Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Энергия





Все состояния первичной материи - Хиле - могут рассматриваться как различные виды энергии, предназначенные для свершения оперативной деятельности, или работы. Обсуждается во Втором томе.

 

Эннеада – Эннеаграмма

Девятичленная система и ее символ. Системный атрибут Эннеады - допущение гармоничного со-развития независимых процессов.

 


[1] Включаются четыре энергии: автоматическая, чувствительная, сознательна я и творческая, описанные во 2 томе, гл. 32 и, с большей детализацией: Беннет Дж. Энергии, материальная, жизненная и космическая. Лондон, 1962.

 

[2] Эта дисциплина развивалась в последние годы - автором и его сотрудником - в Институте Сравнительного изучения Истории, Философии и Наук.

Ежеквартальный журнал "Систематика". который начал выходить в 1963 г., посвящен этой дисциплине, а также ее практическому применению.

[3] "Окказия" - слово, введенное переводчиком Первого и Второго томов "Драматической Вселенной" В. Папушем как удобный русский эквивалент (прим. ред.)

 

[4] В следующей главе мы найдем пример в схеме ценностей, где основная система есть додекада, но ее лучше изучать как четыре триады, три тетрады или две гексады.

[5] Это будет рассматриваться в главе 41.

[6] Сфера Гармонии рассматривается в Главе 25 Второго тома.

 

[7] См. у Гегеля в "Логике": "Если противоположность в мышлении сформулирована в этой непосредственностью как Бытие Ничто шок от этой нульности слишком велик, чтобы не вызвать попыток зафиксировать Бытие и гарантировать его от перехода в Ничто". В другом месте Гегель говорит о диадах конечного-бесконечного, Бытия - для себя и Бытия- для других.

[8] ср. у Тао Те Чинг: "Высшая Воля может проявляться лишь в движении, и Она не может контролировать Свои созданья"

[9] Аристотель, "Метафизика": "Тогда представляется, что субстанция есть первая реальность: один модус может быть назван материей, а другой - формой". Субстанция монадична, а материя -форма - диадическое выражение. Аристотель воспользовался словом "хиле" (hyle) для материи, но не в том смысле, который был принят нами в Первом томе, где хиле является первичной, недифференцированной субстанцией, которая принимает различные формы. Для Аристотеля древесина - хиле; в то время как мы должны добавить, что древесина - это хиле, но разделяющееся при этом на лигнин и целлюлозу, каждая из которых имеет определенный сложный комплекс клеточных структур.

[10] Аристотель, Метафизика: "Из двух одно действует внутри, а другое пребывает снаружи действия". Следует напомнить, что Аристотель не пришел к тетраде сразу. В трактате "О происхождении" он упоминает лишь три источника. Только в "Физике" он полностью разработал свою схему.

[11] См. Первый том, гл. 9, раздел 4, 9, где речь идет о потенциальности как принципе стратификации Существования

[12] Особенно Робертсом Флуддом, врачом и алхимиком Елизаветинской эпохи, замечательные работы которого содержат много древних и малоизвестных символов.

[13] Зародышевая Сущность (germinal essence) - один из эссенциальных классов; следует отличать от "сущности" (entity).

[14] Пятипотентные вирусы и другие формы на пороге жизни зависят от клеток, чтобы обеспечить себе то окружение, в котором они могут воспроизводиться и обновлять свое существование, Следовательно, они не могут рассматриваться как истинно независимые формы. См. об этом в главе 20 Первого тома.

[15] Так, в категориях Факта (глава 2, 1. 2. 8 Первого тома) мы обнаружим, что шестая категория описывается как повторение, или обновление. Ср.: "Для того, чтобы перейти от потенциальности к повторению, должны присутствовать шесть независимых элементов".

[16] Вот эти шесть законов (см. Второй том, глава 28):

 

Экспансия 1-2-3

Концентрация 2-1-3

Тождественность 2-3-1

Взаимодействие 1-3-2

Порядок 3-1-2

Свобода 3-2-1

 

См. также раздел 14.37.6., где законы даются как связи триад второго порядка. Шесть Законов определяют динамизм всех эссенциальных натур, которые отнесены у нас к Миру VI, или к миру воли как Чистой Сущности. Когда Бытие вовлекается в существование, действие Космических Импульсов изменяется и увеличивается число триад (к эссенциальным триадам прибавляются экзистенциальные - прим. ред.). Условием воплощения в Существование человеческой Самости является наличие 48 триад, сложную деятельность которых, со свойственным каждой динамизмом, мы наблюдаем в человеческом опыте.


[17] Космический Импульс, расположенный в триаде в центральной позиции, детерминирует внутреннюю природу триады. Он показывает нам, какая манифестация Воли здесь работает (ом. гл. 25 Второго тома).

[18] Вывод этой дроби: см.: П. Д. Успенский. В поисках чудесного.

[19] Например, любая деятельность, соответствующая тетраде, может быть изолирована от других видов деятельности через трактование последних как инструментальных факторов. Сущность может рассматриваться как изолированная единица, соприкасающаяся со своим окружением лишь во внешних пределах, и ее самореализация может тогда рассматриваться как завершенное событие.

 

 

[20] См. Беннет Д.Г. Духовная психология, 1963. Эта диаграмма используется очень широко в качестве иллюстрации психологии человека с точки зрения трансформации от материальных к духовным способам существования.

[21] Вероятно это хорошо понимали Пифагорейцы. См. Сприянин, цитируемый Т. Тэйлором в его переводе "Жизни Пифагора" Ямвлиха (1818, переиздана в 1965):

"Объединив триаду с тетрадой, мы говорим, что мы произвели семерку". Это утверждение, однако, неверно, ибо монады объединенные с монадами, в действительности производят субъективные представления о числе семь, и ничего больше", - то есть мы будем иметь величину семь, но при этом мы не имеем системного атрибута гептады.

[22] Пифагорейцы в первую очередь интересовались Трансформацией; отсюда их почитание Тетрады и Гептады, выразившееся в следующем обращении: "Клянусь тем, что - открыл Тетраксис, откуда проистекает вся наша мудрость, и который таим в себе ключ и основание Вечной природы, причину и корень". (См.: Ямвлих. Жизнь Пифагора).

[23] Гурджиев. Все и Вся, глава 39, Закон Гептапарапаршинок.

 

[24] Интересным септернером являются Семь Лучей в тибетских сочинениях Алисы Бейли. Семь Дучей есть одновременно и характеристики и способы действия. Они списываются так:

 

1-й Луч - Воля, Цель или Сила

2-й Луч - Любовь-Мудрость

3-й Луч - Активный интеллект

4-й Луч - Гармония через конфликт

5-й Луч - Конкретное Знание, или Наука

6-й Луч - Поклонение, или Идеализм

7-й Луч - Церемониальный Порядок

 

Здесь очевидна комбинация триад (1-3 и 5-7) и тетрад (1-4 и 4-7), причем 4-й Луч рассматривать лучше как связь между эссенциальными и экзистенциальными природами. "Гармония через Конфликт" соответствует "душе-природе".

[25]Автор был поражен странной силой этого символа, когда впервые увидел его на наружной стороне стены Мевлеви Текке в Дамасске - там, где она обращена к вокзалу Хеджазской ж. д.

[26] Одухотворение Существования было такой темой 35-й главы; это же понятие развивается более детально ниже, гл. 40.

[27] См. "Встречи с замечательными людьми", книга II, глава 8 "Князь Юрий Любовецкий". Эта интерпретация является одной из центральных тем Гурджиевской Системы гармоничного развития человека.

[28] Напр., в жур. "Систематика", 1968, ст. "Структурные процессы и научные эксперименты".

[29] Особ. в гл. 36, Бог и Космическая Драма.


[30] Ср. в "Систематике", т. 1, № 2, 1963, "Производство механических приспособлений".

[31] В главе 34 "Все и Вся" два урегулирования названы соот ветственно: механически-совпадающие и намеренно-актуализируемые.

[32] О традиционной Мудрости см. главы 47-48 IV тома.

[33] Аристотель. Никомахова этика. Книга I, 6-7.

 

[34] Эти понятия будут развиты в гл. 42-43 Четвертого тома.

[35] См.: Сорли. Моральные ценности и идея Бога (Гиффордовские лекции 1914-1915 гг.) Изд-е, 1924. Как считает Сорли (с. 51), "Если нам вообще нужно сравнивать ценности, то, как мне кажется, следует принять идею шкалы для их систематизации". Было бы ошибочным, как представляется, рассматривать Сорли как чистого классификатора, тем не менее в своих основательных и чрезвычайно плодотворных исследованиях он придерживается мнения, что некоторые ценности "лучше", чем другие, и, разумеется, считает за истинные ценности лишь "моральные". Это исключает истинно системный подход.

[36] "С каждым днем и всеми возможными способами я становлюсь все лучше и лучше", - так учил своих последователей Куэ, основатель "самовнушения". Становление "все лучше и лучше" -одна из иллюзий XIX века, которая будет существовать до тех пор, пока человечество не достигнетзрелости.

[37] Связь между "триадами", "законами" и "мирами" обсуждалась в главе 29 Второго тома.

[38] Р. Декарт- Страсти Души. XVIII 5.

[39] Б. Спиноза. Этика, Ш. "Разум" и "Интуиция" - это просто две стадии реализации того направляющего инструмента, каковым является Интеллект. "Способности" также изменяются с уровнем Бытия. Тем не менее, везде признается тетрада.

[40] "Основы метафизики Морали", и особенно идеи в "Метафизическое обоснование теории Добродетели" (1796).

[41] См. ВторойI том. "У человека имеются импульсы утверждать и отрицать себя. Между этими двумя импульсами не может успокоиться Самость".

[42] Б. Бозанкет. Ценности и Судьба Индивидуальности. Лондон, 1913.

[43] А. Уайтхед. Процесс и Реальность. Необходимо отметить, что в категориях Уайтхеда нет прогрессивности. Прогресс оставляется для весьма сомнительного фактора ТворческойСпособности.

[44] Интересно сравнить эту четверку с четырьмя типами "почв" в притче о сеятеле (Матфей, 13, 3-10).

[45] Букв.: "способен к эффективному акту", т.е. истинному проявлению "способности Воли" в отличие от действий - реагирований. (Прим. ред.)

[46]Аристотель. Никомахова Этика. 1, 13. Латинский перевод "Эвдемонии" как "блаженства" - слишком сильно; привычный английский - "счастье", что весьма слабо. "Безмятежность" должна пониматься как нечто большее, чем счастье, ибо Аристотель говорит так же: "Эвдемония является термином, который мы прилагаем к наиболее богоподобным людям". Все это показывает, что мало языков различают столь ясно, как санскрит, три типа Блага. См.: Беннетт Дж. Долгое паломничество. Здесь обсуждаются слова surha, santosh и shanti.


[47]В главе 34 Второго тома мы пришли к выводу, что три Сферы - Факт, Ценность и Гармония - являются сочлененными. Они различны лишь по своим ролям, но не разделены по своему местоположению. динамизм Существования и Бытия есть вечное согласование в Сфере Гармонии Утверждающей Ценности и Восприимчивого Факта.

[48] Лейбниц, основываясь на понимании подобного рода, спросил: "Почему существует скорее нечто, чем ничто?"

[49] Перевод с французского.

[50] См. глава 32 Второго тома: "Вертикальная Объединяющая энергия манифестируется как Космическая Любовь". В этой главе дана схема Двенадцати Качеств энергии, начиная с рассеянной (тепловой) энергии (Е12) и до трансцендентальной энергии (Е1).

[51] Эти объяснения не могут быть поняты без ссылки на главы 27-31 XI части. Для читателя, не знакомого с предыдущими томами, достаточно знать, что мы отличаем Самость от Индивидуальности. Первая представляет собой комбинацию Бытия, Функции и Воли, тогда как Индивидуальность есть чистая Воля, и поэтому о ней нельзя сказать, что она "существует".

Существует четыре градации Самости (Семейство Самостей): Материальная, Реагирующая, Разделенная и Истинная. Последняя имеет три части: высшая природа, свободная от ограничений времени и пространства; низшая природа, являющаяся вместилищем обычного состояния осведомленности о мире; и центральная природа - вместилище реального сознания и "Я", или воли.

[52] В главах 42 и 43 обсуждается онтологический статус прошлого, настоящего и будущего с позиций шестимерной геометрии Первого тома. Используя понятие гипарксиса, можно увидеть, что хотя Завершение - в будущем, оно не происходит во времени. Реализация осуществляется через гипарксис, и Завершение происходит в гипархическом будущем.

[53] Ср. Swadharma, или "правильное житие" в "Долгом паломничестве. Это - ключевое понятие в учении Шивапури Баба.

[54] Подразумевается 6 триад Воли.

[55] Ориген Против Цельса. Цитируется А. Тойнби в "Изучении Истории", том I, как иллюстрация к отрывку, в котором он хочет показать, что диада Нужды является инициирующим Фактором "Вызова и Ответа", посредством которых развиваются Цивилизации.

[56]Букв.: integrity - интегральности, объединенности. Возможно, речь идет об уровне бытия (учителя), который определяется "степенью внутренней объединености данной сущности". (Прим.ред.)

[57] См. Гурджиев. Все и Вся,с.754. Здесь он обозначен как Harnel-Aoot

[58] Английское "sound", кроме "звук" - а именно этим значением пользовался переводчик на предыдущих страницах, - имеет также важные для контекста этого раздела значения, как "звучание", "значение" (прим. ред.).

[59] Эти более сложные релевантности обсуждаются в главах 41 и 43, где вводятся релевантности обществ, симбиоза и истории.

[60]Эти более сложные релевантности обсуждаются в главах 41 и 43, где вводятся релевантности обществ, симбиоза и истории. Теперь, однако, мы можем видеть, что понятие самоограничения Воли (Первый том, с. 149-51) создает множественность Настоящих Моментов, которые включены в Тотальное Настоящее.

[61] Это подробно обсуждается в гл.29-31 Второго тома.

[62] Чтобы получить понимание различия между Индивидуальностью и Семейством Самостей, а также о статусе Персональной Индивидуальности, следует обратиться к главе 29.

[63] Глава 42. "Время можно рассматривать как разрушающий агент, который врывается в Настоящий момент, чтобы дезорганизовать его. Человек, как упорядочивающий момент, находится в состоянии Войны со Временем."

[64] Разделенная Самость обладает двойственной природой, включая в себя Психику и Личность, является результатом взаимодействия двух факторов: сущностного паттерна (вечного и постоянного) и влияния окружающей среды. Ср.: "Состояние Разделенной Самости можно назвать Воплощением.., подверженным изменению, распаду и смерти". Р. С. более остро, чем другие самости, осознает неупорядоченность и, следовательно, может направить упорядочивающую деятельность, вступив в борьбу с нестабильностью Реагирующей Самости.

[65] (к листу 187) Разделы гл. 31, рассматривающие обусловленную Волю, будут пересмотрены в свете идей, развитых в данном разделе. Шесть негативных законов представляют особый интерес как предполагающие инверсию креста. Фактическое становится идеальным в случае самовлюбленности ("нарцисизм"), а идеальное становится актуальным в "воображении".

[66] Риль. Концепция ума. Прежде, чем давать какое-либо удовлетворительное объяснение природе ума, следует стойко выдержать критику ума, данную Рилем.

[67] Можно отметить поразительный параллелизм между статусом ума - между восьмой и девятой энергиями (чувствительностью и сознанием) - и положением Биосферы между 8 и 9 уровнями Существования (уровнем Самости и планетарным уровнем) - см. т. 1, табл. гл. 12.

[68] Ipseity - "самость". Но в пределах Антропологии "персона" (не смешивать с "личностью" как синонимом Реагирующей Самости) предпочтительней, так как больше соответствует понятию центра в человеческом Семействе Самостей (Прим. ред.)

[69] См. Д.Беннет. Духовная Психология, стр.116-21.

[70] Букв. "Мастером". В пределах контекста духовных достижений человека значение терминов Мастер, Учитель и Господин синонимично и в англ. тексте передается словом "Мастер" (прим. ред.).

[71] См. Ф. Петерс. Детство с Гурджиевым. Лондон. 1963. с. 78.

[72] В 28 гл. Второго тома: "Полный Индивидуум". Однако этот термин несколько двусмысленен, и термин "Персональная Индивидуальность", не взирая на тавтологичность, предпочтительнее.

[73] Это мы намерены интерпретировать далее как Единение с Христом.

[74] О структуре души см. в главе 40.

[75] В главах 45-47 дана историческая интерпретация этой ситуации.

[76] "Нормальный Человек" назван Гурджиевым "человеком № 4" -он свободен от Эгоизма и, следовательно, обладает природной Истиной Самостью. Но он еще не достиг Индивидуальности последовательно, не может быть назван эссенциальным т. е. трансформированным человеком. Исторический аспект эгоизма, или "падения", - в главе 47.

[77]Схема Семи уровней Истории, развитая в главе 47, дает более отчетливую картину роли Человечества в Космической Реализации.

[78] Это прояснится только в последних главах Четвертого тома, где перенос ответственности за Эволюцию Человечества от Демиур. Сил на самого человека - ключ к пониманию человеческой натуры, истории.

[79] В главе 41 мы увидим три более высокие уровня человеческого совершенства - святых, пророков и Мессий, которых следует понимать как относящихся к Эссенциальной триаде трех Индивидуальностей.

[80] То есть находится в центральной позиции триады 1-3-2 в качестве согласующего импульса 3; инициирующий импульс здесь выражен утверждением - 1 (прим. ред.)

[81] См. главу II тома - "Свобода в низших мирах"(31. 9). Негативные триады, описываемые в этой главе, следует изучать в контексте шести отношений, порождаемых каждой триадой.

[82] Элемент творчества, лежащий в Гипархическом будущем, рассматривается в гл. 42.

[83] См. гл. 31 II тома, где Личность рассматривается как экзистенциальная часть Разделенной Самости; однако проведенное там разделение на личность и психику не столь исчерпывающе, как наша теперешняя схема, в которой человек - не только его Самость, но и его Тотальная Природа.

[84] Слово "Синхрония" используется в главе 26 Второго тома для обозначения порядка, не зависящего от времени.

[85] Подсчитано, например, что весь кислород атмосферы проходит через живые тела - в процессах фотосинтеза и окисления - раз в столетие.

[86] Сознание относится к тетраде космических энергий, т. е. не локализовано в месте и времени, Тем не менее, мы предполагаем, что оно "вовлечено" в человеческую чувствительность с целью продуцирования вещества ума. Эта идея будет развита в гл. 45.

[87]Строго говоря, истинная субстанция вещества души возможна только с участием Творческой энергии Е3. Что касается духовной трансформации, связанной с достижением Индивидуальности, то она требует действия Объединяющей энергии Е2. Об этом -в гл. 46-48 IV Тома.

[88] Это будет обсуждаться в главах 46-47 Четвертого тома.

[89] В гл. 42 обсуждается место Судьбы-Провидения в Гипарксическом Будущем и возможности человека контактировать с ним.

[90] Возможны случаи истинного воплощения. Так можно, например, объяснить ссылку у Матфея на Иоанна Крестителя: "Если ты получил это, то это Элиас, который должен был придти".

[91] Хотя как индийская, так и другие азиатские школы астрологии признают тот факт, что зачатие является самым важным моментом для определения будущего характера и Судьбы-Рока.

[92] См. гл. 27-31 Второго тома. "Семейство Самостей. принадлежит ко многим градациям и, как таковое, способно ввести Индивидуальность в царство Существования". "Истинным миром человека как конечной Самости является Мир XXIV".

[93] Гурджиев в книге "Все и Вся" использует термин "подготовительный возраст" и указывает, что у мужчин он длится до 21 года, а у женщин - до 18 лет.

[94] Это можно видеть в доктрине "Множества "я" у Гурджиева и Успенского. Это же подтверждается аналитической психологией. Концепция множественности человеческой личности является обязательной частью любой новой "антропологии", достойной своего названия.

[95] Мы сформулировали в 27 главе в качестве одного из Постулатов относительно операций Воли в существующей Вселенной: На всех уровнях Существования есть возможность свободной инициативы, но только в пределах ограничений более высоких законов.

[96] Индивидуальность в пределах Существования, строго говоря, есть невозможность, и для перевода ее в возможность необходим трансцендентный Акт.

[97]В более глубоком смысле человек создан как законченная триада, и, следовательно, воспроизводит в самом себе паттерн той Совершенной Воли, которая создала вое миры.

[98] Таково происхождение Сознательности, или Высшей Мудрости в человеке.

[99] Гурджиев называет это "достижением возраста ответственности". Большинству людей не удается достичь этой необходимой точки в их развитии ранее, чем в более поздние сроки их жизни.

[100] Относительно религиозного воспитания детей Гурджиев использовал древнюю сентенцию: начинать издалека, то есть никогда не пытаться внедрять высшие ценности прямым путем, но делать это посредством косвенного утверждения.

[101] См. Дж. Беннет. Духовная Психология, с. 116 - о Разделенной Самости как резиденции характера человека

[102] Это более или менее соответствует "Пяти Обязательным Стремлениям" гурджиевского "Пророка Нового Века" Ашиета Шиемаша (см. "Все и Вся"). Это же понятие развивается в разд. 15. 40. 5.

[103] В санскрите ksetra имеет два значения: физическое тело, а также поле, в котором совершается Самореализация. Ср. Беннет. Долгое паломчеcтво.

[104] Даже объективное знание не может выйти за пределы Факта. Это справедливо также для человеческого познания Бога, которое может быть лишь знанием о "Боге, манифестируемом в Факте". Гурджиев называет это знанием законов творения мира и его поддержания, что приводит к различным "градациям Объективного Разума" ("Все и Вся").

[105] Катха Упанишад: "Не рожденное... То, что не исчезает при распаде тела".

[106] Описываемые, например, Вулли в книге "Могилы королей в Уре".

[107] В своей книге "Встречи с замечательными людьми" (гл. 9) Гурджиев дает впечатляющее описание таких способностей и обещает посвятить этому главу в своей "Третьей Серии", которая, очевидно не была написана.

[108] В след. главе мы рассмотрим различные социальные формы духовной работы и их место в структуре человеческого общества.

[109] Каждая из них (см. гл. 31 II тома) является негативным партнером одного из шести Фундаментальных Законов Воли. Их действие заключается в том, чтобы вызвать состояние "Нульности", в котором позитивные действия редуцируются до степени импотенции. Их следует изучать о позиций Воли, но их влияние на развивающуюся душу настолько серьезно, и даже разрушительно, что об этом необходимо напомнить здесь.

[110] Гл.27 Второго тома: "Каждая манифестация Воли на любой шкале заключается во взаимном приспособлении трех Космических Импульсов - Утверждения, Отрицания и Согласования (Примирения).

[111] См. выше 15.39.4.2. Только Истинная Самость человека обладает законченным динамизмом.

[112] Это рассматривается в книге: Дж. Беннет. Духовная психология.

[113] По этой причине в Суфизме Материальная Самость названа Nafs-ul-Amara, "Воля к Власти". Слово Nafs можно перевести как воля, являющаяся скорее центром активности,чем душой, или Самостью, - впрочем, для перевода используются оба слова.

[114] В Суфизме это называется Nafs-ul-Lawwama, где олово Lawwama обычно означает порицание или угрызение совести. Дело в том, что в процессе Трансформации Реагирующая Самость испытывает угрызения совести, на которые Материальная Самость не способна. В целом мы можем перевести суфийский термин как "Воля, испытывающая угрызения совести".

[115] В Суфизме Nafs-ul-Mulhama или "пробужденная Воля". Это относится к пробуждению Сознания, которое вдохновляет Самость на транcценденцию собственных ограничений.

[116] Или Swadharma. См.Беннет д. Долгое паломничество.

[117] Это дает нам другую интерпретацию суфийского термина Nafs-ul-Mulhama как "Воля к Пониманию". Термины Суфизма, относящиеся к Воле в процессе ее трансформации, отличны от наших четырех Самостей, которые есть состояния Воли, которые могут остаться постоянными у людей, не принявших "работу над собой".

[118] Это - тема не одного исследования загадочных сторон человеческой природы. Пример, который прямо сейчас возникает в памяти, - картина человеческой глубины, рисуемая А. Франсом в романе "Таис" и его герое Симеоне Стейлингсе.

[119] Суфийское выражение для семейства Самостей, свободного от эгоизма, - "Воля, ставшая безопасной" /Nafs-ul-Matmainna/. Когда Индивидуальность вошла в душу и установила там свою власть, имеет место Nafs-ul-Radigya, или "Одухотворенная Воля". Это относится к единению Сущности и Существования и может быть переведено также как Завершение.

[120] Это утверждение взывает к ясному пониманию Закона Порядка 3-1-2, как он манифестируется в различных Мирах. Порядок в Мире 6 не более чем "условие возможности". В Мире 12 существует различение между транзитивным и нетранзитивным порядком - первый включает в себя время и гипарксис, а второй объединяет пространство и вечность. Бытие под законом Мира 12 не является ни единым, ни множественным и не локализовано в определенном месте. Персидские поэты-мистики иногда ссылаются на Душу и как на "сераль", или особняк, который расширяется все более и более по мере того, как он совершенствуется.

[121] Ср. Суфийскую доктрину о Qutb, или Оси Духовного Действия для всего человечества. Другое суфийское утверждение, имеющее отношение к этому, это верование в El Khidr - неизвестного Пророка, который всегда воплощается на Земле, хотя и в постоянно изменяющихся человеческих формах. Khidr -это "Учитель святых", главный Посланник Бога на Земле.

[122] См. гл. 32 Второго тома, раздел об анаболических трансформациях энергии: существует автоматическая трансформация для нужд тела, чувствительная трансформация для роста нижней части Души, и сознательная трансформация, которою питается истинная Душа.

[123] Удивительное описание "обязанностей" ("Долгов") человека сделано Шивапурой Бабой. - См. Беннет Д. Долгое Паломничество, стр. 48-49, 53-55, 63-67.

[124] Гурджиев подтверждает эту мысль и иллюстрирует ее следующим образом: "Делай так много денег, как можешь, но при условии, что ты делаешь это только своей левой ногой". Левая нога, обращенная вниз к земле, символизирует Материальную Самость, которая не имеет собственных прав.

[125] Подробности о трехступенчатой структуре Истинной Самости см. в главе 30 Второго тома.

[126] В Суфизме путь таких людей называется Malamat, или "Хула" (порицание). Зная о необходимости разрушения эгоизма, но будучи не способными проделать это самостоятельно, они намеренно создают ситуации, в которых презирают и отвергают другие.

[127] Суфийский термин - Beit-ul-Muharem. Понятия, представленные в этом разделе, обычно развиваются учителями Суфизма. Но они молчаливо подразумеваются в христианской доктрине священной природы брака, которая из-за отсутствия аргументации дает повод для разного рода неточных толкований.

[128] В Суфизме - Beit-ul-Mukades.

[129] В Суфизме это Beit-ul-Ma`mour: манифестация Воли Бога.

[130] См.15.39.6.4., где дается описание "эссенциального человека" и структура его души.

[131] Это хорошо известная буддийская формула. Для достижения "буддоподобности" должны быть вырваны "три корня зла", соответствующие привязанности к Существованию, являющейся врожденным свойством нижней части души.

[132] Читатели, знакомые с книгой автора "Свидетель", вспомнят гурджиевский тост за "безнадежных идиотов": "Только те могут умереть почетной смертью, кто работал над собой в течение жизни. Те, кто не работал над собой, неизбежно должны сгинуть, как грязные собаки!". "Почетная смерть" означает вхождение в Чистилище. "Полу-душа" может наслаждаться блаженством в вечности: но это состояние субъективно, а объективная ситуация такова, что со временем душа исчезнет, а вещество души вольется в ВВД.

[133] Замечательная аллегория этой ситуации содержится в "Великом разводе", поистине вдохновенной книге к. Льюиса, чьим произведением автор воздает дань уважения за ценные прозрения.

[134] По этой причине Гурджиев в книге "Все и Вся" называет эту Сферу "Солнце Абсолюта"

[135] В главе 43 перечень расширен, чтобы охватить события и историю как целое.

[136] См. 15.40.6. - о качестве радиирования старых людей Психокинетической группы.

[137] Фр. Бэкон. Эссе "Об обучении".

[138] Энциклопедия Религии и Этики" с ст. о Гильдии Социализма.

[139] См. "Божественная Комедия", УII, 49-52: "Тому, кто пожелает подняться ночью, сможет ли помешать другой? Или это тот, кто не способен подняться". Смысл ясен. Отрывок относится к моменту, когда Вергилий и Данте находятся у ворот Чистилища. Никто не может войти в эти ворота раньше, чем блеснет первый луч солнца. Это символизирует психокинетическое пробуждение, когда душа способна видеть, что она должна быть очищена и трансформирована, чтобы жить истинной жизнью.

См. там же: "Сплелась воля с бессилием". Вот почему обязательна помощь от более высокого социального уровня.

[140] Или - Swadharma, определяет ее Шивапури Баба в "Долгом паломничестве".

[141] См. Ньюмен. Грамматика Согласия, 1895. "Глубочайшая основа религии - чувство греховности и вины, и без этого чувства для человека, какой бы ни был, нет подлинной религии".

[142] Беннет. Христианский мистицизм и Субуд. 1962 г.

[143] Уже отмечалось, что Разделенная Самость является местом "характера" и инструментом, посредством которого человек подвержен паттерну своего Рока.

[144] Описание таких школ дано Гурджиевым в разговоре, записанном П. Д. Успенским и приводимом в его книге "В поисках чудесного", стр. 14-15.

[145] Ср. высказывание Гурджиева: "Человек, должен обладать способностью делать хорошо по меньшей мере одно дело. Если человек может хорошо шить обувь, о ним можно говорить".

[146] Фраза, встречающаяся в стихе, который приписывается Патриарху Дзен-Буддизма в Китае Бодхидхарме.

[147] См. гл.37 о системных качествах Триады, где мы рассматривали Согласие (Согласование) как чистую активность.

[148] Гурджиев называет эту стадию "Священный Мартофотай": угасание Эгоизма и освобождение от привязанности к Существованию. Это как конец, так и начало - начало достижения Объективного Разума. Стадия Мартофотай может длиться годами, до завершения трансформации Души.

[149] Об этом ясно свидетельствует его большая работа "Al Futuhat" и, вероятно,) этим объясняется, что он был принят за святого христианскими учителями, когда провел два года в христианских странах между 1214 и 1216 гг. Можно сослаться на многие другие мусульманские авторитеты для подтверждения, что Слово Божие (Логос) есть Источник всех Индивидуальных Воль.

[150] См.: Ибн-Алъ-Араби: "Он не требует знания о местонахождении Бога или Его сил: это предназначено для друзей Бога", -то есть для Его святых.

[151] Он добавляет, что нет предела разнообразию ролей в задачах Пророка.

Ранг Пророка должен быть всегда насыщен (наполнен), иначе человечество дезинтегрирует (распадется).

[152] Так, великий Суфийский Учитель Абдул Кадир говорил: "Пророкам дан титул, но нам дано то, что не дано им". Это ссылка на Универсальную Мудрость, к которой Пророки имеют доступ.

[153] Здесь следует сослаться на Эссенциальный Класс Демиургов, ответственных за мировой порядок. В гл. 35 мы предположили, что Высшая Природа Человека - того же эссенциального порядка, что и Демиургов. Сейчас эти идеи требуется очистить и уточнить в терминах четырех Поихотелеологических подгрупп.

[154] Притчи 8. 22 и Экклезиаст, 24. 14, См. также притчу 8.35: "Человек, который приобретает меня, приобретет жизнь, изопьет Господней Милости".

[155] Автор почувствовал особую роль между "Софией" и "Вахи" в 1919 году, когда великая Церковь в Константинополе все еще использовалась как Мечеть. В "Ночь Силы", 27-й день Рамазана, тысячи верующих собрались в Hakia Sophia, ожидая пришествия Архангела Габриэля, носителя Wahi или всесильной Мудрости. Мозаичные изображения крылатых Серафимов виднелись еще в огромном куполе. Все это вызывало общее переживание чувства Объединяющей Силы Святой Мудрости, которой вдохновлены все истинные религии.

[156] Святой Павел относил пророчество к одной из "Харизмат", получаемой через Благодать и предназначенной для наставления Церкви, Это, по-видимому, придает роли пророчества более общее значение, чем то, которое мы намерены выразить в настоящем разделе.

[157] См. П. Д. Успенский. В поисках Чудесного, 1950, стр. 309-310. См. также работу автора "Кризис человеческих дел", 1948, стр. 189-194, где описывается отношение между "Тремя Кругами" Человечества. В нашем данном контексте Три Крута соответствуют трем Группам: Поихостатической, Психокинетической и Психотелеологической.

[158] См. Суру "Телец" в Коране:

"И Давид убил Голиафа, и Аллах дал ему царство и мудрость и научил его тому, что он хотел. И если бы Аллах не отвергал одних людей через других, земля бы, конечно, пребывала в состоянии беспорядка".

[159] См. Второй том - раздел 12. 32. 7: "Анаболическая трансформация энергии"; и раздел 12. 32. 8: "Инструментальное использование энергии".

[160] См. I том, гл. 2, разд. 4.11.6.).

[161] См. гл. 40, раздел 15.40.5.

[162] См. главу 12 Первого тома. Три мира: Материальный (Гипономный), Витальный (Автономный) и Божественный (Гиперномный) образует триаду, в которой Жизнь передает Согласующий Космический Импульс. Это - одна их центральных тем настоящего исследования, и в этой главе мы коснемся ее в более обширной ситуации, доступной нашему изучению - Жизни на Земле.

[163] История Жизни на Земле, включая развитие человеческого Ума, вовлекает совершенно новый набор релевантностей. Они будут обсуждаться в главе 43 Четвертого тома.

[164] Теория Эпох была намечена в авторском труде "Кризис человеческих дел", 1948. Она будет обсуждаться в главе 45 (17.45.21.) и главе 48 (17.48.1.).

[165] В главах 45 и 46 мы обсудим важность сексуального отбора в человеческой эволюции.

[166] Цивилизации передают влияния из Ц-области. Школы - это общества Специалистов в контакте с высшими подгруппами. В главах 46 и 48 "магические" и, вследствие этого, "тайные" группы рассматриваются как стадия прогресса в направлении к более сложным структурам цивилизаций и религий. Тайное руководство, однако, все еще необходимо.

[167] Читатель увидит сходство этих идей с Тантрическим Буддизмом и другими традициями Среднего Востока и Китая. Автор не нашел каких-либо подтверждений точных циклов - таких, как период в 432000 лет, который, по-видимому, принадлежит Халдейской космологии. Теория "обществ", представленная здесь, была развита независимо от этих традиций, но отмеченное сходство немаловажно.

[168] См. выше, где мы говорили о роли "Пророческого Круга". См. также главу 40, где описывается деятельность Совершенных Индивидуумов после смерти.

[169] В Книге Пятой, посвященной Истории, это общество рассматривается как Акты действий на уровне "Провиденциальной Истории".

[170] См. главу 12 Первого тома о четырнадцати Уровнях Существования. Гипотеза Существования" применительно к Биосфере гласит: "Есть класс окказий, в каждом из которых одно тотальное живое целое ассоциируется с активной поверхностью планеты".

[171] В американской фантастике есть рассказ, в котором дьявол подружен в Манхеттенский небоскреб, показано также как этот дьявол учит человека, что нужно делать, чтобы блистательно и эффективно уничтожать Биосферу.







Date: 2015-05-18; view: 503; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.07 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию