Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тексты





Диспетчерские курсы по вызову грузовых такси...

Институт геологии и разработки горючих ископаемых Ака­демии наук СССР.

Московский Государственный академический ордена Ленина Малый театр...

Послание участников Всемирного форума молодежи...

 

У п р а ж н е н и е 9.

Найдите в данных ниже текстах многословные понятия и прочитайте эти тексты соответственно известным вам прави­лам:

В избирательных округах столицы продолжается выдвиже­ние кандидатов в депутаты Верховного Совета РСФСР.

***

...Я был записан в Семеновский полк сержантом по милости майора-гвардии князя Б., близкого нашего родственника.

 

***

Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей слу­жил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17... году. С тех пор он жил в своей симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина.

***

Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин Кирила Петрович Троекуров.

А. Пушкин

 

Перед раскрытым окном красивого дома, в одной из край­них улиц губернского города О. сидели две женщины: одна лет пятидесяти, другая же старушка семидесяти лет. Первую из них звали Марией Дмитриевной Калитиной.

И. Тургенев

 

У п р а ж н е н и е 10.

Противопоставьте друг другу единицы счета, произнося пер­вое число более высоким тоном по отношению ко второму, а за­тем наоборот. Противопоставьте также несколько единиц счета друг другу, как большие речевые такты.

Не три, а шесть; не десять, а пять; не двадцать, а сто; не два, три, четыре, пять, шесть, семь, а восемь, девять.

 

У п р а ж н е н и е 11.

Найдите в данных ниже текстах противопоставляемые слова и произнесите их подобно тому, как произносили противопо­ставляемые единицы счета:

У осы не усы, не усища, а усики.

Мал золотник, да дорог.

Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому.

Рыбка мелка, да уха сладка.

На вид-то он хорош, да зелен.

Борода — честь, а усы и у кота есть.



 

Не только первый пух ланит.

Да русы кудри молодые,

Порой и старца строгий вид,

Рубцы чела, власы седые,

В воображенье красоты

Влагают страстные мечты.

А. Пушкин

 

Припомни все: смотри что ты теперь:

Ты не жена — несчастная вдова;

Не радостная — плачущая мать,

Не милуешь — о милостях ты молишь.

Ты презирала — презираю я,

Тебя боялись все — ты всех боишься.

В. Шекспир

 

Бывают странны сны, а наяву страшнее;

Искала ты себе травы,

На друга набрела скорее...

А. Грибоедов

 

У п р а ж н е н и е 12.

Дополните данные ниже фразы определениями, выражен­ными родительным падежом существительного, и прочитайте их так, как этого требует правило родительного падежа. Опре­деления можно вставлять перед определяемым существитель­ным и после него. Помните, что при инверсии правило остается в силе (определяемые существительные подчеркнуты).

1. Шел дождь, по стеклам лились потоки...

2. Вдруг донеслись до меня звуки...

3. Внезапно раздавался сонливый свисток...

4. Необыкновенная пестрота... привела его в совершенное замешательство.

5. У Варвары Павловны была привычка во время разговора касаться рукава...

6. На станции зажигаются огни; ярче и выше всех зеленова­тый огонь...

7. Плескались шаловливые струи на стрежне, звенела зыбь, ударяя в борта... а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев...

Я взял руку... и поцеловал ее, орошая слезами.

 

У п р а ж н е н и е 13.

Разберитесь в данных текстах, особенно обратите внимание на случаи инверсий в правиле родительного падежа, и прочи­тайте их, как этого требуют логические паузы и ударения.

 

И будит лай собак уснувшие дубравы.

 

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

 

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

А. Пушкин

 

В прохладе меж двумя холмами

Таился монастырь святой.

Чинар и тополей рядами

Он окружен был — и порой,

Когда ложилась ночь в ущелье,

Сквозь них мелькала в окнах кельи

Лампада грешницы младой.

М. Лермонтов

 

У п р а ж н е н и е 14.

Прочитайте текст сначала без стоящих в скобках прила­гательных, а затем включите их в текст, сохраняя и передавая свое конкретное видение образа.

 

Текст.

За холмом в лесу прижалась (ласковая) осень. С шелестом падали с тополей (сухие) листья. Кусты шиповника стояли будто объятые пламенем, и (красные) ягоды в (редкой) листве их пылали, как (огненные) язычки. (Горький) запах (сопрев­шей дубовой) коры заполнял лес. На (мертвой) траве до полудня лежала роса. Только (деловитое) постукивание дятла нарушало тишину.

М. Шолохов

 

У п р а ж н е н и е 15.



Разберитесь, какие из определений-прилагательных в пред­ложенных ниже текстах будут ударяемы и какие нет, проверьте это известными вам правилами об ударениях на определениях-прилагательных и прочитайте тексты соответственно этим пра­вилам.

 

Не страшат тебя громы небесные,

А земные ты держишь в руках,

И несут эти люди безвестные

Неисходное горе в сердцах.

 

Будь счастливей!

Силу новую

Благородных юных дней

В форму старую, готовую

Необдуманно не лей!

Н. Некрасов

 

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые.

И щетки тридцати родов

И для ногтей, и для зубов.

А. Пушкин

Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман.

И. Тургенев

У п р а ж н е н и е 16.

Определите, на каком из повторяющихся слов должно быть логическое, более яркое ударение, и объясните почему.

Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед!..

Далее, далее!.. Прошли степные места. Глянешь с горы — какой вид!

И. Тургенев

 

Зимы ждала, ждала природа...

 

Вперед, вперед, моя исторья!

Лицо нас новое зовет.

А. Пушкин

 

Отец, отец, оставь угрозы,

Свою Тамару не брани;

Я плачу: видишь эти слезы,

Уже не первые они.

М. Лермонтов

 

У п р а ж н е н и е 17.

Разберитесь в инверсиях следующих текстов и определите логические паузы.

 

Больной и ласки и веселье

Татьяну трогают...

 

И завещал он, умирая,

Чтобы на юг перенесли

Его тоскующие кости,

И смертью — чуждой сей земли

Не успокоенные гости!

 

И Ленский пешкою ладью

Берет в рассеяньи свою.

А. Пушкин

 

У п р а ж н е н и е 18.

Разберитесь во взаимосвязи пауз и ударений в данных по­вествовательных фразах и научитесь их логически верно про­износить, не делая лишних ударений. Добивайтесь этого укруп­нением речевых тактов и верной организацией дыхания. С ка­кими из знакомых вам правил о логических ударениях встреча­етесь вы в разбираемых фразах?

 

Тексты

На дворе старинного польского монастыря была расположена батарея красных. Н. Островский

 

На Васильевском острове в только что отстроенном доме, по 19-й линии, на пятом этаже, помещалась так называемая «Центральная станция по борьбе с бытом», в квартире инже­нера Ивана Ильича Телегина.

А. Толстой

 

Второе утро над степью, затуманенной теплой марью, на быстролетных птичьих крыльях неслась запоздалая весна. Когда на опушке бора близ Лебяжьего вдруг объяло курчавые вершины сосен тихим пламенем, все кочующее пернатое цар­ство, охваченное извечной весенней страстью, примолкшее было перед зарей, сговоренно пришло в движение и поднялось, чтобы многоголосо и ликующе встретить солнце:

 

Везде шла какая-нибудь работа: городские пареньки, ни­когда не державшие в руках плотничьего топора и рубанка, настилали в палатке пол из досок, делали крышу над амба-рушкой, перевезенной из села для кухни; девушки наводили особый девичий уют и порядок в вагончике, отданном в их вла­дение, стирали белье на берегу пруда и помогали Фене Сол­нышко мыть посуду: час назад отшумел бригадный обед.

М. Бубеннов

 






Date: 2015-04-23; view: 324; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию