Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Образование и правописание причастий





Упражнение 86.От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей.

 

Строить, бороться, хвалить, мыть, сеять, вести, смеяться, славиться, клеить, любить, знать, читать.

Глагол Форма 3-го лица Причастие настоящего множественного числа времени
Глаголы I спряжения читают, пишут, читающий, пишущий, Глаголы II спряжения дышат, видят дышащий, видящий

Упражнение 87.От данных глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени, пользуясь таблицей.

 

Сеять, похвалить, бороться, класть, положить, сесть, умереть, принести, согреть, сжечь, привести, победить.

 

Инфинитив Действительное причастие прошедшего времени
читать, нести читавший, нёсший

 

Упражнение 88.От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей.

 

Высказать, делить, предлагать, повторять, осуществлять, отвлекать, растворять, рисовать, сопровождать, управлять, читать.

 

Глагол Форма 1-го лица множественного числа настоящего времени Причастие страдательное настоящего времени
Глаголы I спряжения Глаголы II спряжения (мы) читаем (мы) зависим, любим читаемый зависимый, любимый

 

Упражнение 89. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от следующих глаголов (см. комментарий в конце упражнения).

 

Восстановить, возобновить, вымыть, поднять, полить, посеять, убрать, решить, сказать, прочитать, измучить, одеть, обидеть, схватить, запереть, покрасить.

 

Комментарий. Страдательное причастие прошедшего времени образуется от основы инфинитива посредством суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т-.

Суффикс -нн- находим у причастий от глаголов на -ать (-ять), -еть, например: прочитать - прочитанный, засеять - засеянный, просмотреть - просмотренный.

Суффикс -енн- (-ённ-) - у причастий от глаголов на -ить, -ти, -чь, например: выстроить - выстроенный, привезти - привезённый, испечь - испечённый. При образовании причастия с суффиксом -енн- (-ённ-) происходит соответствующее чередование согласных: покрасить - покрашенный, схватить - схваченный, убедить - убеждённый, обидеть - обиженный, оскорбить - оскорблённый.



Суффикс -т- бывает у причастий от глаголов, имеющих в инфинитиве перед -ть гласную у или о (например: натянуть - натянутый, расколоть - расколотый) или же другую гласную, если это односложные глаголы или образованные посредством приставок от односложных основ (например: бить - битый, разбить - разбитый; мыть - мытый, вымыть - вымытый; одеть - одетый; снять - снятый; сжать - сжатый). Но приставочные глаголы, образованные от глаголов брать, гнать, дать, драть, знать, спать, образуют причастия с суффиксом -нн-, например: собранный, выгнанный, выданный, разодранный, узнанный, заспанный.

Переходные глаголы на -ереть имеют страдательные причастия на -тый: запереть - запертый, стереть - стёртый.

Упражнение 90.Перепишите, вставляя пропущенные причастия, данные в скобках, и согласуя их с существительными. Укажите причастия действительные и страдательные.

 

1. Студенческий драматический кружок, ... артистом городского театра, готовит новую пьесу. - Артист, ... студенческим драматическим кружком, терпеливо разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2. Студенты ... большую работу на экспериментальном участке, написали о своём опыте в стенную газету. - Большая работа, ... студентами, была описана в газете (проделавший, проделанный). 3. Девушка, ... новую книгу, рассказывала о своём впечатлении от неё. - Новая книга, ... девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4. Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту. - Облака, ... ветром, быстро закрыли вершины гор (гонящий, гонимый).

Упражнение 91.По приведённому образцу составьте таблицу образования причастий и впишите в неё формы причастий от данных глаголов. В случае невозможности образования той или иной формы ставьте черту. Укажите, от каких глаголов нельзя образовать причастия страдательные, от каких - причастия настоящего времени.

 

Глагол Причастия
неопре- делённая форма пере- Вид действительные страдательные
ходн.   наст. прошед. наст. прошед.
или   вр. вр. вр. вр.
  непере -          
  ходн.          
читать пере- несов. читающий читавший читаемый читанный
  ходн.          
любить пере- несов. любящий любивший любимый -
  ходн.          
прочитать пере- сов. - прочитав- - прочитан-
  ходн.     ший   ный
подойти непере-          
  ходн. сов. - подошед-    
        ший - -

 



Читать, любить, спать, сидеть, ненавидеть, дышать, бросить, заниматься, слышать, обидеть, отправлять, видеть, виднеться, подъехать, смеяться, бежать, гнать.

Упражнение 92.Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание причастий. К каждому причастию в скобках припишите неопределенную форму того глагола, от которого оно образовано.

 

1. Тесто хорошо замеш...но. Петрова не была замеш...на в этом нашумевшем судебном процессе. 2. Окопы были обстрел... ны неприятелем. Подстрел...нная утка спряталась в кустах. 3. Стены комнаты были окле...ны обоями. 4. Потер...нная книга нашлась. 5. Замеченные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 6. На засе...нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7. Работа была оконч...на своевременно. 8. Платье было быстро высуш...но и поглаж...но. 9. Лекция прослуш...на с большим вниманием.

Упражнение 93.Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя устно написание н или нн.

 

Кипячё...ая вода - вскипячё...ое молоко; краше...ый пол - покраше...ый забор, рама покраше...а, коше...ый или некоше...ый луг, скоше...ая трава, трава скоше...а, стреля...ый воробей - подстреле...ая птица; жжё...ый кофе - сожжё...ое письмо; копчё...ая колбаса - закопчё...ые стены; балова...ый ребёнок - избалова...ое дитя - девочка избалова...а родителями; стриже...ый мальчик - остриже...ая голова, волосы остриже...ы; дистиллирова...ая вода.

Упражнение 94.От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких используйте формы всех родов и множественного числа) и в соответствии с приведёнными образцами расставьте ударения; н и нн в причастиях подчеркните.

 

1. Организовать - организованный - организован - организована - организовано - организованы; основать, обосновать, остановить.

2. Внести - внесённый - внесён - внесена - внесено - внесены; внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить.

3. Возложить - возложенный - возложен - возложена - возложено - возложены; восстановить, добавить, заучить, предусмотреть.

Упражнение 95.Объясните различия в написании созвучных слов.

 

Девочка хорошо воспитана Девочка послушна и воспи-родителями. танна.

Встреча выпускников нашей Эта ученица дисциплинирован-

школы была организована и на и организованна.

в этом году.

Грозовая туча была рассеяна Ты вчера была рассеянна, ког-

ветром, и снова сверкало сол- да говорила со мной.

нце.

Упражнение 96.Замените придаточные предложения причастными оборотами по образцу.

 

Образец: Возьми чемодан, который я принёс тебе вчера. - Возьми чемодан, принесённый мною тебе вчера.

 

1. На улице было мокро от снега, который растаял под лучами солнца. 2. Мы любовались полем, которое дышало свежестью. 3. Перед нами была степь, которая расстилалась до самого горизонта. 4. В читальном зале занимались студенты, которые готовились к зачётам. 5. Панораму леса, которая открывалась из окна, закрыло здание, которое строится напротив нашего дома. 6. В здании, которое возводится на площади, будет кино. 7. Все заинтересовались докладом, который был сделан профессором. 8. Самолёт может развить скорость, которая превышает скорость звука. 9. В квартире, которая недавно освободилась, устроили библиотеку. 10. Мы сидели в беседке, которую сами построили. 11. Мы увидели на горизонте тучу, которая медленно надвигалась. 12. Показался косяк журавлей, которые улетали в теплые края.








Date: 2015-04-23; view: 888; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию