Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы и перспективы судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве





 

Принятие нового Гражданского, Гражданско-процессуального Кодекса Республики Казахстан оказало значительное влияние на реализацию и развитие института специальных психологических познаний в гражданском судопроизводстве. Однако анализ применения норм гражданского процессуального законодательства в части использования специальных психологических познаний в Российской Федераций и Казахстана показал недостаточную реализацию возможностей, предоставляемых новыми нормами, а также неисполнение некоторых требований нового законодательства.

В ходе обобщения литературных источников не было выявлено ни одного случая использования судом возможностей, предоставляемых ч. 8 ст. 91 ГПК РК. Вместо этого имеет место длительный процесс по истребованию материалов по делу от стороны, уклоняющейся от производства экспертизы.

Имеют место случаи выхода вопросов судьи за пределы компетенции экспертов. На разрешение эксперта ставятся либо вопросы, не требующие использования специальных психологических познаний вообще, либо, напротив, вопросы правового характера.

Ряд недостатков связан с нарушениями принципов оценки заключений экспертов. При этом наблюдаются две противоположные тенденции - либо судьи рассматривают заключение эксперта как доказательство, и не производят его должной проверки, либо, напротив, используют заключение эксперта лишь для ссылки в решении суда на факт производства по делу экспертизы.

Нередки случаи разрешения дел без производства экспертизы и использования специальных психологических познаний. При этом решение вопросов, требующих использования специальных психологических познаний, осуществляется либо судьями самостоятельно, либо имеет место замена производства экспертизы истребованием различного рода справок, актов проверок и т.п.

Наблюдается не использование возможностей судебной экспертизы при рассмотрении отдельных категорий дел, о которых говорилось в данной работе.

Следует отметить, что наряду с процессуальными нарушениями при назначении судебных экспертиз, оценке и использовании их результатов, наблюдались и нарушения организационного характера.

С учетом вышеизложенного наиболее актуальными направлениями совершенствования судебно-экспертной деятельности в области гражданского судопроизводства на настоящий момент являются:

Повышение уровня методической работы с судьями (подготовка научно-практического комментария к нормам ГПК Республики Казахстан, регламентирующим использования института специальных психологических познаний в гражданском судопроизводстве, учебно-методического пособия для судей «Судебная экспертиза в гражданском судопроизводстве», программы обучения судей по вопросам использования специальных психологических познаний в гражданском судопроизводстве).

Освоение новых методик традиционных видов экспертиз и новых видов экспертиз.

Повышение качества и сокращение сроков производства всех видов экспертиз, проводимых органами судебной экспертиз.

Необходима разработка принципов, которые должны лежать в основе разрешаемого государством психологического исследования. Можно подчеркнуть, что такие принципы для судебно-психологической экспертизы играют особую роль: ведь экспертное исследование, проводимое в рамках судебного процесса и для достижения целей, связанных с защитой права, само должно служить определенной гарантией надлежащего осуществления защиты, а потому должно быть безупречно и допустимо с точки зрения прав человека.

В. Экснер - австрийский исследователь проблемы гарантий прав человека при судебной психодиагностике - предложил считать такими принципами следующие положения: действительная необходимость психодиагностического исследования для каждого отдельного случая; установление границ исследования, исходя из каждой специальной цели и индивидуальной необходимости (предметом экспертизы должно быть то, что оправдывает вторжение в частную сферу); испытуемый имеет право требовать, чтобы все интимные стороны его жизни освещались с должной осторожностью; испытуемый имеет право требовать, чтобы применяемые в ходе исследования методы были научно обоснованными, соответствовали современному уровню развития науки.

Такие принципы характеризуют общие пределы допустимости разрешаемого государством специального психологического исследования личности.

Действительная необходимость исследования для каждого отдельного случая. Это общее положение в рамках гражданского процесса опосредуется через общее, правовое, основание назначения судебной экспертизы. Экспертиза назначается, когда суд приходит к выводу о необходимости использования специальных психологических познаний для установления искомого обстоятельства. Вопрос о необходимости экспертизы решается по усмотрению суда.


В систему юридических прав человека при проведении судебно-психологической экспертизы могут быть включены нормы ГПК, закрепляющие:

1) Право участвующих в деле лиц знакомится с определением о назначении экспертизы;

2) Обязанность суда предоставить возможность участвующих в деле лиц ознакомится с определением о назначении экспертизы;

3) Право субъекта процесса, в отношении которого предполагается назначение судебно-психологической экспертизы, отказаться от такого исследования;

4) Недопустимость принудительного направления на психологическую экспертизу.

2) Принцип установления пределов исследования в соответствии с каждой специальной целью и индивидуальной необходимостью исследования. Применительно к судебно-психологической экспертизе данное положение означает, что суд обязан четко сформулировать экспертную задачу в соответствии не только с пределами использования специальных психологических познаний и компетенцией данного вида экспертизы, но и правильно определенным обстоятельством, подлежащим доказыванию, правильно вычлененным психологическим элементом.

Анализируя вышеизложенное, можно сказать, что главными причинами данной ситуации являются: недостаточность разработки теории и методологии судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве, ее конкретных методик применительно к различным задачам, которые могут решаться в рамках гражданского процесса, неподготовленность судей, отсутствие специализированных лабораторий такого рода судебных экспертиз.

Думается, что на сегодня главным из названных факторов является субъективный: отсутствие необходимых знаний у специалистов-правоведов. Теория судебно-психологической экспертизы, несмотря на имеющие нерешенные проблемы, обладает достаточным арсеналом научных средств, позволяющих использовать достижения психологической науки для решения практических задач в сфере юридической действительности, - в гражданском процессе.

Теоретический анализ информационного материала, накопленного в результате изучения литературы, поднимает проблему применения специальных психологических познаний в гражданском судопроизводстве.

Данная проблема предстает сложной и замкнутой, связанной со многими произвольными допущениями, преодоление которых вынуждает исследователей в области судебной психологии вводить дополнительные «экспертные понятия».

Мы провели ряд исследований, направленных на изучение проблемы применения специальных психологических познаний в гражданском судопроизводстве.

Сбор исследовательского материала проводился в Усть-Каменогорском городском суде ВКО, также в его архивах в течение пяти месяцев (февраль-июнь 2002г.). Были использованы следующие методы: ретроспективно-психологический анализ гражданских дел, включенное наблюдение, направленная беседа с участниками судебного процесса (истец, ответчик, свидетели, адвокаты, судьи и др.).

Для решения поставленных исследовательских задач, нами проведено включенное наблюдение, беседа с судьями и адвокатами, участниками процесса (истец, ответчик), работа по изучению материалов гражданских дел, посещение процессов.


Нами был проведен анализ материалов гражданских дел, в рассмотрении которых может быть использована судебно-психологическая экспертиза. Объем выборки составил 95 гражданских дел. Формирование выборки проводилось методом случайного отбора. С учетом установленных временных и правовых границ. Временные границы выборки представлены в таблице 2.2.

 

 

Таблица 2.2 Временные границы выборки (гражданских дел)

 

Категория гражданских дел     Май 2002 Судебная экспертиза
Психиатри-ческая Психологи-ческая
Возмещение ущерба          
Спор о праве на воспитание детей          
Завещание          

 

На основании анализа исследуемых материалов выявлено, что судебно-психиатрическая экспертиза применяется только в 13,6 % изученных дел. А судебно-психологическая экспертиза не используется при разрешении данных категорий дел. В связи с этим возникает вопрос: в чем же причина?

Мы предполагаем, что это можно объяснить тем, что суд мог вынести решение по конкретному делу, не назначая судебно-психологической экспертизы.

Сахнова Т.В. в своей монографии «Зачем суду психолог?», утверждает, что изучение около 900 гражданских дел, рассмотренных судами города Москвы, решение по которым были отменены кассационной или надзорной инстанцией, показали следующее. Каждое восьмое судебное решение отменялось ввиду того, что судом первой инстанции не были выявлены и учтены определенные психологические факторы, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. Имеются такие категории дел, где по указанному основанию отмене подлежало почти каждое четвертое решение суда. К этой группе относятся гражданские дела, проанализированные нами в теоретической части нашей работы. В большинстве случаев судебных ошибок можно было бы избежать, если бы по делу была проведена судебно-психологическая экспертиза.

Нами было посещено 30 гражданских процессов: о выселении - 2, признание сделки недействительной - 8, возмещение ущерба (морального и материального) - 3, по брачно-семейным отношениям - 17 (общение ребенка с другим родителем, лишение родительских прав, установление отцовства, расторжение брака, отмена усыновления).

Анализируя данные процессы, мы сделали вывод, что в каждом конкретном случае необходимость проведения судебно-психологической экспертизы было бы оправдано.

Взаимоотношения в семье - сфера чрезвычайно деликатная и психологически сложная. Суды часто испытывают трудности, решая, кому отдать ребенка, где для его нормального физического и психического развития условия будут должными. Ведь для этого в большинстве случаев нужно выявить целый ряд обстоятельств психологической природы, что невозможно квалифицированно сделать без участия в процессе эксперта-психолога. Например, отец подает заявление, чтобы передать ему ребенка на воспитание, обосновывая свое требование тем, что брак расторгнут, и мать им не занимается. Мать подает встречный иск - лишение родительских прав отца, мотивируя тем, что отец не правильно воспитывает сына (11 лет), препятствует его общению с матерью.


В свою очередь истец заявлял, что у него хорошие контакты с сыном, они несколько лет живут вместе, и мальчик не хочет возвращаться к матери. Родители делят его между собой, не осознавая, что тем самым наносят глубокую душевную травму сыну. Решение суда - удовлетворить иск матери.

Ст.100 Закона РК о браке и семье предусматривает обязательность участия органа опеки и попечительства в судебном разбирательстве споров о праве на воспитание детей. В задачу названного органа входит дача заключения о том, кому целесообразно передать ребенка на воспитание - одному из родителей, органу опеки и попечительства. Практика показывает, что в заключениях фиксируются только материально бытовые условия и совершенно не отражаются условия воспитания ребенка в семье.

Итак, суду необходимо было выяснить возможность психологического воздействия на подростка со стороны отца, охарактеризовать его психологическую совместимость с каждым из родителей.

С кем будет жить ребенок? Необходимо выяснить мнение ребенка - это вменяется в обязанность органа опеки и попечительства. Но нужно учитывать, что ребенок находится под влиянием семейного конфликта, часто на него воздействуют родители. Кроме того, выявляя желание ребенка и (тем самым - косвенно его мотивацию), важно знать особенности его психофизического развития и конкретного состояния (в момент развития конфликтной ситуации и в момент опроса). Названные обстоятельства по своей природе являются психологическими; выявить и учесть их профессионально способен только специалист в области детской психологии. Но прежде чем указанные факторы взять за критерии оценки, их нужно установить. И здесь не обойтись без специальных психологических знаний в форме экспертизы, которая и должна быть проведена.

На практике при рассмотрении дел о передаче ребенка суды часто запрашивают характеристики с места работы родителей. Порой этому документу отводится роль едва ли не решающего доказательства. Вряд ли это обосновано. Производственная характеристика не должна лежать в основе решения спора. Дело в том, что производственное общение и общение в семье психологически качественно отличаются, имеют свою специфику и закономерности.

Когда в суде идет борьба за детей, обе стороны часто утверждают, что они очень привязаны к детям. Судьям предстоит тонкая и тщательная работа по проверке заявлений спорящих лиц, ведь они не всегда отражают истинные побуждения.

Чтобы надлежащим образом защитить интересы детей, суд должен выяснить подлинные взаимоотношения родителей и отношения между ними (или фактическими воспитателями) и детьми. Например, при судебном рассмотрении дел об отмене усыновления по основаниям, предусмотренным ст.96 Закона о браке и семье РК, важнейшее юридическое значение имеет выявление обстоятельств именно психологической природы.

Например, рассматривая иск органа опеки и попечительства к Н. об отмене усыновления в отношении 8-летнего Алеши, выяснил, что Мария и Дмитрий Н. стремились создать все условия для жизни и воспитания мальчика. Несмотря на это, мальчик, усыновленный в возрасте 7 лет, не смог войти в семью, чувствовал себя чужой, часто уходил с уроков из школы, бродяжничает. Суд удовлетворил иск. Почему так происходило, что порождало у Алеши психологический дискомфорт?

В данном случае знание основных мотивационных линий поведения мальчика с учетом особенностей детской психики позволило бы правильно решить вопрос, что отвечает истинным интересам ребенка: отмена усыновления и возвращение в детский дом или же возможен иной выход.

Характер устанавливаемых обстоятельств часто требует опроса ребенка, и он должен проводиться именно психологом. Желание детей проживать с определенным родителем - один из факторов, который подлежит установлению при судебном рассмотрении споров о праве на воспитание.

Проведение опроса психологом обуславливается не только особенностями детской психики. Сама конфликтная ситуация, сложившаяся в семье, не может не отразиться негативно на эмоциональном состоянии ребенка. Это может выражаться в подавленности, страхе, растерянности, недоверчивости, замкнутости и т.п. нельзя не учитывать и возможность воздействия на ребенка родителей, в том числе заключающегося в непедагогических приемах - психическом насилии (внушении, запугивании и др.), с тем, чтобы повлиять на решение вопроса, с кем ему жить. В этом случае необходимо применение психологической экспертизы, предметом которой может быть психологический анализ конфликтной ситуации, возникшей в конкретной семье. В ее контексте возможно разрешение вопросов, относящихся к характеристике особенностей психического развития ребенка, его эмоционального и общего состояния в конфликтных условиях. Это особенно актуально, когда речь идет о детях младшего возраста. Приведем пример.

Олег Д. предъявил иск к своей бывшей жене о передаче ему на воспитание сына Сергея. Взрослые после развода жили раздельно, мать вновь вышла замуж, и ребенок проживал с ней и отчимом. Олег Д. утверждал, что сын, которому исполнилось 8 лет, в последнее время стал раздражительным, замкнутым, снизилась успеваемость в школе и т.п.

Анализируя данную ситуацию, можно предположить применение психологической экспертизы, поставив на ее разрешение вопросы об эмоциональной и интеллектуальной привязанности Сергея к обоим родителям и отчиму; не сказывается ли отрицательно на ребенке его нахождение в новой семье.

Проведение судебно-психологической экспертизы в данном случае помогло бы суду правильно оценить конфликтную ситуацию и решить дело.

Крайняя мера наказания родителей, не выполняющих своих обязанности по воспитанию детей, злоупотребляющих правами, - лишение родительских прав (ст.67 Закона о браке и семье РК). Основания для применения такой меры перечислены в законе. Это уклонение родителей от выполнения ими обязанностей по воспитанию детей, злоупотребление родительскими правами; жестокое обращение с детьми; оказание родителями вредного влияния на детей своим аморальным, антиобщественным поведением.

Эти основания имеют психологическое содержание, которое раскрывается через установление соответствующих обстоятельств. Наибольшие трудности вызывает определение и оценка способности (возможности) одного из родителей воспитывать детей. Решение этого вопроса требует глубокого личностного анализа, выявления психологических особенностей и т.д. играют роль и характерологические особенности ребенка.

Например, один из родителей (истец) требует лишить другого (ответчик) родительских прав, заявляя, что последний не занимается воспитанием детей, отрицательно влияет на них. Ответчик же указывает, что брак расторгнут по вине истца вследствие его пристрастия к спиртному. Доказать наличие или отсутствие такого обстоятельства, как «отрицательное влияние на детей» поможет суду заключение эксперта-психолога.

При рассмотрении дела о лишении родительских прав суд зачастую ограничивается констатацией таких обстоятельств, как злоупотребление спиртным, паразитический образ жизни т.п. а этого оказывается недостаточно для правильного разрешения дела.

Так, при рассмотрении судом спора по иску прокурора к Сергею и Марине М. о лишении их родительских прав прокурор отказался поддерживать свое требование в отношении отца детей. Суд без достаточной аргументации принял отказ, удовлетворив иск в отношении матери и передав троих детей отцу.

В данной ситуации имело бы место проведение судебно-психологической экспертизы, на решение которой были поставлены вопросы о практической возможности и способности отца осуществлять надлежащее воспитание своих детей.

Например, дела о признании недействительными сделок с пороками воли.

О выселении (признание сделки купли-продажи недействительной). Истец утверждает, что «...нотариус подсунул какую-то бумагу, и я ее подписал...». Ответчик сказал, что сделка узаконена нотариально и ошибки быть, не может. Суд не удовлетворил иск, не учел психологического состояния истца в момент совершения сделки (была ссора с дочерью и она находилась в состоянии стресса).

Признание недействительным договора обмена жилыми помещениями. Истец Владимир П. свое требование мотивировал тем, что в момент заключения договора не мог отдавать полного отчета в своих действиях и их последствиях, так как находился в болезненном состоянии (болел гриппом). Ответчик же утверждал, что П. и его мать дали согласие на обмен, что они оба выражали желание обменять квартиру, и это могут подтвердить свидетели.

В данных ситуациях суду следовало проверить способность лиц при заключении договоров осознавать значение своих действий и сознательно руководить ими. Суды не должны были ограничиваться показаниями свидетелей, объяснениями сторон; данные факты должны быть подтверждены документами, для составления которых требуются специальные психологические познания. В роли такого доказательства может выступать заключение эксперта-психолога.

Еще один пример дела, вытекающего из обязательственных правоотношений (дела, связанные с возмещением ущерба).

Произошла авария, в результате которой причинен значительный ущерб лицу, осуществлявшему управление транспортом. Предъявляется регрессный иск о возмещении ущерба. Однако его удовлетворение зависит от вины в действиях данного лица. Условия аварии почти всегда носят экстремальный характер. Субъект оказался не в состоянии овладеть ситуацией и не допустить аварии.

Встает вопрос: был ли виновен данный человек? Чтобы ответить на него, нужно исследовать и учесть целый ряд обстоятельств психологической природы, связанный с психофизическими особенностями и возможностями конкретного лица и психологической спецификой воздействовавшей на него ситуации.

Известно, что при управлении транспортными средствами возникают различные автоматизмы - устойчивые стереотипы определенных действий. Психологически они как бы запрограммированы на те или иные типичные, повторяющиеся ситуации. И когда параметры ситуации неожиданно меняются, - стереотип срабатывает быстрее, чем включается механизм корректировки поведения (диагностика воздействия новых факторов, выбор решения). А если водитель переутомлен, если отличается замедленной реакцией в силу особенностей типа высшей нервной деятельности? Все это необходимо учитывать при вынесении решения о вине данного лица.

Неспособность человека относиться к своим действиям осознанно и сознательно направлять их зависит от таких пороков его психофизических свойств, которые, не делая субъекта невменяемым или недееспособным, исключают возможность адекватного поведения в определенных условиях. Так, в состоянии физиологического аффекта лицо, будучи психически здоровым, может в большей или меньшей степени утратить волевой контроль над своими действиями. Одновременно сужается объем воспринимаемой информации, что может повлечь неполноту осознания фактического содержания поведения. Аналогичные или сходные последствия возможны и при иных эмоциональных состояниях здоровой личности в сочетании с ее конкретными психическими особенностями.

Пример, молодая женщина, единственная наследница своего отца. При жизни он завещал ей все свое имущество. После смерти отца дочь узнает, что завещание переписано на женщину, с которой отец прожил последние три года своей жизни (ей - 80%, а дочери - 20%). Дочь подает иск на признание завещания недействительным. Истица в обоснование своих требований ссылалась на то, что отец при составлении завещания не мог в полной мере осознавать значение своих действий и в полной мере сознательно руководить ими, так как находился в весьма преклонном возрасте, принимал решение о завещании не самостоятельно, а под влиянием сожительницы. По объяснению истицы, отец всегда отличался требовательностью, властностью; что ранее отец неоднократно при свидетелях выражал намерение оставить все имущество дочери. Таким образом, завещание не отражает истинные намерения завещателя, а составлено под воздействием сожительницы.

Здесь очевиден факт применения специального (посмертного) психологического исследования, на разрешение которого судом мог бы быть поставлен вопрос: психофизические особенности личности завещателя; находился ли отец в психотравмирующей ситуации в момент написания завещания; мог ли полностью отдавать отчет в своих действиях и свободно руководить ими.

 

Вывод

Мы обсудили некоторые существенные проблемы, связанные с использованием судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе, попытались выявить ее потенциальные возможности в доказательственной сфере. В современных условиях суд не может обойтись без использования специальных психологических познаний и решение этой проблемы дело ближайшего будущего.

Исследование, посвященное такому актуальному вопросу, каким является проблема применения психологических познаний в гражданском судопроизводстве, представлено в нашей работе в виде поэтапного процесса изучения эмпирических данных.

Полученные результаты позволили нам установить значимость применения специальных психологических познаний в гражданском судопроизводстве.

Применение психологических познаний в гражданском процессе, заключение эксперта-психолога может и должно стать важным средством доказывания, что будет способствовать снижению уровня судебных ошибок при рассмотрении конкретных дел и повысит качество судопроизводства.

Следует подчеркнуть, что практическая значимость данной работы не ограничивается только правовой сферой, результаты наших исследований могут быть полезны для психологов, специализирующихся в области судебной психологии, для учебных заведений, в программу которых включены вопросы судебно-психологической экспертизы.

Еще одним прикладным аспектом данного пособия является то, что полученные результаты могут быть применены для дальнейшей разработки проблем, касающихся судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве.

Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что задачи и вопросы, стоящие в нашем исследовании требуют дальнейшего изучения. Это позволит рассмотреть поставленные в работе проблемы в динамике происходящих изменений.

В отечественной судебной практике применение психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве не получило еще широкого распространения. Однако, уже сейчас, наблюдаются процессы, имеющие тенденцию изменить такое положение дел. В частности, развиваются исследования, посвященные этому направлению. И, в то же время, усовершенствовался закон, решаются вопросы подготовки специалистов-экспертов, пересматривается отношение судебно-следственных органов к качеству экспертных заключений.

Можно сказать, что сегодняшний день отличается от вчерашнего тем, что происходит дальнейшее накопление результатов и фактов, анализ систематизация и обобщение которых способствует развитию психологической науки и внедрению ее практического содержания в систему права.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (К РАЗДЕЛУ III.2)

Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве







Date: 2015-05-09; view: 1580; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию