Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные элементы культуры 2 page





Очень близкой к этой концепции по ряду методологических подходов и во многом перекликающейся с ней является ролевая теория личности, сформулированная американским социологом Дж. Мидом и активно разрабатываемая в дальнейшем Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом. (Об этой теории речь пойдет в следующем параграфе.)

В марксистской теории личности акцент смещен на взаимодейст­вие личности и общества. Личность рассматривается как целост­ность социальных качеств человека, как (по выражению авторов учебника «Социология» под ред. Г.В. Осипова) «определенным об­разом реализованная в индивиде интеграция социальных отноше­ний данного общества», продукт исторического развития и в то же время как результат включения индивида в социальную среду по­средством его активной предметной деятельности и общения. Лич­ность рассматривается здесь как объект и предмет общественной деятельности и общения.

В отечественной социологии в дореволюционный период проблемы личности были проанализированы достаточно детально в трудах П.А.Лаврова, Е.В. де Роберти, П.А.Сорокина. Но осо­бенно значительна роль Н.Н.Михайловского, который предложил рассматривать личность в трех ипостасях: биогенном, психогенном и социальном. Много внимания он уделил проблеме индивидуали­зации.

В советский период развитием теории личности и ее социоло­гической и социально-психологической интерпретацией занимались Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, В.Г.Алексеева-Харчева, Л.П.Буева, И.К.Кон, А.Г.Здравомыслов, А.В.Петровский, Г.П.Смирнов, И.Т.Фролов, В.Я.Ядов и др.

Теоретическая обоснованность и практика показывают, что на процесс формирования личности влияют как биологические, со­циальные, так и физические факторы.

Биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения и предпосылки для социальных черт личности, а во-вторых, благодаря этому фактору возникает беско­нечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуаль­ность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Физическое окружение также имеет определенное значение в развитии личности. В теориях многих ученых – от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до философа Г.В.Плеханова, историка Л.Г.Гумилева и др. – групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями климатических и природных условий их формирования. При этом признает­ся, что влияние физического окружения на личность незначитель­но и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, груп­пового поведения или индивидуального опыта.

Под социальными факторами формирования личности понима­ется обычно культура общества, под воздействием которой возни­кает характерная личностная конфигурация, типичная для пред­ставителей данного социума.

Итак, на формирование личности определенное влияние ока­зывают биологические факторы, факторы физического рождения и общие культурные образцы поведения конкретной социальной группы, общества.

Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности - личность как источник социальной жизни, как ее реальный единственный носитель и деятель, как первичный элемент социальной жизни, социальных отношений и институтов и т.д. Причем задача социологии личности - не просто исследование субъективных и объективных аспектов самих по себе, а изучение механизма их взаимодействия.

 

В завершение этого объемного и сложного параграфа можно сделать следующие выводы:

1. В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид (представи­тель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития). Чтобы сделаться личностью, чело­век должен пройти определенный путь развития. Непремен­ным условием этого развития являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие соци­альной среды, мира человеческой культуры, с кото­рым ребенок взаи­модействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.

2. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом:

- с точки зрения ее структуры;

- с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.

Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т. е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель.


3. Личность, с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.

4. Социология личности – отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов; 2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

 

§ 2. Понятие «социальная роль» и ролевые концепции личности

Каждый человек, живущий в об­ществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реаль­ной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т. e. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точ­нее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет инте­грировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу друго­го. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным си­туациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.


Итак, социальная роль – это совокупность тре­бований, предъявляемых обществом к лицам, зани­мающим определенные социальные позиции. Эти требо­вания (предписания, пожелания и ожидания со­ответствующего поведения) воплощаются в кон­кретных социальных нормах. Система социальных санкций по­зитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требо­ваний, связанных с социальной ролью.

Возникая в связи с конкретной социальной позици­ей, заданной в общественной структуре, социальная роль вместе с тем – конкретный (нормативно одобряемый) способ поведения, обязательный для индивидов, выполняющих соответствующие социальные роли. Социальные роли, выпол­няемые индивидом, становятся решающей ха­рактеристикой его личности, не теряя, однако, своего социально-производного и в этом смысле объек­тивно-неизбежного характера. В совокупности социальные роли, выполняемые людьми, персонифицируют господствующие общественные отношения.

Понятие «социальная роль» появилось в начале XX в. в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, а затем Т. Парсонса, Т. Шебутани, Р. Линтона и др. В дальнейшем это понятие получило отражение в различных социоло­гических построениях. Широкое распространение это понятие получило благодаря работам американских социологов и социальных психологов, и прежде всего Г. Мида и Д. Морено.

Совокупность парадигм, рассматривающих значение социаль­ной роли, принято называть ролевыми теориями или концепциями личности. Коротко охарактеризуем основные положения теорий разных авторов, их особенности.

Дж. Мид акцентировал внимание на механизмах «научения ро­лей», освоения ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

Р. Линтон обратил внимание на социально-культурную приро­ду ролевых предписаний и их связь с социальной позицией лично­сти, а также на назначение социальных и групповых санкций.

Р. Дарендорф (западногерманский социолог) рассматривает че­ловека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписа­ний, что, в свою очередь, отражает отчуждение личности.

Представители марксистской социологии различают институционализированные и конвенционные (по соглашению) роли. Пер­вые являются ведущими, так как обусловлены социальной структу­рой общества, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску их реализации. Вместе с тем, в марксистской социологии отмеча­ется ограниченность ролевых теорий личности вследствие ее пре­имущественно описательного характера, недооценки устойчивости свойств личности как субъекта социальных отношений.


Г. Парсонс одним из первых предпринял попытку систематиза­ции социальных ролей. Он считал, что для любой роли характерен набор следующих основных пяти характеристик: эмоциональная содержательность; способ получения роли (предписывание или приобретение); масштаб; формализация (строго установленная или размытая); мотивация.

Дж. Морено в своей книге «Кто должен выжить?» следующим образом классифицирует социальные роли:

«психосоматические роли», когда поведение связано с основ­ными биологическими потребностями, определенными культурой;

«психодраматические роли», когда поведение личности опреде­ляется в соответствии с конкретными требованиями данного соци­ального окружения;

«социальные роли», когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожида­ниями и ролевым поведением является характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему – оно является продуктом уникального, свойствен­ного только этому человеку способа интерпретации истолкования ролей. Поэтому и сами роли могут меняться в зависимости от по­зиции самой личности.

Как справедливо отмечает в своей работе В. Харчева (Основы социологии: Учебник. – М., 1997), процесс реализации ролей зависит от:

биопсихологических возможностей человека, которые могут способствовать или тормозить выполнение той или иной социаль­ной роли;

личностного образца, определяющего комплекс идеальных черт, которые человек должен проявлять при выполнении ролей, а также комплекс идеальных способов поведения, которые группа ожидает от человека;

характера роли, принятой в группе, и характера социального контроля, призванного следить за выполнением членами группы ролевого поведения;

структуры группы, ее сплоченности и степени идентификации индивида с группой.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходи­мостью удовлетворять требованиям двух несовместимых ролей и более, называется социально-ролевым конфликтом, речь о котором пойдет в следующем параграфе.

 


§ 3. Социально-ролевой конфликт и социальная адаптация

Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными струк­турами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли.

В сложно дифференцированном обществе ин­дивид выполняет требования не одной, а несколь­ких ролей, кроме того, сама конкретная роль, связанная с данной социальной ситуацией, чаще всего неоднородна. Значение этих положений стано­вится ясным либо в случае, когда требования одной социальной роли противоречат, вступают в кон­фликт с требованиями другой социальной роли того же са­мого лица, либо тогда, когда подобное противоречие харак­теризует взаимоотношение отдельных элементов в преде­лах той же самой роли. Наряду с подобного рода внутри­ролевыми конфликтами важнейшее значение для характери­стики общества имеют структурно-обусловленные межролевые конфликты, самые острые из которых принимают форму классовой борьбы.

В системе формальных социальных ролей прежде всего находят свое воплощение отношения вла­сти, формальной (законной, официальной) струк­туры общества. Вне формальной системы социальных ролей немыслимо упорядоченное взаимодействие ин­дивидов в рамках общества и государ­ства. Здесь взаимо­действия индивидов заранее предопределены такой системой.

Одновременно с этим в обществе складывается и воспроизводится разветвленная система нефор­мальных ролей, основанных на отношениях род­ства, участия в общих социальных группах, многочис­ленных видах неформальных спонтанных взаи­модействий.

Отсюда видно, что если система формаль­ных социальных ролей существует по необходимости, то неформальные социальные роли возникают на основе согласия. В идеальном случае формальные и неформальные роли соответствуют друг другу по указанным выше параметрам дополнитель­ности и взаимности. По мере нарушения этих принципов взаимодействия требования формальных и неформальных социальных ролей могут вступать между собой в конфликт.

Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внут­ренних напряжений и конфликтов, которые часто приводят к от­казу от выполнения ролевых обязательств, внутреннему стрессу. Образовавшаяся напряженность может быть снижена или снята посредством рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация роли – это неосознанный поиск неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли с целью собственного ус­покоения.

Классический пример: девушка, которая не может найти жениха, убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, пото­му что все мужчины обманщики, грубияны и эгоисты.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем вре­менного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из со­знания индивида. При этом человек как бы переключает свои ро­ли, чередует их, избавляясь от неприятного несоответствия.

Именно поэтому жестокий правитель в дружеской компании может быть добрейшим и милейшим человеком, а коррупционер и махинатор на родительском собрании может убежденно говорить о законности и право­порядке.

 

Регулирование ролей – формальная процедура, посредством ко­торой индивид освобождается от личной ответственности за по­следствия выполнения им той или иной роли.

На практике это может выглядеть в форме ссылки индивида на началь­ство или какую-то третью силу, заставляющую его выполнять действия, которые он совершил. Так, муж оправдывается перед женой на длительное отсутствие, ссылаясь на служебную необходимость.

 

Первые два вида действий считаются неосознанными защит­ными механизмами, третий же способ в основном используется осознанно и рационально (см. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М. 1998. С. 103-106).

Социальная адаптация – вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой в процессе которого происходит согласие их взаимных требований с учетом потенциальных тенденций развития как субъекта, так и социальной среды. Социальная адаптация может быть двух видов: активная – когда индивид стремится воздействовать на социальную среду с целью ее изменения, и пассивная – когда индивид не стремится к такому воздействию.

Социальная адаптация – объективный процесс, обусловленный механизмом внутренней саморегуляции и общества, и коллектива, и личности. Пассивная форма социальной адаптации, как правило, осуществляется на индивидуально-психологическом уровне, носит пассивный характер. Однако пассивная форма социальной адаптации осуществляется и под влиянием социальных факторов, через воздействие соответствующих мотивационных механизмов. Активная форма социальной адаптации характеризуется тем, что общество, социальная группа (коллектив) и индивид стремятся целенаправленно изменить свое сознание и социально-экономическое положение для того, чтобы соответствовать меняющимся условиям, прежде всего экономическим. И в этом случае речь может идти о сознательном формировании адаптационного механизма. Поэтому под механизмом социальной адаптации следует понимать всю совокупность форм и методов воздействия как в целом на общество, так и на составляющие его социальной группы и индивидов, определяющих их приспособление к изменяющимся условиям.

На макроуровне процесс представляет собой, в настоящее время, существенное изменение и усложнение всей социальной структуры, усиление ее динамики. Причем позитивными признаками социальной адаптации в данном аспекте можно назвать появление класса собственников и наемных работников, повышение социального статуса и денежных доходов некоторых профессиональных групп: менеджеры, финансовые работники, государственные чиновники.

Признаками же, отражающими болезненность и противоречивость социальной адаптации, выступают падение жизненного уровня большинства населения, рост социальной поляризации, усиление социальной напряженности и конфликтности в обществе.

Принято выделять критерии социальной адаптированности индивидов или социальных групп к новым социально-экономическими условиям: 1) лица с высокой степенью социальной адаптированности, считающие реформы необходимыми и полезными, и испытавшие в сегодняшних условиях состояние психологического комфорта; 2) лица со средней степенью социальной адаптации, состояние которых характеризуется озабоченностью, тревогой, большей критичностью в оценке влияния реформ на их жизнь; 3) лица с низкой степенью социальной адаптации, пессимистично воспринимающие экономические преобразования, с доминированием негативного в эмоциональных пере­живаниях, что нередко приводит к безысходности и отчаянию.

Заслуживает особого внимания также апробированный подход к изучению социальной адаптации как к виду отношений между индивидом (группой) и социальной средой (прежде всего власть имущими группами как побудителями и проводниками нынешних реформ). В связи с чем принято дифференцировать социальную адаптацию на добровольную и враждебную. При таком подходе очень тонко отслеживается процесс соотнесения новых ценностей и способов действия, которые стали предлагаться социальной средой, с которыми, в той или иной степени, группы и индивиды уже не могут не считаться и не способствовать их реализации, дабы удовлетворить свои жизненно важные цели, и ранее сформировавшихся у этих индивидов и социальных групп представлений, установок, ценностных ориентаций.

§ 4. Концепция личности Зигмунда Фрейда и

теория «жизненных кризисов» Э. Эриксона

3. Фрейд (1856-1939) рассматривал человека как систе­му нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессо­знательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник ак­тивности, задают мотивацию ее действий. В силу невоз­можности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных норма­тивных ограничений, человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, со­зданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминания­ми», средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые челове­ком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» пси­хику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от обще­ственного давления и находящейся в конфликте с соци­альным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, ста­новится более массивным и тяжелым, то и вся человечес­кая история рассматривается Фрейдом как история нарас­тающего психоза.

Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд – проблема противоречия между человеком и обществом. Отношение к обществу, к системе социального контроля, норм, запретов и т. п. у Фрейда двойственно. С одной сто­роны, он относился к ним как к необходимому инструмен­ту обуздания человеческих инстинктов, освобождение ко­торых привело бы человечество к самоуничтожению, а с другой стороны, как к чему-то такому, что с неизбежнос­тью ведет к нарастанию неврозов и другим патологиям лич­ности. Фрейд колебался между критико-радикалистским и адаптационно-конформистским решениям проблемы. Он склонялся то к пессимизму антиисторической концепции, согласно которой человеческая природа слишком консер­вативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения и был разрешен драматический конфликт человека и общества; то к осторожно оптимистической эволю­ционистской позиции, согласно которой, в конечном сче­те, с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной социализации личности может все-таки произойти трансформация человека и общества – массы будут подняты до уровня элиты, разум станет управлять страстями, сексуальные инстинкты окажутся отчасти удовлетворенными, отчасти сублимированными, а агрессивные инстинкты превратятся в средство управления миром. Однако к такого рода перспективам Фрейд относился все же скорее скептически, в большей мере тяготея к футурологическому пессимизму.

Опираясь на представления Фрейда о психосексуаль­ном развитии человека, Э. Эриксон (1950) разработал те­орию, в которой акцентируются социальные аспекты это­го развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфи­ческих для каждого возраста, благоприятный или небла­гоприятный исход которых определяет возможность по­следующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жиз­ни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, — недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, осо­бенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если ро­дители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт авто­номии. Напротив, слишком строгий или слишком непо­следовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным обра­зом со страхом потерять контроль над собственным орга­низмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства ини­циативы. Наоборот, переживание повторных неудач и бе­зответственности могут привести его к покорности и чув­ству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмо­сферы и принятых методов воспитания у ребенка развива­ется вкус к работе или же, напротив, чувство неполноцен­ности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он дол­жен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «рас­пылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «рабо­та – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опы­та приводит к изоляции человека и его замыканию на са­мом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохране­ния рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных об­ластях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдо­близости (стагнация), что обрекает супругов на существо­вание лишь для самих себя с риском оскудения межлич­ностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненно­го пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывает­ся на подведении им итогов своей прошлой жизни и осо­знании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои про­шлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь о страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

§ 5. Социализация личности. Десоциализация и ресоциализация

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных ус­ловиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вво­дит в свою систему поведения те нормы и шаблоны пове­дения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определя­ются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин «социализация» соответствует концепции, со­гласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изна­чально асоциального субъекта в социальную личность, вла­деющую принятыми в обществе моделями поведения, вос­принявшую социальные нормы и роли. Считается, что та­кой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, уме­ний, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам пове­дения и общения, вариантам жизненного стиля, вхожде­ния в группы и взаимодействия с их членами как социали­зация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процес­се воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» при­менительно к социальному развитию личности избы­точен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменя­ет собой известных в педагогике и в педагогической психо­логии понятий обучения и воспитания.

Понятие «формирование личности» подразумевает единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс ста­новления и развития человека.

Понятие «развитие личности» характеризует последователь­ность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности.

Воспитание – это целенаправленное формирование у индиви­да определенных качеств, а социализация – усвоение социальных ролей того общества, в котором человек живет, будь оно тотали­тарным, демократическим, единым, преступным, богатым и т.д. Социальное качество общества в данном случае не имеет значе­ния.

Можно быть социализированным, но невоспитанным, и на­оборот – воспитанным и совершенно не социализированным, т.е. не знающим жизни.

Социализация – это долгий и трудный процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества: опреде­ленной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования лич­ности в данном обществе.







Date: 2015-05-09; view: 492; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию