Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 29. Антикризисное управление на различных этапах жизненного цикла организации
Развитие предприятия и возникновение кризисных ситуаций проходит в несколько этапов. Каждому из них соответствуют определенные особенности состояния предприятия. Этап создания предприятия (эксплерентный). На этом этапе происходит определение политики и миссии предприятия, разработка концепции и цели его деятельности, формирование его потенциала. Предприятие хоть еще не сформировалось окончательно, но уже поставляет на рынок экспериментальные образцы, услуги, анализирует рынок на предмет спроса. Этот этап, как правило, связан с повышенным риском. Поэтому здесь существует опасность кризиса, в результате которого предприятие может исчезнуть еще на стадии формирования. Причинами кризиса на этапе создания могут быть: ограниченность ресурсов (финансовых, ма большая зависимость от рыночной конъюнк слабые кредитные возможности; некомпетентность руководства. Этап становления (патиентный) связан с выведением товара на рынок, что сопровождается большими затратами и отсутствием прибыли. Это период завоевания какого-либо сегмента рынка, упрочнения своих рыночных позиций, выработки конкурентной стратегии, повышении роли мар кетинга в управлении предприятием. На этом этапе также существует опасность кризиса, связанная с внешними циклами развития экономики, политическими причинами. Внутренние причины заключаются в недостаточной технической оснащенности, недостатке производственных мощностей, неумении руководства формировать потребности рынка исходя из своих возможностей. Этап подъема (виолентный) характеризуется восприятием товара и ростом прибыли. В этот период предприятие достигает зрелого состояния, устойчивого положения на рынке. Конкурентоспособность его высока, технология производства полностью освоена. Позиция предприятия на рынке в данный момент связана с обладанием технологическими и организационными преимуществами в конкретной области производства и экономической деятельности. Однако в условиях жесткой конкуренции трудно оставаться долгое время первым, но широкий в ассортиментом и географическом отношении охват рынка позволяет стать менее зависимым от исхода конкурентной гонки. В то же время, сохраняя возросший оборот, предприятие постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли и начинает нести убытки. Его деятельность на данном этапе часто распылена по слишком широкому кругу направлений, происходит усложнение организационной структуры, «замораживание» значительной части капитала в утративших перспективу производствах, появляются значительные удельные затраты. У предприятия ослаблена реакция на принципиально новую продукцию. После достижения высшей точки происходит замедление темпов роста сбыта, а прибыль постепенно снижается в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов (коммутантный этап). Причинами кризиса на данном этапе являются: сужение доли рынка; большие недогруженные мощности; стабильная номенклатура продукции; усложнение маркетинговых исследований; невозможность внести значительные усовер Пятый этап называется леталентным. Он характеризуется прекращением существования предприятия, что связано с невозможностью его эффективного функционирования. В основном именно на этом этапе руководители предприятий начинают обращаться к антикризисной программе, т. к. считают этап спада началом кризиса, характеризующегося, как правило, неплатежеспособностью предприятия. В результате необходимым становится применение комплекса мер по финансовому оздоровлению предприятия (санация). Са-напионные мероприятия подразумевают финансовую помощь предприятию, т. е. осуществление реорганизационных процедур, которые заключаются в выводе предприятия из неплатежеспособного состояния и обеспечении его нормального функционирования и не влекут за собой прекращение деятельности организации. реализация всей совокупности процедур антикризисного управления (банкротство в широком смысле слова) обычно начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла в условиях резкого спада, характеризующегося, как правило, неплатежеспособностью предприятия. Достижение же наибольшей финансовой устойчивости при различных неблагоприятных внешних и внутренних обстоятельствах возможно только при условии применения антикризисного управления на всех этапах жизненного цикла предприятия, чему не уделено достаточно внимания в отечественных литературных источниках. После появления первых сигналов кризиса предприятию необходимо реализовывать скрытые резервы, искать пути преодоления возникшей ситуации, т. е. применять антикризисные процедуры. В результате наступит стадия оживления и подъема, характеризующаяся ростом цен на продукцию, увеличением объемов производства и реализации. Динамика доходов предприятия, производящего один продукт и своевременно применяющего антикризисные процедуры, представлена на рис. 2. Предприятие, исчерпав все свои резервы относительно производства одного вида продукции, может продлить свой жизненный цикл при условии внедрения нововведений, обновления ассортимента выпускаемой продукции. Необходимость раннего обнаружения признаков и факторов кризисных ситуаций подчеркивается многими авторами, но разработке антикризисной программы в соответствии с этапами жизненного цикла внимание не уделяется, в то время как жизненный цикл предприятия включает кризис как необходимый элемент каждого этапа функционирования. Учитывая данный факт, становится возможным предвидеть дальнейший ход цикла. Зная, что за ростом последует спад, можно прогнозировать момент возникновения последнего, а значит, избежать банкротства либо своевременно подготовиться к нему. В результате можно повлиять на сокращение периода кризиса. Постоянно отслеживая изменение положения предприятия и своевременно анализируя финансовую отчетность, руководитель будет иметь возможность не только определить предпосылки, «ранние сигналы» кризиса, но и эффективно управлять финансами, поддерживая финансовую стабильность, что является основой успешной деятельности предприятия. Без перечисленных знаний успех деятельности предприятия маловероятен. Умение менеджеров прогнозировать и предотвращать возможные кризисы становится все более и более значимым фактором в успехе экономической, маркетинговой и в целом управленческой деятельности предприятия. Основой для оценки финансового положения предприятия является совокупность отечественных и зарубежных методик, интерпретированных руководством для каждого отдельного предприятия.
Date: 2015-05-18; view: 953; Нарушение авторских прав |