Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение личности потерпевшего в практике следственной работы





Потерпевший является одной из главных фигур предварительного следствия и рассмотрения дела в суде, особенно при рассмотрении дел о преступлениях против личности. Как наука психология потерпевшего тесно связана с уголовным правом, криминологией, уголовным процессом, психологией личности.

Весьма актуальным в стадии предварительного следствия и суда является психологическое исследование личности потерпевшего и его деятельности, потому что способствует решению целого ряда вопросов:
1) более правильной квалификации преступления;
2) глубокому исследованию причин и условий;
3) более всестороннему и полному расследованию уголовных дел;
4) обнаружению новых доказательств и т.д. Исследование личности потерпевшего можно рассматривать в следующих аспектах:
а) статическая область исследует возраст, пол, национальность, служебное положение и т.д. Причем ряд этих признаков необходимо устанавливать по непосредственному предписанию закона, так как некоторые из них могут напрямую повлиять на квалификацию преступления;
б) динамическая область исследует само поведение потерпевшего как в период перед преступлением, так и в период совершения преступления, а также выявляет взаимосвязь этого поведения с поведением преступника.

Причины и условия преступления и конкретные обстоятельства не могут быть полностью раскрыты без учета личности потерпевшего, поскольку очень часто противоправные действия обвиняемого провоцируются неправомерными и неосмотрительными, а иногда и легкомысленными действиями самого потерпевшего. От личности потерпевшего и от поведения потерпевшего зависит осуществление преступных намерений, его активная оборона от противоправных посягательств, а также оборона общественных интересов и т.д.

Поведение потерпевшего в момент совершения преступления зависит от двух факторов:
1) влияния внешней среды, в данном случае преступного нападения или иного воздействия;
2) индивидуальных особенностей личности. Показания потерпевшего зависят от многих субъективных и объективных аспектов. Изучение психологических закономерностей формирования показаний и их особенностей у потерпевшего, а Также глубокое исследование мотивации действий потерпевшего помогают следователю выбрать необходимые тактические приемы для получения достоверных сведений. В показаниях потерпевшего с целью исключения ошибок следователю важно учитывать особенности восприятия потерпевшим обстоятельств дела и личности преступника в момент совершения преступления.

 

16. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии
Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних,­ подросток чаще всего может совершить преступление под непосредственным воздействием сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы*. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность,­ конформизм, агрессивность и т. п. Важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т. д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего­ создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Для трудновоспитуемых подростков, как правило, характерно отрицательное отношение к учебе, которое в конечном счете противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т. п. В подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонар­ушителей попадают те, которые не нашли себя в школьном коллективе в связи с отрицательными отношениями с ними.

Антисоциальное поведение несовершеннолетнего­, таким образом взаимообусловлено влиянием факторов в первую очередь внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные жизненные неудачи.
Подростковый возраст (11—15 лет) является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В плане социальном подростковая фаза — это продолжение первичной социализации. Как правило, все подростки этого возраста — школьники. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Отсюда — типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка.
Юношеский возраст (14—18 лет) представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью. В биологическом плане этот этап — период полного физического созревания. Юность - это завершающий этап первичной социализации. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики.
Перед ними стоит задача социального и личностного самоопределение, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своею места во взрослом мире


 

Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (профессионально-те­хническом училище) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, уличные группы, склонные к совершению правонарушений.
Под трудновоспитуемость­ю прежде всего понимают негативизм и сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, выходящими за рамки педагогической и социальной запущенности.

Конфликтность в отношениях со взрослыми, родителями и учителями очень часто проявляется в подростковом возрасте и объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками. Стремясь избавиться, отстраниться от оценки и влияния взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы и мнения, высказывания старших. Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации проявляется и в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для него в этот период характерна повышенная потребность общения со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.

Следует отметить, что в подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка, основа и фундамент личности, играющие решающую роль в процессе личностного самоопределения и саморегулирования.

Социальную адаптацию детей и подростков могут затруднять различные нервно-психические заболевания и отклонения. Поэтому в данном случае недостаточно мер педагогической коррекции, необходимы вмешательство и помощь психиатров, невропатологов, психотерапевтов, наряду с мерами воспитательного характера осуществляющих медицинскую коррекцию, а также проводящих специальные консультации для педагогов и родителей.

Важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия







Date: 2015-05-09; view: 716; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию