точки зрения учения И. П. Павлова о языке как функции второй сигнальной системы, важно отметить, что, по учению И. П. Павлова, сигналами сигналов у нормальных людей являются не только звуковые раздражения, возникающие при воздействии на органы слуха человека слов, произносимых другим человеком, но и кинэстезические раздражения, идущие в кору головного мозга от функционирующих органов речи говорящего, а также зрительные раздражения, возникающие при чтении написанных или напечатанных слов. Понятно, что последнего рода сигналы сигналов как функция второй сигнальной системы стали выступать относительно недавно, в связи с возникновением письменности. Очевидно, что с точки зрения характера механизма второй сигнальной системы в качестве сигнала сигналов могут функционировать и другого рода раздражители. Именно с этим мы имеем дело у глухонемых, у которых сигналами сигналов являются кинэстезические раздражения, идущие от мускулатуры рук и прежде всего пальцев, функционирующих при общении глухонемых друг с другом, а также зрительные раздражения, возникающие при восприятии ручных жестов, при чтении. Таким образом, материальной опорой для абстрактного и обобщенного мышления, средством его осуществления и существования могут быть сигналы сигналов, связанные не только со звуковой речью, с языком слов, слышимых или видимых при чтении, но и с ручным языком, языком жестов. Возникает вопрос, почему же тем не менее у нормальных людей средством осуществления и существования абстрактного и обобщенного мышления является звуковой язык, а не ручной или какой-либо другой язык? Это объясняется прежде всего тем, что звуковой язык является наиболее удобным средством общения и наиболее гибким и отдифференцированным средством осуществления абстрактного и обобщенного мышления (не говоря уже о том, что руки заняты в процессе труда), но не ввиду принципиальной невозможности использования в этих функциях каких-либо других форм языка. Идеалисты — языковеды и философы,— утверждая, что мышление может происходить без помощи языка, что язык есть лишь средство выражения мыслей человека, сложившихся без помощи языка, в целях его сообщения собеседнику, обычно указывают, что в чистом виде, без помощи языка, мышление происходит, когда человек думает про себя. Более того, многие из них противопоставляют мышление и язык, рассматривая последний лишь как что-то внешнее по отношению к мышлению. Эта точка зрения в ее крайнем виде выражена в известном афоризме Шопенгауэра, который писал, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова. А. Бергсон писал, что живая мысль несоизмерима с языком, что слова мешают схватыванию истинного смысла понятия. Противопоставление языка и мышления, полный отрыв языка от мышления положен в основу одного из направлений современного буржуазного языкознания — американского структурализма, или лингвистического механицизма, возглавляемого Л. Блумфильдом. Поскольку, по мнению Блумфильда, по речи говорящего мы не. можем судить о том, какие психические процессы происходят в это время в его мозгу, и единственно реальным, объективно наблюдаемым фактом в процессе речи является только сама речевая деятельность, которая должна рассматриваться лишь как одна из многих форм двигательной активности человека (например, наряду с ходьбой, движениями рук и т. п.), постольку единственным объектом для языковеда при изучении языка являются его формы, которые нам ничего не могут сказать о выражаемых ими значениях. Несостоятельность такого рода теорий, противопоставляющих и.отрывающих язык от мышления, вполне очевидна, ибо, как показано выше, язык возникает вместе с возникновением абстрактного и обобщенного мышления как средство его осуществления и существования. Попытки идеалистического истолкования взаимоотношения языка и мышления в современном буржуазном | языкознании идут и по другой линии. Следуя в этом во-| просе за тем направлением философского идеализма, ко-|торое пытается объявить лишенным всякого основания | противопоставление материи и духа, а затем так или иначе сводит материальное к идеальному, психическому, многие современные буржуазные языковеды объявляют психическим как те значения, которые связываются с теми или иными материальными языковыми формами, так и сами эти формы. Таким образом, эти языковеды пытаются доказать, что мышление, сознание является первичным и что оно якобы не зависит от «грубой» материи. Эта точка зрения в наиболее общей форме сформулирована основоположником европейского структурализма Ф. Соссюром, который определял язык как систему знаков, оба элемента которой (значение и форма) «в равной мере психичны». Выдвигая это положение, Ф. Соссюр исходит из явно идеалистической предпосылки о том, что не объект создает точку зрения, а точка зрения создает объект той или иной науки 1. Анализируя в соответствии с этим круговорот речевой деятельности и обнаруживая разнородность его составляющих компонентов (психическая и физиологическая часть у говорящего индивида, физическая часть — вибрация звуков, идущих ото рта к уху, и т. д.), Соссюр полагает, что к языку могут быть отнесены только те ассоциации, которые есть в мозгу между смыслом и акустическими образами слов, т. е. так называемую внутреннюю речь, которой противопоставляется внешняя речевая деятельность индивида, как область, не имеющая никакого отношения к предмету языкознания 2. 1 См. Ф. де Соссюр, Курс общей лингвистики, Соцэкгиз, М. 1933,:тр. 33. ' См. там же, стр. 34—39. Только при -таком расчленении речевой деятельности, по мнению Соссюра, может быть удовлетворено то основное требование, которое должно быть предъявлено к объекту науки,—требование однородности объекта изучения'. Вся совокупность речевой деятельности, по мнению Соссюра, в силу своей разнородности непознаваема 2. Здесь же источник требования Соссюра изучать язык только «в. себе и для себя», не привлекая для объяснения его фактов и явлений, относящихся к другим областям, как, например, общественные факторы. Эти положения Соссюра не могут быть приняты советским языкознанием. Язык, будучи средством осуществления абстрактной и обобщенной мысли, функционирует как во время мышления про себя, так и в процессе общения. Совокупность актов мышления и актов общения, взятых в целом, не является языком. Необходимо различать явление общения и мышления от орудия общения и мышления. К языку может быть отнесена только та совокупность слов и грамматических средств, которые являются общими для членов всего данного коллектива и используются ими как средство выражения мысли, но не сами мысли, которые выражаются при помощи их. Таким образом, язык функционирует в каждой из частей круговорота речевой деятельности, но не совпадает полностью ни с одной из этих частей. Только в этом смысле целесообразно различение языка (средства осуществления абстрактной и обобщенной мысли и средства общения) и речи как индивидуального акта мышления про себя и индивидуального акта общения. В лингвистическом плане изгнание материи из языка Соссюром и его последователями проводится по линии де-материализации фонемы как основного явления материальной стороны языка. Определяя роль звуков речи в дифференциации значащих элементов языка, мы устанавливаем, что: 1) звуки речи разбиваются на ряд групп, выполняющих эту функцию; 2) физиологические и акустические различия звуков внутри групп не используются для этой функции. В связи с этим в языкознании и выдвигается понятие фонемы как наименьшей языковой единицы, раз- 1 См. Ф. де Соссюр, Курс общей лингвистики, Соцэкгиз, М. 1933, стр. 39. 1 См. там же, стр. 43. дичающей слова и морфемы языка. С точки зрения Соссюра и его последователей, фонема есть лишь член противопоставления. Поэтому, например, конечные к в словах лук (овощ) и лук (луга), с их точки зрения, представляют собой две разные фонемы /сиг, так как оба эти слова противопоставляются друг другу как различные лексические единицы. Таким образом, здесь совершается полный отрыв фонемы от реальных звуков речи. Развивая идеалистические тенденции учения Ф. Соссюра о языке, глава современного датского структурализма Л. Ельмслев полагает, что, во-первых, языковый знак, состоящий из значения и формы его выражения, является идеальной сущностью, которая существует до акта речи, и что, во-вторых, сама объективная действительное гь является вторичной по отношению к такому языку. В этой крайней форме структурализм, как определенное направление в языкознании, смыкается с логическим позитивизмом или семантикой, которая, отрицая существование объективной действительности вне и независимо от нас, признает реально существующим лишь язык, и сводит весь вопрос об истинности наших знаний к согласованности предложений языка. Для доказательства своих положений о психической природе языкового знака как единства значения и формы его выражения, о независимости процесса мышления от материальных языковых форм и о случайном характере связи мышления и внешних материальных форм его выражения в акте речи идеалисты — языковеды и философы — обычно ссылаются на мышление про себя или на процесс так называемой внутренней речи. По их мнению, когда человек думает про себя, его мышление происходи г в чистом виде, не будучи связанным с материальными языковыми формами его выражения. Этим самым, утверждают они, демонстрируется первичность и независимость идеального, психического от грубой материи. По вопросу о природе внутренней речи встречаются, на наш взгляд, отдельные ошибочные формулировки в работах советских языковедов. Так, например, А. И. Смир-ницкий, критикуя определение языка, данное Ф. Соссюром, пишет: «...Не «внешняя», т. е. настоящая, звучащая речь, есть форма, в которой «реализуются звукопредставления», соответствующие отдельным словам, а, наоборот, «впут- ренняя речь» есть такая форма; в которой реальные, физические звучания «заменяются» их представлениями, их отображениями в сознании» *. И далее: «Итак, основной, первичной является связь значения с реальным звучанием слова, а связь значения с «звуковым образом слова» есть лишь отображение в сознании реального физического звучания слова» 2. Таким образом, точка зрения А. И. Смирницкого по вопросу о природе внутренней речи сводится к следующему: 1) внутренняя речь вторична по отношению к внешней речи; 2) материальная языковая форма, реальное звучание слова, в процессе внутренней речи заменяется психическим представлением этого реального звучания. Иначе говоря, А. И. Смирницкий считает, что в процессе внутренней речи значение и форма его выражения представляют собой психические явления. А. Чикобава, рассматривая соотношение языка и мышления, пишет: «Мышление не равнозначно речи, но человеческое мышление не может обходиться без помощи речи, человеческое мышление в нормальном виде и есть речевое мышление: до воплощения в словах в сознании имеется содержание мысли, но не готовая мысль» 3. Это положение А. Чикобавы вызывает целый ряд недоуменных вопросов: как можно отграничить содержание мысли от готовой мысли? если готовая мысль есть содержание, выраженное в соответствующей логической форме, то означает ли это утверждение А. Чикобавы, что содержание может существовать и вне логической формы? и т. д. Положение это ошибочно и по своему существу, ибо оно допускает, что процесс мышления на каком-то этапе происходит без помощи языка. Нельзя согласиться и с утверждением А. И. Смирницкого о том, что в процессе внутренней речи мышление связано только с психологическим представлением звучания слова, ибо это означает независимость мышления, психического от материальных языковых форм. Выше уже отмечалось, что с точки зрения философского материализма первичность материи и вторичность духа проявляется также и в том, что мышление не может 1 «Вопросы языкознания» № 2, 1955 г., стр. 85. 2 Там же, стр. 86. 3 Л. Чикобава, Введение в языкознание, ч. I, Учпедгиз, М, 1952, стр. 29. осуществляться и существовать вне связи с материальными языковыми формами. Это положение целиком сохраняет свою силу и по отношению к процессу внутренней речи. Как уже указывалось, с точки зрения учения И. П. Павлова о второй сигнальной системе сигналом сигналов являются не только те физиологические раздражения, которые идут в мозг от органов слуха при воздействии на них реального звучания речи, но и те кинэ-стезические раздражения, которые идут в мозг от органов речи. Каждый из этих видов материальных физиологических процессов и выступает в качестве той материальной опоры, в связи с которой только и может происходить процесс мышления. При этом совершенно не обязательно, чтобы процесс мышления происходил одновременно на основе всех этих видов сигналов второй сигнальной системы. Так, естественно, что в процессе внутренней речи, мышления про себя, мы не имеем раздражении, поступающих в мозг от органов слуха, что имеет место, когда мы слушаем собеседника. Но, как показывают экспериментальные исследования, процесс внутренней речи, мышление про себя, опирается на кинэстезические раздражения, идущие от органов речи. Оказывается, что в процессе внутренней речи соответствующие артикуляции совершаются органами речи в скрытом виде так, что обычно они остаются незаметными для наблюдателя и самого субъекта, но фиксируются соответствующими приборами во время опыта. По вопросу о природе мышления про себя очень интересны наблюдения И. М. Сеченова. Он писал: «Когда ребенок думает, он непременно в то же время говорит. У детей лет пяти дума выражается словами или разговором шепотом, или по крайней мере движениями языка и губ. Это чрезвычайно часто (а может быть и всегда, только в различных степенях) случается и со взрослыми людьми. Я по крайней мере знаю по себе, что моя мысль очень часто сопровождается при закрытом и неподвижном рте немым разговором, т. е. движениями мышц языка в полости рта. Во всех же случаях, когда я хочу фиксировать какую-нибудь мысль преимущественно перед другими, то непременно вышептываю ее. Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями, сопровождающими мою мысль в форме разговора» '. Таким образом, процесс внутренней речи связан не только и не столько со «звуковым образом слова», т. е. с психологическим представлением звучания слова, как это утверждает А. И. Смирницкий, сколько с теми кинэ-стезическими, раздражениями, которые идут от скрыто артикулирующих органов речи. Вообще будет правильным считать, что наличие кинэстезических раздражении является непременным условием процесса мышления во всех случаях, т. е. не только когда мы говорим, но и когда мы думаем про себя, читаем, слушаем говорящего 2. Но Приведенное нами высказывание А. И. См-ирниц-кого содержит правильную мысль о том, что было бы неправильно рассматривать внутреннюю речь как нечто первичное по отношению к внешней речи. Действительно, если рассматривать внутреннюю и внешнюю речь в плане их исторического соотношения, то очевидно, что первоначальные акты мышления первобытных предков человека происходили только в плане внешней речи и только впоследствии по мере развития и утверждения артикуляций органов речи первобытного человека возникла возможность перенесения мышления в план внутренней речи. В частности, для такого предположения дают основания наблюдения над развитием детской речи, а именно: то обстоятельство, что, как отмечает Сеченов, внутренняя речь детей, их мышление про себя до определенного возраста происходит на основе активных, внешне выраженных артикуляций органов речи. 1 И. М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, стр. 142. 2 Известно, что И. П. Павлов, рассматривая физиологические основы связи речи и мышления, решающую роль в этом отношении отводил кинэстезическим раздражениям, идущим от речедвигательного аппарата. В этой связи заслуживает также самого серьезного внимания точка зрения, согласно которой вторая сигнальная система«появилась в результате развития и усложнения процессов, происходящих в первой системе, прежде всего в связи с усложнением двигательных функций и обогащением кинэстезических раздражении, идущих от руки, использующей орудие труда, а также в связи с усложнением речевых движений». (В. И. Махинько, Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах. Издательство Харьковского Государственного университета имени А. М. Горького,'Харьков 1954, стр. 38. (Курсив мой.—Д. П.) т Невозможность мышления вне материальных форм его осуществления, а вместе с этим полная несостоятельность взглядов на язык как на явление прежде всего психическое в обоих своих компонентах (значении и форме его выражения) со всей очевидностью обнаруживается при патологических расстройствах речи. Так, например, установлено, что двигательные расстройства речи, т. е. нарушение способности к артикуляциям со стороны органов речи и потеря способности различать на слух отдельные слова, неизбежно сопровождаются разладом мыслительной деятельности человека. Патологические случаи показывают, таким образом, что абстрактная и обобщенная мысль возникает и существует только постольку, поскольку имеет место ее выражение в материальных языковых формах, что принципиально невозможны такие случаи, когда абстрактное и обобщенное значение существовало бы только в связи с психологическим представлением соответствующей материальной формы ее выражения. Из положения об органической, неразрывной связи языка и мышления, абстрактной и обобщенной мысли с материальной языковой формой ее существования, было бы неправильно, однако, сделать вывод о том, что то или иное значение может осуществляться только в данной языковой форме, что та или иная материальная языковая форма в своих свойствах как-то отражает связанное с ней значение и обозначаемые этим значением предметы окружающей действительности, а потому не может быть связана с каким-либо другим значением. Знакомство с языком показывает, что для такого рода выводов нет никаких оснований. В языке имеется много слов с одинаковым звучанием и разным значением (омонимы), с одинаковым значением, но разным звучанием (синонимы), часто изменяется значение слов при сохранении звучания в одном и том же языке и т. п. Звучание слова само по себе ничего не может нам сказать о характере того значения, которое оно выражает; в этом смысле связь между значением и материальной звуковой формой его выражения может быть названа произвольной. Очевидно, что с точки зрения учения И. П. Павлова о второй сигнальной системе такая произвольность сигнала сигналов — материальной звуковой формы — и создает возможность обобщений и отвлечении, чего, очевидно, не могло бы быть, если бы объекты действительности сигнализировались нам такими сигналами, которые бы давали зеркальное отражение каждого из них. Однако этот момент произвольности в связи значения и материальной формы его выражения нельзя абсолютизировать и считать, как это делают некоторые представители структуралистического направления в языкознании, что этим исчерпывается природа связи значения и материальной формы его выражения. Связь значения слова и материальной формы его выражения общественно обусловлена: каждое новое поколение членов того или иного общества усваивает язык от предшествующего поколения, а не выдумывает новый язык как систему отличных связей значений и материальных форм их выражения. Конечно, при жизни каждого поколения язык претерпевает те или иные изменения, однако все эти изменения обусловлены предшествующим состоянием языка и совершаются не по произволу отдельных лиц, а только в том случае, если они общественно необходимы. Говоря о произвольности связи значения и материальной формы его выражения, нельзя также понимать это в том смысле, что каждая из этих сторон изменяется и развивается совершенно независимо от другой стороны. Так, например, известно, что процесс развития тех или иных грамматических значений на основе лексических значений тех или иных конкретных слов всегда сопровождается изменениями звукового облика этих слов, в результате которого они становятся более простыми по своему звуковому составу. Иначе говоря, грамматизация значений сопровождается изменениями звуковой формы их выражения. Известно также, что по мере того как сложные и вообще производные слова теряют свою внутреннюю форму, т. е. когда говорящие перестают осознавать производный характер этих слов, они, как правило, претерпевают изменения и в своем звуковом составе (усечения, выпадения звуков, ассимиляции звуков и т. п.). Таким образом, хотя материальная форма выражения не является зеркальным отражением значения, тем не менее изменения той и другой стороны, пусть даже в весьма общей форме, в какой-то мере являются коррелятивными. Все эти факты обнаруживают полную несостоятельность точки зрения структуралистов (Ельмслева и др.), согласно которой совершенно случайным является тот факт, что значение выражается именно звуковой материальной формой, что для этой цели с таким же успехом могут быть использованы другие формы выражения (световые сигналы, сигнализация при помощи флажков и т. д.). Приведенные положения структуралистов не выдерживают критики и с точки зрения физиологических основ связи мышления и речи. Мышление во всех случаях происходит в связи с материальной формой его существования (мышление про себя, мышление в процессе речи и т. д.). Этому требованию не удовлетворяют световые сигналы, сигнализация при помощи флажков и т. п., поскольку, например, в процессе мышления про себя мы можем иметь только психические представления этих сигналов. Подобные сигналы играют подсобную роль по отношению к звуковому языку. По отношению к нему, а также, возможно, и ручному языку они являются вторичными, поскольку вышеуказанному требованию удовлетворяют именно эти две формы языка.
|