Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ





Глава I

РЕЧЕВОЙ АППАРАТ И ЗНАЧЕНИЕ

ЕГО ТРЕНИРОВКИ В РАБОТЕ УЧАЩЕГОСЯ

ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Речевой аппарат состоит из подвижных и неподвижных частей. К подвижным частям речевого аппарата относятся: губы, язык, нижняя челюсть, нёбная занавеска с маленьким язычком; к неподвижным — зубы, верхняя челюсть, альвеолы — углубле­ния челюстных костей, ячейки, в которых сидят своими корнями зубы (см. рис. 1 а, 16).

Когда мы говорим, то воздушная струя (выдох) из легких по дыхательному горлу попадает в гортань и, коснувшись сом­кнутых голосовых связок, заставляет их вибрировать, в результате чего возникает звук голоса. Далее звук попадает в полость рта. В зависимости от того, какое положение примут подвижные части речевого аппарата, образуется тот или иной звук — глас­ный или согласный. Гласный звук или сочетание гласного с од­ним или несколькими согласными образует слог, а из слогов образуются различные слова. Например: труд (один слог), весна (два слога), работа (три слога), объявление (пять слогов) и т. д.

При произнесении того или другого слова части речевого аппарата изменяют своё положение. Например, в слове «труд» — четыре звука. Какую же работу должен проделать речевой аппарат и какие его части будут действовать, чтобы это слово приобрело своё верное звучание? Прежде всего кончик языка поднимется и сомкнется с верхними передними зубами, от прео­доления выдыхаемой струей этого препятствия образуется звук Т. Затем, под действием выдыхаемой струи кончик языка будет вибрировать у верхних альвеол и образует звук Р; при пе­реходе к следующему звуку У губы, которые оставались нейтральными при образовании звуков Т и Р, вытянутся вперед, нижняя челюсть несколько опустится, спинка языка поднимется к верхнему нёбу, а кончик языка оттянется назад; и, наконец, чтобы слово «труд» не прозвучало, как «тру», язык должен вер­нуться к тому же положению, что и вначале, при звуке Т. Само собой разумеется, для того чтобы получилось слово или чтобы слова не потерялись в слиянии их во фразе, смена положений подвижных частей речевого аппарата должна происходить очень быстро и легко. Поэтому будущему актеру необходимо разви­вать подвижность и приобретать легкость в работе речевого аппарата, бороться со свойственной многим вялостью губ, ле­ностью языка и плохой работой нижней челюсти (челюстной зажатостью).



 

Рис. 1. Речевой аппарат:

а — полость рта (вид спереди)[1];

1 — язык; 2 — зубы; 3 — мягкое нёбо; 4 — маленький язычок; 5 — передняя дужка; 6 —задняя дужка; 7 — миндалина; 8 — верхняя губа; 9 — нижняя губа; 10 — полость глотки (видна

ее задняя стенка)

б—полость рта и носа (разрез сбоку);

1 — полость носа; 2 — твердое нёбо; 3 — мягкое нёбо; 4 — язы­чок; 5 — кончик языка; 6 — передняя часть спинки языка; 7 – средняя часть языка; 8 — задняя часть языка; 9 — корень языка; 10 — носоглотка; 11—зев; 12 — глотка; 13 — надгортан­ник; 14 — пищевод; 15 — гортань.

 

Развитию подвижных частей речевого аппарата помогают специальные упражнения, тренирующие целесообразные движе­ния, необходимые для образования гласных и согласных звуков русского языка. Особенно полезны они тем, у кого речевой аппа­рат от природы страдает вялостью и малоподвижностью.

Каждое упражнение требует первоначальной установки ре­чевого аппарата, которую мы будем называть и с х о д н ы м п о ­л о ж е н и е м в тренировке. Чтобы обучающийся мог точно за­фиксировать исходное положение и следить за правильной рабо­той речевого аппарата, при тренировке рекомендуется пользо­ваться зеркалом, особенно при самостоятельной работе без контроля педагога.

 






Date: 2015-04-23; view: 395; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию