Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология Г.Спенсера





Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г.Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказа­тельства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совер­шалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Эво­люционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредствен­ных данных. Рассматривая эволюцию как переход от не­определенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние дви­жения и интеграцию материи, он в работе «Основные на­чала» различал три ее вида: неорганическую, органиче­скую и надорганическую. Особое внимание Г.Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в дру­гом труде «Основания социологии».

Социология изучает форму надорганической эволю­ции, которая «обнаруживается человеческими общества­ми», их ростом и строением, «продуктами и отправления­ми». Но, с его точки зрения, социальные явления в боль­шей степени обусловлены свойствами составляющих об­щество единиц и условиями существования этих единиц, а не условиями жизни всего общества и самой жизнью общества. Недаром исследователи творчества Г.Спенсера подчеркивают свойственный его социологическим взгля­дам индивидуалистический подход к пониманию общества и его эволюции. Люди живут и остаются жить вместе друг с другом потому, что это им выгодно. Совместную жизнь людей он представлял как необходимое условие для раз­вивающегося индивидуума.

«Стартовое» состояние условий развития индивидов и их собственные, как первобытных людей, физические, эмоциональные и интеллектуальные параметры рассмат­ривались Спенсером в качестве внешних и внутренних «факторов социальных явлений». У него не было сомнений в том, что вторичные или производные факторы вызыва­ются социальной эволюцией. На многочисленных приме­рах он демонстрирует зависимость человеческой деятель­ности и социальных явлений от свойств климата, ланд­шафта местности проживания той или иной группы людей и почвы, флоры и фауны данной местности. При этом он подчеркивает, что более ранние стадии социальной эволю­ции гораздо сильнее зависят от местных условий, чем более поздние. Вооружившись фактами об основных свойствах не­цивилизованных людей и проанализировав их, Спенсер приходит к выводу о том, что прогресс первобытного челове­ка задерживался отсутствием способностей, могущих поя­виться только с самим прогрессом. Развитие высших физи­ческих, эмоциональных, интеллектуальных способностей шло, по его утверждению, вместе с социальным прогрессом.

Чем менее развитыми являются физические, эмоцио­нальные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существова­ния, важнейшей частью которых может быть соответству­ющее групповое образование. В борьбе за выживание че­ловек и группа совершают ряд непреднамеренных дейст­вий, объективно предопределенных функций. Этими фун­кциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организа­ции и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования перво­бытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нециви­лизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, по­зволяют племени осуществлять соответствующую функ­цию, направленную на поддержание его нормальной жиз­недеятельности.

Каждая общественная структура и организация, возни­кающая в процессе надорганической эволюции, имеет функциональную направленность. Поэтому социолог прежде всего обязан изучить функционирование той или иной общественной единицы, а исследующая общественные единицы социология должна сосредоточиться на результатах, появляющихся в ходе взаимодействия эти: единиц. Социология призвана описывать и объяснять возникновение и развитие политической организации и церковных учреждений, жизнедеятельность общества и всех частей в целом («отправлений», по выражению Спенсера) заключенный в обрядовых формах контроль и отношения между регулятивными и производительными отделами каждого общества. На следующем этапе объектами соци­ологического анализа являются развивающиеся языки и знания, нравственность и эстетика, а в итоге учитывается взаимная зависимость между структурами и организация­ми общества, с одной стороны, и жизнедеятельностью об­щества и его частей, с другой.

Не располагая необходимыми непосредственными дан­ными о функционировании общества как сложной соци­альной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия), Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим орга­низмом и обществом как социальным организмом. Он ут­верждал, что непрерывный рост общества позволяет смот­реть на него как на организм. Общества, как и биологиче­ские организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расшире­ния групп, соединения групп в большие группы и соедине­ния этих больших групп в еще большие группы. Перво­бытные общественные группы, подобно группам простей­ших организмов, никогда не достигают значительной ве­личины путем «простого возрастания». Повторение про­цессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образо­ваний в третичные. Таким образом, Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития.

Одним из важнейших критериев типологизации обще­ства было различие в формах социальной регуляции. Спенсер последовательно проводил различия между воен­ными и индустриальными обществами. Для социального организма, как и для биологического, характерно не толь­ко образование все большей массы в процессе роста, но и увеличение связанности этой массы со сближением ее час­тей. Взаимная зависимость частей, делающая из сложной группы единое целое — общество, не может существовать без определенного развития «линий соединения и приспо­собления для совместного действия», отмечал Спенсер.

Для координирования все более разнообразных с увеличе­нием «массы» социального организма деятельностей в об­ществе необходим правящий центр и соответствующие средства сообщения между все более удаляющимися про­странственно друг от друга «социальными единицами». При помощи средств сообщения центр влияет на части. Например, при помощи телеграфа дискретный социаль­ный организм (своей дискретностью он прежде всего и от­личается от биологического организма) приобрел быстро­ту координации деятельности различных частей общества, нередко превосходящую быстроту координации биологи­ческих организмов.

Общество с самого начала чаще всего находится во враждебном ему окружении. И для успешного противосто­яния этому окружению оно должно обладать достаточно прочной интеграцией своих частей и специальной приспо­собляемостью к вечно меняющимся внешним условиям существования. Оно должно соответствовать определен­ным требованиям выживаемости, т.е. необходимому фун­кциональному реквизиту. Вследствие войн между обще­ствами возникает и развивается правительственно-воен­ная организация. Спенсер подчеркивал, что объединивше­еся на войне под главенством одного вождя сложное обще­ство становится практически единым. Он полагал, что об­щества типа «двойной сложности» образуются путем заво­евания или военного союза с другими обществами того же порядка. Для дифференциации военных обществ на ран­них стадиях эволюции характерно образование класса гос­под-воинов, выполняющих внешнюю — оборонительную и наступательную — деятельность, и класса рабов, выпол­няющих внутреннюю деятельность по поддержанию всего общества. Для такого общества промышленное строение может быть только в зачаточной форме. В этом обществе каждый работник занимается своим ремеслом и сам до­ставляет продукт потребителям. Монополизирующие каждый «вид промышленности» семьи образовывают груп­пы, как правило, работающие в одной местности.

Вместе с возрастанием «объема» общества происходит постепенный переход от домашнего способа производства к фабричному. Для промышленного типа общества харак­терны специфические черты, образующиеся в ходе отно­шений между индивидами, осуществляющими промыш­ленные виды деятельности. Эти отношения-сделки между хозяевами и рабочими, покупателями и продавцами, спе­циалистами и нуждающимися в этих специалистах осуще­ствляются в результате свободного обмена. Если жизнь во­енного общества поддерживается принудительной кооперацией, то при отношениях добровольной кооперации вза­имный обмен услугами не носит принудительного харак­тера. И по мере утверждения промышленных видов дея­тельности в том или ином обществе все меньше один инди­вид подчиняется другому. Эти отношения добровольной кооперации существенно отличают социальные организ­мы от биологических и являются необходимым условием появления новых социальных единиц, «умственные орга­низации» которых и привычки «придают общественным устройствам» новые формы, в том числе и новые формы социального контроля. Система поддержания жизни про­мышленного типа общества образует рассеянный, слабо цен­трализованный регулятивный аппарат и стремится децент­рализовать первичный регулятивный аппарат (регулятив­ный аппарат военного общества) в процессе наделения вла­стными полномочиями все более многочисленных классов.

Хотя исторически промышленный тип общества в ходе социальной эволюции следует за военным типом, в силу определенных условий может иметь место возврат к преж­нему типу общества. Но самое интересное в этих обще­ственных метаморфозах, с точки зрения Спенсера, связа­но с ограничением в действительности прав индивидов в условиях их формального расширения. Так, нередко уве­личению избирательных прав сопутствует то, что чинов­ничество ограничивает в разных формах деятельность граждан. Все это, по мнению Спенсера, свидетельствует о возвращении к преобладавшей в военном типе общества дисциплине, имевшей принудительный характер. Таким образом, Спенсер не рассматривал социальную эволюцию как однолинейный процесс, в отличие от О.Конта. Ис­пользуя для доказательства своей эволюционной гипотезы аналогию между «живым и политическим» телами, он со­знавал ее ограниченные возможности для «образования грубого очерка эмпирической социологии». Он утверждал, что между этими «телами» существуют только аналогии, являющиеся необходимым следствием характерной для них взаимной зависимости частей. Обнаружив, что среди социальных явлений существует общий порядок сосущест­вования и последовательности, Спенсер приходит к зна­менательному для всех последующих поколений социоло­гов-функционалистов выводу о том, что социальные явле­ния образуют материал для науки, способной в известной мере достигнуть дедуктивной формы. Социолог, считал Спенсер, должен непредвзято подходить к анализу соци­альных явлений. Но в обществе воля каждого индивида, в том числе и социолога, ограничивается волею других лиц. Поэтому основной вопрос общественной жизни заключается в том, насколько каждый должен быть подчинен всем, насколько ученый свободен от социальных «пут» об­щественной жизни в своем поиске истины.

Date: 2015-05-09; view: 697; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию