Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Христианство и новый Завет 3 page





Смертию смерть поправ

И сущим во гробех живот даровав. 'Сущие во гробех' - это именно те, кого принято считать живыми. Эта мысль совершенно ясно выражена в Откровении ап. Иоанна:Ты носишь имя, будто жив, но ты мЈртв (Откров. III, I). В Евангелиях св. Матфея и св. Луки люди сравниваются с могилами и гробами несколько раз. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мЈртвых и всякой нечистоты (Матф. XXIII, 27)Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того (Лука, XI, 44). Дальнейшее развитие этой идеи обнаруживается в Откровении. Эзотеризм даЈт жизнь; в эзотерическом круге нет смерти. Имеющий ухо да услышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия...Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти (Откров. II, 7, 11). Сюда же относятся слова в Евангелии св. Иоанна, которые связывают учение Евангелий с учением мистерий:Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрЈт, то останется одно; а если умрЈт, то принесЈт много плода (Иоанн, XII, 24). В третьей главе Откровения есть замечательные слова, которые приобретают особое значение в связи с тем смыслом, который Иисус вкладывал в слова 'богатый', 'бедный', 'слепой' и 'видящий': Ибо ты говоришь: 'я богат, разбогател и ни в чЈм не имею нужды'; а не знаешь того, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг.Советую тебе купить у Меня золото, огнЈм очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть (Откров. III, 17-18). О 'слепых' и 'видящих' Христос говорит в Евангелии св. Иоанна: На суд пришЈл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаЈтся на вас (Иоанн, IX, 39-40). Выражения 'слепой' и 'слепота' имеют в Новом Завете несколько значений. Необходимо понимать, что слепота может быть внешней, физической, а может быть и внутренней, - как могут существовать внутренняя проказа и внутренняя смерть, которые гораздо хуже внешних.Это подводит нас к вопросу о 'чудесах'. Все 'чудеса' - исцеление слепых, очищение прокажЈнных, изгнание бесов, воскрешение мЈртвых - всЈ это можно объяснить двояко, если правильно понимать евангельскую терминологию: как внешние, физические чудеса или как чудеса внутренние (как, например, исцеление от внутренней слепоты, внутреннее очищение, внутреннее воскрешение).СлепорождЈнный, которого исцеляет Иисус, возражая фарисеям, а также саддукеям, пытающимся убедить его, что, с их точки зрения, Иисус не имеет права исцелять его, произносит замечательные слова: Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу (Иоанн, IX, 24-25). Идея внутреннего чуда и внутренней убеждЈнности в чудесном очень тесно связана с утверждением Христа о значении Царства Небесного в следующем отрывке: Быв же спрошен фарисеями, когда придЈт Царствие Божие, отвечал им: не придЈт Царствие Божие приметным образом.И не скажут: 'вот, оно здесь', или: 'вот, там'. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лука, XVII, 20, 21).

ВсЈ, сказанное до сих пор, все цитированные места относятся к одной линии мысли, пронизывающей всЈ евангельское учение, а именно: к линии развития идеи о значении эзотеризма, или Царства Небесного.Другая линия, также проходящая через тексты Евангелий, рассматривает методы оккультной работы, или работы школы. Прежде всего, она указывает на значение оккультной работы в еЈ отношении к жизни.Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Матф. IV, 19). Эти слова показывают, что человек, вступивший на путь эзотеризма, должен знать, что ему придЈтся работать на эзотеризм, работать в весьма определЈнном смысле, т.е. находить людей, годных для эзотерической работы, готовить их к ней. Люди не рождаются во 'внутреннем круге'. Внутренний круг питается за счЈт внешнего круга. Но лишь немногие из людей внешнего круга пригодны для эзотеризма. Поэтому работа по подготовке людей ко вступлению во внутренний круг, работа 'ловцов человеков' является важной частью эзотерической работы.Эти слова - 'идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков' - подобно многим другим, конечно, относятся не ко всем людям.И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним (Матф. IV, 22). Далее, обращаясь опять-таки к ученикам и разъясняя им смысл эзотеризма, роль и место людей, принадлежащих к эзотерическому кругу, Иисус говорит: Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь еЈ солЈною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить еЈ вон на попрание людям.Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.И зажегши свечу, не ставят еЈ под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Матф. V, 13-16). После чего он объясняет требования, которые ставит перед теми, кто приближается к эзотеризму:Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдЈт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдЈте в Царство Небесное (Матф. V, 20). В обычных толкованиях Евангелий эти слова, которые указывают на вторую линию и относятся только к ученикам, понимаются так же ошибочно, как и места, которые отражают первую линию, относящуюся к Царству Небесному, т.е. к эзотеризму. ВсЈ, что содержится в первой линии мысли, при обычном истолковании Евангелий относят к будущей жизни. ВсЈ же, содержащееся во второй линии мысли, принимают за моральное учение, относящееся ко всем людям вообще, тогда как на деле перед нами лишь правила для учеников.К ученикам относится и то, что говорится о бдительности, т.е. о постоянном внимании и наблюдательности, которые от них требуются.Впервые мы встречаем эту идею в притче о десяти девах: Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху;Из них пять было мудрых и пять неразумных;Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла;Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих;И как жених замедлил, то задремали все и уснули.Но в полночь раздался крик: 'вот, жених идЈт, выходите навстречу ему!'Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.Неразумные же сказали мудрым: 'дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут'.А мудрые отвечали: 'чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе'.Когда же пошли они покупать, пришЈл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились.После приходят и прочие девы и говорят: 'Господи! господи! отвори нам'.Он же сказал им в ответ: 'истинно говорю вам: не знаю вас'.Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидЈт Сын Человеческий (Матф. XXV, 1-19). Мысль о том, что ученики не могут знать, когда от них потребуется активная работа, что они должны быть готовы в любой момент, подчЈркнута в следующих словах: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидЈт.Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придЈт вор, то юодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидЈт Сын Человеческий (Матф. XXV, 42-44). Далее имеется упоминание и о работе самого учителя; говорится и о том, что даже от учеников он не надеется на помощь: Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною...И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна...Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все ещЈ спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаЈтся в руки грешников (Матф. XXVI, 38, 40, 41, 45). Очевидно, идее 'бодрствования' придаЈтся большая важность. О бодрствовании несколько раз сообщают другие евангелисты.В Евангелии св. Марка говорится: Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время.Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому своЈ дело, и приказал привратнику бодрствовать.Итак, бодрствуйте; ибо не знаете, когда придЈт хозяин дома, вечером или в полночь, или в пение петухов, или поутру;Чтобы, пришед внезапно, не нашЈл вас спящими.А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте (Марк, XIII, 33-37). В Евангелии св. Луки вновь подчЈркнута необходимость быть готовым в любой момент, невозможность знать что-либо заранее: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи...Блаженны рабы те, которых господин, пришед, найдЈт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и подходя станет служить им.И если придЈт во вторую стражу, и в третью стражу придЈт, и найдЈт их так, то блаженны рабы те.Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придЈт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой;Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лука, XII, 35, 37-40). И ещЈ:Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сил будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого (Лука, XXI, 36). Предыдущие отрывки относятся к так называемой 'бдительности'. Но слово это имеет несколько разных значений. Совершенно недостаточно понимать его в обыденном смысле 'быть готовым'. Со словом 'бдительность' связана целая доктрина эзотерической психологии, которая объясняется лишь в оккультных школах.Наставления Христа о бдительности очень похожи на наставления Будды об этом же. Но в учении Будды цель и смысл бдительности выступают с ещЈ большей силой и ясностью. Будда сводит к бдительности всю внутреннюю работу 'монаха'; он указывает, сколь необходимы постоянные упражнения в бдительности для приобретения ясности сознания, для преодоления страдания и достижения освобождения.Вслед за этим излагается второе важное требование 'оккультных правил', а именно, умение хранить тайну, т.е. способность к безмолвию.Христос придаЈт этому вопросу особую важность; требование молчания повторяется в Евангелиях семнадцать раз, как выражение 'имеющие уши да слышат'. И он тотчас очистился от проказы.И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай... (Матф. VIII, 3, 4).И открылись глаза их. И Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал (Матф. IX, 30).И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сЈм видении (Матф. XVII, 9; Марк, IX, 9).В синагоге их быд человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришЈл погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.Но Иисус запретил ему говоря: замолчи и выйди из него (Марк, 1, 23-25); Лука IV, 33-35).И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он - Христос (Марк, 1, 34; Лука, IV, 41).После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал егоИ сказал ему: смотри, никому ничего не говори... (Марк, 1, 42-44; Лука, V, 13, 14).И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты - Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным (Марк, III, 11-12).И девица тотчас встала и начала ходить... И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал... (Марк, V, 42, 43).И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И поведал им не сказывать никому... (Марк, VII, 35-36).Потом опять возложил руки на глаза его и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть всЈ ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении (Марк, VIII, 25, 26).Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты - Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о НЈм (Марк, VIII, 29, 30; Матф. XVI, 20; Лука, IX, 20, 21). Идея сохранения тайны связана в эзотеризме с идеей сохранения энергии. Безмолвие, тайна создают замкнутый круг, как бы 'аккумулятор'. Эта идея есть во всех оккультных системах. Способность хранить молчание или говорить лишь то, что необходимо, и лишь тогда, когда необходимо, - первая ступень контроля над собой. В работе школы способность хранить молчание означает определЈнную степень достижения. Способность хранить молчание включает в себя искусство скрытности, умение не высказывать себя. 'ПосвящЈнный' всегда сокрыт от 'непосвящЈнных', хотя непосвящЈнные могут обманываться, полагая, что понимают мотивы и действия 'посвящЈнного'. Согласно эзотерическим правилам, 'посвящЈнный' не имеет права и не должен раскрывать положительную сторону своей деятельности и своей личности, - ни одному человеку, кроме тех, чей уровень близок его собственному, кто уже прошЈл испытание и доказал, что его отношение и понимание правильны. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показываться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своЈм будут услышаны (Матф. VI, 1-7). Одно из главных оккультных правил, один из первых принципов эзотерической работы, который необходимо усвоить ученику, воплощается в словах Христа: 'Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая'. Изучение теоретического и практического значения этого принципа составляет одну из самых важных частей работы всех эзотерических школ. Элемент тайны был весьма силЈн в христианских общинах первых веков. Требование тайны основывалось не на страхе перед преследованиями, как принято сейчас думать, а на традициях эзотерических школ, с которыми христианские общины сначала поддерживали связь *.Далее идЈт беседа с учениками, в которой слова Христа относятся лишь к ученикам, а не ко всем людям. Тогда ПЈтр отвечая сказал Ему: вот, мы оставили всЈ и последовали за Тобою; что же будет нам?Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда Сын Человеческий сядет на престол славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых;И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестЈр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную;Многие же будут первые последними, и последние первыми (Матф. XIX, 27-30) К ученикам относится и начало следующей главы, т.е. притча о работнике в винограднике. Если применить еЈ ко всем людям, притча утрачивает какой бы то ни было смысл. Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свойИ, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой.Вышед около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно.И им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.Опять вышед около шестого и девятого часа, сделал то же.Наконец, вышед около одиннадцатого часа, он нашЈл других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?Они говорили ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили по динарию.И получивши стали роптать на хозяина дома.И говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?Возьми своЈ и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;Разве я не властен в своЈм делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званных, а мало избранных (Матф. XX, 1-16). Далее в Евангелии св. Луки есть интересное место, где объясняется, что ученики не должны ожидать особой награды за то, что они делают. Ибо поступать так, как они поступают, - их долг. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: 'пойди скорее, садись за стол'?Напротив, не скажет ли ему: 'приготовь мне поужинать и подпоясавшись служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам'?Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю.Так и вы, когда исполните всЈ, повеленное вам, говорите: 'мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были сделать' (Лука, XVII, 7-10). Все эти места относятся только к 'ученикам'. Объяснив, к кому он обращается, Иисус в следующих стихах устанавливает своЈ собственное отношение к 'закону', т.е. к тем принципам эзотеризма, которые уже были известны из учения пророков:Не думайте, что Я пришЈл нарушить закон или пророков; не нурашить пришЈл Я, но исполнить (Матф. V, 17). Эти слова имеют и другое значение. Христос явно подчЈркивает, что он не является реформатором общества, что в его задачу не входит изменение старых законов или отыскивание в них недостатков. Наоборот, он часто подчЈркивает важность законов, старается усилить их, находит требования Ветхого Завета слабыми и недостаточными, ибо они относятся лишь к внешней стороне жизни.В некоторых случаях законы для учеников создавались именно так. ВозьмЈм, например, следующее место: Вы слышали, что сказано древним: 'не прелюбодействуй'.А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своЈм (Матф. V, 27-28). Это, разумеется, означает, что ученики не могут оправдать себя тем, что формально они невинны в чЈм-то, если за ними есть внутренняя вина.В других случаях, Иисус, разъясняя старые законы, просто повторял те или иные жизненные предписания или обращал на них внимание. Например, указания о разводе не имеют к его учению никакого отношения и служат лишь средством подчеркнуть необходимость абсолютной правдивости и недостаточность правдивости внешней. Сказано также, что если кто разведЈтся с женою своею, пусть даст ей разводную.А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Матф. V, 31, 32). В данном случае цель заключалась в том, чтобы из различных предписаний и правил для учеников создать определЈнный контекст: процитированные места необходимы в Евангелиях лишь как введение к следующим за ними двум стихам - и одновременно для того, чтобы отвлечь от них внимание: Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всЈ тело твоЈ было ввержено в геенну.И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки еЈ и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всЈ тело твоЈ было ввержено в геенну (Матф. V, 29, 30). Эти два стиха и ещЈ один из XIX главы Евангелия св. Матфея создали, вероятно, больше непонимания, нежели все Евангелия вместе взятые. В самом деле, они допускают десятки неверных истолкований. Для правильного психологического их понимания необходимо прежде всего полностью отвлечься от понятий тела и пола. Они относятся к разным 'я' человека, к разным его личностям. В то же время стихи эти имеют и другой, оккультный, или эзотерический смысл, о котором я буду говорить в главе 'Пол и эволюция'. Ученики понимали смысл этих слов; но в тексте Евангелий они, конечно, оставались совершенно непонятными; их наличие в Евангелиях в качестве запрещения развода также не было понято. А в тексте Нового Завета они считались подлинными словами Христа - и в качестве таковых породили многочисленные комментарии. Апостол Павел и последующие проповедники новой религии, основываясь на этих местах, создали целый комплекс законов, совершенно не желая видеть, что упомянутые стихи - всего лишь ширма и не имеют в учении Христа самостоятельного значения.Вместе с тем, Христос утверждает, что только исполнять законы для учеников недостаточно. Они подчиняются гораздо более строгой дисциплине, основанной на очень тонких принципах. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдЈт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдЈте в Царство Небесное.Вы слышали, что сказано древним: 'не убивай; кто же убьЈт, подлежит суду'.А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: 'рака', подлежит синедриону; а кто скажет: 'безумный', подлежит геенне огенной.Итак, если ты принесЈшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Матф. V, 20-24). Затем идут самые трудные и озадачивающие места в Евангелиях, ибо правильно понять их можно только в связи с эзотерическими идеями. А их обычно принимают за правила общепринятой морали, составляющие так называемую христианскую мораль и христианскую добродетель. Как известно, поеведение людей противоречит этим правилам; люди не способны не только выполнить их, но даже понять. Результат - огромное количество обмана и самообмана. Христианское учение основано на Евангелиях, но весь порядок, всЈ устроение жизни христианских народов направлены против них.Характерно в данном случае то, что всЈ это лицемерие, вся эта ложь оказываются совершенно не нужны: Христос не учил тому, чтобы каждый человек не противился злу, подставляя левую щЈку после удара в правую, отдавал верхнюю одежду тому, кто хочет отнять рубашку. Эти места никоим образом не составляют правил общепринятой морали и кодекса христианской добродетели. Это правила для учеников, а не общие правила поведения. Их истинный смысл можно объяснить только в оккультной школе, и ключ к этому смыслу заключается в словах:Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный (Матф. V, 48). Вот какое объяснение правил поведения учеников дал Христос: Вы слышали, что сказано: 'око за око, и зуб за зуб'.А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударил тебя в правую щЈку твою, обрати к нему и другую;И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду...Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.Вы слышали, что сказано: 'люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего'.А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправидных.Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?...Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Матф. V, 38-40, 42-46, 48). Каждое из этих изречений составляет содержание особого сложного практического учения. А все практические учения, взятые вместе, составляют оккультную, или эзотерическую, систему самовоспитания и самоподготовки, основанную на приципах, которые вне оккультных школ неизвестны.Нет ничего более ненужного и наивного, чем попытка понять содержание этих принципов без соответствующего обучения.Далее идЈт молитва, данная Христом; она суммирует всЈ содержание евангельского учения, и еЈ можно считать кратким его курсом. Это - молитва Господня, 'Отче наш'; об искажениях еЈ текста выше уже упоминались. Происхождение этой молитвы неизвестно; но у Платона, во 'Втором Алкивиаде', Сократ приводит молитву, которая напоминает молитву Господню и, весьма вероятно, является еЈ первоначальной формой. Полагают, что молитва эта - пифагорейского происхождения:'О Зевс, царь богов, подай нам всЈ, что будет нам во благо, просим мы этого или нет, и повели, чтобы зло покинуло нас, даже если мы просим Тебя о противном!' Сходство столь очевидно, что не требуется никаких пояснений.Молитва, цитируемая Сократом, объясняет непонятный момент в 'Отче наш', а именно, слово 'но' во фразе 'не введи нас во искушение, но избавь нас от зла'. Это 'но' указывает на то, что существовавшей ранее фразы в евангельской молитве больше нет. Опущенное место - 'даже если мы просим Тебя о противном' (т.е. о других вещах) - объясняет применение 'но' в предыдущем отрывке.Далее следуют правила внутренней жизни, относящиеся опять-таки к ученикам; их невозможно распространить на всех людей. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды?Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя бы на один локоть?И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!Итак, не заботьтесь и не говорите: 'что нам есть?' или: "что пить?' или: 'во что одеться?'Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своЈм: довольно для каждого дня своей заботы (Матф. VI, 25-34). После чего идут правила, регулирующие взаимоотношения 'учеников' друг с другом; и вновь они не имеют отношения ко всем людям. Не судите, да не судимы будете;Ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоЈм глазе не чувствуешь?Или как скажешь брату твоему: 'дай, я выну сучок из глаза твоего'; а вот, в твоЈм глазе бревно?Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Матф. VII, 1-5). Общая тенденция опять-таки истолковывает эти места Евангелия как правила христианской морали - и одновременно их принимают за недостижимый идеал.Но Христос был гораздо более практичен; он не учил ничему, не имеющему практического применения. Данные им правила должны были соблюдать не все люди, а только те, кому их выполнение могло принести пользу, те, кто был способен их выполнить. Имеется интересное сходство между некоторыми известными местами Евангелий и буддийскими писаниями. Так, в 'Буддийском катехизисе' есть следующие слова:'Легко заметить ошибку другого, трудно заметить свою; человек развеивает чужие ошибки, подобно мякине, но скрывает свои, как плутующий игрок, который прячет от противника плохо упавшую кость'. В IX главе Евангелия св. Матфея говорится об общей направленности оккультной работы и еЈ основных принципах. Первый из них заключается в том, что люди сами должны знать, что им нужно. Если они не чувствуют нужды в эзотеризме, он им бесполезен - и как бы для них не существует.Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Матф. IX, 12). После чего следуют знаменательные слова:Пойдите, научитесь, что значит: 'милости хочу, а не жертвы? ибо Я пришЈл призвать не праведников, но грешников к покаянию (Матф. IX, 13). В другом месте Иисус говорит:Если бы вы знали, что значит: 'милости хочу, а не жертвы', то не осудили бы невиновных (Матф. XII, 7). Общепринятое понимание этих выражений очень далеко от их подлинного смысла. Причина этого кроется в том, что мы не понимаем значения слова 'милость', так как не знаем значения того слова, которое переведено на европейские языки словами 'милость', mercy, misйricorde, Barmherzigkeit. Это слово имеет в греческом подлиннике несколько иной смысл, что сбивает нас с толку. Однако этимология русского слова 'милость', если выводить его из слова 'милый' (как 'слабость' из 'слабый'), даЈт некоторое представление о его подлинном значении там, где оно употребляется. Слово 'милый' невозможно точно перевести на английский язык; оно означает то же, что английское darling; и если бы существовало слово darlingness, оно было бы очень близко к слову 'милость', т.е. к тому слову в Евангелии, которое переведено на английский словом mercy.Далее, к оккультным правилам относятся и следующие места: В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?Иисус, призвав дитя, поставил его посреди нихИ сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдЈте в Царство Небесное (Матф. XVIII, 1-3). Следующие места содержат очень глубокий оккультный смысл; но они относятся к принципам, а не к правилам. Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Матф. XIX, 13-14). Слова, относящиеся к детям, повторяются и в других Евангелиях: И сев призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.И взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:Кто примет одно из таких детей во имя МоЈ, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня (Марк, IX, 35-37).Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие;Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдЈт в него (Лука, XVIII, 15-17). Все эти слова исполнены глубочайшего смысла, но опять же предназначены только для учеников. На пути школы взрослый и богатый опытом человек очень скоро превращается в подобие ребЈнка: ему необходимо принять авторитет людей, знающих больше, чем он. Он должен доверять им, повиноваться, надеяться на их помощь. Ему необходимо понимать, что самостоятельно, без их руководства он ничего сделать не сможет. По отношению к ним ему необходимо чувствовать себя ребЈнком, говорить им всю правду, ничего не утаивая; он должен понять, что осуждать их нельзя. И он обязан употребить все свои силы и старания, чтобы научиться помогать им. Если человек не пройдЈт через эту стадию, если он временно не уподобится ребЈнку, не пожертвует плодами своего жизненного опыта, он никогда не вступит во внутренний круг, в 'Царство Небесное'. Для Христа слово 'дитя' было символом ученика. А отношение ученика к учителю - это отношение сына к отцу, ребЈнка ко взрослому. В этой связи приобретает новый смысл и то обстоятельство, что Христос постоянно называл себя сыном, а Бога - отцом.

 










Date: 2015-05-18; view: 414; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию