Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции социологии





Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конк­ретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функциони­рования и развития. Обогащение научного социологиче­ского знания происходит как на основе внутреннего совер­шенствования теоретической социологии, так и в резуль­тате динамичного развития самого объекта познания этой науки — социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосред­ственно связанным с ней специальным социологическим теориям. Только правильное и глубокое системное отра­жение сущности и закономерностей развития социальной реальности позволяет социологии выполнять и другие ее функции.

Практически-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием со­циальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, обще­человеческих ценностей. И здесь обогащение и совершен­ствование теории не самоцель, а необходимая предпосыл­ка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития, личности. В этом плане социология — одна из теоретиче­ских основ политики и практики.

Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпириче­ские и прикладные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. Прежде всего на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост со­циальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Особенно большое зна­чение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Расширение и углубление действительного использования результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ сильной, действенной социальной политики и в практике управления общественными процессами — и сегодня одна из актуальнейших задач развития нашего общества и государства.

Несколько иначе обстоит дело с идейно-воспитательной функцией социологии. Она находит своё выражение в той роли, какую играют социологические исследования и; их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение социальной действительности, нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности. К тому же любой социолог в социально-разделенном обществе не может в реальной жизни не выступать в качестве носителя и выразителя социальных интересов, целей и ценностей той части общества, к которой он принадлежит. А это так или иначе сказывается на выборе проблематики и постановке задач в ходе социологических разработок и тем более на анализе и истолковании их результатов, поскольку по­следние в той или иной мере затрагивают интересы соот­ветствующих социальных групп.

Другое дело, что нельзя допускать крайностей, переко­сов при определении соотношения объективно-научного и идеологического в реальном социологическом исследова­нии. Сверхидеологизация неизбежно приводит к грубым нарушениям принципов объективности и правдивости изучения действительности, без чего нет и не может быть подлинной науки, в том числе и социологии. Она ведет к изоляционистскому отрыву данной социологической шко­лы от мировой социологической мысли, серьезно затруд­няет и даже исключает возможность их взаимовлияния, что не может, как показывает и наш и зарубежный опыт, не сказаться крайне отрицательно на научных достижени­ях и самом развитии социологии. С другой стороны, пол­ное отрицание, игнорирование идеологического фактора в развитии социологии серьезно затрудняет понимание при­чин разнообразия основных направлений в социологии, их сущности, истоков столкновения и даже противоборства этих направлений. Важно, чтобы те или иные социальные пристрастия социологов не препятствовали объективному, действительно научному подходу к реальности, не приво­дили к искажению социологических данных.







Date: 2015-05-09; view: 612; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию