Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
Изучение студентами дневного отделения дисциплины «Юридическая психология» предусматривает лекции, практические занятия, консультации и т.п. Лекция несет в себе информационную, мотивационную (развитие интереса к науке, познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической значимости изучаемого), организационно-ориентационную, профессионально-воспитательную, методическую, оценочную, развивающую и воспитательную функции. Конспекты лекций значительно облегчают подготовку к практическим занятиям, а в дальнейшем – к зачету и экзамену. В полной мере это достигается лишь в том случае, если конспектирование лекций ведется тезисно, с обязательным разъяснением отдельных моментов. Для того, чтобы сочетать глубокое понимание излагаемого вопроса с логическим его пониманием, надо иметь перед глазами содержание последней фразы записей, внимательно слушать лектора. Обрабатывать лекцию во время самостоятельной подготовки лучше не позже второго-третьего дня ее прочтения. Для этого необходимо прочитать свои записи, учебник и другую литературу. По мере усвоения порции учебной информации необходимо вносить в конспект дополнения, уточнения и т.д. Разбить учебный материал на смысловые операции, дать им легко запоминающиеся заглавия, выделяя, подчеркнуть главные мысли. Практические занятия необходимо проводить с использованием интерактивных форм обучения, используя для этогодискуссии, семинары-исследования; разбор конкретных ситуаций, деловые игры, тренинги и др. Методологической основой, обуславливающей эффективность активных методов обучения, является деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина и др.), в соответствии с которым, усвоение содержания исторического опыта людей осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира, которые созданы развитием человеческой культуры. Применительно к профессиональному образованию методологическим подходом, лежащим в основе активного обучения, является также контекстный подход (А.А.Вербицкий), с позиций которого, основополагающим аспектом в профессиональной подготовке выступает контекст будущей профессиональной деятельности, предметное и социальное содержание которой должно в большей или в меньшей степени пронизывать все изучаемые предметы. Отбор содержания учебных предметов в контекстном обучении идет в двух направлениях – со стороны науки и со стороны профессиональной деятельности. Учебные предметы преподносятся не просто как некие научные догмы, представленные в знаковой форме в виде учебных текстов, а обязательно включают в себя решение учебно-профессиональных задач. В соответствие с контекстным подходом, в ходе обучения должна присутствовать динамика перехода от учебной деятельности к учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельности. Целью образования на современном этапе развития общества является развитие личности. В современной психолого-педагогической литературе накоплен определенный учебно-методический материал, касающийся развития отдельных психических процессов и профессионально-значимых качеств личности будущего юриста. В частности, это упражнения и задачи, направленные на развитие наблюдательности, внимательности, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, техники общения. При всей их значимости, следует отметить, что предлагаемые упражнения и задачи основаны на содержании курса общей психологии, в результате изучения которого предполагается, что развиваемые качества будут впоследствии включаться в осуществление будущей профессиональной деятельности. Но для этого, уже в процессе учебы, важно создавать ситуации, приводить примеры из будущей профессиональной деятельности, требующие проявления развиваемых процессов и качеств. Следует отметить, что к изучению юридической психологии студенты приступают, как правило, будучи достаточно осведомленными с теоретическими основами своей будущей профессиональной деятельности и ее некоторыми практическими аспектами, которые они изучают в курсах «Уголовное право», «Уголовно-процессуальное право», «Уголовно-исполнительное право», «Криминология», «Криминалистика», «Гражданское право» и др. Все это создает условия для использования накопленного студентами личностного опыта на занятиях по юридической психологии, предоставляя им возможность быть не только «объектами» обучающих воздействий, но и становиться подлинными субъектами обучения, включаясь со своим личностным опытом в учебный процесс; не только заучивать и затем воспроизводить учебную информацию, предлагаемую на лекциях и в учебниках, но и самостоятельно ее конструировать, проявляя тем самым познавательную самодеятельность, творчество и сотворчество. Таким образом, имеются все объективные основы для широкого использования форм и методов активного обучения. Активное взаимодействие преподавателя и студентов начинается уже на лекции. В ходе лекции обязательно предполагается последовательная постановка ряда вопросов, ответы на которые частично могут дать сами студенты. Лекция-диалог обеспечивает личностную значимость изучаемого материала тем, что, активизируя познавательную деятельность студентов, приводит к более глубокому пониманию, а также принятию изучаемого материала. Лекция-диалог позволяет студентам видеть ограничения, пробелы в своих знаниях, и в то же время, предлагая подсказки, преподаватель дает студентам возможность проявить себя, помогая им ответить на поставленный вопрос. Конечно же, в наиболее выраженном виде активное обучение реализуется на семинарских занятиях. Как показал опыт работы, практически все семинарские занятия по курсу юридической психологии могут проводиться в виде семинаров-исследований, семинаров-дискуссий, деловых игр, тренингов. Процедура проведения семинарских занятий заключается в следующем. По предложению преподавателя студенты образуют несколько групп по 5-7 человек, каждая из которых получает заранее заготовленное по теме занятия проблемное задание. Характер возможных заданий известен студентам из плана семинарских занятий, в котором представлен и список литературы. Для того чтобы выполнить задание студенты должны обменяться мнениями, отстоять свою точку зрения, при необходимости «доисследовать» проблему, пользуясь любыми источниками информации. В течение получаса в подгруппе готовится решение поставленной проблемы или ответ на вопрос. Затем от каждой подгруппы поочередно выступают докладчики. Наряду с докладчиками могут быть и содокладчики, уточняющие и дополняющие основной доклад. Результаты работы группы должны быть оформлены письменно в тетрадях и схематично представлены на доске для общего обозрения. Данный вид работы является очень важным в подготовке специалиста, так как учит будущих юристов формулировать свои мысли в виде письменной и устной речи и предоставлять их для внимания слушателей. Затраты времени на проведение различных этапов занятия составляют: 30 минут на работу в подгруппах, по 10 минут на выступления докладчиков и ответы на вопросы (при количестве подгрупп равном четырем это составляет 40 минут), 10 минут на подведение итогов и формулирование выводов. Таким образом, общие затраты времени составляют 80 минут, что соответствует одной учебной паре. Конкретные задания для работы в подгруппах определяются темой занятий. На занятии по теме «Психология юридического труда» студенты в подгруппах составляют профессиограммы работников юридического труда по предложенной преподавателем схеме: 1) специфика профессии и ее социальное значение; 2) выполняемая работа (включая указания на то, с кем взаимодействует, какую документацию ведет); 3) условия труда, необходимое оборудование (желаемые и реальные); 4) необходимые в работе знания, умения, навыки; 5) качества и свойства личности, способствующие успешному выполнению профессиональной деятельности. Материал, полученный на данном занятии, служит впоследствии основой для проведения тренинговых занятий. На занятии по теме «Судебно-психологическая экспертиза» студенты выносят постановления о назначении судебно-психологических экспертиз, включая фабулу дела, которую они составляют сами. Здесь внимание студентов обращается на то, чтобы из представленной фабулы обязательно следовало психологическое и правовое основание для назначения судебно-психологической экспертизы. Прежде всего, предлагаются вынесение постановлений для проведения следующих видов экспертиз: экспертиза эмоциональных состояний (аффекта); экспертиза несовершеннолетних обвиняемых; экспертиза способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания; экспертиза по делам о сексуальных преступлениях. В качестве дополнительных заданий предлагаются экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы; посмертная судебно-психологическая экспертиза; экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой. Вспомогательным материалом для вынесения постановлений могут служить публикации, представленные в различных печатных изданиях. Примерный перечень вопросов по каждому из видов судебно-психологических экспертиз представлен в планах семинарских занятий. В то же время поощряется постановка собственных вопросов, ответы на которые могут быть получены от эксперта-психолога. На занятии по теме «Психология организованной преступности» студенты дают обобщенный портрет различных организованных преступных групп, занимающихся, например: угоном автомобилей и их продажей; наркобизнесом; порнобизнесом, преступлениями в экономической сфере и др. Основными параметрами рассмотрения выступают: 1) привлекательность данной категории преступления и пути возникновения организованной группы; 2) состав группы, особенности межличностных отношений и связей между членами группы; 3) типичные приемы, способы совершения преступлений; далее отражаются: 4) трудности расследования преступлений, совершаемых данной группой; 5) слабые места подобного рода преступлений; 6) меры борьбы и профилактики. Особое внимание уделяется именно психологическим аспектам рассматриваемых параметров. На занятии по теме «Психологическая характеристика потерпевших» студенты в подгруппах представляют различные категории потерпевших. В частности, это могут быть владельцы приватизированного жилья, предприниматели, потерпевшие по делам о сексуальных преступлениях и др. Каждая категория потерпевших описывается по следующей схеме: 1) в чем привлекательность данной категории потерпевших и совершаемых в отношении их преступлений; 2) типы потерпевших данной категории; 3) виды, способы, приемы совершения в отношение их преступлений; 4) трудности расследования преступлений в отношение каждого типа потерпевших; 5) меры борьбы и профилактики такого рода преступлений. Среди разнообразных трудностей расследования особое внимание уделяется получению достоверных показаниям потерпевших. Делаются выводы о необходимости широкомасштабных профилактических мероприятиях в работе с различными категориями населения. На занятии по теме «Психологическая характеристика предварительного следствия» студенты в подгруппах выделяют психологические факторы и условия, позитивно и негативно влияющие на проведение различных составляющих предварительного следствия: осмотр места происшествия; допрос; очную ставку; следственный эксперимент; обыск; опознание и др.. Хотя в учебнике даны психологические основы предварительного расследования, студентам предлагается более конкретно выделить, представить и обосновать указанные факторы и условия. На занятии по теме «Психологические основы судебного процесса» проводится фрагмент деловой игры «Судебное заседание». Здесь наибольшей популярностью у студентов пользуется бракоразводный процесс в ситуации, когда в семье есть малолетний ребенок. Особое внимание затем уделяется анализу стиля общения судьи, способам воздействия судьи на участников судебного заседания, а также тактике поведения адвокатов и других представителей противоборствующих сторон; рассматриваются манипулятивные приемы, используемые различными участниками судебного заседания, факторы, влияющие на принятие решения судьей. Таким образом, в ходе применения активных методов обучения в курсе юридической психологии осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента. Предметом исследования и познания являются различные стороны будущей профессиональной деятельности. Обучение выступает как процесс межличностного взаимодействия и общения студентов друг с другом и с преподавателем, организуемого в направлении достижения главной образовательной цели – развития личности будущего специалиста. Предложенные формы проведения занятий по юридической психологии используются на юридическом факультете Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета и, как показывают результаты опроса, вызывают у студентов большой интерес, способствуют значительным позитивным изменениям в их отношениях друг к другу, к учебному процессу, а также способствуют более эффективной подготовке будущих юристов к своей профессиональной деятельности.
Date: 2015-05-09; view: 502; Нарушение авторских прав |