Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. 3. Панфилов 2 page





1 Данная постановка вопроса о взаимоотношении трудовой дея­тельности человека и его абстрактного и обобщенного мышления может показаться противоречивой: труд привел к возникновению абстракт­ного и обобщенного способа отражения действительности, но сама тру­довая деятельность возможна только на основе этого последнего. Од­нако здесь лишь мнимое противоречие. С нашей точки зрения, трудо­вая деятельность и абстрактное и обобщенное мышление представляют собой такое единство, в котором ни одна из сторон не может рассматри­ваться как предшествующая другой во времени, но в котором трудовая деятельность является определяющей как в плане возникновения, так и в плане дальнейшего развития

2 Слово «представление» часто употребляют также в смысле эле­ментарное, научно не отработанное понятие, которое, как и всякое понятие, конечно, является обобщенным. В близком к этому значении употребляет слово «представление» И. М. Сеченов, который противо­поставляет его «расчлененному чувственному облику» как «умственную форму», являющуюся результатом и умственного и физического анализа «предметов и их отношений друг к другу и к человеку» (См. И. М. Сече­нов, Собрание сочинений, т. 2, М. 1908, стр. 366).

I или собаку вообще и т. п. И это понятно, так как мы могли бы это сделать только в том случае, если бы были воз-

!можны обобщенные ощущения, являющиеся элементами представления. Опущение некоторых признаков предметов в представлениях у современного человека происходит в результате взаимодействия этих последних с абстрактными понятиями о предметах, и, следовательно, было бы непра­вильно переносить эту особенность на представления пер­вобытного человека, если согласиться с тем, что его мыш­ление не обладало способностью образовывать понятия, как это утверждают сторонники данной точки зрения.

В обоснование положения об особой чувственно нагляд­ной стадии в историческом развитии мышления человека сторонники этой точки зрения привлекают этнографиче­ские данные, а также материалы по языкам этих народов. В этой связи в работах ряда ученых рассматривался счет и его выражение в языках этих народов.

Леви-Брюль, например, посвящая в своей работе спе­циальную главу этому вопросу, следующим образом опре­деляет ее задачи: «Различные способы исчисления и счета, образования числительных и их употребления позволят, быть может, уловить, так сказать, самые приемы мышле­ния в низших обществах в том, что касается его специфиче­ского отличия от логического мышления» 1. Характеризуя мышление этих народов в связи с особенностями счета, Леви-Брюль пишет далее: «Так как первобытное мышле­ние не разлагает синтетических представлений, то оно пре­имущественно работает памятью. Вместо обобщающего отвлечения, которое дает нам понятия в собственном смысле слова, в частности, понятия чисел, оно пользуется отвлечением, которое считается со специфичностью, с опре­деленным характером данных совокупностей. Короче го­воря, это мышление считает и исчисляет способом, кото­рый, по сравнению с нашим, может быть назван кон­кретным» 2.

Леви-Брюль утверждает далее, что для первобытных народов характерно непосредственное восприятие количе­ства тех или иных предметов, в силу чего эти народы, по мнению Леви-Брюля, не нуждаются в числительных. Он пишет: «Благодаря привычке каждая совокупность пред-

Л. Леей Брюль, Первобытное мышление, стр. 120.

2 Там же.


метов, которая их интересует, сохраняется в их памяти с той же точностью, которая позволяет им безошибочно рас­познавать след того или иного животного, того или иного лица. Стоит появиться в данной совокупности какому-нибудь недочету, как он тотчас же будет ими обнаружен. В этом столь верно сохраненном в памяти представлении число предметов или существ еще не дифференцировано:

ничто не позволяет выразить его отдельно. Тем не менее, качественно оно воспринимается или, если угодно, ощу­щается... Когда они собираются на охоту, они, сидя уже в седле, осматриваются вокруг, и если нехватает хотя бы одной из многочисленных собак, которых они содержат, то они принимаются звать ее...» '.

Э. Кассирер, работа которого также содержит спе­циальный раздел, посвященный истории счета, высказы­вает по этому вопросу аналогичную точку зрения 2.

В соответствии с этими особенностями первобытного мышления, утверждает далее Леви-Брюль, в языке (чис­лительных) этих народов выражаются восприятия кон­кретных множеств предметов.

«То, что первобытное мышление выражает в языке, это — не числа в собственном смысле слова, а «совокупно­сти-числа», из которых оно не выделило предварительно отдельных единиц... оно (мышление.— В. П.) представляет себе совокупности существ или предметов, известные ему одновременно и по своей природе и по своему числу, при­чем последнее ощущается и воспринимается, но не мыс­лится отвлеченно» 3.

В этом утверждении Леви-Брюль, как и Э. Кассирер, опирались на то, что: 1) в ряде языков (индейских, поли­незийских и меланезийских) народов, причисляемых к «первобытным», существует несколько рядов последова­тельно возрастающих числительных, каждый из которых (рядов) используется только при счете определенных пред­метов; 2) в ряде языков существуют самостоятельные обозначения некоторых количеств определенных предме­тов, не образующие последовательного числового ряда.

1 Л. Леви-Брюль, Первобытное мышление, стр. 121.

2 См. Е. Cassirer, Philosophic der symbolischen Formen, Erster Teil, Berlin 1923, S. 187—188.

8 Л. Леви-Брюль, Первобытное мышление, стр. 129.

!32

Леви-Брюль и Э. Кассирер в этой связи ссылались, на­пример, на числительные в индейских языках Северной Америки (цимшиан, где имеется 7 рядов числительных, употребляющихся для подсчета предметов, принадлежа­щих к разным классам,— длинных предметов, круглых предметов, людей и т. д.), а также языки туземцев Фиджи, Соломоновых островов, где, например, есть отдельные на­звания для 100 челноков, 100 кокосовых орехов, 1 тысячи кокосовых орехов и т. п.'

Однако при ближайшем рассмотрении соответствую­щих фактов теория Леви-Брюля — Кассирера о непосред­ственном восприятии количества у первобытных народов, согласно которой числительные языков этих народов обо­значают чувственные образы восприятия того или иного конкретного множества предметов, оказывается несостоя­тельной.

Во-первых, по данным зоопсихологии (исследования Ладыгиной-Коте, Г. 3. Рогинского и др.) и детской психо­логии, непосредственное восприятие конкретных множеств предметов, т. е. когда разница в количестве предметов улавливается самим восприятием без какого-либо под­счета, возможно лишь в очень небольших пределах (до 5).

Во-вторых, как уже правильно отметил Ф. Боас, пер­вобытные люди не потому замечают отсутствие одной ло­шади в большом стаде или собаки в большой своре, что они непосредственно ощущают разницу в количестве, а потому, что они хорошо знают каждую лошадь или собаку2. Это подтверждается также наблюдениями над народами Крайнего Севера СССР.

Ссылки Леви-Брюля и других сторонников этой тео­рии на числительные так называемых первобытных наро­дов также оказываются несостоятельными.

Во-первых, Леви-Брюль и др. односторонне подби­рают факты из языков этих народов и совершенно не объ­ясняют, почему в языках не менее первобытных народов счет любых предметов ведется при помощи одних и тех же числительных (как, например, в языке туземцев остро­вов Муррей, в языке гуарани, по данным самого Леви-Брюля). То же самое можно наблюдать в эскимосском, чукотском и целом ряде других языков народов Севера.

1 См. Л. Леви-Брюль, Первобытное мышление, стр. 129—130.

2 См. Ф. Боас, Ум первобытного человека, М.—Л. 1926, стр. 84.


Во-вторых, как показывает анализ числительных в не­которых из тех языков, где при счеге разных предметов употребляются различные числительные, конкретный счет в этих языках объясняется отнюдь не тем, что числитель­ные этих языков обозначают восприятия соответствующих конкретных множеств.

Для подтверждения этого положения мы остановимся на числительных в нивхском (гиляцком) языке.

В нивхском, как и в вышеуказанных языках, для обо­значения одного и того же количества различных пред­метов используются отличающиеся друг от друга числи­тельные.

Ниже из соображений экономии места мы даем таб­лицу 26 систем числительных только до 10 включительно, хотя в нивхском языке счет возможен по крайней мере до миллиона (см. таблицу на стр. 136—137)'.

Лингвистический анализ числительных различных си­стем показывает, что при отличии соответствующих числи­тельных этих систем друг от друга они имеют в своем со­ставе общие собственно количественные обозначения, что различие числительных одной системы от соответствую­щих числительных других систем в тех случаях 2, когда оно имеет место, создается за счет того, что эти числительные, кроме собственно количественных обозначений, имеют 'в своем составе дополнительные форманты, называемые •нами показателями систем.

Там собственно количественное обозначение в составе '•числительных «один» всех систем восходит к корню ни, «два» — к корню ми, «три» — к корню те, «четыре» — к жорню ны, «пять» — к корню т'о, «шесть» — к н'ах, «семь»—к н'ам(ы)к, «восемь»—к минр (миныр), «де-

1 Эти числительные записаны нами в с. Тахта, Тахтинского района, 'Н.-Амурской области, от носителей Амурского диалекта нивхского язы-'ка. В тексте нами иногда привлекаются также данные из Восточно-Юахалинского диалекта. Сокращенно оба диалекта соответственно обо-

•значаются: Ам. д., В.-С. д.

В примерах из нивхского языка знак V над графемой означает 1велярность соответствующего согласного; г'—заднеязычный звонкий

•щелевой; н'— заднеязычный сонант; в сочетании с остальными гра-

'фемами знак' означает придыхательность соответствующего смычного.

2 Специфичность счета выдерживается последовательно только до пяти. Как видно из приведенной таблицы, числительные после 5 не­которых систем не включают в свой состав показателей систем. В боль-

:шинстве систем не включают в свой состав особых показателей числи-

.тельные, кратные 10.

вять»—к ньыньбен (Ам. д.), няндорн' (В.-С. д.), «де­сять» — К Л1ХО.

Некоторые отличия собственно количественных обозна­чений, наблюдаемые по различным системам числительных te настоящее время, являются результатом позднейших фо-яетических изменений первоначально общих для всех них собственно количественных обозначений.

Этимологический анализ показывает, что показатели ряда систем существуют в языке как самостоятельные зна­менательные слова до настоящего времени, а показатели остальных систем восходят к знаменательным словам исто­рически.

Так, показателем III системы является слово ар (связка юколы)', IV системы — слово ма (ручная четверть), V си­стемы—слово а (ручная сажень), VI системы—слово хуви (связка корма для собак), VIII системы — слово кос (прут, на который нанизывается корюшка). Показатель I системы— м<^му (лодка); показатель II системы— рш<^т'у (нарта) {т-^рш по закону чередования начальных согласных); показатель VII системы— н'ак<^н'акс (прут). Показатель IX системы вор образован от основы глагола эвдь (держать) при помощи суффикса орудий-ности р(рш,е) (ср. меньвос— рулевой (Ам. д.), к'увос— обойма (Ам. д.), где мень — руль, к'у — пуля). Показате­лем Х системы является слово фат (веревка саженной длины), ныне вышедшее из употребления. Показатель XI—так же, как и показатель XII системы, в которых числительные были первоначально общими, восходит к слову иу (отверстие) (ср. к'иу— (неводная ячея), где на­чальное к' от к'е — невод). Показатель XIV системы лай выступает в нивхском языке в некоторых лексикализован-ных словосочетаниях 'в значении прядь. Показатель XV системы йуг'(и)ть также встречается в нивхском языке в;

некоторых лексикализованных словосочетаниях в значе­нии палец. Показатель XVI системы зчу возник как ре­зультат удвоения слова чу (семья). Показатель XVII' системы ла^>л образован от слова, передававшего поня­тие о длинном деревянном предмете (ср. тла — рукоятка остроги), где т<^ти— дерево (ср. тьых— вершина дерева,

1 Показатели I, II, III, IV, V, VI, IX, XX, XXII систем выделены и правильно этимологизированы Е. А. Крейновичем (см. «Гиляцкие дпслительные», 1932).


Таблица нивхских числитель

    I и ill IV V VI    
Число Лодок (му) Нарт (m'v} Связок юколы (ар) Ручных четвертей {ма) Ручных саженей (о) Связок корма для собак (хуви)    
  ним нирш няр ньма НЯ ньг'уви    
  мим мирш мер мема ме миг'ви    
  тем терш тяр тьма тя тег'ви    
  ным нырш ныр ным а ны нуг'ви    
  т'ом т'орш т'ор т'ома т'о т'ог'ви    
  н'аг' н'аг' н'аг' ap н'аг' ма аг'и н'а(г') хуви    
  н'амк н'амк н'амк ap н'амк ма амги н'ам(к) хуви    
  минр минр минр ap минр ма мины а мин(р) хуви    
  ньыньбен ньыньбен ньыньбен ньыньбен ма ньынь­ ньыньбен    
            ap     бен а г'уви    
  мх о мхо мхор мхома мхо а мхог'уви    

 

ных до 1U для счета:

    XIV XV XVI XVII XVIII XIX    
Число Прядей веревки Количество пальцев при измерении толщины сала Семей (чу) Шестов Мест Парных предметов    
  ньлай ни(г')ить низчу ньла нявр паек или    
                        н ьваск    
  мелай ми(г')ить мизчу мел мевр мевск    
  тьлай те(г')ить тезчу тьла тявр тьфаск    
  нлый ну(г')ить нызчу нлы нывр нвыск    
  т'олай т'о(г')ить т'озчу т'ола т'овр т'оваск или    
                        T'OBCK    
  н'аг'лай     н'аг' су н'аг'ла н'аг' н'аг'васк    
                    (йивф)        
  н'амклай     н'амк су н'амгла н'амк н'амк васк    
                    (йивф)        
  минрлай     мин(д)р минрла мин(д)р мин (д)р васк    
            чу     (йивф)        
  ньынь-     ньынь­ ньынь- ньыньбен ньыньбен    
    бенлай     бен чу бенла (йивф) васк    
  мхолай     мхо су мхола мховр мхо васк    

 

    VII VIII IX х XI XII XIII
    Прутьев с нанизан­ной ко­ Прутьев с на­низанной корюшкой 1 Неводов Снастей для ловли тюленей Невод­ных Неводов и сегок для рыб­ Неводных полос
    рюшкой (кос)     и калуги ячей ной ловли    
    ньн'ак НЬГ'ОС ньвор ньфат ниу нео нершке
    мен'ак мег'ос мевор мефат миу мео мершке
    тьн'ак тьг'ос тьфор тьфат теу тео тершке
    нн'ык нг'ыс нвур нфыт "УУ ну ныршке
    т'он'ак T'or'oc т'овор т'офат т'оу или т'оу т'оршке
                    т'ои        
    н'аг'н'ак н'ах кос н'аг'вор н'аг'фат н'ах н'ах    
    н'амкн'ак н'амк г'ос н'амквор н'амкфат н'амк н'амк    
    минрн'ак мин (д) р к'ос минрвор минрфат минр минр    
    ньынь- ньыньбен ньынь- ньынь­ ньыньбен ньыньбен    
    бен'ак г'ос бенвор бенфат            
    мхон'ак мхог'ос мховор мхофат мхоу мхоу    

 

