Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социология культуры как отрасль социологического знания⇐ ПредыдущаяСтр 170 из 170
Согласно определению Эдварда Тейлора, «культура – то некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества». Понятие «культура» также может использоваться для характеристики особенностей поведения, сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура). В социологии под культурой понимаются характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, определенная система ценностей и норм. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, верований и ценностных ориентаций и т. д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. Социология культуры – отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования культуры в обществе, формирование, хранение, распространение и усвоение идей, представлений, культурных норм, ценностей, образцов поведения. Социология изучает роль культуры в регуляции социального взаимодействия, взаимовлияние «культурного» и «социального» аспектов общественной жизни людей. Основные теоретические подходы в исследовании культуры: 1. функционализм: каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения человеческих потребностей; 2. символизм: элементы культуры – прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т. д.); 3. адаптивно-деятельностный подход: культура – способ деятельности, а также система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей. Социальные функции культуры: 1. адаптационная функция: усваивая культурные образцы и культурные навыки, биологический индивид становится социальным существом; 2. смыслополагающая, или мировоззренческая, функция: культура объясняет мир и придает смысл человеческому существованию; 3. функция легитимации: культура обосновывает и поддерживает сложившийся социальный порядок; 4. интеграционная функция: на базе общих ценностей, норм и представлений культура объединяет человеческую общность; 5. функция идентификации: на основе выработанных культурой идей и представлений о реальности человек определяет свою идентичность; 6. функция социального изменения: изобретения и новации в культурной сфере могут служить фактором изменения общества; 7. регуляторная функция: культурные ценности и нормы регулируют поведение индивидов в обществе. Элементы культуры: 1. язык – построенная определенным образом знаковая система, служащая для объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции; 2. ценности – объекты и явления, выступающие как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов; 3. нормы – средство регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий). Различия между желаемыми и фактическими культурными нормами и ценностями принято называть культурным разрывом. В масштабе отдельного общества различают элитарную, народную и массовую культуру. Элитарная культура характеризуется производством культурных ценностей, которые в силу своей исключительности доступны в основном узкому кругу людей (элите). Народная культура создается анонимными творцами. Ее существование практически неотделимо от повседневной жизни. Массовая культура (феномен общества XX века) – это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована на самую широкую аудиторию. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Одной из наиболее важных проблем социологии культуры является проблема соотношения культуры и социальной структуры. Некоторые исследователи, например Макс Вебер и Дэниел Белл, рассматривали культуру и социальную структуру как автономные образования, имеющие различные принципы организации и специфическую логику развития. Согласно Марксу, культура вторична по отношению к социальной структуре, ее существование невозможно без определенного экономического базиса. С точки зрения Толкотта Парсонса, в отношении «культура – социальная структура» доминирует именно культура. Не все культурные значения, символы, идеи воплощаются в социальном взаимодействии. Парсонс, Бергер, Лукман отмечали способность «культурных содержаний» существовать в виде «резервуара» символов и понятий, никак не соотносящихся с социальной действительностью (например, культура античной Греции существует до сих пор, хотя античное общество давно исчезло с исторической арены).
Date: 2015-05-09; view: 426; Нарушение авторских прав |