Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные элементы культуры 5 page





Коллективная мобильность распространена в обществах, где индивидуальная мобильность сведена к минимуму. Примером такого общества служит Индия, где время от времени происходят изменения в положении отдельных каст. Индивиды же остаются прочно «привязанными» к своим кастам.

Произвольный выбор критериев для определения социальных классов и слоев обусловлен целым комплексом процессов в современных обществах, сглаживающих классовые различия. Мы вновь обратимся к данной проблеме в завершение темы № 6, в коротком эссе «Конец общества больших групп?»

 

§ 5. Что такое маргинальность?

Маргинальность – это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределен­ного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам вы­падающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответст­вия), испытывающих большое психологическое напряжение и пережива­ющих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами.

Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XX в. одним из основателей Чикагской социологиче­ской школы (США) Р. Э. Парком. Но еще К. Маркс рассма­тривал проблемы социального де­классирования и его последствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начина­ется тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую соци­альную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям – ре­волюциям или реформам.

С именем Вебера связана более глубокая трактовка маргинальности, которая позволила объяснить формирование новых профессиональных, статусных, религиозных и подобных им сообществ, которые, конечно же, не во всех случаях могли возникать из «социальных отб­росов» – индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов и др.) или асоциальных по выб­ранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и т. п.). С одной стороны, социологи всегда признавали безусловную связь между возникнове­нием массы людей, исключенных из системы привычных (нормальных, т. е. принятых в обществе) социальных связей, и процессом формиро­вания новых общностей: негэнтропийные тенденции и в человеческих сообществах действуют по принципу «хаос должен быть как-то упоря­дочен». (Именно подобные процессы происходят в современном рос­сийском обществе.)

С другой стороны, возникновение новых классов, слоев и групп на практике почти никогда не связано с организованной активностью попрошаек и бомжей, скорее оно может рассматриваться как строи­тельство «параллельных социальных структур» людьми, чья общест­венная жизнь до последнего момента «перехода» (который часто выг­лядит как «прыжок» на новую, заранее подготовленную структурную позицию) была вполне упорядоченной.

Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рам­ках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределаходного типа социальности при его серьезных деформа­циях.

Среди маргиналов могут быть этномаргиналы: национальные меньшинства; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом забо­ты социума; социомаргиналы, как, например, группы, находящихся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями; поли­тические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономичес­кие маргиналы традиционного типа (безработные) и так на­зываемые «новые бедные»; религиозные маргиналы – стоящие вне ко­нфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, нако­нец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей ста­тус в социальной структуре не определен.

Классическим примером социомаргинала-мигранта можно назвать главного героя кинофильма «Афоня» (режиссер Г. А. Да­нелия, 1974 г.).

 


§ 6. Основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.

До революции 1917 г. в России официальным было сословное, а не классовое деление населения страны. Оно подразделялось на два основных сосло­вия — податных (крестьяне, мещане) и неподатных (дворянство, ду­ховенство). Внутри каждого сословия были более мелкие сословия и слои. Государство предоставляло им определенные права, закрепленные законодательством. Сами права гарантировались сосло­виям лишь постольку, поскольку они выполняли определенные повин­ности в пользу государства. Госу­дарственный аппарат, чиновники регулировали отношения между сословиями.


Согласно переписи 1897 г., все население страны, а это 125 мил­лионов россиян, распределялось на следующие сословия: дворяне – 1,5% ко всему населению, духовенство – 0,5; купцы – 0,3; ме­щане – 10,6; крестьяне – 77,1; казаки – 2,3%. Первым привилегированным сословием в России считалось дворянство, вторым — духовенство. Остальные сословия не являлись привилегированными. Те дворяне, которые являлись землевладельцами, составляли особую группу – класс помещиков.

Постепенно классы появляются внутри других сословий. Некогда единое крестьянство на рубеже веков расслоилось на бедняков (34,7%), середняков (15%), зажиточных (12,9%), кулаков (1,4%), а также мало- и безземельных крестьян, вместе составлявших одну треть всего крестьянства. Неоднородным образованием были мещане – средние городские слои, включавшие мелких служащих, ремесленников, кус­тарей, студен­тов и т. д. Из их среды и из крестьянства выходили русские промышленники, мелкая, средняя и крупная буржуазия. Казачество представляло собой привилегированное военное сословие, несшее службу на границе.

К 1917 г. процесс классообразования не завершился, он находился в самом начале. Главная причина – отсутствие адекватной экономи­ческой базы: товарно-денежные отношения находились в зачаточной форме, как и внутренний рынок страны. Они не охватили основную производительную силу общества – крестьян, которые даже после столыпинской реформы так и не стали свободными фермерами. Рабо­чий класс, численностью около 10 миллионов человек, не состоял из потомственных рабочих, многие являлись полурабочими, по­лукрестьянами. К концу XIX в. промышленный переворот не был полностью завершен. Буржуазия и пролетариат не стали основными классами общества.

