Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 11





 

Психодиагностика - - область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приёмы распознавания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Понятие психодиагностики появляется в 1921 г. и принадлежит Г. Роршаху. Предыстория психодиагностики исчисляется многими веками. Первые "тесты", предназначенные для определения индивидуальных психологических различий, были известны более 4000 лет назад. У отечественной психодиагностики выделяются 2 периода развития.

1) Начало 20-х - середина 30-х гг. ХХ в. В тот период плодотворно работали М. С. Бернштейн, М. Я. Басов, П. П. Блонский, С. Г. Галлерштейн, Н. Д. Левитов, А. М. Мандрыка, Г. И. Россолимо, М. Ю. Сыркин, И. Н. Шпильрейн, А. М. Шуберт и др. Значительный вклад внесён Л. С. Выготским. Его идея о психологическом диагнозе в работе "Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства" (1936) сохраняет своё значение и сегодня.

В те годы массово применялись тесты в народном образовании, профотборе и профориентации. 2) Начался в конце 60-х. Этот период отмечен дискуссиями о месте психодиагностики в системе психологических знаний, о принципах и методах исследования, об отношении к зарубежному опыту. Разработкой её проблематики занимались В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, Е. Т. Соколова, Л. А. Венгер, А. Е. Личко, К. М. Гуревич, Б. Д. Карвасарский, Н. И. Непомнящая, В. И. Лубовский и др. Одной из главных задач считалось преодоление разрыва между теорией и практикой, между академическими концепциями личности и реальностью её исследования. Можно выделить две функции психологической диагностики — научную и практическую.

Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность но конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях,

к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач. Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей. Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради решения определенных прикладных задач. Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) означает распознавание, обнаружение.

В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляются ряд этических требований. Среди них - соблюдение тайны психодиагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, не нанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций. Представим и рассмотрим все эти требования в виде принципов психодиагностики.

 

 


 

Вопрос 12.

Основные методологические принципы. Методы исследования в психологии, их классификация. Применительно к психологии следует назвать следующие принципы:

1. Принцип системного детерминизма психического. Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий гласит, любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).

2. Принцип активности сознания личности предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).

3. Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений - это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте).

4. Принцип системности (системного строения психического явления) -принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом.

5. Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант.

 

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных

Основной метод Вариант основного метода
Наблюдение Внешнее (наблюдение со стороны)
  Внутреннее (самонаблюдение)
  Свободное
  Стандартизированное
  Включенное
  Стороннее
Опрос Устный
  Письменный
  Свободный
  Стандартизированный
Тесты Тест-опросник
  Тест-задание
  Проективный тест
Эксперимент Естественный
  Лабораторный
Моделирование Математическое
  Логическое
  Техническое
  Кибернетическое

Date: 2015-05-09; view: 508; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию