Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 28. Кризис организаций: сущность, виды и основные причины возникновения
Кризис - состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы. под кризисом понимается острая, нестабильная ситуация, имеющая негативные последствия. Вместе с тем необходимо отметить, что существует и иное представление о кризисе, в соответствии с которым критическая ситуация связана не только с разрушением, но и с обновлением, развитием. Необходимым элементом антикризисного управления является теория и практика управления рисками. Общепринято под риском понимать возможную опасность; угрозу потерь; действие наудачу в надежде на счастливую случайность. Риск (в широком смысле) - возможность появления обстоятельств, обусловливающих: неуверенность или невозможность получения ожидаемых результатов от реализации поставленной цели; нанесение материального ущерба; опасность потерь и др. Риск (в узком смысле) - поддающаяся измерению вероятность понести убытки или упустить выгоду. Некоторые характерные признаки риска: относится к будущему: если фактор (причина) риска наступил, то это уже не риск, а случившаяся вероятность; угроза негативных последствий (последствия разных рисков могут варьироваться от ничтожных до катастрофических); всегда неопределенен; точно предсказать момент (и даже сам факт) наступления риска невозможно; возможна количественная оценка. Таким образом, следует различать такие понятия как «риск» и «кризис». Риск – любая вероятная угроза, к которой можно готовиться заблаговременно и планомерно. Под кризисом понимается возникшая (или развивающаяся) чрезвычайно опасная нестабильная ситуация, требующая немедленного реагирования. Такой подход позволяет различать «антикризисное управление» и «управление рисками». Вместе с тем в последние время за рубежом и в отечественной практике происходит все более тесное взаимовлияние и объединение методов антикризисного управления и управления рисками. Типология кризисов Существуют два метода построения типологии того или иного явления: формальный и прагматический. Формальный метод заключается в продвижении от теории к практике и включает два этапа: построение по определенному принципу схемы признаков (критериев) типизации явления; определение типов явления по признакам типизации. По каждому признаку может быть выделено несколько типов. Их количество определяется числом критериальных значений того или иного признака. Например, если признаком типизации кризисов выбраны стадии кризиса, то в концепции, предусматривающей три стадии кризиса, будет выделено три типа кризисов; а в теориях, подразделяющих развитие кризиса на четыре (пять, шесть) стадий, типов кризиса по этому признаку также будет четыре (пять, шесть). Далее, предполагается, что явление может быть типизировано по нескольким признакам одновременно. Если применение какого-то признака типизации несовместимо с другими признаками, то этот признак должен быть выделен особо, и типы явления, определенные по этому признаку, образуют особую группу. Типы явления, выделенные по всем остальным признакам, будут характеризоваться критериальными значениями всех этих признаков (начальный экономический национальный кризис, развитый финансовый региональный кризис и т.д.). Применительно к человеческой деятельности формальный метод типизации не очень продуктивен: практика здесь не всегда «вписывается» в теорию, и любая теория бывает относительно верна в весьма ограниченных временных и пространственных рамках. Прагматический метод типизации заключается в продвижении от практики к теории и состоит в анализе практики, определении существующих типов явления, и затем, - при накоплении достаточного эмпирического материала, - в разработке реальной типологии. Данный подход основан на учете таких типов кризисов, реальность которых подтверждена практикой антикризисного управления. В настоящее время используются оба метода типизации кризисов. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что человеческая деятельность, в частности, в сфере антикризисного управления, изменяется и развивается очень быстро, и типология кризисов может изменяться. Классификации кризисов в зависимости от таких критериев как масштаб объекта кризиса и характер кризиса:.
Кризисы организаций Кризисы организации отражают собственный ритм организации, часто несовпадающий с ритмами общего развития или жизненным циклом развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития, свои условия его реализации и подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. К причинам кризиса организации относятся следующие факторы: · общие · специфические · внутренние · внешние · снижение управляемости · реструктуризация, реорганизация · вхождение в зону риска · экологическая среда · конкуренция · неопределённость ситуации · цикл развития. Кризис организации содержит в себе угрозы для хозяйствующего субъекта экономики. Однако, среди специалистов нет единой точки зрения относительно сущности кризиса организации. В наиболее общем виде кризис организации может быть определен как ситуация, угрожающая ее целям, жизнеспособности или существованию. Внезапный кризис - непредвиденное и внезапное нарушение экономической деятельности организации. Внезапные кризисы можно подразделить на два подтипа: кризис непрерывности (бесперебойности) деятельности организации из-за катастрофы или несчастного случая; кризис репутации (доверия, огласки), под которым понимается неожиданное негативное событие (серия событий), вызывающее интенсивное и нежелательное обсуждение в обществе, наносящее ущерб репутации организации, приводящее к нарушению ее нормального функционирования, уменьшению прибыльности или конкурентоспособности организации. Тлеющий кризис – это проблема, скрыто существовавшая и развивавшаяся в организации, но о которой вплоть до момента ее выявления не было известно ни внутри организации, ни вне нее, и которая может привести к превышающим всякие ожидаемые размеры расходам, убыткам и прочим угрозам. К основным причинам тлеющих кризисов относятся: нарушения установленных государством норм безопасности (пожарной, санитарной, экологической и пр.); неудовлетворенность потребителей качеством товаров и услуг, ценами; расследования со стороны государственных или местных органов власти (фискальных, надзорных, контрольных и др.); саботаж или шантаж угрозой огласки/исков со стороны недовольных /уволенных сотрудников; наличие серьезных внутренних проблем, которые скрывались от заинтересованных лиц, акционеров, потребителей, инвесторов. Развитие тлеющего кризиса, как правило, является длительным процессом, состоящим из нескольких этапов. Первый этап, именуемый кризисом стратегии, характеризуется неэффективностью выбранной менеджерами стратегии функционирования организации или отсутствием стратегии вообще. Причинами стратегического кризиса являются неверные управленческие решения в основной деятельности, в выборе клиентов, в определении ключевых факторов успеха. Структурный кризис выражается в неадекватности структуры организации параметрам внешней экономической среды и является следствием принятия неверных стратегических решений. Нерешенность проблем структурного кризиса незамедлительно приводит к денежному кризису (кризису рентабельности), при котором стратегические и структурные просчеты способствуют падению прибыли. Именно на этой стадии руководство обычно пытается реализовать программу краткосрочных действий с целью решения или сокрытия проблем. Если отмеченные выше меры оказываются безуспешными, то возникает кризис ликвидности. Краткосрочные действия менеджмента не решают фундаментальных проблем и приводят к недостатку денежных средств. Если в ходе развития кризиса не принималось никаких антикризисных мер, то это неизбежно приводит к следующей стадии – несостоятельности. Именно на этой стадии применяются принудительные процедуры законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Date: 2015-05-18; view: 1354; Нарушение авторских прав |