Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социология Г.Спенсера
Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г.Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материи, он в работе «Основные начала» различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г.Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде «Основания социологии». Социология изучает форму надорганической эволюции, которая «обнаруживается человеческими обществами», их ростом и строением, «продуктами и отправлениями». Но, с его точки зрения, социальные явления в большей степени обусловлены свойствами составляющих общество единиц и условиями существования этих единиц, а не условиями жизни всего общества и самой жизнью общества. Недаром исследователи творчества Г.Спенсера подчеркивают свойственный его социологическим взглядам индивидуалистический подход к пониманию общества и его эволюции. Люди живут и остаются жить вместе друг с другом потому, что это им выгодно. Совместную жизнь людей он представлял как необходимое условие для развивающегося индивидуума. «Стартовое» состояние условий развития индивидов и их собственные, как первобытных людей, физические, эмоциональные и интеллектуальные параметры рассматривались Спенсером в качестве внешних и внутренних «факторов социальных явлений». У него не было сомнений в том, что вторичные или производные факторы вызываются социальной эволюцией. На многочисленных примерах он демонстрирует зависимость человеческой деятельности и социальных явлений от свойств климата, ландшафта местности проживания той или иной группы людей и почвы, флоры и фауны данной местности. При этом он подчеркивает, что более ранние стадии социальной эволюции гораздо сильнее зависят от местных условий, чем более поздние. Вооружившись фактами об основных свойствах нецивилизованных людей и проанализировав их, Спенсер приходит к выводу о том, что прогресс первобытного человека задерживался отсутствием способностей, могущих появиться только с самим прогрессом. Развитие высших физических, эмоциональных, интеллектуальных способностей шло, по его утверждению, вместе с социальным прогрессом. Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности. Каждая общественная структура и организация, возникающая в процессе надорганической эволюции, имеет функциональную направленность. Поэтому социолог прежде всего обязан изучить функционирование той или иной общественной единицы, а исследующая общественные единицы социология должна сосредоточиться на результатах, появляющихся в ходе взаимодействия эти: единиц. Социология призвана описывать и объяснять возникновение и развитие политической организации и церковных учреждений, жизнедеятельность общества и всех частей в целом («отправлений», по выражению Спенсера) заключенный в обрядовых формах контроль и отношения между регулятивными и производительными отделами каждого общества. На следующем этапе объектами социологического анализа являются развивающиеся языки и знания, нравственность и эстетика, а в итоге учитывается взаимная зависимость между структурами и организациями общества, с одной стороны, и жизнедеятельностью общества и его частей, с другой. Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия), Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем «простого возрастания». Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом, Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития. Одним из важнейших критериев типологизации общества было различие в формах социальной регуляции. Спенсер последовательно проводил различия между военными и индустриальными обществами. Для социального организма, как и для биологического, характерно не только образование все большей массы в процессе роста, но и увеличение связанности этой массы со сближением ее частей. Взаимная зависимость частей, делающая из сложной группы единое целое — общество, не может существовать без определенного развития «линий соединения и приспособления для совместного действия», отмечал Спенсер. Для координирования все более разнообразных с увеличением «массы» социального организма деятельностей в обществе необходим правящий центр и соответствующие средства сообщения между все более удаляющимися пространственно друг от друга «социальными единицами». При помощи средств сообщения центр влияет на части. Например, при помощи телеграфа дискретный социальный организм (своей дискретностью он прежде всего и отличается от биологического организма) приобрел быстроту координации деятельности различных частей общества, нередко превосходящую быстроту координации биологических организмов. Общество с самого начала чаще всего находится во враждебном ему окружении. И для успешного противостояния этому окружению оно должно обладать достаточно прочной интеграцией своих частей и специальной приспособляемостью к вечно меняющимся внешним условиям существования. Оно должно соответствовать определенным требованиям выживаемости, т.е. необходимому функциональному реквизиту. Вследствие войн между обществами возникает и развивается правительственно-военная организация. Спенсер подчеркивал, что объединившееся на войне под главенством одного вождя сложное общество становится практически единым. Он полагал, что общества типа «двойной сложности» образуются путем завоевания или военного союза с другими обществами того же порядка. Для дифференциации военных обществ на ранних стадиях эволюции характерно образование класса господ-воинов, выполняющих внешнюю — оборонительную и наступательную — деятельность, и класса рабов, выполняющих внутреннюю деятельность по поддержанию всего общества. Для такого общества промышленное строение может быть только в зачаточной форме. В этом обществе каждый работник занимается своим ремеслом и сам доставляет продукт потребителям. Монополизирующие каждый «вид промышленности» семьи образовывают группы, как правило, работающие в одной местности. Вместе с возрастанием «объема» общества происходит постепенный переход от домашнего способа производства к фабричному. Для промышленного типа общества характерны специфические черты, образующиеся в ходе отношений между индивидами, осуществляющими промышленные виды деятельности. Эти отношения-сделки между хозяевами и рабочими, покупателями и продавцами, специалистами и нуждающимися в этих специалистах осуществляются в результате свободного обмена. Если жизнь военного общества поддерживается принудительной кооперацией, то при отношениях добровольной кооперации взаимный обмен услугами не носит принудительного характера. И по мере утверждения промышленных видов деятельности в том или ином обществе все меньше один индивид подчиняется другому. Эти отношения добровольной кооперации существенно отличают социальные организмы от биологических и являются необходимым условием появления новых социальных единиц, «умственные организации» которых и привычки «придают общественным устройствам» новые формы, в том числе и новые формы социального контроля. Система поддержания жизни промышленного типа общества образует рассеянный, слабо централизованный регулятивный аппарат и стремится децентрализовать первичный регулятивный аппарат (регулятивный аппарат военного общества) в процессе наделения властными полномочиями все более многочисленных классов. Хотя исторически промышленный тип общества в ходе социальной эволюции следует за военным типом, в силу определенных условий может иметь место возврат к прежнему типу общества. Но самое интересное в этих общественных метаморфозах, с точки зрения Спенсера, связано с ограничением в действительности прав индивидов в условиях их формального расширения. Так, нередко увеличению избирательных прав сопутствует то, что чиновничество ограничивает в разных формах деятельность граждан. Все это, по мнению Спенсера, свидетельствует о возвращении к преобладавшей в военном типе общества дисциплине, имевшей принудительный характер. Таким образом, Спенсер не рассматривал социальную эволюцию как однолинейный процесс, в отличие от О.Конта. Используя для доказательства своей эволюционной гипотезы аналогию между «живым и политическим» телами, он сознавал ее ограниченные возможности для «образования грубого очерка эмпирической социологии». Он утверждал, что между этими «телами» существуют только аналогии, являющиеся необходимым следствием характерной для них взаимной зависимости частей. Обнаружив, что среди социальных явлений существует общий порядок сосуществования и последовательности, Спенсер приходит к знаменательному для всех последующих поколений социологов-функционалистов выводу о том, что социальные явления образуют материал для науки, способной в известной мере достигнуть дедуктивной формы. Социолог, считал Спенсер, должен непредвзято подходить к анализу социальных явлений. Но в обществе воля каждого индивида, в том числе и социолога, ограничивается волею других лиц. Поэтому основной вопрос общественной жизни заключается в том, насколько каждый должен быть подчинен всем, насколько ученый свободен от социальных «пут» общественной жизни в своем поиске истины. Date: 2015-05-09; view: 782; Нарушение авторских прав |