Октябрьская революция разрушила старую социальную структуру российского общества. А новую назвали бесклассовой. Так оно и было на самом деле, поскольку уничтожалась объективная и единственная база для возникновения классов – частная собственность. Начавшийся процесс классообразования был ликвидирован на корню.

Социальная стратификация реального социализма принципиально отличалась от сложившихся исторических типов. В своих явных и учитываемых параметрах она была искусственной и конструировалась под высокую цель до­стижения социальной справедливости, которая понималась как гарантированный государством объем и уровень потребления. Характер потребления определялся такими социально-учетными параметрами, как прописка и место жительства, должность, занятость в более или менее важной отрасли народного хозяйства.

Новая социальная стратификация, в целом сложившаяся в 40-50-е гг., основывалась на распределительных отношениях, а не на отношениях к собственности, к средствам производства. Несомненными ее достоинствами были стабильность и определенность: отношения между социальными стратами (или, точнее для данной системы, – социальными группами) полностью определялись и контролировались государством. Содержание государственной социальной политики составляло формирование квот, норм, системы доплат и компенсаций. Такая деятельность в условиях реального социализма эквивалентна рыночным механизмам регулирования. А дефицит благ, товаров и услуг, сопровождающий ранжированное распределение, создавал особые центростремительные силы и структурировал население и рабочую силу, управленческий аппарат. Смысл и цель социальной активности состояли в том, чтобы, устроившись определенным образом, можно было «достать» и «получить». Социально-учетные группы определялись в территориальном, отраслевом и должностном аспектах, хотя при этом официально провозглашалось, что социальная структура советского общества состоит из двух классов (рабочих и крестьян) и прослойки (интеллигенции). При этом если классы определялись по отношению к двум формам собственности (государственной и колхозно-кооперативной), также провозглашенными (в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг.), то для принадлежности к интеллигенции достаточно было иметь высшее образование.


Принято считать, что высшим и правящим классом советского общества был особый новый класс – номенклатура, куда входили те, кто состоял в штатной номенклатуре партийных органов, руководители предприятий, строительства, транспорта, сельского хозяйства, обороны, науки, культуры, министерств и ведомств. Общая их численность составляла около 750 тысяч человек, а с членами семей численность правящего класса номенклатуры в СССР доходила до 3 миллионов, т. е. 1,5% всего населения.

 


§ 7. Социальные группы и слои современного российского общества (по Т.И.Заславской)

Современные представления о факторах, критериях и закономерностях страти­фикации российского общества позволяют выделить слои и группы, различающиеся как социальным статусом, так и местом в процессе его реформирования. Согласно принятой академиком Т.И.За­славской гипотезе, российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного «социального дна». Под верхним слоем понимается прежде всего реально правящий слой, выступающий в роли основного субъек­та реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяют факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

Второй слой назван средним, во-первых, с учетом его положения на социальной шкале и, во-вторых, потому что он является зародышем «среднего слоя» в западном понимании этого термина. Правда, большинство его представителей не обладают ни обеспечивающим личную неза­висимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. К тому же, пока этот слой слишком малочислен, чтобы служить гарантом социальной стабильности. Однако полноценный средний слой в России может сфор­мироваться лишь на основе социальных групп, сегодня образующих соответствующий протослой. Это мелкие предприниматели, полупредприниматели, менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.


Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его пред­ставители обладают средним профессионально-квали­фикационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.

К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Структура и функции нижнего слоя, замыкающего основную, социализированную часть общества, представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, малое образование, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.

Что касается социального дна, то главной его характеристикой служит изолированность от институтов большого общества, компенсируемая включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда замкнутость социальных связей преимущественно рамка­ми самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Представителями «социального дна» являются преступники и полупреступные элемен­ты – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.1

Тема 7. Социология семьи как самостоятельная отрасль социологии

План

§ 1. Понятие семьи и ее функции.

§ 2. Историческое развитие семьи и ее типология.

Жизненный цикл семьи.

§ 1. Понятие семьи и ее функции

Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как в ней закладывается и формирует­ся умение жить в обществе. Семья по сравнению с други­ми социальными группами занимает во многих отноше­ниях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы созданы обществом, т.е. их можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существова­ния – общественная жизнь; сфера же семьи в первую оче­редь – личная жизнь.

В 1949 г. социолог Дж. Мердок, после изучения 250 се­мей различных слоев общества, определил семью как «со­циальную группу, характеризующуюся совместным прожи­ванием, общим ведением хозяйства и воспроизводством. Она включает взрослых обоих полов, причем по крайней мере двое из них поддерживают социально одобренные сексуальные отношения, и одного или более собственных или приемных детей». Но под это определение Мердока подпадают неполные семьи, сожительствующие пары, го­мосексуальные и лесбийские пары, люди, живущие в ком­муне, и т д. Современный социолог Энтони Гидденс дал более широкое определение, определив семью как «ячей­ку общества, состоящую из людей, которые поддержива­ют друг друга одним или несколькими способами, напри­мер, социально, экономически или психологически (любовь, забота, привязанность), либо чьи члены иденти­фицируют друг друга как поддерживающую ячейку».

Семья является предметом изу­чения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать дефиницию семьи и определить ее функции. С точки зрения содержа­ния, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся со­циальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обес­печение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Се­мья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлет­воряют естественные половые и иные (духовные, этические, эстети­ческие) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. В семье осуществляются производительно-потребительские или только потребительские виды экономической деятельности.

Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, ее структура и форма исторически изменчивы, отчего и сама семья является исто­рически изменчивой социальной группой. Одновременно социологи­ческая дефини­ция семьи указывает на ее биологическую, биосоци­аль­ную и экономическую основу.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зави­симость от общественного строя, существующих экономических, поли­тических, религиозных отношений и одновременно — относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общест­венный институт – институт брака. Брак можно определить как санкци­онированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья – малая группа, осно­ванная на родственных связях и регулирующая отношения между суп­ругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение до­машнего хозяйства.

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ве­дением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без ро­дителей).

Семьи в зависимости от представленности в них различных по­колений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родс­твенники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция – это воспроизводство в детях численности родителей.

С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи – воспитательная. Давно известно, что для нормально­го, полноценного развития ребенка семья жизненно необходи­ма, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает атмосфера внутри семьи.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания:

1. Детоцентризм, т.е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним.

2. Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах.

3. Прагматизм, т.е. воспитание, цель которого – выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации прежде всего на получение непосредственной мате­риальной выгоды.

Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и ин­валидами и т. д.

Рекреационная функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических на­грузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль.

Можно и более детально указать функции, которые выполняет в обществе семья:

- организация регулирование сексуального поведе­ния;

- рождение детей в законном браке;

- забота о детях, пока они не смогут сами заботиться о себе;

- социализация или неформальное обучение детей тому поведению, ценностям и позициям, которых ожидает от них общество;

- «распределение труда» между мужем и женой с точ­ки зрения заработка, содержания домохозяйства воспитания детей и так далее, чтобы семейная груп­па. могла действовать как эффективная и взаимосвя­занная ячейка;

- определение таких ролей, как жена, мать, отец муж внук, внучка, сын, дочь и т. д., - которые позволяют членам семьи знать, что от них требуется и чего требовать друг от друга;

- стремление окружить любовью, заботой, обеспечить эмоциональную безопасность и защиту всех членов семьи, что, в отличие от других групп, к которым могут принадлежать люди, создает глубокую, посто­янную ответственность в обществе;

- обеспечение досуга и отдыха для членов семьи и со­здание ячейки, внутри которой можно отмечать праздники и значительные события, такие как рож­дения, браки и смерть.

По мнению уже упомянутого социолога Мердока, можно определить четыре основ­ные жизненно важные для общества задачи. Это:

- регулирование потенциально деструктивной сексу­альности с помощью такой социально одобренной системы контроля, как брак;

- воспроизводство потомства легко определяемыми и ответственными родителями;

- производство и распределение таких ресурсов для поддержки населения, как пища, одежда, средства к существованию;

- обучение должно осуществляться так, чтобы культу­ра общества передавалась от поколения к поколе­нию.

Дж. Мердок утверждал, что семья вносит значительный вклад в каждую из данных жизненно важных функций, и это объясняет, по его мнению, то, что семьи существуют во всех обществах.

Мердок также считал, что семья положительно влияет как на отдельных членов общества, так и на всю соци­альную систему. Таким образом, он утверждал, что эти функции лучше осуществляют люди, сплоченные в семьи. Например, сексуальная функция обеспечивает личное удовлетворение, в то же время создавая нормы сексуаль­ных отношений внутри определенного общества. Она так­же помогает создать между мужем и женой более прочные отношения в семье,

Функционалистское направление было развито Толкоттом Парсонсом, связавшим эту точку зрения с современ­ными индустриальными обществами, такими как США. Заслуга Парсонса состоит в попытке объяснить то, как семья приспособилась к изменениям, связанным с переходом общества от сельского хозяйства к промышленно­сти.

Современные общества нуждаются в более специа­лизированных институтах. В феодальном обществе члены одной семьи работали сообща на земле или занимались вместе ремеслом. В семьях учили детей всему, что им было необходимо знать, чтобы выжить, и что определяло их статус и положение в обществе. По мере того, как струк­тура общества усложнялась, появлялись специализиро­ванные предприятия, например заводы; школы взяли на себя задачу обучить тем знаниям и умениям, которые не­обходимы в обществе и на работе; молодые люди все чаще покидали дом, чтобы самоутвердиться и создать себе по­ложение с помощью собственных талантов и умений. Другими словами, семья утратила некоторые из своих общественных функций и, следовательно, больше сосре­доточилась на тех вещах, которые могли быть осуществ­лены только в семье.

Парсонс утверждал, что в современных обществах фун­кции, которые может выполнять «только семья», свелись к двум жизненно важным задачам:

- первоначальная социализация молодежи;

- становление взрослой личности.

Первоначальная социализация остается важной, пото­му что именно в результате этого процесса передается культура общества – его нормы, ценности, обычаи и язык. Парсонс утверждал, что происходящее в семье – больше, чем просто форма социализации, потому что, знакомясь с этими аспектами культуры в годы становления личнос­ти, ребенок впитывает их более глубоко, и таким образом они становятся частью его личности. Это помогло утвер­дить внутри любого общества разделяемые всеми ключе­вые убеждения, а процесс социализации служил для того, чтобы найти общий взгляд на понятия, которые объеди­няли общество и сглаживали конфликт. В американском обществе к этим ценностям традиционно относились ин­дивидуальные достижения, конкуренция и патриотизм. В других обществах это могли быть смелость, альтруизм, уважение к старшим, забота об общем благе, и т.п.

§ 2. Историческое развитие семьи и ее типология.

Жизненный цикл семьи

Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет опреде­ленные функции, исторически развивается. Проблема ее исторического развития является предметом многих тео­рий в рамках общественных наук. Особый интерес пред­ставляют результаты этнологических исследований амери­канского ученого Льюиса Моргана (1818-1881), который долгое время жил в племени сенека североамериканских индейцев-ирокезов и результаты своих наблюдений, в ча­стности над родственными и семейными отношениями, изложил в книге «Древнее общество».

В своем исследовании семейных и родственных отно­шений Морган исходил из гипотезы, что в начальный пе­риод истории человеческого общества существовал пол­ный промискуитет, т.е. половые отношения между членами праобщины не регулировались никакими норма­ми. В дальнейшем, с установлением запрета на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возник­ли определенные формы семейной жизни. Исходя из ре­зультатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых сегодня при­держиваются точки зрения, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнород­ственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей характеристикой этого разви­тия является сужение круга половых партнеров и укреп­ление связей, объединяющих членов семьи.

Промискуитет характерен для низшей ступени дикос­ти. Это такая форма совместной жизни, когда отсутство­вали отдельные, обособленные семейные группы и семей­ная жизнь была идентична общественной. На основе этнологических данных и знаний о низком уровне разви­тия примитивного человека на низшей ступени дикости заключают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивно­му человеку неведомо понятие родства в смысле его, че­ловека, кровнородственной связи с отдельными членами группы; ему понятно лишь родство в смысле его принад­лежности и связи с целой группой.

Многие социологи оспаривали существование промис­куитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом свя­зан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение раз­решено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи – кров­нородственной.

Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо вклю­чает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе этот тип семьи не существует. Сужение круга половых партне­ров в рамках семьи подобного типа произошло под влия­нием развития общества и привело к возникновению бо­лее развитой формы семьи – пуналуальной.

В пуналуальной семье из полового общения исключают­ся сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на осталь­ных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, одна­ко принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это брак между людьми, принадлежа­щими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжитель­ные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это – первый шаг к появлению парного брака.

Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина живет с одной жен­щиной, а полигамия (т. е. многобрачие, или, в данном, слу­чае, многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения опре­деленного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и клас­сов.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон у но только по воле мужа. Непосредственной причиной возникнове­ния моногамной семьи было появление частной собствен­ности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспор­ность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей.

Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногам­ной семьи. По сути, в процессе развития человека как мыслящего существа он все больше стремился найти в своем половом партнере личность, а не только объект для полового удовольствия и продолжения рода. Разумеется, этот процесс имел свои особенности и детерминанты в оп­ределенные периоды развития общества и в отдельных об­щинах и сообществах.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем по­лигамия – брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встре­чающийся брак – в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).







Date: 2015-05-09; view: 516; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию