Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В соответствии с ФГОС и ООП студент изучивший дисциплину “Философия” вариативной части математического и естественнонаучного цикла должен
В соответствии с ФГОС и ООП студент изучивший дисциплину “Философия” вариативной части математического и естественнонаучного цикла должен
знать:
· сущность философских категорий;
· терминологию философии и структуру философского знания; функции философии и методы философских исследований;
· философские персоналии и специфику философских направлений;
· иметь представления о философских, научных и религиозных картинах мироздания;
· сущности, назначении и смысле жизни человека;
· условия формирования личности, ее свободы, ответственность за сохранение жизни, культуры, природы;
· этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку обществу, природе.
уметь:
· анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, процессы.
· анализировать процессы и тенденции современной социокультурной среды;
· анализировать гражданскую и мировоззренческую позицию в обществе;
· формировать и совершенствовать свои взгляды и убеждения;
· переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности.
В результате студент должен приобрести элементарные навыки философской культуры мышления, способность формулировать и аргументировать собственное мировоззрение, основополагающие жизненные ценности; навыки чтения и анализа философских текстов и, соответственно, видеть смысл, значение и место своей профессиональной деятельности в социуме, жизни, культуре, истории.
Таблица 2 Темы дисциплины и их краткое содержание
№ п/п
| Тема
| Краткое содержание
| |
|
|
| | Раздел 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе
| |
| Предмет, структура и функции философского знания, его роль в жизни общества и человека
| Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру. Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философия. Предмет философии как науки. Генезис функций и социальная направленность философии. Структура философского знания. Роль философии в жизни человека и общества. Исторические формы философствования. Материализм и идеализм. Рационализм и иррационализм. Классический, неклассический и постнеклассический идеалы рациональности.
| |
| Возникновение философии и основные этапы ее развития.
| У истоков европейской философии. Исторические условия возникновения и развития философии в Др. Греции. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (философия физиса: милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, Элеаты, атомисты). Изменение представлений о сути философии (софисты). Сократ о сущности человека и Блага. Классический период философии античности: Платон, Аристотель. Эллино-римский период античной философии: эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники.
Основная идея и черта средневековой философии теоцентризм. Основные проблемы: божественное предопределение и свобода человека; теодицея; разум и воля; душа и тело; сущность и существование; сотворенное и вечное. Понятие высшего Блага. Спор о природе общих понятий (номинализм и реализм).
Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. Проблема человеческой индивидуальности. Н. Кузанский и Дж. Бруно.
Философия XVII–XIX вв. Научная революция XVII в. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира и ее динамики (И. Ньютон, Г. В. Лейбниц). Монизм, дуализм, плюрализм.
Философия эпохи Просвещения: реальный мир как система природы. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Формирование понятия «гражданское общество». Обоснование связи развития науки и социального прогресса.
Немецкая классическая философия. Основные идеи и проблемы: целостность и структурированность бытия, его познаваемость; активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека. Принцип тождества бытия и мышления. И. Кант о возможности и границах познания, автономии нравственной области человеческой деятельности. От философии как наукоучения (Фихте) к философии духа (Шеллинг, Гегель). Система и метод в философии Гегеля.
Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX в. Социокультурные предпосылки философского плюрализма (Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, О. Конт). Формирование новых направлений философствования: неогегельянства, неокантианства, диалектико-материалистического, сциентистского и рационалистического.
Русская философия на рубеже XIX–XX вв.: западники, славянофилы, почвенники, материалистические и идеалистические традиции русской философской мысли конца XIX, начала XX вв. (А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев). Преемственность и самобытность философской мысли России. Проблемы духовности, свободы, творчества, диалога культур.
| |
| Основные школы и направления современной философии.
| Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Позитивизм и неопозитивизм. Аналитический эмпиризм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел); прагматизм (Ч. Пирс, Д. Дьюи); герменевтика (В. Дильтей, Г.-Х. Гадамер); экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю); философская антропология (М. Шелер и др.); структурализм и постструктурализм (Фуко М.); постмодернизм (Ж. Дерида, Р. Рорти и др.).
| | Раздел 2. Философское учение о бытии
| |
| Бытие: сущее и существующее
| Онтология как учение о бытии. Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Единство мира и его многообразие. Сущность как единица бытия и сущность как единство рода. Категории как высшие роды бытия и категории как ступени познания. Главные онтологические категории: бытие и ничто, единое и многое, целое и часть, количество и качество, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность.
| |
| Философские теории развития.
| Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Движение и покой. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения. Эволюция и революция. Необходимость, случайность, целесообразность. Принцип детерминизма. Закон как выражение необходимости. Законы динамические в статистические. Детерминизм и проблема свободы.
| |
| Сознание как философская проблема.
| Духовное (идеальное) как форма бытия. Индивидуа-лизированное и объективированное (внеиидивидуальное) духовное. Сознание как вид индивидуализированного духовного, субъективная форма реальности. Психика и сознание. Проблема диалектики сознания и бессознательного в истории философии. Сознание и самосознание человека. Сознание и язык. Функции сознания.
Сознание и общество. Основные уровни и формы общественного сознания. Диалектика индивидуального и общественного сознания. Современная наука о природе и структуре сознания.
| | Раздел 3. Философское учение о познании
|
| Познание как предмет философского анализа.
| Философское понятие познания. Познание как отражение действительности (чувственное и логическое познание). Структура и результат познания: мнение, вера, догадка, понимание, интерпретация и знание. Соотношение эмпирического, рационального, иррационального и мистического в познании. Истина и ее критерии. Абсолютность и относительность истины. Истина и правда. Практика как источник, процесс, результат и критерий истинности познания.
|
| Характерные черты и многообразие форм научного познания.
| Понятия «метод», «методика» и «методология». Общефилософские (метафизический и диалектический) методы познания, их принципы и роль. Общенаучные (эмпирические и теоретические) методы познания. Частнонаучные методы познания действительности.
Историческое и логическое в познании. Формы воспроизведения мышлением объекта. Диалектика и формальная логика в научном познании.
|
| Философские основания истории науки.
| Проблема начала и конца науки. Кумулятивная модель истории науки, теория научных революций (Т. Кун) и эволюционная эпистемология К. Поппера: принцип фаллибилизма, фальсификации, проблема демаркации и «теория трех миров». Структурные элементы исследовательской программы – "жесткое ядро" и "защитный пояс" гипотез, "положительная эвристика", "негативная эвристика". Методологический анархизм П. Фейрабенда.
| Раздел 4. Общество и человек в зеркале философии
|
| Философское учение о человеке.
| Основные философско-антропологические подходы к человеку. Проблема происхождения человека: философские, биологические, космические, социально-культурные аспекты. Понятие социоантропогенеза. Биологическое и социальное в человеке, человек как индивид и личность.
Человек – особый вид сущего. Человеческое в человеке. Бытие человека. Основные константы человеческого бытия: жизнь и смерть, добро и зло, судьба, счастье, смысл жизни.
|
| Общество как самоорганизующаяся система.
| Становление образа социального порядка в донаучном знании. Космогонические и мифологические представления о мироупорядочении. Хаос и Космос в древнегреческой натурфилософии. Эволюция образа социального порядка: абстрактно-рационалистическая модель идеального социального порядка по Т. Гоббсу и биологическая модель эволюции социального порядка в классической социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, В. Парето, Т. Парсонс и др.).
Открытые и закрытые социальные системы. Формы социального метаболизма (рынок, война, культурные контакты и др.). Иерархия социальных самоорганизующихся систем. Основные тенденции социальной самоорганизации.
Архетипические основания социальных утопий.
Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания.
|
| Право, мораль, нравственность.
| Понятие и виды социальных норм. Многообразие социальных норм. Понятие ценности. Возникновение ценностей и антиценностей. Социальная и нравственная детерминанта ценности. Добро и зло как ценности. Релятивизм, конвенционализм, абсолютизм в понимании ценностей.
Нормы права, морали и нравственности. Понятие правосознания. Противоречие добродетели и счастья, нравственного долга и выгоды, голоса совести и логики успеха. Философско-этические и религиозно-нравственные нормативные программы как попытки решения этого противоречия.
Смыслы свободы – воля, бунт, своеволие. Произвол, независимость. Философское понятие свободы. Свобода и ответственность. Мораль как система нормативной регуляции. Специфика моральной императивности. Учение Иммануила Канта о категорическом императиве. Антитеза должного и сущего. Долг, совесть, вина, ответственность.
| | | | | | |
Date: 2015-05-09; view: 575; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|