мхоу Продолжение

    XX XXI XXII XXIII XXIV XXV XXVI
    Кедровых и еловых досок Тонких и плоских предметов Длинных предметов Мелких округлых предметов Людей Живот­ных Предметов разнооб­разной формы
    неть ньрах нех НИК НИН ньынь някр
    меть мерах мех мик мен мор мякр
    теть тьрах тех тех тякр тёр тякр
    ныть T'OTb нрых т'орах ных т'ох ных т'ох ныр т'ор нур т'ор ныкр т'окр
    н'аг'эть H'ar'pax н'ах н'ах н'ах н'ах н'ах
    н'амгэть н'амграх H'BMK н'амк н'амк н'амк н'амк
    минрэть минррах минр минр минр минр минр
    ньынь- ньыньбен- ньыньбен ньыньбен ньыньбен ньыньбен ньыньбен
    бенэть мхоэть рах мхорах MX OX мхох мхо мхон' мхокр

 


ых— конец); •к'ла— деревянные трубы над нарами, иду­щие от очага, где к' восходит к корню K'a-^-к'ы (ср. к'ант (В.-С. д.), к'ынть (Ам. д.) —палка, посох; хант (В.-С. д.), ладь (Ам.д)—подпирать, •'K'aypui (В.-С. д)—тормозная палка, хаунт (В.-С. д.) — тормозить и др.)

Показатель XVIII системы вр, отмечаемый в качестве словообразовательного форманта в ряде других слов (ср. т'хывр — крыша, т'хы — на, сверху), передает в них понятие «место». Как показывает анализ, этот форманг со­стоит из двух аффиксов, каждый из которых передает зна­чение место: аффикса в, восходящего к слову шеф (ме­сто), и аффикса р, употребляемого в этом значении в ряде наречий.

Показатель XIX системы паек (Ам. д.), пазрш(В.-С. д.) употребляется также и самостоятельно в значении поло' вина как одна из двух сторон, как один из членов парного единства и состоит из корня па^-ва и соответственно аффиксов к, с (Ам. д.) и з, рш (В.-С. д.).

Показателем XX системы является слово эть со значе­нием плоский плиткообразный предмет (ср. этьн'ир (Ам.д.)—плоская тарелка, где н'ир— чашка, посуда;

этьг'ылмр— тарелка, досчатая посуда, где кылмр^-г' ылмр — доска).

Показатель XXI системы pax исторически выступал как знаменательное слово со значением слой (ср. ршан' зрач'н'а?— сколько слоев?). Показатель XXII системы х ^восходит к корню K'a-^-к'ы (см. выше). Показатель XXIII системы к(х) восходит к корню к'ы-^-хы. По-види­мому, корень к'ы-^хы обозначал мелкое каменное орудие, при помощи которого копали, рубили и т. д. Показатель XXVI системы кр(кр) используется также в качестве сло­вообразовательного элемента в ряде наречий (ср. а кр — задняя (нижняя) часть чего-либо, нижний (по течению реки) конец деревни и т. п., а во — нижняя по течению реки деревня, где во — деревня, тукр — эта сторона, туин — здесь). Основы этих наречий указывают на пространствен­ные положения, а формант к р(кр) в их составе—на объект, занимающий такие положения, объект, лишенный конкретности. Это значение он имел и в составе числитель­ных XXVI системы. Показателем XXIV системы в числи­тельных «один», «два» выступает формант н (Ам. д.), нын' (нан') (В.-С. д.); в числительных «четыре», «пять» — формант р(ш). Этимологические исследования позво-

ляют установить, что каждый из этих формантов в прошлом был связан с выражением понятий о человеке и животных. Показатели XXV системы нь в числительном «один» и р(ш) в числительных «три», «четыре», «пять» по своему происхождению оказываются общими с соответ­ствующими показателями XXIV системы (исторически счет животных и людей велся при помощи одних и тех же чи­слительных).

Таким образом, анализ числительных позволяет прийти к выводу, что в генезисе числительные всех систем, имею­щие в своем составе особые форманты (а такими, как мы видели, являются далеко не все), каковыми они отлича­ются друг от друга, представляли собой сочетания собст­венно количественных обозначений со словами, обозна­чающими различные предметы счета: лодки, нарты, связки юколы, связки корма для собак, ручные четверти и сажени, людей и животных и т. д.

В настоящее время собственно количественные обозна­чения до пяти уже не существуют в нивхском языке как отдельные знаменательные слова ' и не выделяются гово­рящими из состава числительных. Но, судя по тому, что они входят в числительные, кратные 100, обозначая в них соответствующее количество сотен, собственно количест­венные обозначения до пяти перестали употребляться как отдельные слова или, по крайней мере, выделяться гово­рящими в их значении из состава соответствующих числи­тельных «один», «два» и т. д. относительно недавно, так как счет свыше ста мог возникнуть только в относительно недавний период. Об этом же говорят отдельные случаи самостоятельного употребления собственно количествен­ного обозначения ми (два), которые встречаются в фоль­клорных текстах.

Собственно количественные обозначения «один», «два», «три», «четыре», «пять» выделяются также из состава так называемых повторительных числительных (нршак — од­нажды, мершк — дважды, тьршак — трижды, нршык — четырежды, т'оршак— пять раз), а собственно количест­венное обозначение ни (один) выделяется из состава дроб­ного числительного ньлами (одна вторая, буквально —

'Сравни китайский язык, где абстрактные числительные сохра­няются наряду с конкретными предметными числительными, кото­рые образуются oi этих первых при помощи особых суффиксов клас­сификаторов.


одна половина). Кроме того, некоторые собственные коли­чественные обозначения входят в состав сложных слов:

1) нинях— глаз (ни— один, нях— глаза, глаз), 2) тя-выг'рыть — название созвездия, состоящего из трех звезд (тя <^ ме — три, в — суффикс места, ыг'рыть < уг'рыть —

вместе).

Все эти факты говорят о том, что в прошлом собственно количественные обозначения до пяти употреблялись как самостоятельные слова.

Проведенный анализ дает, как нам кажется, основание для вывода, что в относительно недавнем прошлом в нивх­ском языке счет любых предметов велся при помощи одних и тех же числительных, каковыми были выделенные выше собственно количественные обозначения, что современный конкретный счет, т. е. счет при помощи числительных, от­личающихся друг от друга соответственно характеру пред­метов счета, возник как вторичное явление по отношению к этому первому счету, т. е. к счету при помощи собст­венно количественных обозначений.

Этот вывод, конечно, не означает, что выделенные нами собственно количественные обозначения, исторически вы­ступавшие как самостоятельные числительные, изначально передавали абстрактные понятия чисел 1, 2, 3 и т. д., не означает, следовательно, изначальности и априорности по­нятия абстрактного количества.

Этимологическое исследование выделенных выше соб­ственно количественных обозначений показывает, что они восходят к словам с конкретным предметным или иным значением. Собственно количественное обозначение ни (один) сопоставляется с личным местоимением 1-го лица единственного числа ни (я). Собственно количественное обозначение ми (два) сопоставляется с корнями личных местоимений 1-го лица двойственного и включительных форм множественного числа. Обозначение т'о(то) (пять) восходит к понятию «рука». Собственно количественное обозначение н'ах (шесть) состоит из корня н'а и пока­зателя XXII системы х. Корень н'а входит в качестве ком­понента в слово ршан'а (много), больше известного в форме ршан''га. В составе этого слова значение множест­венности связано только с его последним компонентом н'а,н'га. Обозначение н'ам(ы) к (семь), вероятно, состоит из н'а (шесть) и м(ы)к, значение которого остается не­ясным. Количественное обозначение минр, миныр (восемь)

Date: 2015-05-19; view: 491; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию