Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реализация
Перед нами стоит задача дать такое объяснение Ценности, чтобы оно, с одной стороны, соответствовало всему корпусу фактического знания, а с другой - схватывало весь ценностный опыт, доступный нашим человеческим формам сознания. Ибо мы должны принять во внимание динамическое качество, присущее Ценности и отсутствующее у Факта. Этот динамизм связан со свойством Реализации, которое связывает Сущность с Существованием. Наше предварительное исследование, таким образом, должно содержать попытку прояснить значение, которое мы приписываем словам Реальность и Реализация и выражению Реализация Ценностей. На следующей диаграмме показано, каким образом могут быть соотнесены понятия, вводимые в этой главе:
Бытие как Конец Невозможность Существование
Качество Проявление Количество Ценность РЕАЛИЗАЦИЯ Факт
Сущность Гармония Возможность
Бытие как Источник
Рис.25.7.Реализация и Гармония.
На данной стации исследования у нас нет средств, чтобы узнать, соответствуют ли направления, показанные стрелками на диаграмме, истинным ситуациям, или между различными элементами могут возникать, и возникают, взаимодействия. Мы даже не знаем, представляют ли различные термины объекты сходного рода и принадлежат ли они к одной и той же области рассуждения. Особенно важно помнить, что различные "пары противоположностей" достигались весьма различным путем. Мы не знаем ни логических, ни субстанциональных отношений, которые могут существовать между ними. Для целей систематики удобно подойти к изучению Ценности, следуя последовательности категорий. В этом смысле Вторая книга первого тома может рассматриваться как изучение ценностей в соответствии с категорией целостности. Хотя предмет был ограничен Естественным Порядком, мотив, заставлявший нас предпринимать исследование, состоял в том, чтобы найти ответ на вопрос, каково значение человеческого существования на Земле. Ценностное качество - общий интерес, который все мы имеем к познанию себя и мира, насколько это возможно. Наше исследование будет осуществляться посредством последовательного рассмотрения свойств многочленных систем от диады до додекады. В этой главе мы начали изучение Диады Ценности и Факта. Мы можем предположить, что тотальная и ультимативная Ценность, которая придает значимость всем частичным ценностям, требует для своего выражения не менее чем бесконечной системы элементов всего Существования. Будучи крайне далеким от способности постижения Бесконечной Сложности Всеобщей Ценности, мы, с нашими ограниченными человеческими способностями, не можем пойти много далее трех- или четырехчленных систем. Есть даже основание предполагать, что Двенадцатичленная система - додекада - представляет собой предел человеческой способности постижения единства многообразия. Схема нашего исследования может быть представлена в виде таблицы, показывающей ряд многочленных систем, которые будут вехами на нашем пути.
Ряд многочленных систем:
МОНАДЫ. Изучение Опыта как целого без различения качества. Естественный порядок от корпускул до галактик постигается, таким образом, как взаимоподдерживающееся циклическое или возвращающееся целое, подвластное детерминирующим условиям. На этой стадии Ценность может быть приписана только всей Вселенной в том смысле, что мы стремимся понять ее и лучше приспособиться к ней.
ДИАДЫ. Опыт как двойственная Реальность. Две Сферы - Факт и Ценность. Диады Сущности и Существования, Проявления и Свершения, Возможности и Невозможности, Качества и Количества, Бытия как Источника и Бытия как Конца. Ценности рассматриваются здесь как качества, содержащиеся во всем.
ТРИАДЫ. Опыт как цепь трехчленных Отношений. Различия трехчленных систем. Воля как источник Закона. Взаимосвязанные Миры Воли. Ценности здесь следует понимать как качества, свойственные различным модусам воления.
ТЕТРАДЫ. Субсистенция и Бытие. Тетрады Энергии. Творение посредством Тетрад. Универсальная Шкала Бытия. Божественная Тетрада.
ПЕНТАДЫ. Потенциальность и Ценность. Пентады Сущностей. Космическая Драма. Здесь Ценность рассматривается как значимость, содержащаяся как в том, чего нет, так и в том, что есть.
ГЕКСАДЫ. Возвращение как Реализация Ценностей. Эволюция и Исторические Гексады. Реализация в отличие от Процесса. Ценность теперь рассматривается как растущее развивающееся качество.
ГЕПТАДЫ, ОКТАДЫ, ЭННЕАДЫ. Полные События и Модусы Гармонии. Ценность реализуется в Индивидуумах и Сообществах.
ДОДЕКАДА. Символ Гармонии. "Триада Тетрад", посредством которой согласуются Воля и Бытие. Идеальное Сообщество.
СООБЩЕСТВА. Многочленные системы с бесконечным числом элементов. Здесь реализуется как единство в разнообразии.
Если нам удастся провести исследование так далеко, не потеряв связь с почвой опыта, мы совершим все, на что можем надеяться. Мы можем в лучшем случае обнаружить лишь проекции в области опыта, доступные нашим человеческим способностям, опыта Великой и Универсальной Гармонии, в которой Ценность и Факт вечно и непрерывно согласуются. Облако Непознаваемого окутывает Области Реальности, лежащие за пределами различения Факта и Ценности: там Источник и Конец, Цель и Свершение остаются позади как несовершенные выражения Непостижимого и Необусловленного.
Глава 26.
СИНХРОНИЯ 10.26.1. Проявление
Сфера Ценностей - это та часть реальности, где значимо только качество, в отличие от Сферы Факта, которая управляется количественными законами, включая законы системы координат. Это предполагает, что "чистые" ценности должны быть свободны от детерминации условиями пространства и времени. Если ценности "вневременны", мы сталкиваемся с вопросом, может ли быть "вневременной опыт". Мы легко можем помыслить такие вневременные понятия, как равенство или такие вневременные формы, как треугольник, не так легко решить, можем ли мы испытывать в опыте равенство или треугольность иначе как конституенты событий, которые имеют продолжительность во времени. Александер[29], возможно, прав, утверждая, что даже когда мы только мыслим такие идеи в своем воображении, мы наделяем их пространственно-временной формой. Он, конечно, заходит слишком далеко, утверждая на этом основании, что весь наш опыт необходимо пространственно-временной: это тема, относительно которой можно ждать решения от самого опыта. Мы видели во Второй книге, что сам факт не подвластен условиям только лишь времени и пространства. Мы можем с уверенностью заключать на основании наших наблюдений во времени и пространстве, что каждый живой организм нацелен "вечным паттерном", который вневременен, хотя, возможно, пространственно-протяжен. Если бы мы могли непосредственно сознавать эти вечные паттерны, мы имели бы вневременной опыт; но если мы попытаемся обнаружить, как можно было этого достичь, то увидим, что это за пределами наших возможностей. Мы не можем исключить возможность, что могут существовать существа, функциональные органы которых настолько отличны от наших, что они способны воспринимать хилэ в ее виртуальных и чувствительных состояниях. Для таких существ "вечные паттерны" были бы воспринимаемыми факторами, а "гипархические возвращения" - объектами, изучаемыми путем наблюдения. Для опыта таких существ разделение Универсального Многообразия на измерения Времени, Пространства, Вечности и Гипарксиса были бы совсем иными, чем для нас. Различие между ними и нами было бы аналогичным - хотя и более глубоким - тому, которое описывается в специальной теории относительности, и в соответствии с которым два тела в относительном движении разделяют пространство-время различным образом. Следовательно, не может быть теоретического определения "вневременности" и мы, таким образом, должны обращаться прямо к суду опыта. Если мы тщательно рассмотрим, каким образом мы принимаем ценности, то обнаружим, что это принятие не есть результат процесса. Иногда - хотя и не всегда - мы обнаруживаем, что говорим "это верно", или "это красиво", или "как жаль", выражая таким образом целостные суждения, не сознавая ни процесса чувственного восприятия, ни процесса умственных ассоциаций, посредством которых осуществлялось бы суждение. Из-за привычки предаваться ментальным ассоциациям, мы - если только наше внимание привлекается каким-либо внутренним или внешним ценностным опытом - склонны смешивать его с последующими ментальными или чувственными ассоциациями к этому опыту. Необходимо внимательное и настойчивое самонаблюдение, чтобы установить вне всякого сомнения, что ценностный опыт сам по себе вневременен. Поскольку мы сейчас интересуемся не реализацией ценностей, а их вкладом в смысл и цель человеческого существования, мы примем в качестве предпосылки данного исследования, что в человеческом опыте действительно имеется осведомленность о вневременных ценностях. Ценности "проявляются" в опыте до некоторой степени подобно тому, как мы узнаем, что некоторая форма, которую мы видим перед собой, есть треугольник. Проявление может показаться на первый взгляд сравнительно простым понятием; оно ассоциируется с "Проявляющейся Эволюцией" Ллойда Моргана и представлениям других философов о темпоральном прогрессе от неживого к живому, или от бессознательного к сознательному. В действительности же это тонкое и наиболее неуловимое свойство опыта, которое не может быть выражено или описано в фактических терминах. То, что "проявляется", не есть ни усовершенствованная функция, ни более высокий уровень существования; это - более значимая тождественность.[30] Качество проявления легче всего может быть обнаружено в оценке произведений художественного творчества, искусство мы стремимся к гармоническому равновесию факта и ценности, актуальное содержание воспринимается как тематический материал, принимающий форму, будь то в динамической неполноте танца и музыки или в статическом совершенстве живописи и скульптуры. Мы признаем, что сами ограничения каждой формы искусства являются условиями их способности вызвать художественный опыт. Это становится очевидным, когда художник, такой как Вагнер, стремится преодолеть ограничения своего искусства попыткой синтеза зрелищной формы с формами звука, поэзии и архитектуры. Результатом оказывается великая неудача. Ценностное содержание произведения искусства переживается в опыте не посредством чувственного восприятия, а посредством проявления. Проявляясь вневременно во внутреннем опыте художника, оно должно и передаваться воспринимающему как качество, которое проявляется безвременно в его собственном внутреннем опыте. Темпоральная актуализация, вечный паттерн и гипархические возвращения играют свою роль в возникновении опыта; но художественное качество проявляется скорее посредством их, чем в них. То, что проявляется, не становится актуальным - оно не существует. Это даже не вечный паттерн и также не наше представление паттерна, несовершенно выраженного в видимом произведении; это качество, которое недетерминировано и поэтому не может ни быть описано, ни сведено к факту. Я впервые увидел "Pieta" Микеланджело, когда был маленьким ребенком и потом несколько раз возвращался к ней на протяжении почти шестидесяти лет. Во всем этом опыте проявляется безвременное качество, которое было там о самого начала, хотя углубляется и становится более полным понимание, которое привело Микеланджело к религиозным размышлениям в поздние годы. В моей юности это помогло мне осознать, что есть невидимая реальность, которая не может быть удерживаема в пределах ограничений пространства и времени. Образ, как я сегодня его воспринимаю, не прост - он соединяется с Узниками, проявляющимися выходящими из мрамора, которые стоят в том же зале; он обретает голос в сонете Микеланджело "Рифма":
Non ha l’ottimo artista alcun concetto Ch’un marmo solo in se non circonscriva Col suo coverchio
"The best of artists hath no thoughts to show Wich the rough stone in its superfluous shell Doth not include. [31]
Этот частный опыт некоторым существенным образом связан с образом донателловского Св. Георгия - как будто бы необходимо опираться на одного великого художника, чтобы понимать работу другого, или как будто в Кватроченто чувствуется закваска, из которой вытекает искусство Микеланджело. Эти строки написаны в далекой Уэлльской деревушке; и настоящий момент, с его воспоминаниями, составлял одно целое с бесчисленными впечатлениями от Флоренции, воспоминаниями о гармонии итальянской поэзии и живым ощущением в настоящем непосредственных религиозных прозрениях, пережитых величайшими художниками на закате их жизни. И все же он - ни одна из этих вещей и не все они вместе. Проявляющееся качество наличествовало уже для ребенка, который еще не умел говорить; оно обновилось у пятнадцатилетнего школьника, вновь приехавшего во Флоренцию в 1912 году; оно стало частью понимания взрослого мужчины - и оно ни то же, ни отличное от того, каким было вначале. Качество проявления, связанное с художественным опытом, хорошо чувствовал сам Микеланджело. Оно признавалось всеми, кто пытался понять значимость искусства в жизни человека, хотя отсутствие адекватной метафизики обычно мешало формулированию его в терминах Факта и Ценности. Так, Огден пишет: "Расположение к чувствованию полноты переживаемого события как правильного и уместного составляют то, что мы назвали эстетическим фактором восприятия". [32] Хотя для иллюстрирования нашей темы мы взяли проявление художественных ценностей, понятно, что те же аргументы относятся ко всему ценностному опыту. Мы мгновенно видим, когда шаг в математическом рассуждении не только правилен, но плодотворен - и потому значим. Наши суждения одобрения и неодобрения, моральные или эстетические, осуществляются вне времени и "нипочему". Суждение "проявляется", и мы встречаем его нашей осведомленностью о нем. Если "мы" но готовы его встретить, оно проходит мимо нас, но мы не "производим" суждения. Проникая более глубоко во вневременность суждений, мы больше поймем о реальности ценностей; но прежде чем это может быть осуществлено, мы должны изучить вневременность, как она действует в районе, лежащем между Сферами Факта и Ценности.
10.26.2. Синхрония
Понятие "уместности" /"пригодности", fitness / относится к проявляющему качеству, которое находится между фактом и ценностью. Мы говорим, что "ключ подходит к двери", и это утверждение фактично. Государственный деятель уверяет, что "страна должна годиться для того, чтобы в ней жили герои", и он имеет в виду или должен иметь в виду - не-фактические ценности в системе координат Факта. Священник уверяет нас, что наш друг умер "в состоянии готовности встретить своего Творца", и здесь имеется в виду только ценность. Между этими крайностями слово "fit" имеет ряд значений, связанных с характером проявления.[33] Понятие уместности является подходящим введением к нашему изучению проявления, поскольку оно не обязательно подразумевает временные или пространственные отношения. Более того, о ключе, который подходит к двери, нельзя сказать ни того, что замок является причиной ключа, ни того, что он является целью ключа. Чтобы яснее увидеть это различие, достаточно сравнить две фразы: "ключ открывает замок" и "ключ подходит к замку". Первое является только фактическим утверждением; второе, и любое подобное утверждение, такое как "перчатка приходится по руке", относится к пространственной связи, которая имеет весьма неопределенное значение: что, благодаря этой связи "пригодности" или "уместности", некоторый процесс осуществится хорошо. Ключ, который подходит к замку, может быть употреблен для того, чтобы открыть дверь. Перчатка, которая приходится по руке, служит для сохранения ее тепла и для того, чтобы рука выглядела элегантной. Это может быть названо "статической пригодностью". Связь между лошадью и наездником может быть примером постоянного приспособления, которое может быть названо "динамической пригодностью". Лошадь и наездник реагируют друг на друга - и это процесс во времени; они соединяются, воплощая гармоническую организацию в пространстве. Это, однако, не есть истинное качество отношения которое, состоит в том, как наездник управляет движениями людьми, но не является их причиной. Другой пример "динамического соответствия" может быть найден в связи между вечным паттерном живого организма и его физико-химическим процессам во времени. Одно "пригодно" для другого, но связь динамична: она постоянно регулируется в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями жизненного цикла организма. В каждом случае мы можем отделить процесс, происходящий в пространстве и времени, от вне-временной структуры, посредством которой связываются различные циклы и уровни. Мы будем употреблять термины "синхрония" и "синхронический" для обозначения подобной связности /connectedness / опыта, из которой абстрагированы темпоральные дифференциации; синхрония раскрывает некоторые вне-временные связи, включающие пространство, вечность и гипарксис.[34] Синхрония тесно связана с проявлением. Если бы не было синхронической связанности, не могло бы быть никакого проявления, кроме как в состоянии чистого сознания, отделенного от функции. Так же как проявление не может быть сведено к терминам актуализируемого факта, синхрония не может быть подведена под причинные законы естественного порядка. Тем не менее, синхронию следует скорое рассматривать как условие проявления, чем как проявляющееся качество. Чистое проявление не только не актуализируется во времени, но оно также свободно от условий присутствия, потенциальности и возвращения. Это момент сознательного опыта "без почему". Тем не менее, мы можем многое узнать о проявлении, рассматривая различные формы вневременной связанности, которые могут быть обнаружены в нашем опыте. Изучение синхронии оказывается сложным из-за положения, которое она занимает на "ничейной земле" между Наукой, Искусством и Религией. Есть, однако, много важных примеров синхронии, которые можно обнаружить в Естественном Порядке. Такова, например, связь между телом и умом. Но именно такие проблемы ускользают от строго научного - то есть наблюдательного - подхода. Мы будем искать законы синхронии, но эти законы имеют что-то от эстетического качества, заставляющего архитектора принимать "золотое сечение" как закон пропорции. Трудность согласования изучения синхронических законов с современной "ортодоксальной" наукой очевидно в случае тех форм опыта, которые являются предметом психологических исследований и обычно называются психофеноменами. Вряд ли можно сомневаться, что такие феномены действительно имеют место, и что они могут быть продемонстрированы в экспериментальных методах - в частности, методами экстрасенсорного восприятия. Большинство феноменов экстрасенсорного восприятия имеют две общие черты:
1. они функциональны по своему характеру; и можно, следовательно, ожидать, что они сводимы к факту; но 2. они трудноуловимы и, как правило, невоспроизводимы, и их не легко ввести в систему координат естественного порядка.
Мы назовем парэстетическими [35] те феномены, которые родственны чувственному опыту, но все же не могут быть описаны в терминах одного только чувственного опыта. Определенные таким образом, парэстетические феномены должны включать все вечностные и гипархические внутренние отношения сложных сущностей и различного рода ситуации, которые могут возникать в результате взаимодействия различных сущностей без актуализации обмена хилэ во времени. Парэстетические феномены особенно трудно поддаются научному исследованию, и их сравнительная редкость и маловажность в Сфере Факта может, по-видимому, быть достаточным основанием для того, чтобы игнорировать их, если бы они не были родственны другим феноменам, имеющим решающее значение для любой возможной интерпретации естественного порядка - таким, как связь между вечным паттерном и соматическим организмом живых животных. Рассмотрение парэстетических феноменов поможет нам прояснить связь между Фактом и Ценностью, а также установить неустранимость Ценности как таковой. Такое изучение требует нового подхода к детерминирующим условиям. До сих пор мы постулировали шестимерную систему координат пространства, времени, вечности и гипарксиса, чтобы дать последовательное объяснение феноменов, доступных чувственному наблюдению. Теперь мы должны обратить процесс и искать в феноменах, наблюдаемых в пространстве и времени, путеводную нить для установления законов, управляющих "ненаблюдаемыми" измерениями вечности и гипарксиса. Признание того, что ненаблюдаемые качества, несомненно, являются конституентами Реальности, заставляют нас принять подлинность качественных различений и вне-временной связанности, которые не могут быть непосредственно выражены в терминах чувственных впечатлений. Качества "правильности" и "уместности" не могут быть о легкостью сведены к пространственным соответствиям или темпоральной одновременности; такие слова имеют значение по отношению к потенциальности и возвращениям, которые их связанность делает возможными. Мы ищем законы, которые дадут нам возможность обобщить наш опыт и соединить уникальность Ценности с универсальностью Факта. Эти Законы Синхронии должны принимать во внимание реальность проявления; следовательно, они не могут иметь количественного характера, к которому мы стремимся в законах естественных наук. Последние основываются на предположении, что все феномены могут быть сведены к фактам и, таким образом, сделаны полностью познаваемыми к постижимым для человеческого ума; в то время как в синхронической связанности есть эстетическое качество, выходящее за пределы знания и включающее способность суждения.
10.26.3Законы синхронии
Наша геометрия, развитая во Второй книге, имеет, по-видимому, значимость как система координат для физических и даже биологических событий. Шесть измерений - это нечто большее, чем удобная система отнесения для целей описания, ибо они принимаются для выражения универсальных законов природы. Ими, следовательно, Факт считается находящимся в системе координат трех родов времени и трех родов пространства. [36] Одно из трех условий пространства - то, которое содержит направления моментальных движений - связано со временем. "Пространство" силовых полей и градиентов потенциальной энергии тесно связано с вечным паттерном и мало что прибавляет к нашему пониманию синхронии. Поэтому мы остановим свое внимание на третьем пространственном направлении, которое в простой ситуации ассоциируется со спином и осью углового момента, на макрокосмической же шкале связано со свойствами формы, масштаба и пропорции. Основные законы синхронии должны быть законами системы координат, модифицированными требованием, что они должны соответствовать свойству проявления. Они, следовательно, должны быть выводимы из рассмотрения различных сочетаний, которые могут возникать при рассмотрении пространства, вечности и гипарксиса как трех компонентов триады. Это ведет к шести Синхроническим Триадам, составляющим все возможные сочетания, в которых время не выражено. Употребляя символы П, В и Г для обозначения проявляющихся качеств пространства, вечности и гипарксиса, мы имеем: П влияние формы, масштаба и пропорции; В влияния потенциальности, организации и паттерна; Г влияния возвращения, регуляции и проявления.
Может возникнуть шесть комбинаций в соответствии с тем, какой элемент триады ассоциируется с каждым из влияний. Формальная схема показана на диаграмме 26.1.
Законы Символ Доминирующий Подчиненный Посредствующий
1. П-В-Г Пространство Вечность Гипарксис 2. П-Г-В Пространство Гипарксис Вечность 3. В-П-Г Вечность Пространство Гипарксис 4. В-Г-П Вечность Гипарксис Пространство 5. Г-П-В Гипарксис Пространство Вечность 6. Г-В-П Гипарксис Вечность Пространство
Рис.26.1. Шесть Законов Синхронии.
Прежде чем детально обсуждать эти шесть законов, попытаемся дать их предварительную формулировку, принимающую во внимание качество проявления. Примеры, иллюстрирующие законы, будут приводиться далее.
1-й Закон. П-В-Г. Закон Общего Присутствия Пространственная совместимость вызывает общее присутствие в вечных паттернах в данном районе, и это общее присутствие проявляется как распознаваемое качество, общее всем сущностям в районе.
2-й Закон. П-Г-В. Закон Взаимного Приспособления. В каждом районе пространства есть взаимное приспособление регулирующих влияний различных сущностей, производящее мгновенный паттерн, более или менее независимый от отдельных присутствующих сущностей.
3-й Закон. В-П-Г. Закон Организации и Дезорганизации Посредством взаимного действия организующих и дезорганизующих влияний на различных уровнях в вечности сущности проявляются как уникальные манифестации Бытия в пределах ограничений, накладываемых формой, размером и пропорцией.
4-й Закон. В-Г-П. Закон Множественного Существования. Каждая сущность есть вневременной ряд симультанных существований, имеющих одинаковые внешние условия, но различающихся упорядоченной последовательностью в отношении их внутреннего качества или содержания.
5-й Закон. Г-П-В. Закон Связанности и Независимости Есть взаимное регулирующее действие между сущностями - такое, что все они как связаны, так и независимы; интенсивность как связанности, так и независимости соответствует их уровню существования в вечности.
6-й Закон. Г-В-П. Закон Нормальности Любая сущность обусловлена нормой, являющейся источником ее проявляющегося качества, которое, однако, может манифестироваться только в соответствии с возможностями, предоставляемыми окружением.
Эти формулировки - не более чем предположения; и теперь мы попытаемся найти способ выразить значение законов более ясно. 10.26.4. Закон Общего Присутствия. П-В-Г
Человеческие отношения различными способами иллюстрируют первый закон синхронии. Первый - и в некоторых отношениях самый важный - пример можно обнаружить, сравнивая человека как "объект научного изучения" и человека как "человеческое существо". Употребляя последнее выражение, мы подразумеваем, что перед нами нечто большее, чем функциональный механизм - но такое "нечто", которое мы можем знать и знаем. Таинственность невидимой сущности отвергает эту наивную уверенность и оставляет нас перед дилеммой: человек как Факт находится перед нами, его можно видеть; человек как Ценность непознаваем. Одно ли и то же эти два человека или они различны? Из повторяющегося опыта столкновения с этой тайной появляется осведомленность об общем присутствии, которое не является ни фактом, ни ценностью, но есть опыт синхронической реальности: Я и Ты. Общие присутствия не являются ни результатом предшествующей причины, ни исполнением какой-либо цели. Они могут проявляться как преходящая совместность сущностей в ограниченном районе пространства. Это можно наблюдать в поведении толпы возбужденных людей, когда возникает связь общего чувствования, без причины или цели. В такой ситуации действия людей, если их рассматривать как отдельные сущности, выглядят часто необъяснимыми с точки зрения прошлой истории этих людей или с точки зрения их будущих целей. Они полностью подпали под влияние переходящего паттерна поведения, распространяющегося на весь район пространства, занятого толпой. В таких примерах чувственные восприятия, очевидно, играют роль в передаче влияний, но они не объясняют общее присутствие, которым обладает толпа. Это присутствие не актуализируется: оно возникает и исчезает в соответствии с законами, которые не могут быть сведены к научным формам, на что указывает часто употребляемая фраза "непредсказуемой поведение толпы". Подобное сообщество присутствия можно наблюдать в полете птиц, когда вся стая поворачивается или спускается со связанностью, которая кажется преходящей, но вместе с тем более совершенна, чем то, чего мог бы достичь любой механизм темпоральной координации. Поразительные примеры общего присутствия без личного отождествления можно видеть в мире насекомых. Термитник ясно определен в пространстве; его размеры, форма и пропорции - это очень сложная видимая структура. Но есть невидимый и непостижимый фактор, дающий возможность колонии термитов, которая может состоять из более полумиллиона отдельных насекомых, манифестировать паттерн поведения, обладающий изумительной степенью координации и единства. Это единство не сразу бросается в глаза, когда мы стоим перед белой колонной в речной долине Южной Африки, и мы не можем наблюдать его в актуальном процессе жизни, проникая внутрь термитника. Только длительное терпеливое изучение, которое больше похоже на искусство, чем на науку, дает возможность ощутить общее присутствие в термитнике. [37] Известно около 2.600 видов термитов, и каждый из них имеет свой характерный паттерн существования. Не следует, однако, путать общее присутствие термитника с паттерном существования, общим всем членам вида, совершаем первое с чувством реального присутствия, которое проявляется благодаря способности возвращения в ограниченном районе пространства. Общее присутствие манифестируется как способность "дать почувствовать свое присутствие", и оно может быть распознаваемо как пространственно-протяженное свойство, которое не актуализировало. Мы можем признать в этом качественном факторе обогащение просто пространственного присутствия проявляющимся фактором, который дает общему присутствию собственную ценность. Поэтому мы приняли термин "общее присутствие" для обозначения того нечто, которое разделяется без обмана. Этот проявляющийся фактор может быть верифицирован в психологическом опыте, когда два человека близко подходят друг к другу. При этом имеет место осведомленность об общем присутствии Я и Ты, качественно отличная от того, что дано видом и звуком, и изменяющаяся, если близость вырождается в простой физический контакт посредством тактильных ощущений и запаха. Общее присутствие существует "моментально". Оно не имеет истории. Оно не актуализируется. Общее присутствие данного момента обладает собственным составом, который может измениться, медленно или внезапно, постепенно или бессвязно, в другой состав, не имеющий видимого сходства с предыдущим. Эта непредсказуемость общего присутствия делает его трудно схватываемым в какой-либо "научной" рабочей гипотезе и указывает, что оно принадлежит к парэстетическому району.
10.26.5. Закон Взаимного Приспособления, П-Г-В
Мы должны начать с различения синхронического взаимного приспособления, которое проявляется во взаимной связанности сущностей, от темпорального эффекта взаимодействия между сущностями. Последний - общее место научных наблюдений, поскольку он является результатом тенденции систем двигаться к наиболее стабильному состоянию. Поскольку второй закон синхронии не количествен, он глубоко "ненаучен". Он выражается в бесчисленных пословицах и поговорках, древних и народных, созданных людьми более чувствительными, чем современные "образованные" и "цивилизованные" люди, к проявляющимся вневременным качествам опыта. Мы находим, например, странную значимость в поговорках, что "Бог смягчает ветер для стриженой овцы" или что "Удача благоприятствует смелым". Во множестве таких случаев мы выражаем уверенность, что есть взаимное приспособление событий, которое не может быть объяснено действием причинных законов. Многие случаи связанности без взаимодействия могут быть отнесены к Закону Взаимного Приспособления, который утверждает, что есть скрытое регулирующее влияние, смягчающее напряжения, которые возникли бы иначе между несовместимыми паттернами отдельно актуализирующихся целых. Мы можем представить себе действие второго закона синхронии с помощью следующего абстрактного примера. Допустим, что большое количество маленьких плоских камешков разного цвета и формы выброшены в беспорядке на поверхность, так что каждый камешек соприкасается, в среднем, с пятью другими своими вершинами или углами. Если разброс камешков действительно случаен, то вероятность формирования определенных цветных пятен очень мала. Если, однако, мы наблюдаем, в определённом случае, что такие пятна возникают гораздо чаще, чем предсказывается статистическими вычислениями, мы должны предположить, что действует какое-то организующее влияние. Эффекты такого рода происходят в ситуациях самого разного характера, в особенности в таких, которые иначе претерпели бы обеднение потенциальностями из-за конфликтов или даже взаимных разрушений. Этот эффект особенно заметен, если мы видим его в контрасте с темпоральной актуализацией, в которой конфликт неизбежен и является необходимым элементом паттерна существования. Мы видим такую ситуацию во взаимной поддержке, которую предоставляют друг другу различные виды в биосфере и в борьбе за существование, посредством которой уничтожаются неприспособленные. Закон Взаимного Приспособления дает себя почувствовать многими путями, в особенности в наблюдении, что опыт более последователен и связен, чем можно было бы ожидать на основании рассмотрения только факта. В человеческом опыте есть проявляющееся качество, которое ускользает от внимания, пока мы не начнем серьезно и внимательно наблюдать непоследовательность, граничащую с безрассудством, большей части человеческого поведения, и ее двойника - пассивность и отсутствие инициативы, которые играют столь значительную роль в жизни большинства людей. Рассматриваемая как факт, неудача большинства человеческих предприятий кажется неизбежной. Но в целом "дела идут лучше, чем можно было бы ожидать". Несчастные случаи происходят гораздо реже, чем ошибки суждения, которые должны были бы их порождать. Многие пути ведут нас к тому, чтобы почувствовать, что должен быть некоторый закон, в соответствии с которым регулирующее свойство гипарксиса вводится в действие и порождает - без намерения или цели со стороны тех, кого это касается - общий паттерн существования, который зависит от расположения, но не от продолжительности. Важная манифестация второго закона - опыт восприятия. Было бы трудно объяснить возникновение простых умственных образов вместе с неизмеримо сложным набором первых импульсов в ретине иначе, как действием законов синхронии. Точка зрения, что все восприятие есть ясновидение, была представлена, подтвержденная многочисленными данными, Монкриффом, и нет необходимости рассматривать это здесь. [38]
10.26.6. Закон Организации и Дезорганизации, В-П-Г
Между видимой актуализацией и невидимой потенциальностью есть состояние напряжения. Оно возникает в соответствии с условием времени, поскольку весь мировой процесс актуализируется в соответствии с законами природы. Есть также невидимое проявление тожества, которое гипархично, но имеет скорее качественный, нежели просто повторяющийся характер. Наблюдаемые регулярности природы могут быть описаны как порядок; те, которые ненаблюдаемы, могут быть названы организацией. Мы можем наблюдать только следствия организации в виде порядка и можем заключать о ее существовании, но никогда не можем наблюдать её посредством чувственного восприятия. Проявляющаяся тождественность является согласованием между порядком как отрицанием свободы и организацией как ее утверждением. Опыт нашей повседневной жизни подтверждает это заключение. Порядок одновременно и противоположен свободе и необходим для нее. Мы не свободны "делать, что нам угодно", потому что мы могли бы нарушить порядок в нашем окружении; но именно этот порядок дает нам возможность свободы. С другой стороны, мы признаем, что мы свободны постольку, поскольку являемся собой, то есть - внутренне связными. Но эта связность не подобна недифференцированной массе - это связность организованной самости. Организация - инструмент свободы, но это также и больше, чем просто инструмент. Она обладает позитивным утверждающим качеством, которое обратно негативному качеству простого порядка. Организация - условие жизни, а жизнь - носитель свободы. Все, что существует, организованно в большей или меньшей степени в зависимости от уровня, к которому оно принадлежит. Каждая существующая вещь также упорядочена, и в ее собственных пределах порядок может быть изучен посредством наблюдения. Таким образом, порядок "видим", а организация "невидима". Классическую иллюстрацию закона дает структура живого животного организма. Она конституируется различным слоями, сквозь которые, по направлению "вниз", передается организующее влияние, исходящее от вечного паттерна вида, которое, в конце концов, манифестируется в упорядоченном паттерне поведения соматической актуализации живого животного. Организующее влияние на определенной стадии передается "вниз" посредством гипархического регулятора без обмена хилэ и должно здесь рассматриваться как парэстетическое по характеру. Дезорганизующее влияние окружающей среды, действующее в направлении "снизу вверх", возникая в соме, может породить патологические расстройства; и, если они превосходят определенный порог интенсивности, то могут дезорганизовать гипархический регулятор и даже закончиться смертью организма. Такого рода эффекты иллюстрируют правило, что дезорганизация действует от более низкого уровня существования, нарушая гармонию более высокого уровня; но это еще не все. Сравнивая поведение низших и высших форм жизни в условиях, когда регулирующий механизм нарушен, мы осознаем качество, которое может быть названо "волей к жизни". Это качество может быть, до известного предела, описано в терминах гипархической способности быть, - но только до известного предела, потому что в нем есть элемент ценности, обладающий для нас тем же вкусом, как исполнение обязательства. Мы уважаем организм, борющийся за жизнь, потому что мы чувствуем, что посредством своей воли к жизни он участвует в эссенциальном утверждении, нисходящем от Первичного Источника всего Существования. Рассматривая триаду В-П-Г, мы видим, что вечный паттерн, В занимает место доминирующего импульса, и что он противопоставлен подчиненному импульсу окружения, представленному внешней связанностью в пространстве П. Согласование этих двух импульсов проявляется как гипархическое качество способности быть. Мы употребили здесь слово "качество", а не нейтральный термин "свойство", потому что-то, что мы осознаем, сталкиваясь с организацией и дезорганизацией, больше чем просто индифферентный Факт. Чтобы оценить полную значимость третьего закона синхронии, мы должны увидеть, каким образом он дает нам возможность объяснить области опыта, в которых происходит объединение частей в целое. Артикулированное единство сознательного опыта дано в нашей непосредственной осведомленности и, по крайней мере частично, теряется, когда мы пытаемся свести его к системе фактов. Организация - это ценностное качество, и все же она столь интимно связана с нашим опытом феноменального порядка, что мы никогда не отделяем одно от другого, не теряя содержание обоих. Порядок, который не происходит из организации, бесплоден. Организация, которая не актуализируется в порядке, неэффективна. Поскольку мы ясно чувствуем эту интимную связь, мы склонны трактовать организацию как будто это факт, известный нам посредством чувственного опыта. Мы предполагаем, что "наблюдаем", что сущности организованы, и далее мы привлекаем организацию как принцип объяснения в естественных науках. И все же при более внимательном рассмотрении ситуации мы можем увидеть, что мы никогда не наблюдаем организацию, и что мы даже не можем считать законным умозаключение о её присутствии на основе того, что мы наблюдаем. Это можно проиллюстрировать, рассматривая вечный спор между сторонниками механистической и анимистической интерпретации природы. Нет фактов, которые бы оправдали выбор той или иной схемы. Тем не менее, не много есть биологов - будь то специалисты в определенной области или философы, ищущие общие принципы объяснения - которые оставались бы равнодушными к этому вопросу. Даже те, кто подходит к проблеме извне собственно биологии, находят необходимым принять ту или иную сторону в этом споре. Более того, проблема всегда ощущается как весьма важная, хотя нет очевидной причины, по которой специалист-ученый должен вовлекаться - часто эмоционально или иррационально - в спор, который мало что вносит в оценку или применение фактов, будь то в практической жизни или в формулировании общих законов. Истина состоит в том, что вопрос важен, поскольку он касается проявления качества. Жизнь не обладала бы особым качеством, если бы она была полностью детерминирована законами существования. Нас затрагивает ощущение Сущностного качества жизни, когда мы размышляем о борьбе организации и дезорганизации и ее результате - воле к жизни. [39] Универсальная значимость Закона Организации и Дезорганизации проистекает из той роли, которую он играет в связывании нашего знания Сферы Факта с интуицией Сферы Ценностей. В промежуточном районе между ними проявляется - в соответствии с третьим законом Синхронии – ненадежное тождество субъекта опыта, балансирующего между Существованием как Фактом и Сущностью как Ценностью. Это тождество вне - временно, оно не длится и не погибает, оно может появиться и пройти в сознании субъекта; но оно не убывает и не прибывает. Это подлинный пример проявления синхронического качества, находящегося на пороге Ценности.
10.26.7. Закон Множественного Существования, В-Г-П
В четвертом Законе Синхронии доминирует вечный импульс, в то время как подчиненный импульс передается посредством качества гипархического возвращения. Вместо проявления как тождества возвращение теперь разбивается на множество сосуществующих состояний. Мы должны попытаться представить себе, каким может быть проявляющееся качество, пронизывающее собой окружение - в качестве такового выступает пространство как промежуточный импульс, - когда единство паттерна противостоит множественности его манифестаций. Если бы мы могли на мгновение остановить процесс актуализации и превратить время в вечность, мы прошли бы путем, на котором каждое существующее целое находится в своем, отличном от других, состояний актуализации. Простые сущности, такие как электрон, покажутся не имеющими различий в результате остановки времени, поскольку их потенциальность в вечности в точности такова же, как их актуализация во времени. Для таких сущностей время не только обратимо в прямом и противоположном направлении, но оно также свободно превращается в любое другое направление внутреннего многообразия. Их возвращение неотличимо от их актуализация и потенциальности.[40] Для сложных целых ситуаций поразительно иная. Потенциальности всех сущностей, находящихся выше уровня унипотенции, в такой степени превосходят их возможности актуализации, что устойчивость существования может быть достигнута только благодаря гипархическому регулированию. Простая взаимозаменимость детерминирующих условий более невозможна. Тем не менее, можно представить себе экскурс в область вечности, который обнаружит все различные потенциальности в единичный момент времени как мгновенную множественность существований. Эта множественность - одна из точек соприкосновения Факта и Ценности, потому что без нее не могло бы быть эффективного выбора, а, следовательно - истинной ответственности. Сущность, существующая на различных уровнях, выполняет свои обязательства в естественном порядке автоматически, но это не дает ей проявиться в мире ценностей. Только когда множественная актуализация оплодотворяется сознанием ответственности, одна линия времени обретает значимость, которая придает ей большую ценность, чем остальные. Закон Множественного Существования является в области проявления двойником одного из законов области существования - Закона Стратификации Уровней в вечности. Последний мы выводим из фактов наблюдения, как они описываются в естественных науках. Это фактический закон и он не содержит необходимости в какой-либо системе ценностей или очевидного отношения к таковой. Закон Множественного Существования, как закон проявления, учит нас, что различие между возможностью и невозможностью не столь жестко, как могло бы показаться из рассмотрения только законов системы координат. Так, изучая законы синхронии, мы можем осознать, что различие между единством и множественностью в применении к паттерну может быть лишь условием. Существует ли наш паттерн или только кажется существующим как множество жизней, проживаемых последовательно или одновременно, или он состоит только из одной жизни с изменяющимися потенциальностями - это в значительной степени зависит от того, как мы интерпретируем содержание ограниченного ряда уровней, доступных нашему обыденному сознанию. Осознание множественного существования как непосредственно данного в опыте возможно только в особых состояниях сознания. [41] В биологических манифестациях Закона Множественного Существования доминирующий импульс исходит из единства вечного паттерна, а посредствующий импульс - из множественности актуальных форм. Это можно проиллюстрировать примером, наблюдаемым в пространстве и времени, а именно - изменчивостью, содержащейся в паттерне данного вида растений или животного. Все члены вида вместе образуют организм, единство которого никоим образом не ослабляется тем фактом, что в его паттерне кроется огромная потенция изменчивости. Вид одновременно уникален, являясь собой, и множествен, являясь иным. [42] Мы можем наблюдать это особое единство-множественность в видах благодаря положению, которое мы занимаем в автономном мире. Размышление о земной биосфере может дать нам прозрение закона множественного существования - но не дает возможности проникнуть в проявляющуюся значимость сосуществования многих жизней в одной жизни. Приблизительное представление множественного существования может быть изображено простой диаграммой:
ГИПАРКСИС, ПРОСТРАНСТВО и ВЕЧНОСТЬ
A1 A2 A3 A4 A5 …
B1 B2 B3 B4 B5 … ВРЕМЯ
C1 C2 C3 C4 C5 …
D1 D2 D3 D4 D5 …
E1 E2 E3 E4 E5 …
Рис. 26.2. Множественное существование. На этой диаграмме буквы А, В, С и т.д. обозначают последовательные моменты времени.Цифры 1,2,3 и т.д. обозначают различные существования, синхронически присутствующие в данный момент. Вертикальное направление представляет течение времени, горизонтальное - нетемпоральную последовательность, состоящую из комбинации пространства, вечности и гипарксиса. В первый момент есть только одна сущность А, но эта сущность имеет много существований: A1, A2, A3 и так далее; А, В, С и так далее – это последовательные состояния одной и той же сущности (в смысле уровней бытия). Кружки, отмечающие символы A2, B2, C4, D2 и E1, обозначают точки, в которых потенциальность и актуализация сущности сливаются. Они могут быть названы "точками реальности". Есть только одна точка реальности в данный момент времени, и последовательность точек реальности образует темпоральный ряд. Это, однако, не есть линия актуализации. В этом состоит практическая важность множественного существования для правильного понимания человеческой жизни. Благодаря ему для определенных сущностей, таких как человек, может проявляться возможность освобождения от последствия прошлых жизней. Так, сущность, представленная на диаграмме, существует по большей части на уровне 2; в момент С она ускользает на "более высокий" уровень 4, а в Е падает на более "низкий" уровень 1. Такого рода эффекты не-причинны и непредсказуемы. Они могут происходить для одной сущности, не затрагивая актуализацию других сущностей, потому что в плане существования место остается заполненным независимо от того, здесь ли сущность "реально" или нет. Места С2 и Е2, не занятые "реально" чем-то в качестве Сущности, заполнены в качестве Существования. Для других сущностей / entity /, включая других людей, находящихся на уровне 2, нет наблюдаемых различий между B2 и C2 или между D2 и E2. Эссенциально говоря, С2 и E2 - это просто "приведения". Что же касается существования, C2 и E2 - полностью материализованные формы. Хотя эти описания - не более чем указания на реальность, их следует тщательно изучить, поскольку, если они поняты, различие между Сущностью и Существованием, может быть, станут яснее. В промежуточном районе между Фактом и Ценностью находят свое место и Существование и Сущность. Шестимерная система координат естественной философии эмпирична и относится к существованию, но, будучи образована скорее из тотального опыта, чем из фактуальных абстракций, она естественно ведет к расширению - семимерной системе координат, рассмотренной в предыдущей главе. Мы назвали промежуточный район районом "виртуального перемещения к Реальности". Если множественное существование как таково может быть представлено в шести измерениях, то проявляющееся качество можно помыслить только с помощью виртуального перемещения. Мы касаемся здесь генезиса Сущности посреди Существования - понятия решающей важности для философии ценностей. Возвращаясь вновь к диаграмме 26.2, мы можем считать кружки, выделяющие буквы, символами седьмого измерения независимости, потому что нет "возможных" причин, по которым одна точка могла бы быть предпочтенной другим. Мы находим необходимым выйти за пределы шестимерной системы координат там, где мы стремимся выразить проявляющийся характер Законов Синхронии в отличие от их фактуального содержания. Множественное существование допускает проявление качеств, которые не могут найти себе места в единичной линии времени, но эти качества трудно уловимы и проходят незамеченными, если мы наблюдаем опыт с количественным подходом. Психологически множественное существование достигает нашей осведомленности в форме контраста между простыми фактами, представленными нашему человеческому опыту, и более глубоким значением, которое, как мы чувствуем, они могут иметь для нас, если бы мы жили иначе. Чувствительный человек постоянно сознает, что разные уровни протекают синхронически в нем и вокруг него. О нечувствительном человеке поэт пишет: "Цветок на берегу реки Цветком был для него, - И только... " Если опыт сведен к факту и ограничен пределами шестимерной системы координат, множественное существование теряет свои тонкие различения качества и кажется не большим, чем сложная система градиентов потенциальной энергии, посредством которых поддерживается и регулируется Существование.
10.28.8. Закон Связанности /Connectedness/ и Независимости, Г-П-В
В Сфере Факта мы стремимся к ясности понятий, хорошо определенным сущностям и законам, свободным от неопределенности. Тем не менее, даже здесь относительность должна приниматься во внимание. Различие между "одинаковым и другим" становится яснее и точнее по мере подъема по шкале существования. Оно совершенно отсутствует в основном состоянии /ground state/ хилэ. Оно неприменимо к корпускулам или применимо только косвенно по отношению к атомным ядрам, с которыми они могут случайно быть связаны. Материально объекты обладают большей степенью тождественности, но лишь поскольку они отделены друг от друга. Масса камня, образующая невидимую внутреннюю часть горы, едва ли имеет самостоятельное существование именно потому, что она столь непосредственно связана с более или менее тождественными ей массами вокруг. Одно из средств, с помощью которых мы оцениваем уровень существования живых сущностей - это степень их независимости от окружающей среды. Даже на уровне гиперномного существования индивидуальность и независимость звезд обнаруживается в их изоляции друг от друга в огромных районах межзвездного пространства. Таким образом, когда Опыт сводится к Факту, связанность и независимость кажутся противопоставленными свойствами. Если же нас интересует проявление качества, мы обнаруживаем, что связанность и независимость взаимно необходимы друг для друга и кореллируют друг с другом. Это можно увидеть, изучая форму Пятого Закона Синхронии. Здесь гипархические свойства передают доминирующий импульс, а свойства пространства играют подчиненную роль. Промежуточный, проявляющийся импульс - это вечная тожественность ситуации. Гипарксис объединяет потенциальности, пространство разделяет их, вечность - сохраняет. Таким образом, импульсы, возникающие в гипарксисе и пространстве, встречаются и проявляются как творчество новой потенциальности. Поскольку мы рассматриваем гипарксис - одно из шести детерминирующих условий - как наиболее близкий по характеру к седьмой степени свободы, можно их ожидать, что проявляющийся характер проникает и доминирует в ситуациях, которые возникают в соответствии с пятым законом. Это оправдывается, если мы специально обращаем внимание на различие между количественной тожественностью и качественной тождественностью. В Сфере Факта тождественность сущности А узнается по тому, что определенное количество хилэ заключено в границах, отделяющих А от не-А. Отделенность тождественности применима не только к внешним объектам, но и к нашему собственному внутреннему опыту тождественности - поскольку он фактуален. Мы осознаем его как "я", противоположное не-я. Постольку, поскольку мы думаем и чувствуем в терминах только лишь Факта, утверждение "я есть то, что я есть" практически синонимично утверждению "я не есть то, что я не есть". В Сфере Ценностей формула обращается: "Я есмь" обретает полное качество ценности только когда "Я есмь то, что я есмь" есть также "Я есмь то, что я не есмь". Пятый Закон Синхронии может помочь нам увидеть, как факт и ценность вносят свой вклад в проявление. Хилэ в виртуальном состоянии не локализована в пространстве и времени. Вечный паттерн сущностей, будучи полностью виртуальным, не ограничен пределами их физического присутствия. Действительно, потенциальности нуждаются для своей манифестации во внешнем мире. Потенциальности ключа можно узнать только по отношению к замкам, которые он может открыть. Замок же должен существовать как не-ключ, чтобы быть проверкой для паттерна ключа. Потенциальности неизменно связаны посредством гипарксиса с внешним миром форм в пространстве и времени. Каждая сущность может быть изучена по своим манифестациям, и от них мы можем заключать, по меньшей мере, о чем-то из поддержания ее вечного паттерна. Поскольку потенциальности ничем не отличаются одна от другой, кроме отграничивающих условий актуализации, мы остаемся в пределах Сферы Факта. Так, определенный ключ обладает функциями ключа по той самой причине, что он отличается от других ключей и не имеет потенциальностей, не зависящих от паттерна отпирания, для которого он сделан. Здесь связанность и независимость - взаимоисключающие свойства, каждое из которых зависит для своей манифестации от отсутствия другого. Здесь есть синхроническое соединение, но отсутствует проявляющееся качество. Если мы от этих ситуаций, в которых связанность и независимость исключительно фактуальны, обратимся к человеческим отношениям, то можем увидеть, что проявляется новое качество. Есть личные отношения, в которых люди боятся потерять свою независимость из-за тесной связи с другими или, наоборот, в которых от независимости отказываются без сожалений ради достижения связи. Такие отношения почти исключительно фактуальны - они зависят от функций и не подразумевают никакого пробуждения Бытия или Воли. Есть другие отношения, в которых свойства независимости и связанности в равной мере видятся как предпосылки для достижения качества отношений, которые выходят за пределы простого факта. Закон Связанности и Независимости утверждает, что чем больше истинная независимость сущности, тем более интимно она связана с другими сущностями. [43] Хилическая связь, порожденная слиянием двух или более виртуальных состояний существования, может иметь собственную характерную организацию. Она "переливается" за пределы сущности в пространстве и времени. Вечный паттерн сущности, таким образом, не является полностью, или даже характеристично, "внутренней" сферой, он есть то, что он есть, благодаря своей потенциальности быть "внешним" для опыта других. Это принятие во внимание других, или "схватывание", не ограничено человеческим "я", это свойство, разделяемое всеми существующими целыми. Феноменальный мир - это цепь непостижимой сложности, в которой каждая сущность актуализирует - столь хорошо, как может - вечный паттерн своего существования и должна делать это, принимая во внимание все другие актуализации во вселенной. "Принимая во внимание" - это связь, сила и надежность которой зависят от степени независимости, которую каждая сущность может поддерживать. Закон Связанности и Независимости, таким образом, имеет своим двойником в области Факта равновесие конструктивных и деструктивных сил во Вселенной. Все наши исследования основываются на обычном опыте актуализирующегося мира, который видится находящимся между порядком и беспорядком, постоянно теряющим и находящим вновь свой "модус вивенди", который должен допускать все модусы и градации существования. Из этого феноменального мира возникает понятие более высокой формы порядка, сознательно достигаемого посредством балансирования Существования и Сущности. Между этими сферами находится район, в котором связанность и независимость обладают большей, чем просто фактическая, но меньшей, чем полностью ценностная, значимостью. Промежуточное, посредствующее состояние характерно для гипарксиса, который по существу регулятивен. Двойное описательное название "Закона Связанности и Независимости" выбрано из-за важности понятия виртуальности для понимания модуса принятия во внимание, который одна сущность может иметь по отношению к другой. Гипархическая значимость закона состоит в универсальном свойстве способности быть. В Первом томе мы рассматривали это свойство как указывающее степень согласования, достигнутого между утверждающим вечным паттерном и отрицающими темпоральными актуализациями. Это согласование может иметь огромное количество вариантов. Способность быть элементарной частицы, такой, как протон, состоит в квази-бесконечном ряде тождественных повторений. [44] Способность быть живого организма заключается в способностях /powers/ гипархического регулятора. [45] Различные градации манифестации способности быть обнаруживаются, таким образом, во всей Сфере Факта. Есть, однако, глубокая, скрытая значимость способности быть, посредством которой она приобретает качество проявления в Сфере Ценностей. Сущность, которая способна быть собой, может также участвовать во всем остальном существовании. Связанность и независимость могут быть, таким образом, манифестациями со стояния Бытия, которое не может быть непосредственно знаемо. Сущностный характер способности быть никогда не может быть полностью сведен к Факту. В нем есть элемент, ориентированный в седьмом измерении невозможности. Прежде чем оставить обсуждение Пятого закона синхронии, мы должны еще раз подчеркнуть его синхронический характер. Связанность не следует смешивать с взаимным действием во времени. "Невозможное", или связанное с седьмым измерением содержание Закона - это Свобода. Закон может быть выражен в форме: чем больше внутренняя свобода, которой наделена сущность, тем больше эта сущность может быть собой и в то же время в тем большей мере может постигать Существование и Сущность /essence/ всех других сущностей.
10.26.9. Закон Нормальности, Г-В-П
Шестой Закон Синхронии может рассматриваться как качественный двойник количественных законов системы координат Сферы Факта. Последние фиксируют условия, которыми регулируется существование сущностей. Закон Нормальности указывает способ, каким может проявляться качество. Норма, для сущности может быть определена как качество, которое практически достижимо при совместном влиянии ее вечного паттерна и ее окружения. Доминирующий импульс здесь - полная способность быть /Г/ данной сущности, которая стремится превзойти ограничения вечного паттерна /В/, чтобы достичь собственного качества. Результат этого стремления приводится в гармонию со всей космической реализацией посредством условий окружающей среды, или пространства /П/. Норма, таким образом, может быть просто описана как практический предел реализации вечного паттерна. Поскольку результат или посредствующий импульс Закона Нормальности обнаруживается в пространственных свойствах формы, масштаба и пропорций, сам закон обретает статический характер, противопоставляющий его динамизму пятого закона. Это может быть проиллюстрировано рассмотрением примера длящегося существования живого организма. Мы можем предположить, что вечный паттерн человека мог бы в идеале дать ему возможность актуализировать свое существование в течение трех или четырех веков. Предположим, что это соответствует времени, необходимому для истощения способностей опыта, содержащихся в самоуправляемом бытии человеческого вида. Есть, однако, много факторов, которые могут в данную эпоху сделать невозможным для любого человека жить три или четыре сотни лет. Date: 2015-05-18; view: 619; Нарушение авторских прав |