Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание профессиональных качеств голоса драматического актера





Для каждого, кто стремится стать профессиональным акте­ром драмы, неоспоримой заповедью могут служить слова Стани­славского о том, что «...даже хороший от природы голос сле­дует развивать не только для пения, но и для речи», так как «хорошие голоса в разговорной речи редки»[8].

Работа по развитию профессиональных качеств голоса яв­ляется для студента обязательной в течение всего времени пре­бывания в театральной школе.

Уже при вступительных экзаменах педагог по сценической речи внимательно проверяет голос поступающего. Профессио­нальная пригодность голоса, подобно другим необходимым твор­ческим показателям для работы на сцене, становится предметом обсуждения приемной комиссии. Нередко из-за больного и сла­бого голоса абитуриенту, имеющему безусловные актерские спо­собности, отказывают в приеме. Правда, современная техника записи на пленку, микрофоны на эстраде несколько изменяют требования к голосу артистов кино, телевидения, радио, эст­рады, но мечтающему посвятить себя театру нельзя идти на сцену, не обладая таким голосом, который при систематической тренировке не сможет приобрести необходимые профессиональ­ные качества.

Какие же качества отличают тренированный профессиональ­ный голос от нетренированного? Прежде всего это выносливость и гибкость.

Выносливость голоса — это такое его состояние, которое при постоянных репетициях и спектаклях не вызывает заболеваний голосового аппарата, и голос сохраняет способность быть выра­зительным в любых сценических ситуациях.

Гибкость голоса — это его способность охватывать макси­мальный диапазон звучания от основных средних звуков до возможных нижних и верхних тонов, использовать различные тембральные краски, изменять силу звучания от максимального форте до необходимого пиано, изменять темпо-ритмическое зву­чание речи. Голос актера, который обладает подобными каче­ствами, можно назвать выразительным в профессиональном смысле, так как такой голос способен в своих интонациях вы­явить разнообразное словесное действие, оставаясь свободным и естественным в звучании.

Устная речь, как показывают современные исследования[9], является сложным процессом взаимодействия между централь­ной нервной системой, голосовым, дыхательным и артикуляци­онным аппаратами.

Координация всех частей речевой системы налаживается и организуется с детства, а затем становится автоматической. От­сюда воспитание речи существенным образом отличается от по­становки певческого звука, в процессе которой вырабатываются совершенно новые навыки, отличные от привычного речевого бытового звучания. Кроме того, пение — это не постоянная дея­тельность человека, известно, что даже самый поющий из пев­цов пользуется в течение своей жизни речевым звуком значи­тельно больше, чем певческим. А драматический актер живет в «состоянии» речи и в жизни и на сцене. Действуя на сцене словом драматурга, актер пользуется своим привычным жиз­ненным голосом, недостатки и возможности которого он часто не знает, так как бытовые жизненные ситуации не требовали от него особого внимания к своему голосовому аппарату.

Работу над речевым голосом, то есть его профессионализа­цию, пожалуй, лучше называть не «постановкой» голоса, как это принято в вокальной педагогике, а организацией и воспита­нием природных данных речевого голоса для профессиональной работы. Это длительный процесс постепенного раскрытия и ук­репления наиболее выразительных свойств природного голоса и устранения тех недостатков, которые мешают сценическому зву­чанию слова.

Известно также, что творческие возможности актера не мо­гут оцениваться и определяться только качеством голоса.

Прекрасный голос драматического актера должен не только красиво звучать, но и выражать «жизнь человеческого духа». Найдется много примеров, когда один и тот же актер одной ро­лью владеет хорошо, верно в ней действует, а значит его голос и речь звучат естественно, выполняя необходимые словесные задачи; в другой же роли он неверно живет в образе, а отсюда его голос и речь напряжены, бездейственны.

В истории театра известны актеры, голоса которых нельзя назвать красивыми, эти голоса обладали даже недостатками — сипотой, слабой силой и проч., но были профессиональны в под­линном смысле этого слова, так как естественно и свободно звучали, выражая любое словесное действие. Эти голоса были гибкими и неутомимыми, точно организованными, хорошо вос­питанными и подготовленными для работы на сцене, для рече­вого действия.


Это свидетельствует о том, что, во-первых, звучание рече­вого голоса в условиях сцены не может рассматриваться вне связи с общим поведением актера на сцене, во-вторых, разви­тие речевого голоса неотделимо от общего развития актерской индивидуальности, в-третьих, воспитание речевого голоса нельзя рассматривать только как работу над голосовым аппаратом и, в-четвертых, голосовой аппарат необходимо тренировать не только специальными упражнениями, но и на текстах в дейст­венной целенаправленной речи.

Конечно, степень выразительности голоса во многом опреде­ляется его природными возможностями, но систематическая тре­нировка делает голос более выносливым и профессиональным. Нужно также помнить, что только при здоровом голосовом ап­парате можно рассчитывать на хорошие результаты в работе. Заболевание голосовых связок, несмыкание, узелки на связках, тонзиллит, болезнь носоглотки, гайморит, заболевание щитовид­ной железы и другие отрицательно сказываются на звучании речи.

Хорошая физическая закалка оказывает благотворное вли­яние на общее состояние человека, а значит и на его голосовой аппарат. Физически тренированное тело организует мышцы, а это помогает естественному течению звука, когда на сцене приходится разговаривать бегая, прыгая, сидя, лежа, в согнутом положении тела, спиной к партнеру, к зрительному залу и во многих других позициях.

В учебной тренировке нужно помнить, что 17-20-летние мо­лодые люди и девушки еще не всегда сформировались физиче­ски— грудная клетка не успела развернуться, есть детская су­тулость, а у юношей и гортань находится в состоянии измене­ния (поэтому они часто «петушат»), голоса еще не имеют силы, недостаточно хорошо резонируют. Всего этого нельзя не учиты­вать, так как часто неверные занятия в этот период могут при­нести голосу непоправимый вред. Наблюдения показывают, что при неверных занятиях с молодыми людьми, при отсутствии ща­дящего режима разговорный голос становится тусклым[10].

Общая гигиена необходима для любого организма, а для ак­тера она должна стать неколебимым правилом, способствующим его полноценной работе в течение долгих лет. Хорошее здоровье, отказ от курения (особенно это относится к женщинам), отказ от чрезмерного алкоголя, режим питания — вот условия, кото­рые помогают гармоническому развитию организма, а значит и хорошему звучанию голоса.

 

Накопление и раскрытие новых качеств рёчевого голоса в процессе его развития и организации зависят не только от природных данных голосового и речевого аппарата, но и от нерв­ной системы обучающегося, от слуха, одаренности и, наконец, от его трудоспособности. Поэтому работа над речевым голосом — это не просто усвоение ряда приемов, помогающих сделать го­лос профессиональным, это работа над всей речевой системой студента на основе общих принципов развития актерской инди­видуальности.

Верно направленная работа над речевым голосом в учебном заведении не должна прекращаться и в театре. Школа дает на­правление в развитии голоса, и занятия в учебном заведении нельзя рассматривать как законченный этап в процессе разви­тия. Упражнения по тренировке голоса желательно проделывать на протяжении всей жизни в театре, выбирая наиболее не­обходимые в зависимости от кон­кретных требований работы.


Чтобы сознательно трениро­вать голосовой аппарат, необхо­димо иметь некоторые общие сведения о строении органов голосообразования и их работе. В нашу задачу не входит под­робный разбор всего сложного процесса голосообразования, но с отдельными его элементами, которые имеют непосредственное отношение к педагогической практике, должны быть знакомы не только педагоги, но и уча­щиеся.

В образовании звука участвуют следующие органы: 1) гортань с голосовыми связками; 2) глотка с ее мышцами; 3) носоглотка и полость носа; 4) полость рта; 5) нижняя челюсть, губы, щёки с мимическими мышцами; 6) трахея, бронхи, бронхиолы, лёгочные альвеолы; 7) дыхательные мышцы грудной клетки, диафрагма и мышцы живота.

Звук голоса рождается в гортани на голосовых связках. Гортань расположена в передней части шеи на уровне треть­его — шестого позвонков. Сзади она граничит с пищеводом, вверху сообщается с глоткой, внизу переходит в дыхательное горло — трахею. Гортань представляет собой сложную систему взаимосвязи различных хрящей и мышц. Она выполняет три функции: дыхательную, защитную и голосообразовательную.

В настоящее время существует две теории голосообразова­ния: миоэластическая (мышечно-эластическая) и нейрохронаксическая, которую также называют теорией Юссона, по имени французского ученого, ее основоположника.

Согласно первой теории, звук голоса образуется в гортани самими голосовыми связками под влиянием особого воздушного давления, которое заставляет связки как бы взрываться и колебаться.

 

 

 


Рис. 23. Вид гортани сверху:

а — открытая голосовая щель при дыхании; б — при звучании голоса; в — при шепоте; г — при фальцете

 

По теории Юссона, рождение звука и его высота зависят от двигательных нервных импульсов, которые получают связки от центральной нервной системы. Юссон различает две фазы в ра­боте голосовых связок: раскрытие связок под влиянием нерв­ных импульсов в первой фазе и их полное раскрытие под влия­нием воздушной струи, идущей из легких, во второй фазе.

Рис. 24. Вид гортани сверху:

I — щитовидный хрящ; 2 — перстне­видный хрящ; 3 — черпаловидные хря­щи; 4 — мышечные отростки черпаловидных хрящей; 5 — голосовой отрос­ток черпаловидных хрящей; 6 — перстнечерпаловидная задняя мышца;; 7 и 8 — голосовая щель, 9 — внутренние края голосовых связок. Стрелки ука­зывают направление поворота хрящей 3, от которого меняется просвет голо­совой щели.

 

Поскольку в настоящее время обе эти теории имеют распро­странение, то и в учебной прак­тике не следует игнорировать их специфические особенности. На­пример, исходя из теории Юс­сона, возникает необходимость так строить работу над голосом, чтобы снимать всякое нервное напряжение и зажим, мешающие психологическому и физиологи­ческому процессу образования звука. Затем, признавая, что ды­хание является одним из обяза­тельных компонентов образова­ния звука, не следует считать его основным фактором, как это делают отдельные педагоги, и не следует фиксировать на нем излишнее внимание студента без учета общей координации всех органов голосообразования. Ис­следования подтверждают, что хотя сила звука и зависит от силы дыхания, при максимальном напоре воздуха связки и весь голосовой аппарат теряют спо­собность формировать хороший звук.


Рожденный в гортани звук окончательно формируется в ре­чевые звуки в глотке, носоглотке и полости рта.

Во время речи глотка по приказу центральной нервной си­стемы способна изменять свою форму в зависимости от необ­ходимости воспроизвести тот или иной звук. Так, например, при звуке А полость глотки уменьшается, при звуке У — увеличи­вается. Трудно даже себе представить, какую сложную работу производят мышцы глотки в речевом потоке, требующем быст­рого и точного формирования различных гласных и согласных. Отсюда следует считать методически неверным требование пе­дагога при упражнениях на текстах «держать глотку в расши­ренном состоянии». Такая рекомендация, пожалуй, правомерна при упражнениях, специально тренирующих мышцы глотки.

Носоглотка — соединительная полость между глоткой и по­лостью носа. Носоглотка играет важную роль в образовании звука как резонатор, поэтому всякое заболевание или органи­ческие нарушения в ее строении отрицательно сказываются на качестве речевого звучания.

В полости рта образуется членораздельная речь. Для точной артикуляции звуков большую роль играет язык, производя раз­личные и многочисленные мышечные движения. В образовании речи участвуют губы, твердое нёбо, маленький язычок с нёбной занавеской, мышцы щек, нижняя челюсть. От четкой работы всего артикуляционного аппарата зависит качество дикции, и часто плохо развитый речевой аппарат является причиной пло­хого звучания голоса.

Органы дыхания — легкие, бронхи, трахея и дыхательные мышцы — выполняют свою основную работу: снабжение крови кислородом. Обменное дыхание происходит бессознательно. Ко­гда организму требуется новый приток кислорода, происходит вдох, когда необходимо освободиться от углекислоты — насту­пает выдох.

Обменное дыхание происходит в определенной последова­тельности: вдох, выдох, пауза. Во время речи работа дыхатель­ных мышц необычайно усложняется. Дыхание начинает подчи­няться требованиям, которые диктуются образованием звуков и всего осмысленного и эмоционального речевого потока с его акцентами, повышениями и понижениями. Для образования каждого звука поступает определенное количество воздуха под определенным давлением. Так, для образования звука И тре­буется больше воздуха и под большим давлением, чем для фор­мирования звука А. При звуке С дыхание подается плавно, а при звуке П создается сильное давление и происходит прорыв.

К дыхательным мышцам, имеющим особо важное значение при голосообразовании и речи, относятся диафрагма, мышцы нижних стенок живота, наружные и внутренние межреберные мышцы.

Диафрагма — мышца, отделяющая грудную область от брюшной, иначе ее называют грудобрюшной преградой. Диа­фрагма имеет куполообразную форму. Легкие касаются диа­фрагмы своими нижними частями, как бы опираются на нее. При вдохе диафрагма сокращается, теряет свою куполообраз­ную форму и таким образом увеличивается объем нижней части грудной клетки, что дает возможность нижней части легких максимально наполняться воздухом.

Мышцы нижних стенок живота работают одновременно с сокращением диафрагмы: при вдохе они расширяются, при выдохе сокращаются.

Наружные и внутренние межреберные мышцы растягивают при вдохе и сокращают при выдохе грудную клетку. При глу­боком вдохе работают мышцы шеи и головы. Грудная клетка, благодаря работе дыхательных мышц, может увеличиваться в своем объеме в нескольких направлениях: вперед, назад, вниз, вверх. В зависимости от того, в каком преимущественно направлении расширяется грудная клетка и какие дыхательные мышцы принимают в этом наибольшее участие, различают не­сколько типов дыхания.

Дыхание может быть верхнее, или ключичное; грудное; боко­вое, или реберное; диафрагматическое, или брюшное; и смешанно-диафрагматическое.

Смешанно-диафрагматический тип дыхания является наибо­лее целесообразным и правильным не только для жизни, но и для сценической работы актера. При этом виде дыхания рав­номерно заполняется воздухом вся полость легких, и они хо­рошо вентилируются. Такое дыхание менее утомительно и соз­дает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата.

Для осуществления фонационного дыхания (дыхания для образования звука) нужен строго координированный выдох, то есть точно согласованная работа дыхательных мышц, чтобы подать нужное количество воздуха и под необходимым давле­нием к голосовым связкам. Мышцы грудной клетки и брюшного пресса дают основную силу дыхания под связки. Диафрагма и мышцы, заключенные в стенках бронхиального дерева, регу­лируют необходимость подсвязочного давления и объем прохо­дящего между связок воздуха.

Всякое мышечное напряжение, недостаточная гибкость тех или других мышц, их неправильная координация мешают вер­ному звучанию голоса. В процессе работы над голосом недо­статки координации могут быть исправлены, а отдельные дыха­тельные мышцы натренированы.

В голосе различают следующие качества: диапазон, высоту, тембр и силу.

Диапазоном голоса называется тот объем звуков, который способен охватить голос в речи. Диапазон голоса связан с его способностью менять высотное звучание. В речи звуки быстро сменяют друг друга, подчиняясь законам речевого произноше­ния. В зависимости от интонации, которая выражает и смысло­вое и эмоциональное содержание речи, голос скользит на глас­ных то вверх, то вниз. Развитие диапазона голоса во многом зависит от слуха учащегося. Но часто и различая высоты, сту­дент не может воспроизвести их голосом, пока не наладится вся координация аппарата речи: голоса, дыхания и артикуля­ции.

Высота голоса зависит от длины и толщины связок, от их способности издавать определенное количество колебаний в се­кунду и от индивидуальной возбудимости двигательного нерва гортани.

Тембр голоса определяется прежде всего строением гор­тани — ее размерами, мощностью мускулатуры, тонусом мышц, размером голосовых связок, характером их смыкания. Исход­ный тембр голоса может изменяться в резонаторных полостях. Резонаторы — это полости, способные образовывать явление резонанса, то есть ответное звучание на тот или иной звук и его высоту. Грудная клетка, трахея, бронхи, полость гортани, рот, носоглотка, придаточные полости носа являются резонаторами. Маленькие полости резонируют на высокие звуки, большие — на низкие.

Сила голоса — это его способность звучать с различной громкостью. Сила голоса зависит от силы подсвязочного давле­ния: если давление сильное, то и звук сильный, если слабое — то звук слабый. При силе звука важное значение имеет «полет­ность» звука, мы определяем ее в учебной практике как верное использование резонаторов.

Наиболее часто встречающиеся в педагогической практике недостатки звучания голоса можно объединить в определенные группы, хотя все индивидуальные особенности речевого звуча­ния перечислить невозможно.

О д н о т о н н о с т ь р е ч и чаще всего связана с неумением различать высотные изменения голоса и пользоваться ими. Мело­дическое движение фразы в однотонных голосах очень неболь­шого диапазона. Однотонность может зависеть от природной тембральной бедности голоса, а также от неумения использо­вать резонаторы.

Г о л о с в я л ы й, ч а с т о п р е р ы в а е т с я, к а к б ы «п а д а е т». Причиной может быть нетренированное дыхание, когда из-за отсутствия опоры происходит быстрый выдох, а так же вялость голосовых связок.

Г о л о с н е в ы х о д и т и з р о т о в о й п о л о с т и, «г у д и т» з а з у б а м и, что часто зависит от плохой артикуляции, вялого речевого аппарата и зажатой нижней челюсти.

Г о л о с з в у ч и т т о в ы с о к о, т о н и з к о и к а к б ы «п р о в а л и в а е т – с я» в с е р е д и н е, в нем нет плавных пе­реходов от нижних нот к верхним, и наоборот. Это может зави­сеть от неумения пользоваться средним регистром, а иногда и от возрастных особенностей.

В г о л о с е о т с у т с т в у е т с и л а, человек напрягается, кричит, но звук не летит, в нем нет объема. Это зависит от не­тренированного дыхания и от неумения пользоваться резонато­рами.

Г о л о с г н у с а в ы й и «г о р л и т». Это может быть выз­вано вялостью нёбной занавески и малоподвижным языком.

Зная общий процесс звукообразования, мы можем опреде­лить, что в общем механизме голосообразования требует ис­правления или тренировки для лучшей координации работы всей системы. Тренировочные упражнения можно построить так, чтобы та или иная группа мышц работала активнее, а за­тем переходить к упражнениям, которые включают в работу всю систему речевого голоса.

В данном пособии предложены упражнения, которые приме­няются в учебной практике кафедры сценической речи Теат­рального училища имени М. С. Щепкина. Очень трудно в каж­дом конкретном случае определить, при каком голосе следует брать те или иные упражнения. Мы можем дать только весьма общие рекомендации, а дело педагога — определить последова­тельность и характер упражнений. Обязательным правилом должно стать одно положение — идти следует от наиболее лег­ких к наиболее трудным. В пособии даны упражнения на раз­витие отдельных элементов голосового аппарата и упражнения на текстах для координации. Не всегда возможно резко раз­граничить упражнения на тренировку отдельных элементов, так как во всех упражнениях, в большей или меньшей степени, существует связь ряда элементов голосообразования: дыхания со звуком, звука с произношением, произношения с дыханием и т. д.

 

 







Date: 2015-04-23; view: 1012; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию