Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
По сценической речиСтр 1 из 46Следующая ⇒
Глава I РЕЧЕВОЙ АППАРАТ И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ТРЕНИРОВКИ В РАБОТЕ УЧАЩЕГОСЯ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ Речевой аппарат состоит из подвижных и неподвижных частей. К подвижным частям речевого аппарата относятся: губы, язык, нижняя челюсть, нёбная занавеска с маленьким язычком; к неподвижным — зубы, верхняя челюсть, альвеолы — углубления челюстных костей, ячейки, в которых сидят своими корнями зубы (см. рис. 1 а, 16). Когда мы говорим, то воздушная струя (выдох) из легких по дыхательному горлу попадает в гортань и, коснувшись сомкнутых голосовых связок, заставляет их вибрировать, в результате чего возникает звук голоса. Далее звук попадает в полость рта. В зависимости от того, какое положение примут подвижные части речевого аппарата, образуется тот или иной звук — гласный или согласный. Гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными образует слог, а из слогов образуются различные слова. Например: труд (один слог), весна (два слога), работа (три слога), объявление (пять слогов) и т. д. При произнесении того или другого слова части речевого аппарата изменяют своё положение. Например, в слове «труд» — четыре звука. Какую же работу должен проделать речевой аппарат и какие его части будут действовать, чтобы это слово приобрело своё верное звучание? Прежде всего кончик языка поднимется и сомкнется с верхними передними зубами, от преодоления выдыхаемой струей этого препятствия образуется звук Т. Затем, под действием выдыхаемой струи кончик языка будет вибрировать у верхних альвеол и образует звук Р; при переходе к следующему звуку У губы, которые оставались нейтральными при образовании звуков Т и Р, вытянутся вперед, нижняя челюсть несколько опустится, спинка языка поднимется к верхнему нёбу, а кончик языка оттянется назад; и, наконец, чтобы слово «труд» не прозвучало, как «тру», язык должен вернуться к тому же положению, что и вначале, при звуке Т. Само собой разумеется, для того чтобы получилось слово или чтобы слова не потерялись в слиянии их во фразе, смена положений подвижных частей речевого аппарата должна происходить очень быстро и легко. Поэтому будущему актеру необходимо развивать подвижность и приобретать легкость в работе речевого аппарата, бороться со свойственной многим вялостью губ, леностью языка и плохой работой нижней челюсти (челюстной зажатостью).
Рис. 1. Речевой аппарат: а — полость рта (вид спереди)[1]; 1 — язык; 2 — зубы; 3 — мягкое нёбо; 4 — маленький язычок; 5 — передняя дужка; 6 —задняя дужка; 7 — миндалина; 8 — верхняя губа; 9 — нижняя губа; 10 — полость глотки (видна ее задняя стенка) б—полость рта и носа (разрез сбоку); 1 — полость носа; 2 — твердое нёбо; 3 — мягкое нёбо; 4 — язычок; 5 — кончик языка; 6 — передняя часть спинки языка; 7 – средняя часть языка; 8 — задняя часть языка; 9 — корень языка; 10 — носоглотка; 11—зев; 12 — глотка; 13 — надгортанник; 14 — пищевод; 15 — гортань.
Развитию подвижных частей речевого аппарата помогают специальные упражнения, тренирующие целесообразные движения, необходимые для образования гласных и согласных звуков русского языка. Особенно полезны они тем, у кого речевой аппарат от природы страдает вялостью и малоподвижностью. Каждое упражнение требует первоначальной установки речевого аппарата, которую мы будем называть и с х о д н ы м п о л о ж е н и е м в тренировке. Чтобы обучающийся мог точно зафиксировать исходное положение и следить за правильной работой речевого аппарата, при тренировке рекомендуется пользоваться зеркалом, особенно при самостоятельной работе без контроля педагога.
Date: 2015-04-23; view: 807; Нарушение авторских прав |