Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налог на прибыль и доходы





 

Порядок исчисления и уплаты налога определены Законом Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» от 22 декабря 1991 г. N 1330-ХІІ (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., N 4, ст.77)

Сюда входят налог на прибыль, налог на дивиденты и приравненные к ним доходы, подоходный налог с физических лиц, налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности (налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности).

Облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из балансовой прибыли, представляющей собой сумму прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные фонды, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль юридических лиц облагается налогом по ставке 24%. По ставке 15% облагается прибыль предприятий (кроме предприятий розничной торговли), балансовая прибыль которых составляет в год не более 5000 МЗП, со среднегодовой численностью работающих на них: в промышленности – до 200 человек. Дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные предприятием, облагаются по ставке 15 процентов. Налог взимается у источника дохода. Совет Министров Республики Беларусь вправе снизить (но не более чем в два раза) ставки налога на прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности) предприятиями, включенными в перечень высокотехнологичных предприятий, утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь.

Прибыль предприятий агропромышленного комплекса, полученная от производственно-технического и некоторых других видов обслуживания предприятий агропромышленного комплекса, облагается по ставке 10%.

От уплаты налога на прибыль освобождаются предприятия, использующие труд инвалидов и пенсионеров, за исключением прибыли, полученной от торговой, торгово-закупочной и посреднической деятельности, сельскохозяйственные предприятия по реализации произведенной ими продукции растениеводства и животноводства, рыболовства и пчеловодства.

Более того, облагаемая налогом прибыль налогоплательщиков уменьшается на суммы прибыли, фактически использованные на проведение природоохранительных и противопожарных мероприятий, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, на суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.

Подоходный налог с физических лиц взимается по прогрессивной шкале, имеющей пять диапазоны величин облагаемого дохода и соответствующих им ставок 9,15,20,25 и 30%.

Налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности уплачивается по ставке 30% кредитно-финансовыми учреждениями и страховыми организациями и 40% иными юридическими лицами от операций с ценными бумагами. Уплата налога на доходы заменяет уплату НДС и налога на прибыль.

 

31. Экономическое содержание цены. Функции цен. Ценообразующие факторы

 

Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов купить его. В рыночной экономике все имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного производства. Равновес­ной ценой при этом считается цена такого уровня, при которой предложение соответствует спросу.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости изделия. Она выступает важнейшим экономическим рычагом, с помощью которого государство может воздействовать на развитие экономики в целом, отдельного производства и его структуры, конкуренции товаропроизводителей и конкурентоспособность то­вара, научно-технический прогресс.

Как экономическая категория, цена используется для опре­деления: объема производства в стоимостном выражении; темпов роста объема производства; отраслевой структуры промышленно­сти и народного хозяйства; учета инвестиций, основных и обо­ротных средств; себестоимости изготовления изделия, так как все, из чего сделано изделие — сырье, материалы, комплектую­щие, труд работников, вода и т.д. имеет цену. При помощи цен возмещаются затраты на изготовление и реализацию продукции.


Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функций, связанных с действием объективных экономических законов в обществе: балансирующую, плано­во-учетную, распределительную и перераспределительную и информационную.

Балансирующая функция заключается в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и предложением.

Планово-учетная функция означа­ет, что цены используется как предприятиями, так и государ­ственными органами для разработки планов, прогнозов. С их помощью осуществляется учет потребленных ресурсов, выпу­щенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показа­телей.

Распределительная и перераспределительная функция цен состоит в распределении создаваемых национального дохо­да и валового внутреннего продукта между предприятиями, от­раслями, регионами путем товарообмена. При значительных отклонениях цен от стоимости, когда на отдельные товары, ус­луги государством устанавливаются низкие цены или же они предоставляются бесплатно, а другие товары отличаются относительно высокими ценами за счет включения в них косвенных налогов (акцизов, отчислений в целевые бюджетные фонды, на­логов с продаж и др.) усиливается перераспределительная фун­кция цен.

Выполнение перераспределительной функции ценами поз­воляет решать такие важные социальные задачи, как создание благоприятных условий для развития и воспитания подрастающего поколения, обеспечение общедоступности товаров первой необходимости, лечения и др. Однако значительные перераспределительные процессы могут негативно повлиять на разви­тие экономики, поскольку дают искаженную картину состоя­ния дел и снижают эффективность управленческих процессов.

Информационная функция состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах.

Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием множества факторов, действующих разнонаправленно и которые можно ранжировать по степени их детализа­ции. К факторам первого порядка можно отнести спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование. В свою очередь сочетание этих факторов определяется двумя группами более Детализированных факторов — внутренних и внешних (рис. 2.1).

Внутренние факторы, т.е. факторы микроэкономического уровня, зависят от деятельности самого предприятия, фирмы. Товар, характеризующийся особыми свойствами, уникальны­ми достоинствами и способами его обработки, непременно будет иметь более высокую цену, отражающую его качество, техни­ческий уровень. Способ производства определяет серийность выпуска продукции. Как правило, продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себесто­имость и соответственно цену. Товары же массового производ­ства отличаются низкими издержками и на них устанавлива­ются относительно низкие цены. При частых и интенсивных технологических изменениях товар будет иметь более высокую цену.

Цена тесней­шим образом связана с жизненным циклом товара. Чаще всего продукция имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле и относительно низкую —при длительном. Более того, уровень цены заметно меняется на различных стадиях жизнен­ного цикла товара в связи с изменением конъюнктуры рынка и объемов продаж.


На уровень и динамику цен влияют денежная, налоговая и внешнеэкономическая политика, которые определяются объемом обращающейся денежной массы, количеством и размерами действующих налогов, таможенных пошлин, нетарифными барьерами.

 

Виды и система цен

Взаимоотношения между предприятиями обслуживает сис­тема взаимосвязанных и взаимозависимых цен, уровень одних из которых оказывает влияние на уровень других. Взаимосвязь всех цен в национальной экономике предопределяется взаимос­вязью предприятий, производств и отраслей народного хозяй­ства, а также взаимодействием элементов рыночной экономики (конкуренцией, формами собственности и др.).

Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от стадии товародвиже­ния, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различные виды цен (рис.2.3).

Отпускная цена предприятия-изготовителя цена, при­меняемая на республиканском рынке в расчетах между пред­приятием-производителем продукции и другими предприятиями-покупателями за исключением населения. Она устанавли­вается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, зат­рат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-из­готовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия для последующей перепродажи.

 

Отпускная цена оптового предприятия формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупате­лям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптово­го предприятия одновременно является ценой приобретения то­вара для розничной торговой организации.

Розничная цена цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного пот­ребления.

Каждый из последующих видов цен в этой цепочке включа­ет в качестве составной части предыдущий вид. Так, отпускная цена оптового предприятия включит отпускную цену предпри­ятия-изготовителя, а розничная цена —отпускную цену опто­вого предприятия.

По способу установления различают регулируемые и сво­бодные (договорные) цены. Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны центральных органов уп­равления и местных исполнительных и распорядительных ор­ганов. Они неизбежны в условиях переходного периода и при­меняются на важнейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию пред­приятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и некоторые другие. Ряд видов продукции и услуг, на которые регулируемые цены установле­ны ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств (квартплата, тарифы электроэнергии, и коммунального хозяйства для населения).


Свободные (договорные) цены устанавливаются по согла­шению сторон — продавцов и покупателей. Они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены фор­мируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответ­ствуют рыночной экономике.

Границы между регулируемыми и свободными ценами очень подвижны и постоянно меняются в зависимости от скла­дывающейся экономической ситуации. Общей тенденцией по мере формирования рыночной среды является постоянное уве­личение доли свободных цен по сравнению с регулируемыми.

В зависимости от принадлежности товара к определен­ной отрасли в сфере народного хозяйства различают оптово-отпускные цены на промышленную продукцию, закупоч­ные цены на сельскохозяйственную продукцию, сметные це­ны в строительстве, тарифы на различные производствен­ные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.) и непроизводственные (бани, фотографии, медицинские, юридические и др.) услуги.

В отечественной практике хозяйствования широкое рас­пространение получили виды цен с учетом, условий поставки. Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены разме­ров транспортных расходов используются различные виды цен «франко».

Цены могут различаться с учетом их территориального распространения. При этом выделяют единые республикан­ские и местные цены. Единые цены, т.е. цены одного уровня, действуют по всей территории республики. Они устанавливают­ся и контролируются центральными органами управления (электроэнергия, тарифы на грузовые перевозки железнодо­рожным транспортом, квартирная плата и др.).

Местные цены формируются по определенным территори­ям (областям, районам) под воздействием как рыночных факторов, так под влиянием регулирования со стороны местных органов власти.

В зависимости от рынка, на который поставляется продукция, выделяют цены для внутреннего (республиканского) рынка и цены для внешнего рынка (на экспортируемые товары). Движение потоков во внешней торговле лежит в основе деления цен на цены на импортируемые и цены на экспортируемые товары.

От сроков действия могут использоваться постоянные (долговременные) цены, скользящие, ступенчатые, сезонные цены. Постоянные (долговременные) цены устанавливаются без ограничения срока их действия на большинство товаров массового спроса.

Скользящие цены могут использоваться в долгосрочных договорах на поставку продукции или выполнение заказа, в течение срока исполнения которых могут существенно измениться экономические условия производства и сбыта, а также в период высокой инфляции.

Ступенчатые цены можно устанавливать на продукцию, подверженную быстрому моральному старению с учетом фаз ее жизненного цикла. Цены первой ступени обеспечивают предприятию повышенную прибыльность, а в последней – могут лишь возмещать затраты на производство или их часть.

Сезонные цены определяются дифференцированно по сезонам года и обуславливаются сезонностью производства или реализации продукции, услуг.

Дифференциация цен может осуществляться и по другим признакам, например, в зависимости от характера потребителя, для различных категорий населения.

Отдельный блок в системе цен представляют цены, используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии и в статистике: планово-расчетные, учетные, цены производителей, потребительские цены, текущие и сопоставимые. Планово-расчетные цены используются во внутрипроизводственном планировании на крупных предприятиях. Учетные цены применяются для оценки движения продукции на предприятии.

Цены производителей продукции характеризуют изменение стоимости продукции непосредственно на производстве. Они не используются в расчетах между предприятиями. Цена производителя состоит только из себестоимости и прибыли предприятия без учета косвенных налогов и неналоговых платежей. Сопоставимые цены применяются как в статистике, так и в планировании в течение ряда лет для оценки стоимостных показателей и их динамики, позволяющие исключить влияние изменения цен.

32 Отпускная цена предприятия и порядок ее формирования на основе затратного метода

 

Какие бы методы и стратегии не использовались при форми­ровании цен, они всегда включают три основных компонента: издержки, прибыль и налоги. Если издержки обеспечивают предприятиям простое воспроизводство, то прибыль в цене дает возможность осуществлять расширенное воспроизводство.

В переходной экономике значительную часть цены состав­ляют косвенные налоги и неналоговые платежи в государствен­ный бюджет. Это обусловлено как фискальной их ролью — по­полнением бюджета, так и важной регулирующей их функцией в переходный период.

Цены и налоги, представляющие собой экономические ин­струменты управления народным хозяйством, тесно взаимосвя­заны между собой. Ставки различных налогов в бюджет и от­числений в целевые бюджетные фонды как прямо, так и кос­венно влияют на уровень цены. Прямое воздействие заключается в том, что налоги и неналоговые платежи непосредственно отражаются в цене, поскольку являются ее составляющими элементами. Вместе с тем, оказывая сдерживающее или стиму­лирующее воздействие на производство, они способны менять соотношение спроса и предложения, а соответственно косвенно влиять на цену.

Рассмотрим действующий в республике порядок формиро­вания отпускной цены предприятия на основе затратного мето­да с учетом косвенных налогов (рис. 5-1).

 

 

Обоснование цены начинается с определения плановой се­бестоимости производства и реализации единицы (партии) продукции (работ, услуг) в соответствии с действующими поло­жениями по составу затрат, включаемых в себестоимость (Сед).

Следующим этапом расчета будет определение размера при­были в цене товара с помощью обоснованной предприятием (или установленной государственными органами) нормы рентабель­ности. Прибыль в ценах планируется с учетом необходимости создания на предприятиях фондов потребления и накопления, уплаты налогов на недвижимость, на прибыль, местных.

Расчет суммы прибыли в цене изделия в том случае, если применяется норма рентабельности по отношению к себестои­мости, будет выглядеть так;

,

где П — сумма прибыли в цене, р.; Нр — норма рентабельности по отноше­нию к себестоимости (15-30%), %,

Транспортные расходы по доставке продукции собст­венным транспортом (ТРсоб) выделяют самостоятельным эле­ментом, если продукция перемещается дальше железнодорож­ной станции ее отправления. Это связано с тем, что по действу­ющему законодательству расходы по доставке продукции до станции отправления включаются в себестоимость. Сумма тран­спортных затрат рассчитывается исходя из определенных дого­вором условий поставки с учетом расстояния перевозки, массы груза, установленных транспортных тарифов.

Акцизы включаются в цены товаров, имеющих по специфи­ке своих свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Акцизами облагаются такие товары, как спирт гидро­лизный технический, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино и иная алкоголь­ная продукция), пиво, табачная продукция, нефть сырая, авто­мобильные бензины» дизельное топливо, ювелирные изделия, автомобили легковые и микроавтобусы.

Ставки акцизов могут быть установлены твердые (специфи­ческие), т.е. в евро или рублях за физическую единицу и адвалорные (процентные). Если действует твердая ставка в евро, то сумма акциза определяется путем перевода количества евро по курсу в рубли.

В тех случаях, когда установлена адвалорная ставка акциза, расчет суммы акциза в цене нужно провести следующим обра­зом:

,

где А — сумма акцизного налога, р.; На — ставка акцизного налога, %.

Целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды предусматривают формирование централизованных ресурсов на развитие определенных регионов по необходимым на кон­кретном этапе направлениям. В частности, в 2001 г- они вклю­чали отчисления в фонд стабилизации экономики производите­лей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды для привлечения дополнитель­ных средств на строительство жилья и целевой сбор на финан­сирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жи­лищного фонда;

,

где ЦСМФ — сумма целевого сбора в местные целевые бюджетные фонды, р.;

Нс,м — ставка платежей в местные бюджеты, исчисляемых по единому нор­мативу (2,5%), %.

Отчисления в республиканский целевой бюджетный фонд предусматривают формирование централизованных ресурсов по приоритетным направлениям развития экономики страны в целом, В 2001 г. они направлялись на поддержку производите­лей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграр­ной науки и эти отчисления были введены в связи с не паритетом цен на закупаемую сельскохозяйственную продукцию и про­дукцию промышленности, поставляемую сельскому хозяйству, а также недостаточностью бюджетных ассигнований на реше­ние первоочередных потребностей сельскохозяйственных пред­приятий. Они включаются в цену продукции (работ, услуг) предприятий всех отраслей и сфер деятельности. Освобождают­ся от уплаты платежей колхозы, совхозы, фермерские хозяй­ства, межхозяйственные сельскохозяйственные предприятия и организации и некоторые другие сельхозпредприятия в части выручки, полученной от реализации произведенной ими про­дукции растениеводства, животноводства, рыболовства и пче­ловодства.

В состав отчислений в республиканский фонд входят также отчисления средств пользователями автомобильных дорог, ко­торые производят предприятия, объединения всех форм соб­ственности. Вих составе также налог на приобретение авто­транспортных средств, плата за проезд по автомобильным доро­гам общего пользования Республики Беларусь тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, плата за проезд по автомобильной дороге Брест— Минск — граница Российской Федерации:

,

где ОРФ — сумма отчислений в республиканский целевой бюджетный фонд, р;

Норф — ставка отчислений в республиканский целевой бюджет­ный фонд (2%).

Налог с продаж автомобильного топлива платят пред­приятия (изготовители, торговые предприятия), реализующие на территории Республики Беларусь автомобильное топливо (бензин, товарное дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ, используемые в качестве автомобильного топлива).

Под реализацией автомобильного топлива понимается пере­дача автомобильного топлива в собственность путем продажи, обмена, безвозмездной передачи, а также его использование ли­цом, признаваемым плательщиком налога с продаж автомо­бильного топлива, на собственные нужды.

Таким образом, предприятие-изготовитель топлива будет включать в отпускную цену сумму налога с продаж, рассчитан­ную следующим образом:

,

где НПа.т — сумма налога с продаж автомобильного топлива, р.;

Са.т — ставка налога с продаж автомобильного топлива, %.

Транспортные расходы по доставке продукции привле­ченным транспортом (ТРпр) включаются в цену, если продук­ция перемещается дальше железнодорожной станции отправ­ления и для этого используется привлеченный транспорт. Сум­ма транспортных затрат рассчитывается прямым счетом исхо­дя из определенных договором условий поставки с учетом рас­стояния перевозки, массы груза, действующих транспортных тарифов.

Суммирование всех рассчитанных составляющих позволит определить отпускную цену предприятия-изготовителя той или иной продукции.

Цотп = Сед + П + ТРсоб + А + Цс.м + Оф.с +НПа.т+ ТРпр,

Налог на добавленную стоимость (НДС) в отпускную цену предприятия не включается (кроме случаев, когда на продук­цию устанавливаются фиксированные розничные цены), хотя потребитель оплачивает товар по ценам с учетом этого налога. Цена приобретения товара покупателем с НДС может быть рас­считана следующим образом:

Цотп. с НДС = Цотп [(100 + Сндс) / 100],

где Цотп. с ндс — отпускная цека с добавлением НДС (для покупателя), р.;

Цотп — отпускная цена предприятия-изготовителя, р.; Сндс — ставка НДС (20%), %.

При этом сумма, которую должно уплатить в бюджет пред­приятие-изготовитель можно найти путем вычитания из НДС, добавляемого к отпускной цене сумм НДС, уплаченных по мате­риальным ресурсам и транспортным расходам.

 

Пример 5.1.

Используя эатратный метод, определить отпускную цену на электросоковыжималку "Журавинка", а также отпускную цену с НДС для по­купателя и сумму НДС, уплаченную в бюджет предприятием-изготовителем с этой цены. Себестоимость производства изделия 80 тыс- р., в том числе матери­альные затраты 21 тыс. р. Норма рентабельности для включения прибыли а це­ны по отношению к себестоимости продукции предприятия —15%. Ставки це­левого сбора в местные целевые бюджетные фонды — 2,5 %, налога на добав­ленную стоимость — 20 %, отчислении в республиканский целевой бюджет­ный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, про­довольствия и аграрной науки и пользователями автомобильных дорог — 2 %,

Определим размер прибьлли (П) в цене изделия

П = 30 • 15/100 = 4,5 тыс. р.

Найдем сумму целевого сбора в местные целевые бюджетные фонды (Цд.м )'-

Цс,ы = (30 + 4,5)/(100 - 2,5) - 2,5 - 0,88 тыс. р.

Сумма, отчислений в фонд поддержки производителен сельскохозяйствен­ной продукция, продовольствия и аграрной нйукн и пользователями автомо­бильных дорог (0ф.с) будет равна:

Оф.с = (30 + 4,5 + 0,88)/(100 - 2) • 2 = 0,72 тыс. р.

Отпускная цена (Оц) соковыжималки "Журавинка":

Оц = 30 + 4,5 + 0,88 + 0,72 = 36,1 тыс. р.

Найдем отпускную цену с налогом на добавленную стоимость (0ц.с ндс)

Оц.с ндс = (30 + 4,5+0,88 +0,72) *(100 + 20) / 100 = 43,32 тыс, р.

Сумма налога на добавленную стоимость^ добавляемая к отпускной цене (НДС), составит:

НДС = 43,32 - 36.1 - 7,22 тыс. р., или НДС = 36,1 • 20/100 = 7,22 тьгс. р.

Сумма НДС, уплаченная в бюджет предприятием-изготовителем (НДСупл), будет равна:

НДСупл = 7.22 - (21 * 20/100) - 3.02 гыс. р.

Если изделие, которое предприятие предполагает выпус­кать, продается на рынке, то расчет цены ведется предприятием обратным методом, исходя из уровня действующей на рынке це­ны, собственных затрат на производство изделия (его себестоимо­сти) и уровня прибыли, которую предприятие планирует иметь по данному изделию. В этом случае цена предприятия может быть меньше, чем рыночная. Если предприятие решает продавать из­делие по действующей рыночной цене, то возможная прибыль от реализации изделия рассчитывается обратным методом от имею­щейся цены

,

где Стп -себестоимость товарной продукции

,

 

,

 

,

33. Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь

 

Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Эта политика, как показывает опыт других стран, может реали­зовываться двумя путями: в форме резкого перехода с помощью активной либерализации цен или посредством плавного вхож­дения в рыночную экономику, сочетая постепенное высвобож­дение цен по мере создания необходимых условий, конкурентной рыночной среды с системой государственного регулирова­ния ценообразования.

Принципы ценообразования:

сочетание свободных и регулируемых цен;

разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;

установление регулируемых цен на уровне, обеспечиваю­щем субъектам хозяйствования покрытие экономически обос­нованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли при необходимости с предоставлени­ем государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

осуществление государственного контроля за законодатель­ством о ценообразовании.

Правовые основы государственной политики в области цено­образования в республике, а также сфера применения свободно­го и регулируемого ценообразования, полномочия государ­ственных органов, осуществляющих регулирование ценообра­зования и контроль за ним, были заложены в законе Республи­ки Беларусь "О ценообразовании" (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъек­тов ценообразования, к которым отнесены предприятия с пра­вом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления.

Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию обо­ронного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие това­ры и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, свя­зи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лес­ного хозяйства и некоторых других.

Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реа­лизуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пассажиров городским тран­спортом, продукцию общественного питания и др. Возмож­ность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.

В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При не­возможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;

определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;

обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;

установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;

установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, ал­когольные напитки, экспортируемые товары) цен;

ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;

обязательное обоснование цен при товарообменных (бартер­ных) операциях;

индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;

декларирование цен на продукцию предприятий, занимаю­щих доминирующее положение на рынке;

ограничение цен в рамках антимонопольного законодатель­ства (запрещение установления монопольных цен и антиконку­рентных ценовых соглашений);

контроль за соблюдением законодательства о ценообразова­нии

Следует заметить, что в условиях переходного периода ис­пользуемые меры государственного ценового регулирования должны соответствовать целям антикризисного или антиин­фляционного управления. Средства и способы ограничения цен должны быть достаточно просты и понятны на практике, не должны дублироваться, иначе возникает опасность получения обратного эффекта в виде скрытого потенциала роста цен.

 

34 Виды инноваций

 

Научно-технические достижения распространяются в производстве в форме инноваций (нововведений).

Под инновациями понимаются вновь созданный мате­риал, продукция или технология, впервые внедряемые в производство. В это же понятие укладывается и организа­ция или создание рынка для нового, впервые произведен­ного продукта.

Инновации — качественные изменения в производ­стве — могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Те и Другие тесно взаимосвязаны и являются качественными ступенями в развитии производительных сил, повышения эффективности производства.

Инновационная деятельность как одна из форм инвес­тиций осуществляется с целью внедрения НТП в производ­ство и социальную сферу. Она включает выпуск и распрос­транение принципиально новых видов техники и техноло­гий, реализацию долгосрочных научно-технических программ, финансирование фундаментальных исследований. Характерными чертами инноваций, отличающих их от небольших, чисто количественных изменений техническом базисе производства являются:

качественный скачок в уровне техники в результате реализации изобретений (критерий новизны);

значительный экономический, социальный или другой эффект в результате инновации (критерий эффективности).

Эти критерии позволяют отличать инновации от мелких технических усовершенствований. В жизненном цикле каждого продукта можно выделить несколько фаз. Вначале, когда средства вкладывают в разработку, результаты незначительны. Затем, когда в процесс вступают ключевые усилия, результаты улучша­ются скачкообразно. Наконец, по мере инвестирования в процесс или продукт дополнительных средств, прогресс (результат) становится все более трудоемким и дорогосто­ящим. По мере приближения к пределу затраты, связанные с дальнейшим прогрессом, резко возрастают. Следователь­но, важно осознать технологический предел, чтобы пред­видеть перемены и перестать инвестировать то, что уже нельзя усовершенствовать. Периоды перехода от одной группы продуктов и процессов к другой называются технологическими разрывами. При возникновении разрыва между S-образными кривыми начинает формироваться новая кривая на базе совершенно новых знаний. Например, переход от электронных ламп к полупроводникам, от винтовых самолетов — к реактивным, от натуральных — к синтетическим волок­нам и моющим средствам и т. д.

Крупнейшее (базисные) инновации реализуют крупней­шие изобретения и становятся основой переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания но­вых отраслей.

Крупные инновации (на базе аналогичного ранга изоб­ретений) формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Они реализуются в более короткий срок и с меньшими затратами, чем базисные, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше.

Средние инновации реализуют такого же уровня изоб­ретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными, либо расширяю­щих сферу применения этого поколения.

Мелкие инновации улучшают отрицательные производ­ственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобре­тений, что способствует либо более эффективному произ­водству этих моделей, либо повышению эффективности их использования.

 

 

35Жизненный цикл изделий

 

Общие закономерности инноваций проявляются в научно-исследовательской деятельности предприятия. Прикладные исследования или разработка могут быть описаны с помощью модели жизненного цикла.

Любой проект, по существу, складывается из серии циклов. Эти циклы следующие:

1. Планирование и спецификация — изучение того, что; предстоит сделать, выявление проблем, с которыми придется столкнуться и определение методов для их разрешения;

2. Проект (конструирование) — подготовка чертежей, завершение работы, предшествующей изготовлению про­тотипа;

3. Прототип — разрешение последних проблем, окон­чание проекта и передача его в производство.

Прежде чем выбрать и разработать проект, научно-ис­следовательской службе предприятия следует решить ряд задач.

Первая из них — предвидение результата, к которому может привести исследование, то есть как оно будет мате­риализовано. Результатом может быть открытие при внедрении новых технологий, совершенствование оборудо­вания, открытие и использование новых видов сырья и т. п.

Вторая задача —по возможности количественно выра­зить оценку достигнутых результатов.

У каждого товара есть свой жизненный цикл. Характер и длительность этого цикла зависят от множества факторов и условий.

Жизненный цикл товара — это процесс его продажи и получения прибылей, состоящий из четырех фаз: фаза внедрения (выведения товара на рынок), фаза роста, фаза созревания, фаза насыщения, фаза спада (рис. 4.4.5).

Фаза внедрения (выведения товара на рынок) — это распространение товара и выведение его на рынок. Он характеризуется периодом медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. На этом этапе осуществляются большие затраты по выводу нового товара на рынок, требующие значительного периода времени. На протяже­нии этого периода времени сбыт товара обычно увеличи­вается незначительно. Это объясняется затратами времени на 1) расширение производственных мощностей; 2) пере­наладку технологий; 3) доведение товара до потребителей, особенно, если их распределение осуществляется через розничную торговлю.

Фаза роста — это период увеличения объема продаж нового товара.

Если новый товар удовлетворяет интересам рынка, то его сбыт увеличивается. Первые покупатели будут продол­жать приобретать этот товар.

Прибыль предприятия на этом этапе увеличивается. Удельные издержки на производство и затраты на стиму­лирование сбыта уменьшаются, так как они приходятся на значительно больший объем проданной продукции

Фаза созревания — это наступающий со временем период замедления темпов роста сбыта товара. Но по времени этот период значительно продолжительнее преды­дущих. Большинство имеющихся на рынке товаров нахо­дятся на этапе зрелости.

Фаза насыщения — это период времени, когда отдель­ные группы покупателей перемещаются к другим новым модификациям товара.

Фаза спада — характеризуется падением сбыта товара после того, как он преодолел фазы выведения на рынок, роста, созревания, насыщения.

Падение сбыта продукции в любом случае неизбежно. Оно может быть медленным, быстрым или опуститься до определенного низкого уровня и оставаться на этом же уровне в течение многих лет.

Падение сбыта происходит в результате достижений в технологии, изменения потребности в данном товаре, уси­ления конкуренции как отечественных, так и зарубежных соперников.

Таким образом, организации и предприятия в условиях рыночных отношений все чаще приходят к выводу о необходимости разработки новых товаров и услуг и свя­занной с этим выгоды.

 

36Сущность инвестиций и их классификация

Капитал — движущая сила рыночной экономики. Он возни­кает и увеличивается с помощью инвестиций.

Под инвестициями понимаются средства, направляемые на прирост капитала, то есть приобретение оборудования, проектно-конструкторской документации новых видов продукции, строи­тельство зданий, дорог, мостов, домов, и др.

Для учета и планирования инвестиции классифицируются по различным направлениям. В зависимости от вещественного содер­жания они подразделяются на материальные и нематериальные.

Материальные инвестиции — это капитальные вложения в воспроизводство основных фондов.

Нематериальные инвестиции — это средства, направляемые на приобретение прав пользования землей, водой, полезными ис­копаемыми, товарными знаками, это имущественные права поль­зования изобретениями, «ноу-хау» и т.д. Их удельный вес в общей сумме инвестиций по промышленным предприятиям Республики Беларусь не превышает 10%.

По источнику финансирования инвестиции классифицируют­ся на государственные, инвестиции предприятий и частных фирм, юридических и физических лиц.

По источнику образования инвестиции классифицируются на собственные, заемные и привлеченные средства.

Для предприятий собственными средствами является при­быль, остающаяся в распоряжение предприятия, средства аморти­зационных отчислений и средства от продажи выбывших или из­лишних основных фондов. К заемным и привлеченным средствам предприятия относят кредиты банков, выпущенные предприятием акции долгосрочного действия.

Инвесторы участвуют в инвестиционном процессе как пря­мым, так и косвенным инвестированием.

Прямое инвестирование — это приобретение акций предпри­ятий, осуществляющих развитие собственного производства, акций инвестиционных фондов по определенной программе. Косвенное участие в инвестиционном процессе — это открытие счета в банке, траст-компании, вкладывание денег в пенсионный фонд или стра­ховую компанию. Деньги вкладчиков банки или компании исполь­зуют на выдачу кредитов предприятиям независимо от их формы собственности, обязуясь реинвестировать доверенные им сбереже­ния с прибылью.

Экономика в условиях рынка требует непрекращающихся ни на день инвестиций в обновление основных фондов, расширение производства, освоение новых видов продукции, повышение каче­ства продукции. От активности инвесторов полностью зависит технический уровень производства, конкурентоспособность выпус­каемой и осваиваемой продукции, структурная перестройка про­мышленности.

37Инвестиционная политика Республики Беларусь

 

Нынешняя экономическая ситуация требует изменений в ин­вестиционной политике, так как сложились условия, при которых производство самостоятельно не в состоянии обеспечивать расши­ренное воспроизводство основного капитала. Хозяйственный меха­низм в инвестиционной сфере хотя и имеет специфику, но пред­ставляет собой неотъемлемую часть системы управления народным хозяйством. Активизация инвестиционной деятельности всех уровней является важнейшей функцией государства. Государст­венное вмешательство и регулирование инвестиционной дея­тельности проводится с целью реализации научно-технической и социальной политики и оценивается в конечном итоге сбалансиро­ванностью средств бюджета, объемом государственного финансиро­вания инвестиций, показателями экономического и социального развития в целом страны и его приоритетных направлений.

Государственное регулирование инвестиционной деятельно­сти в Республике Беларусь включает: формирование государствен­ного инвестиционного фонда; управление государственными инве­стициями и регулирование условий инвестиционной деятельности всех уровней; контроль за выполнением обязательств инвесторов.

Управление инвестиционным процессом осуществляется го­сударством посредством планирования государственных инвести­ций и определения условий инвестирования для всех инвесторов. Государство выполняет в инвестиционном процессе стратегическую и регулирующую функцию. Это касается вопросов прогнозирова­ния социально-экономического развития республики в целом, оп­ределения направлений развития страны, выбора главных приори­тетов для финансирования за счет бюджетных средств. Согласно документам, определяющим инвестиционную политику в респуб­лике, в последующие годы приоритетное развитие получает маши­ностроение. Чтобы обеспечить отрасли народного хозяйства новой высокопроизводительной техникой и технологией потребуется из­менить структуру самого машиностроения. Более высокими тем­пами должны развиваться те его отрасли, которые являются ката­лизатором научно-технического прогресса — электротехническая, приборостроение, станкостроение, электронная промышленность. Планируется в ближайшие годы повысить удельный вес инвести­ций в развитие производственной инфраструктуры (транспорта, связи) с 8 до 10.

Государственное регулирование инвестиционной деятельно­сти заключается в обосновании и реализации механизмов инвести­рования стратегических направлений. Государство для этого имеет все экономические рычаги, привлекая к инвестиционной деятель­ности предприятия всех форм собственности, физические и юриди­ческие лица, иностранных инвесторов, финансово-кредитную систему, систему налогообложения и ценообразования, систему оплаты труда. Через введение налогов и льгот на определенные направления инвестиций, проведение амортизационной политики, предоставление финансовой поддержки в виде дотаций, льготных кредитов, бюджетных ссуд на развитие отдельных программ и производств, декларирование цен на отдельные виды продукции государство имеет возможность усилить свое влияние на формиро­вание масштабов, направлений и эффективность инвестиционных решений. Все это позволяет: привлечь к инвестиционной деятель­ности средства всех уровней — государственного бюджета, предприятий, населения, иностранных фирм и частных лиц; обеспе­чить перелив средств посредством кредитно-финансовой, налого­вой, ценовой политики и заложить базу для структурных преобра­зований отраслей народного хозяйства; сформировать механизм, способный разрушить монополизм в производстве продукции, ока­зании услуг, создать здоровую конкуренцию и развитие экономики.

Решения по государственным инвестициям принимаются, исходя из прогнозов экономического и социального развития в це­лом республики и приоритетных отраслей ее народного хозяйства, схем размещения промышленных объектов по территории респуб­лики и технико-экономических обоснований по проектам. Государ­ственные инвестиции реализуются путем государственного заказа отрасли, предприятию на выполнение программы в целом либо ее части. Программы, осуществляемые за счет бюджетных средств, подлежат обязательной экспертизе и реализуются на конкурсной основе.

Предприятия любой формы собственности осуществляют ин­вестиционную деятельность на основе планов технического пере­вооружения, реконструкции и расширения производства, освоения новых видов продукции за счет собственных средств из прибыли, кредитов банков, выпущенных акций долгосрочного действия. Ес­ли предприятия выполняют заказ по государственной программе, то средства для него могут быть выделены бюджетом, инвестици­онным или инновационным фондами вышестоящей организации.

Создание объектов культуры, здравоохранения, образования может финансироваться из государственного и местного бюджетов. Создание объектов непроизводственных основных фондов (жилые дома, медпункты, пионерские лагеря, профилактории), числящих­ся на балансе предприятий, финансируется из прибыли предпри­ятий, кредитов банков, продажи акций.

38 Дисконтированная стоимость

Инвестирование является процессом пополнения или добавления капитальных фондов, т. е. приток нового ка­питала в данном году. Предприятие осуществляет инвес­тиции так, как новый капитал позволяет ему увеличить свою прибыль. При инвестировании предприятие делает оценку, будет ли увеличение прибыли от вкладываемых инвестиций за определенное время больше издержек про­изводства. Альтернативной стоимостью инвестирования является рыночный процент суммы средств, необходимых для приобретения нового капитала.

Допустим, предпринимателю принадлежит завод шари­коподшипников стоимостью 8 млрд. руб. При этом на предприятии используется 40 тыс. чел.-час. труда и 1200 т высоколегированной стали для производства 100 тыс. штук подшипников в месяц. Для производства и продажи этих подшипников предпри­ятию необходим основной капитал-завод, построенный за 8 млрд. руб., обеспечивающий ежемесячную прибыль в размере 60 млн. руб. Необходимо обосновать, достаточна ли эта прибыль для покрытия издержек на строительство завода в размере 8 млрд. руб., который будет работать 20 лет. Для этого следует оценить стоимость сегодняшних 60 млн. руб. в месяц через 20 лет. Если данная стоимость превышает 8 млрд. руб., то капитальные вложения явля­ются прибыльными. Действительно, через 20 лет прибыль составит 60 х 20 х 12 = 14,4 млрд. руб.

Таким образом, строительство завода является целесо­образным. Однако возникает другой вопрос. Будет ли сегодняшняя прибыль в размере 60 млн. руб. в месяц через 20 лет соответствовать реальной сумме. Нет не будет. Это объясняется тем, что эти деньги сегодня могут быть вло­жены в ценные бумаги, облигации или банковский депозит, и предприниматель может иметь больше денег в будущем. Отсюда, через 20 лет полученные 14,4 млрд. руб. будут иметь реальную стоимость меньше, чем сегодня.

Учитывая вышесказанное, можно ли считать такое капиталовложение удачным? Чтобы ответить на этот воп­рос необходимо определить, какую сумму следует вложить в строительство завода сейчас, чтобы через определенный период времени его эксплуатации получить доход в буду­щем.

В мировой практике такие расчеты называют дискон­тированием будущего дохода, а первоначальную сумму, которую необходимо вложить в строительство завода се­годня, чтобы через определенный период его эксплуатации иметь доход, называют дисконтированной или текущей стоимостью.

Таким образом, какую сумму необходимо поместить в банк вкладчику, чтобы получить 8 млрд. руб. Зная про­центную ставку, вкладчик должен внести в банк "а" руб. и через год он получит с учетом 5% годовых

а(1 + 0,05)= 8 млрд. руб.

Отсюда, сумма первоначального вклада составит a=7,62 (млрд. руб.)

Эта сумма и есть дисконтированная величина 8 млрд. руб. Дисконтированная стоимость зависит от процентной став­ки. Например, если процентная ставка составит 10%, то дисконтируемая величина 8 млрд. руб. при вкладе на один год равна:

А= 8/(1+0,1) = 7,28 млрд. руб.

Чтобы получить 8 млрд. руб. через два года при 5% годовых, вкладчик должен вложить основной капитал в

сумме

К = 8/(1+0,05)2= 7,26 млрд. руб.

следовательно, дисконтированная стоимость (ДС) лю­бой суммы "а" через определенный период времени при процентной ставке (Ст) будет равна

ДС = а/(1+Ст)t

Из формулы (1) следует, что дисконтированная стои­мость какой-то суммы будет ниже, чем больше период, через который вкладчик намерен получить сумму "а" и чем выше процентная ставка.

Допустим вкладчик намерен получать из года в год какой-то фиксированный доход в течение значительного периода времени. В этом случае вкладчику необходимо знать первоначальный вклад, обеспечивающий ежегодный доход "а", допустим равный 8 млрд. руб. Если процентная ставка равна Ст, то дисконтированная стоимость (первона­чальный вклад) можно определить по формуле:

ДС=а/Ст

Первоначальный вклад при процентной ставке 5% для получения ежегодно 8 млрд. руб. составит:

ДС =8/0,05 = 160 млрд. руб.

Рассмотрим оценку будущих доходов на примере. В таблице 3.6.2 даны два вида дохода. Доход первый равен 4000 руб. При этом 2000 руб. выплачивается в текущем году, и 2000 руб. — через год. Доход второй составляет 4400 руб. — 400 руб. выплачивается теперь, 2000 руб. — через год и еще 2000 руб. через два года. Выбор более предпочтительного дохода будет зависеть от величины ставки процента.

Рассчитаем дисконтированную величину этих доходов Путем вычитания и складывания дисконтированных вели­ка Каждого года выплат:

ДС первого дохода 2000 + 2000/(1 + Ст),

ДС второго дохода 400 +2000/(1+Ст) + 2000/(1+Ст)2

Дисконтированная величина обоих доходов при ставках. 5, 10, 15 и 20% приведена в табл. 3.6.3. При ставке меньше 10% доход второй предпочтительнее первого. При ставке больше 15% доход первый предпочтительнее второго. Это объясняется тем, что хотя сумма первого дохода меньше, она выплачивается быстрее.

Таблица 3.в.2 Дисконтированный доход

  Доход по годам
  текущий год 1-й 2-й
Первый Второй   2000 2000 ---

 

 

Таблица 3.6.3 Размер дисконтированного дохода при различных ставках процента

  Размер дохода от величины ставки дохода от вели чины ставки пр оцента
  Ст=0,05 Cт=0,10 Ст = 0,15 Ст=0,20
  3904,8 4118,8 3818,0 3870,8 3739,2 3651,1 3666,6 3455,4

39 Лизинг

Проблема обновления капитала, особенно машин и оборудования, имеющих высокий уровень физического и морального износа, является первостепенной задачей. Быстрое обновление капитала позволит создать условия для производства высококачественной и конкурентной продукции.

Одним из стимулов ускорения обновления оборудования и обеспечения необходимого технического уровня производства является лизинг физического капитала, который обеспечивает потребителям широкий доступ к передовой технике и технологии в условиях их быстрого морального старения.

Лизинг — это сдача в аренду на длительный срок машин, оборудования, транспортных средств, вычислительной техники, зданий, сооружений и другого движимого и недви­жимого имущества.

При лизинговых операциях объектом ссуды являются средства труда. Лизинговые операции обычно осуществля­ются специализированными компаниями. Целью лизинга является содействие развитию научно-технического прог­ресса, развитие материально-технической базы предприя­тий, их технического перевооружения, расширение коопе­рации между отечественными и зарубежными предприя­тиями. Лизинг не вытесняет традиционные формы финан­сирования и кредитования физического капитала и явля­ется их дополнением.

Для кредитора (лизинговой компании) лизинговые опе­рации являются источником получения доходов в виде арендной платы. По сравнению с обычными формами финансирования и кредитования арендатору — лизинг обеспечивает следующие преимущества: избежать потерь, связанных с моральным старением машин и оборудования, использовать новейшие достижения научно-технического прогресса, сохраняет ликвидность баланса.

Приобретение машин и оборудования за счет обычного банковского кредита ведет к увеличению обязательств арендатора (уменьшению ликвидности), что практически отсутствует при лизинге. Кроме этого банковская ссуда не возмещает полностью всех затрат на приобретение машин и оборудования, а лизинг обеспечивает стопроцентное покрытие этих расходов.

Различают следующие виды лизинга: оперативный, недвижимый, финансовый, международный в др.

Оперативный лизинг — это договор аренды на срок, меньший периоду полной амортизации физического капитала.

Лизинг недвижимости характеризуется передачей в аренду целевых объектов (зданий, сооружений и др.) на 15—20 лет. После истечения этого периода времени объ­екты могут быть переданы арендатору.

Финансовый лизинг — это лизинг специальных ком­паний, которые не являются производителями продукции, а по поручению предприятия-арендатора покупают сред­ства труда у предприятия-изготовителя за счет собственных средств или кредита банка. По истечении срока арендатор может купить арендуемые ценности по остаточной стои­мости.

Международный лизинг — характеризуется тем, что арендаторы пользуются льготами страны-арендодателя в виде низких арендных ставок. Сформировался и быстро развивается мировой рынок лизинговых услуг.

 

40. Понятие качества

 

Понятие «качество» определено стандартом ИСО 8402-94 как «совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, отно­сящихся к его способности выполнять установленные и предпола­гаемые потребности». Качество формируется с помощью техники на основе соответствующего образа мышления. Другая формулировка понятия «качество» базируется на несколь­ких различных точках зрения, с помощью которых можно отразить всю многоаспектность этого понятия.

1.С точки зрения объективной оценки свойств продукта каче­ство может быть точно измерено.

2. С точки зрения покупателя качество продукта определяется в большей мере субъективной оценкой потребителя и в меньшей мере — характеристиками самого продукта.

3. С точки зрения производственного процесса качество — это соблюдение спецификаций, и каждое отклонение от них ведет к снижению качества.

4. С точки зрения соотношения цены и полезности качество вы­ражается посредством затрат и цен. Качественный продукт выпол­няет определенную функцию по приемлемой цене, а также в соот­ветствии со спецификацией по приемлемым издержкам.

Выделяют следующие основные причины, почему проблема обес­печения качества так актуальна в современном производства:

• качество — главный критерий для совершения покупки для наиболее значимых покупателей. Потерять заказ из-за недостаточ­ного уровня качества намного хуже, чем из-за слишком высокой цены: так можно потерять клиента навсегда;

• качество всеохватывающе

• качество — главный инструмент снижения издержек. Всегда дешевле делать правильно с первого раза, чем впоследствии ис­правлять ошибку;

• качество ведет к упрочению позиций фирмы на рынке. В усло­виях открытых и либерализованных рынков товары и услуги ста­новятся все более взаимозаменяемыми. Уровень качества товаров становится решающим.

Понятие «качество» можно рассматривать как двухуровневое. Ка­чество первого уровня — так называемое техническое качество формируется на стадиях исследований, разработок и производства. Управление качеством на этой стадии включает мероприятия по соблюдению необходимого минимума качественных и количествен­ных требований к продукту. Качество второго уровня — коммуника­тивное качество формируется на стадиях пред- и послепродажного обслуживания. Для обеспечения качества на этих стадиях осуществ­ляются мероприятия, направленные на всестороннее удовлетворе­ние запросов клиентов.

41 Система показателей качества продукции

 

Свойства продукции могут быть охарактеризованы количествен­но и качественно. Количественная характеристика одного или несколь­ких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показа­телем качества продукции. Оценивать качество продукции.следует только по совокупности показателей, имеющих к нему непо­средственное отношение и установленных в соответствии с назначе­нием продукции. Показатели качества продукции носят относитель­ный характер, поскольку установленные и предполагаемые потреб­ности могут со временем меняться. В зависимости от числа характеризуемых свойств пока­затели делятся на единичные и комплексные. Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство изделия. Комплексные показа­тели принято разделять на обобщенные (характеризуют наиболее существенную совокупность свойств, по которой принято оценивать качество), интегральные (отражают соотношение суммарного по­лезного эффекта и суммарных затрат эксплуатации) и индексные (отражают соотношение качества разнородной продукции).

По применению показатели разделяются на абсолютные (выражаются в натуральных и стоимостных единицах) и относитель­ные (характеризуют свойства по сравнению с базовым, эталонным или конкурирующим образцом).

По характеризуемым свойствам показатели качества делятся следующие группы. Показатели назначения характеризуют сущ­ность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях (например, полезная работа, производительность, мощ­ность). Показатели надежности отражают способность изделия с тече­нием времени выполнять требуемые функции в заданном режиме (безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости). Показатели безопасности оценивают степень безопасно­сти при эксплуатации (время срабатывания защитных установок, степень изоляции).

Показатели технологичности описывают оптимальное распреде­ление затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (напри­мер, материалоемкость, трудоемкость, себестоимость, фондоемкость).

Показатели транспортабельности

Показатели стандартизации и унификации

Патентно-правовые показатели харак­теризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции.

Эргономические показатели отражают удобство и комфорт экс­плуатации (потребления).

Показатели эстетичности продукции

Экологические показатели отражают уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации (потреблении) продукции. Эконо­мические показатели характеризуют уровень затрат на эксплуатацию.

 

. Система сертификации продукции

 

Сертификация призвана служить гарантией потребителю в том, что продукция соответствует стандарту или определенным требо­ваниям: Системы сертификации создаются на государственном уровне. В Беларуси правовой основой сертификации является Закон РБ «О сертифи­кации продукции, работ и услуг» от 5 сентября 1995 г. В качестве целей сертификации называются:

• защита потребителя от приобретения (использования) про­дукции, в том числе импортной, которая опасна для его жизни? здоровья и имущества, а также для окружающей среды;

• содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции.

Структура системы сертификации трехзвенна и включает: 1) Гос­стандарт; 2) органы по сертификации однородной продукции (юридические лица, получившие аккредитацию); 3) испыта­тельные лаборатории (центры).

В основе сертификации лежат стандарты, соблюдение кото­рых является обязательным условием для успешной работы лю­бого предприятия, организации, учреждения.

В основе стандартизации — технические возможности про­дукции и услуг, являющиеся результатом достижений науки, тех­ники и практического опыта.

Общепризнанным международным органом, занимающимся вопросами стандартизации, является ИСО, в функции которого входит разработка, утверждение или принятие стандартов, дос­тупных широкому кругу потребителей.

Сертификация — это система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требова­ниям международных стандартов, технических условий и иных нор­мативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране-импортере продукции или услуг.

Сертификация соответствия — действия третьей стороны, до­казывающие, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Законодательно утвержден список товаров, подлежащих обязательной сертифика­ции. Как правило, это те товары, нарушение качества которых мо­жет нанести вред жизни и здоровью человека. Наряду с обязатель­ной существует и добровольная сертификация, проводимая на доб­ровольной основе по инициативе изготовителя (исполнителя), продавца (поставщика) или потребителя продукции.

При успешном прохождении сертификации предприятию-про­изводителю выдается сертификат соответствия (с максимальным сроком действия 3 года), а также устанавливается право маркиро­вать изделие и/или упаковку, тару и сопроводительную документа­цию знаком соответствия. Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соблюдения всех установленных требований к продукции, процес­су или услуге. Знак соответствия — защищенный в установленном порядке знак, указывающий, что обеспечивается необходимая уве­ренность в том, что должным образом идентифицированная про­дукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. С целью установления того, что сертифицированная продукция продолжает соответствовать за­данным требованиям, подтвержденным при сертификации, про­водится инспекционный контроль.

42 Оценка конкурентоспособности предприятия

 

Конкурентоспособность предприятия определяется с помощью двух групп показателей, отражающих конкурентоспособность выпускаемой продукции и эффективность использования ресурсов. Вторая группа включает показатели, характеризующие со­стояние и использование живого труда, основных производствен­ных фондов, материальных затрат, оборотных средств, а также финансовое положение предприятия. При оценке конкурентоспособности предприятия предметом пристального внимани







Date: 2015-05-09; view: 614; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.125 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию