Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Огюст Конт и Герберт Спенсер — основоположники социологии как самостоятельной науки
Начало исследования жизни общества уходит далеко в глубокую древность. От «Государства» Платона и «Политики» Аристотеля (V—IV вв. до н.э.) до «О духе законов» Ш.Монтескье и «Об общественном договоре» Ж.Руссо (XVIII в.) — таков длинный и тернистый исторический путь обществознания вплоть до нового времени. Принципиальная отличительная особенность здесь состоит в том, что общество рассматривалось просто как часть природы, а знание о нем — как составная часть других, уже известных наук, как «политическая арифметика», «Асоциальная физика» и т.д. И лишь к середине XIX столетия утверждается понимание социологии в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системе, наряду с физикой, химией и биологией. Это — заслуга прежде всего основателей науки О.Конта и Г.Спенсера, первому из которых принадлежит честь введения в научный оборот самого понятия «социология[1]».
Выделение социологии в самостоятельную науку не было случайным. Оно было подготовлено всем предшествующим социально-политическим, экономическим и духовным развитием человечества, французского общества в частности и в особенности. Достаточно напомнить, что первая половина XIX в. — это время бурного промышленного развития передовых стран, связанного прежде всего с овладением и использованием силы пара и внедрением машинной индустрии; фундаментальных открытий практически во всех областях естествознания; сложных, быстрых, масштабных и острых социально-политических конфликтов и перемен, особенно во Франции. На этом фоне рельефно обнаружилось серьезное отставание знания людей о самих себе и о том обществе, в котором они живут. И точно так же, как высший для того времени уровень развития капиталистических экономических отношений в Англии явился благоприятной почвой для появления классической экономической теории А.Смита и Д.Рикардо, так и наивысший уровень развития общественно-политических отношений во Франции того периода стал не менее плодородной почвой для рождения социологии О.Конта (равно как и более ранних политологических учений Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, а затем А.Токвиля). В истории общественной мысли французский ученый О.Копт (1798—1857) известен прежде всего как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии, направленных на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии. Основные труды его: шеститомный «Курс позитивной философии» (1830—1842) и четырехтомная «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества» (1851—1854). Уже после его смерти было издано четырехтомное «Завещание Огюста Кон-та». Философские и социологические взгляды тесно переплетались в творчестве О.Конта, в связи в чем Р.Арон характеризовал его как философа в социологии и социолога в философии. Определенное влияние на его теоретические концепции оказало творчество Сен-Симона, у которого Конт в 1817—1824 гг. работал секретарем. Но из-за серьезных разногласий по коренным теоретическим, политическим и личным вопросам им пришлось расстаться. Для Кон-та были неприемлемы идеи классовой борьбы и равенства производителей. Во время революционных событий в Париже он выступал как против революционных действий пролетариата, так и против его преследователей. Оказавшись в изоляции от основных классов общества, он обратился к небольшой группе интеллектуалов с призывом создать «партию порядка и прогресса», но так и не был услышан. Английский исследователь Г.Спенсер (1820—1903) — продолжатель контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель органической школы в социологии, сделавший во второй половине XIX в. новый крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной науки, особенно в области системного и структурно-функционального подхода к изучению общества. Его главный труд «Основания социологии» (1896) содержал идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень часто заимствованные многими крупнейшими социологами XX столетия. Date: 2015-05-09; view: 1470; Нарушение авторских прав |