Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная общность и личность. Личность – системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект





Личность – системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В структуре личности можно выделить три компонента:

1. биогенный – физические данные, состояние здоровья (этот компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека);

2. психогенный – эмоции, переживания, волевые устремления, память, способности и т. д. (в данном случае для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида); 3. социогенный: а) объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже); б) способности к творчеству, знания, навыки; в) степень овладения культурными ценностями общества; г) нравственные нормы, принципы; д) способ реализации социальных качеств (семейная жизнь, труд, общественно-политическая, культурная деятельность, досуг). Согласно интеракционистской теории, личность, обладающая относительно постоянными внутренними свойствами, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств. Большую роль при этом играет окружение человека – те социальные группы, членом которых он является. Чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и подавления того, что в ней есть худшего.

Установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым этот человек принадлежит. Термин референтная группа используется для обозначения любой социальной общности, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

Процесс вхождения личности в социальную среду включает в себя три стадии:

1. Адаптация – предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами и средствами деятельности.

2. Индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, как все в группе, – и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации.

3. Интеграция – детерминируется противоречиями между стремлением субъекта проявить свою индивидуальность, с одной стороны, и потребностью общности культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые ей импонируют, – с другой стороны. На стадии интеграции складываются и закрепляются новообразования личности, которые отвечают потребностям, ценностям и стандартам социальной группы. Если противоречие между индивидом и группой не разрешается, то наступает стадия дезинтеграции: личность либо вытесняется из группы, либо изолируется внутри группы, либо заново проходит стадию индивидуализации.

Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели, к общности социальных и производственных интересов. Высшая цель коллектива – создание условий для раскрытия индивидуальности и полноценного развития каждого члена группы.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого невозможно существование группы как единого целого. А. В. Петровский считает необходимым при классификации групп учитывать характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия реальных контактных групп:

1. диффузная группа – группа, в которой взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями;

2. ассоциация – групппа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;

3. корпорация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;

4. коллектив – группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно и общественно значимым содержанием групповой деятельности.

Возможно регрессивное развитие группы, приводящее ее к положению замкнутой изнутри общности, отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

 







Date: 2015-05-09; view: 797; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию