Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическая опасность пожарных автомобилей





Одним из источников загрязнения окружающей среды являются автотранспортные средства. Доля пожарных автомобилей в их номенклатуре невелика. Однако специфика условий и режимов эксплуатации их двигателей оказывает большое влияние на состав отработавших газов.

Невозможность отводить отработавшие газы двигателей при проверке герметичности центробежных насосов газоструйными вакуумными аппаратами приводит к загрязнению помещений гаражей. Отработавшие газы двигателей в условиях неблагоприятного направления ветра могут поступать в зону работы водителя, управляющего насосом при подаче воды на тушение пожара.

Особенность режимов эксплуатации двигателей пожарных автомобилей характеризуется, как указывалось раньше, следующим.

Пожарные автомобили в боевой готовности содержатся в гаражах пожарных частей при температуре окружающего воздуха, а зимой – не ниже
+12 оС. Температура окружающей жидкости их двигателей, как правило, равна температуре воздуха в гараже. В этих условиях производится запуск двигателей для проверки герметичности центробежных насосов.

В транспортном режиме при следовании по вызову на пожар двигатели прогреваются. На боевых позициях они эксплуатируются в стационарных режимах при температуре охлаждающей жидкости часто ниже оптимальной. В этих условиях осуществляется забор воды, подача ее на тушение пожаров.

Все это сказывается на составе различных веществ в отработавших газах двигателя.

Состав отработавших газов (ОГ) двигателей автомобилей. Общее количество различных химических соединений, входящих в состав отработавших газов, достигает 200 наименований. Это в основном такие вещества, как оксид углерода (СО), окислы азота (NОх), углеводороды (СН), альдегиды (НСНО) и др.

Их количество в ОГ двигателей зависит не только от конструкции и изменения типа двигателей, но и от ряда причин: изменения состава рабочей смеси, ухудшения условий ее воспламенения, изменения дорожных сопротивлений при движении автомобиля и др. Однако в среднем содержание основных вредных продуктов в ОГ можно охарактеризовать величинами, приведенными в табл. 15.3.

Таблица 15.3

Наименование веществ Содержание в ОГ, %
Дизели Карбюраторные двигатели
Оксид углерода Углекислый газ Углеводороды Сернистый газ Окислы азота Альдегиды Сажа, г/м3 0,2 12,0 0,10 0,03 0,50 0,002 0,25 5,0 10,0 0,5 0,008 0,30 0,025 0,05

 

Из табл. 15.3 следует, что дизели сравнительно мало содержат продуктов неполного сгорания (СО и СН). Однако содержание окислов азота и сажи в них значительно больше, чем в ОГ карбюраторных двигателей, что представляет серьезную опасность для окружающей среды.

При работе дизелей по внешней скоростной характеристике концентрация сажи в ОГ находится в пределах 0,6-1,2 мг/л, а иногда и больше. Экологическая опасность сажи заключается в том, что на поверхности ее частиц адсорбируется бенз-a-пирен (до 0,01 мг/м3), являющийся, по некоторым данным, канцерогенным веществом. Сажа, в отличие от других веществ ОГ, не улетучивается в атмосферу, а осаждается на землю.

По воздействию на человека основные вредные вещества в ОГ подразделяются на ядовитые – СО и соединения свинца (в этилированных бензинах), канцерогенные – бенз-a-пирен, раздражающие – NОх, серные соединения, альдегиды; надоедающие – сажа (С) и акролеин (СН2СН СНО).

Нормативы и методы измерения оксида углерода, углеводородов в ОГ карбюраторных двигателей и сажи в ОГ дизелей.

В ОГ карбюраторных двигателей определяют содержание оксида углерода и углеводородов по Государственному стандарту (ГОСТ 17.2.2.03-87), который устанавливает нормы их содержания в ОГ (табл. 15.4).

Таблица 15.4

Частота вращения Предельно допустимое содержание СО, % Предельно допустимое содержание СН3 в объемных долях, млн-1
для двигателей с числом цилиндров
до 4 более 4
n min n пов 1,5 2,0    

Примечания: 1. При контрольных проверках автомобилей при эксплуатации допускается содержание СО до 30 % при n min.

2. n пов в диапазоне от 2000 до 0,8 n ном, об/мин.

 

Перед определением содержания СО в ОГ двигатель должен быть прогрет до t ож= 80 оС. Пробоотборный зонд устанавливают в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от ее среза. Запустив двигатель, следует увеличить частоту вращения вала двигателя до n пов и проработать на этом режиме более 15 с. Затем, установив n min, через 20 с измерить содержание СО и СН3 в ОГ.


Весовую концентрацию СО, г/м3, определяют по формуле

G CO = , (15.14)

где ν – содержание СО в ОГ, %; М – молекулярный вес СО, равный 28.

Легко определить, что при содержании в выпускной трубе СО в ОГ, равному 2 %, весовое содержание его равно 24976 мг/м3. Предельно допустимая концентрация (ПДК) СО равна 20 мг/м3, следовательно, в выпускной трубе концентрация СО превышает ПДК в 12488 раз.

В ОГ дизелей оценивается содержание сажи (С). Его определяют специальными дымомерами по степени ослабления светового потока или по затемнению стекла, на котором осаждается сажа. Такая оценка относительная, поэтому дымность выражается в процентах.

Содержание С определяют при режимах внешней скоростной характеристики и свободного выбега, т.е. при разгоне (полностью выжатой пе-
дали топлива). Предельное содержание сажи в ОГ дизеля указаны в
табл. 15.5.

Таблица 15.5

Режим испытаний Предельно допустимые нормы дымности ОГ К доп %, не более
Режим скоростной характеристики Режим разгона для дизеля: без наддува с наддувом  

 

Для измерений разработана специальная процедура, однако она не распространяется на дизели, находящиеся в эксплуатации.

Зависимость величин выбросов СО и С от режимов работы двигателей ПА.

По количеству СО в ОГ и дымности один ПА эквивалентен трем грузовым автомобилям (одинаковой грузоподъемности). Это соотношение обусловлено, главным образом, специфическими режимами работы двигателей ПА в стационарных условиях.

Холостой ход реализуется при ЕТО и кратковременных остановках ПА. Содержание СО и С в ОГ двигателей ниже нормативов, указанных в табл. 15.5.

Проверка ПН на герметичность производится при ЕТО в гаражах. Содержание СО и С в ОГ двигателей зависит от температуры охлаждающей жидкости двигателя и частоты вращения его коленчатого вала. При проверке герметичности насоса ПН-40 на АЦ-40(130)63Б содержание СО, %, в ОГ может определяться по формуле:

, (15.15)

где t ож – температура охлаждающей жидкости, оС; n – частота вращения
вала двигателя, об/мин.

При t ож = 20 оС и n = 3000 об/мин количество СО = 11,45 %, а при
t ож = 40 оС – СО = 11,2 %. Это более чем в 5 раз больше нормативов, указанных в табл. 15.4.

При такой концентрации оксида углерода в выпускной трубе двигателя его концентрация в атмосфере гаража значительно превысит ПДК, равное 20 мг/м3. Так, при объеме гаража V = 2000 м3 и проверке 4 насосов ПН-УВ концентрация СО в гараже достигает значений 0,3 г/м3, что в 15 раз превышает ПДК.

Содержание сажи в ОГ некоторых дизелей оценивается дымностью в процентах. Она достигает значений 60-70 %, что 1,3-1,5 раза превышает нормативные значения.

Транспортный режим. При следовании на пожар содержание СО в ОГ карбюраторных двигателей и сажи в ОГ дизелей на 10-20 % выше, чем у грузовых автомобилей в первые минуты движения. Их количество в ОГ двигателей тем меньше, чем выше температура охлаждающей жидкости в двигателях, скорость движения ПА и передача, на которой оно совершается.

Забор воды производится из водоемов при отсутствии пожарных водопроводных сетей. В отработавших газах содержание СО будет зависеть не только от факторов, рассмотренных при проверке герметичности насосов, но и от глубины забора воды.


При заборе воды из водоемов температура охлаждающей жидкости двигателя может находиться в пределах 60-80 оС. Это приводит к уменьшению содержания СО в ОГ, но добавляется влияние глубины всасывания.

Количество диоксида углерода, %, определяется по формуле

, (15.16)

где t ож – температура охлаждающей жидкости в двигателе, оС; n – частота вращения вала двигателя, об/мин; h - глубина забора воды, м.

При заборе воды насосом ПН-40УВ, установленном на АЦ-40(130)63Б при t ож = 60 оС, содержание диоксида углерода достигало (при n = 2000 и
n = 3000 об/мин) значений 11 и 11,5 %. При t ож = 80 оС содержание СО уменьшилось до 10,5-11,2 %.

Дымность от дизелей находилась в пределах 57-61 % при t ож = 60 оС и
55-59 % при t ож = 80 оС. Эти величины незначительно превышали норма-
тивные значения.

Работа двигателя на привод пожарного насоса производится при t ож > 60 оС в широком интервале времени от нескольких минут до 6 ч. Основными факторами, влияющими на содержание СО в ОГ двигателей (кроме t ож) являются напоры, развиваемые насосами и их подачи.

, (15.17)

где Н – напор, развиваемый насосом, м вод.ст.; Q – подача насоса, л/с.

В поле работы насоса о содержании оксида углерода при различных скоростях вращения вала насоса и температурах t ож можно судить по ре-
зультатам, представленным на рис. 15.11. Из его анализа следует, что со-
держание оксида углерода, %, тем меньше, чем больше подача воды и напор, характеризующий работу насоса. Следовательно, для уменьшения выбросов СО в атмосферу целесообразно при высоких t ож возможно больше загружать насос.

Согласование режимов работы двигателя с пожарным насосом оказывает большое влияние на величину выбросов СО с отработавшими газами. Так, в двигателе ЗИЛ-130 часовые выбросы СО (рис. 15.12) представлены в виде изолиний. Цифры у каждой из них характеризуют величину выброса СО в кг/ч.

 

 


Чем меньше величина крутящего момента, развиваемого двигателем, и ниже частота вращения его вала, тем больше СО содержится в ОГ. Однако с их увеличением значительно возрастают часовые расходы топлива. Поэтому с увеличением крутящего момента и частоты вращения вала двигателя сильно повышается расход топлива и, следовательно, выброс ОГ и содержащегося в них оксида углерода. Как следует из рис. 15.11, его величина измеряется в поле режимов работы двигателя от 0,5 до 25 кг/ч. О величинах выбросов СО в ОГ при работе двигателя на привод пожарного насоса можно судить по координатам его поля крутящих моментов (площадь А). Количество различных веществ, содержащихся в ОГ, может быть во много раз больше допускаемых при неисправной топливной арматуре, приборах зажигания и т.д.

Поэтому для их уменьшения следует содержать ПА в надлежащем техническом состоянии, а двигатель эксплуатировать при температуре охлаждающей жидкости дизелей близкой к оптимальной эксплуатационной.


 







Date: 2015-05-09; view: 822; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию