Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 4. Христианство и новый Завет 4 page
Ученики Христа часто спорили между собой. Одной из постоянных тем их споров был вопрос о том, кто из них больше других. Иисус всегда осуждал эти споры с точки зрения оккультных принципов и правил. Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;Но между вами да не будет так; а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Матф. XX, 25-26). Иногда споры учеников о том, кто больше других, принимали поистине трагический характер. Как-то Иисус рассказывал ученикам о грядущей своей смерти и о воскресении: Вышедши оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет.Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.ПришЈл в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чЈм дорогою вы рассуждали между собою?Они молчали, потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше (Марк, IX, 30-34). В этих последних словах ощущается самая трагическая черта евангельской драмы - непонимание учениками Иисуса, их наивное поведение по отношению к нему, их 'слишком человеческое' отношение друг к другу. 'Кто больше всех?'!
В Евангелии св. Луки есть интересное объяснение слова 'ближний'; это объяснение носит оккультный смысл. Слово 'ближний' обычно употребляют в неправильном значении: 'всякий', 'каждый человек', тот, с кем приходится иметь дело; такое сентиментальное истолкование слова 'ближний' очень далеко от духа Евангелия. И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?На это сказал Иисус: некоторый человек шЈл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым.По случаю один священник шЈл тою дорогою и, увидев его, прошЈл мимо.Также и левит, быв на том месте, подошЈл, посмотрел и прошЈл мимо.Самарянин же некто, проезжая, нашЈл на него и, увидев его, сжалился.И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привЈз его в гостиницу и позаботился о нЈм;А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нЈм; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.Кто из этих троих, думаешь ты, был ближним попавшемуся разбойникам?Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лука, X, 25-37). Притча о 'милосердном самарянине' показывает, что 'ближний' - это далеко не 'каждый человек', как обычно толкует притчу сентиментальное христианство. Очевидно, что воры, ограбившие и изранившие человека, священник, видевший его и прошедший мимо, левит, посмотревший и тоже прошедший мимо, не были ему 'ближними'. Самарянин стал ему ближним, оказав помощь. Если бы и он прошЈл мимо, тогда он, как и прочие, не стал бы ему ближним. С эзотерической точки зрения ближние человека - это те, кто помогают ему или могут помочь в его стремлении познать эзотерические истины и приблизиться к эзотерической работе.Наряду с линией оккультных правил в Новом Завете можно видеть и линию безжалостного осуждения псевдо-религий. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:'Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня' (Матф. XV, 7-8). После очень едкой беседы с фарисеями и саддукеями Иисус говорит:Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Матф. XV, 14). Множество его язвительных, саркастических замечаний и в наше время, к несчастью, сохраняет свою силу.Оставьте их, они - слепые вожди слепых; а если слепой ведЈт слепого, то оба упадут в яму (Матф. XV, 14). Но оба эти предостережения были забыты едва ли не до смерти Иисуса. В Евангелии св. Луки говорится то же самое, только ещЈ яснее:Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие(Лука, XII, 1). Вопросу о псевдо-религиях посвящена целая глава, в которой показаны все их черты, проявления, последствия и результаты. Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам СвоимИ сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;Итак, всЈ, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:Связывают бремена тяжЈлые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах;И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: 'учитель! учитель!'А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.Больший из вас да будет вам слуга;Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерию долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас...Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мЈртвых и всякой нечистоты;Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,И говорите: 'если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков';Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;Дополняйте же меру отцов ваших.Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников, и вы иных убьЈте и распнЈте; а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город (Матф. XXIII, 1-15, 23-34). В другом месте находятся иные замечательные слова, связанные с приведЈнными выше:Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали (Лука, XI, 52). Более всего поражает в истории Иисуса то, что его ученики после всего сказанного им сделались источником псевдо-религии, подобной всем прочим мировым учениям.'Книжники' и 'фарисеи' присвоили его учение и продолжают во имя его делать всЈ то, что делали прежде.Распятие Христа есть символ. Оно происходит непрестанно, везде, повсюду. Его следовало бы считать самой трагической частью истории Христа, если бы не возможность предположить, что и оно входит в общий план, что способность людей искажать и приспосабливать всЈ к своему уровню была заблаговременно исчислена и взвешена.О таком искажении учения говорится и в Евангелиях; согласно евангельской терминологии, оно называется 'соблазном'. Кстати, значение этого слова на русском и церковно-славянском языках ближе всего подходит к первоначальному смыслу греческого текста. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской.Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит (Матф. XVIII, 6-7). 'Соблазн', т.е. обольщение или разрушение, есть прежде всего искажение эзотерических истин, данных людям, против чего, главным образом, и восстал Христос, против чего он особенно боролся.Много вопросов и непонимания возникает обычно при чтении притчи о неверном управителе, которая находится в XVI главе Евангелия св. Луки. Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;И призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчЈт в управлении твоЈм, ибо ты не можешь более управлять.Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь;Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своЈм роде.И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? (Лука, XVI, 1-12). Как следует понимать эту притчу? Этот вопрос вызывает целую серию других вопросов об истолковании евангельских текстов. Не входя в подробности, скажем, что пониманию трудных мест может способствовать понимание примыкающих стихов или близких по смыслу, но далЈких от данного стиха мест; иногда же понимание 'линии мысли', к которой они принадлежат; наконец, место, выражающее противоположную сторону идеи или не имеющие, казалось бы, логической связи с исходными стихами.В интересующем нас случае можно сразу же утверждать, что притча о неверном управителе относится к оккультным принципам, т.е. к правилам эзотерической работы. Но для еЈ понимания этого недостаточно. Есть что-то странное в этом требовании лжи и обмана.Оно становится понятным лишь тогда, когда мы сообразим, какого рода ложь здесь требуется. Управитель сокращает долги должников своего господина, 'прощает' им часть долгов, и за это господин впоследствии его хвалит.Не является ли это прощением грехов? В стихах, следующих сразу после молитвы Господней, Иисус говорит: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный;А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Матф. VI, 14-15). Обычно эти места понимаются, как совет людям прощать тем, кто грешит против них. Но на самом деле этого здесь нет. Говорится просто: 'прощайте людям их грехи'. И если прочесть этот отрывок буквально, как он написан, притча о неверном управителе станет понятнее. В ней рекомендуется прощать людям грехи, не только направленные против нас, но и вообще все грехи, какими бы они ни были.Может возникнуть вопрос, какое мы имеем право прощать грехи, которые не имеют к нам никакого отношения. Притча о неверном управителе даЈт ответ на такой вопрос. Это становится возможным при помощи незаконного приЈма 'фальсификации' счЈтов, т.е. при помощи намеренного изменения восприятия того, что есть, того, что мы видим. Иными словами, мы можем как бы прощать людям грехи, представляя их себе лучшими, чем они есть на самом деле.Это - форма лжи, которая не только не осуждается, но и поощряется, как об этом свидетельствует евангельское учение. Посредством такой лжи человек предохраняет себя от некоторых опасностей, 'приобретает друзей'; силой этой лжи он приобретает доверие к себе.Интересное развитие этой идеи, но без указания на притчу о неверном управителе, можно найти в Посланиях апостола Павла. Фактически многие из его парадоксальных утверждений представляют собой выражение именно этой идеи. Павел понимал, что 'прощение грехов' не даст никакой выгоды 'должникам господина', зато принесЈт пользу тому, кто искренно простит своего 'должника'. Точно также 'любовь к врагам' не принесЈт им пользы, но, наоборот, окажется самой жестокой местью.Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его; ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья (Римл. XII, 20). Трудность здесь в том, что любовь эта должна быть искренней. Если же человек будет 'любить своих врагов', чтобы обрушить на их головы горящие уголья, он, несомненно, соберЈт их на свою собственную голову.Идея притчи о неверном управителе, т.е. мысль о том, что полезно видеть вещи лучшими, чем они есть, входит и в хорошо известное утверждение Павла о 'власти' и 'начальствующих': Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены.Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение.Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неЈ;Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло.И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.Для сего вы и подати платите; ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Римл. XIII, 1-7). Иисус также сказал как-то: 'Воздайте кесарево кесарю'. Но он никогда не говорил, что кесарь - от Бога. Здесь особенно очевидна разница между Христом и Павлом, между эзотерическим знанием и тем знанием, которое, хотя и очень высоко, является человеческим. В идее притчи о неверном управителе нет самовнушения. Павел вводит элемент самовнушения; от его последователей ожидается, что они будут верить 'фальсифицированным счетам'.Смысл притчи о неверном управителе становится яснее, когда мы найдЈм в Евангелии места, затрагивающие противоположную сторону той же самой идеи.Таковы места, где говорится о хуле на Духа Святого. В них проявляется обратная сторона идеи притчи о неверном управителе, ибо они говорят не о том, что люди могут приобрести, а о том, что они таким образом потеряют. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам;Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сЈм веке, ни в будущем (Матф. XII, 31-32).Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; Но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению (Марк, III, 28-29).И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится (Лука, XII, 10).Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Матф. XII, 35-36). Какова же связь между этими местами и притчей о неверном управителе? Что означает хула на Святого Духа? Почему нет ей прощенья? И что это такое - Святой Дух?Святой Дух - это то, что есть во всЈм хорошего. В каждом предмете, в человеке, в событии есть нечто хорошее - не в философском или мистическом смысле, а в самом простом, психологическом, повседневном. Если человек не видит этого хорошего, если он безоговорочно всЈ осуждает, если он ищет и находит лишь дурное, если он не способен увидеть хорошее в вещах и людях, - тогда это и есть хула на Духа Святого. Есть разные типы людей. Некоторые способны видеть добро даже там, где его очень мало. Они склонны порой даже преувеличивать его для себя. Другие, наоборот, склонны видеть всЈ в худшем свете, чем оно есть на самом деле, и не способны увидеть ничего хорошего. Они всегда и во всЈм находят что-то скверное, начинают с подозрений и осуждений, с клеветы. Вот это и есть хула на Духа Святого. Такая хула не прощается; это значит, что она оставляет очень глубокий след во внутренней природе человека.Обычно в жизни люди легко принимают злословие, охотно извиняют его в себе и в других. Злословие составляет половину их жизни, половину их интересов. Люди злостловят, сами не замечая этого, и так же автоматически не ждут от других ничего, кроме злословия. Они отвечают на чужую клевету своей клеветой и стараются опередить в ней других. Особенно приметная склонность к злословию называется критическим умом или остроумием. Люди не понимают, что самое обычное повседневное злословие есть начало клеветы на Духа Святого. Но ведь не зря слово 'диавол' означает 'клеветник'. То место в Евангелии, где говорится, что придЈтся давать ответ за каждое праздное слово в день суда, звучит так странно и непонятно потому, что люди совсем не понимают, как самое небольшое злословие оказывается началом клеветы на Святого Духа. Они не понимают, что каждое праздное слово остаЈтся в вечности, что, злословя всЈ вокруг, они могут непреднамеренно коснуться того, что принадлежит иному порядку вещей - и навеки приковать себя к колесу вечности в роли мелкого и бессильного хулителя.Итак, идея злословия, которое не прощается человеку, относится даже к обыденной жизни. Злословие оставляет в людях более глубокий след, нежели они думают. А в эзотерической работе злословие имеет особый смысл. Христос указывает на это:Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет слово на Духа Святого, не проститься ему ни в сЈм веке, ни в будущем. Эти замечательные слова означают, что клевета и злословие, напрвленные лично против Христа, могут быть прощены. Но как глава школы, как еЈ учитель, он не мог простить злословия, направленного против идеи работы школы, против идеи эзотеризма. Такая форма хулы на Духа Святого остаЈтся с человеком навсегда.Притча о неверном управителе относится к созданию другой, противоположной тенденции, т.е. к склонности видеть Святой Дух, или 'добро', даже там, где очень мало, и таким образом увеличивать количество добра в себе, освобождать себя от грехов, т.е. от 'зла'.Человек находит то, что ищет. Кто ищет зло, тот и находит зло; а кто ищет добро, находит добро.Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое. Вместе с тем, нет ничего более опасного, чем понимать эту идею Христа в буквальном или сентиментальном смысле - начать видеть 'добро' там, где его вообще нет.Идея о том, что в каждом предмете, человеке или событии есть нечто хорошее, верна лишь по отношению к нормальным и естественным проявлениям. Она не может быть в равной степени верной по отношению к ненормальным и неестественным проявлениям. Не может быть никакого Святого Духа в хуле на Святого Духа; несомненно, существуют такие вещи, люди и события, которые по самой своей природе суть кощунства над Святым Духом. Оправдание их и будет хулой Духа Святого.Так много зла в жизни происходит потому, что люди, боясь греха, боясь оказаться недостаточно милосердными или лишЈнными широты ума, оправдывают то, что не заслуживает оправдания. Христос не был сентиментален, он никогда не боялся высказывать неприятную истину и не боялся действовать; изгнание торговцев из храма - замечательная аллегория, которая показывает отношение Христа к 'жизни', пытавшейся даже храм обратить в средство для своих целей. И вошЈл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей;И говорил им: написано 'дом Мой домом молитвы наречЈтся', а вы сделали его вертепом разбойников. ОстаЈтся обратить внимание на две точки зрения, которые часто связывают с евангельским учением и которые бросают одинаково ложный свет как на его принципы, так и на самого Христа.Первая из них утверждает, что евангельское учение относится не к земной жизни, что Христос ничего не строил на Земле, а вся идея христианства состоит в том, чтобы подготовить человека к вечной жизни за порогом смерти. Вторая точка зрения содержит утверждение, что христианское учение слишком высоко для человека, а потому непрактично, что Христос в своих мечтах был поэтом и философом; но трезвая реальность не может основываться на мечтах и серьЈзно принимать их во внимание.Обе эти точки зрения неверны. Христос учил не для смерти, а для жизни; однако его учение никогда не охватывало и не могло охватывать всю жизнь в целом. В его словах, особенно в притчах, постоянно появляется множество людей, которые пребывают вне его учения: цари, богачи, воры, священники, левиты, слуги богачей, купцы, книжники, фарисеи... Эта огромная бессмысленная жизнь, с которой его учение не имело никакого родства, была в его глазах маммоной, а маммоне одновременно с Богом служить нельзя.Христос никогла не был непрактичным 'поэтом' или 'философом'. Его учение предназначено не для всех; но оно практично во всех деталях - и практично прежде всего потому, что предназначено не для всех. Многие люди неспособны получить из его учения ничего, кроме совершенно ложных идей, и Христу нечего им сказать.
Гг.
Date: 2015-05-18; view: 424; Нарушение авторских прав |