Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведенческая диагностика





Изучение конкретных действий, связанных с определенными характерис­тиками ситуации, лежит в основе того, что получило название поведенческой диагностики. Находясь под сильным влиянием идей Скиннера, бихевиорист­ский подход к диагностике выделяет три основных момента: 1) идентифика­цию специфических действий, часто называемых целевыми действиями или целевыми реакциями; 2) идентификацию специфических факторов среды, ко­торые вызывают целевое поведение, подкрепляют его или подают сигнал к его


Теория оперантного обусловливания, разработанная Скиннером 353

осуществлению; 3) идентификацию специфических факторов среды, которы­ми можно манипулировать, чтобы изменять поведение.

Так, поведенческая диагностика детских вспышек ярости должна включать четкое, объективное описание вспыльчивого поведения ребенка, полное опи­сание ситуации, которая приводит к таким вспышкам, полное описание реак­ций родителей и других людей, которые могут подкреплять поведение, и ана­лиз возможностей возникновения и подкрепления действий, не окрашенных проявлениями ярости (Kanfer & Saslow, 1965; O'Leary, 1972). Этот функцио­нальный анализ поведения, решающий задачу идентификации условий среды, которые регулируют поведение, рассматривает поведение как функцию конк­ретных событий среды. Этот подход называют еще ABC-диагностикой*: мы оце­ниваем условия, Предшествующие поведению, Поведение само по себе и По­следствия поведения (ППП).

Поведенческая диагностика обычно тесно связана с задачами терапии. На­пример, рассмотрим решение задачи помочь матери, которая обратилась в кли­нику, чувствуя, что не в состоянии справиться со вспышками ярости своего четырехлетнего сына и его постоянным непослушанием (Hawkins et al., 1966). Психологи, взявшиеся за это дело, применили довольно типичный бихевиорист­ский подход к диагнозу и лечению. Во-первых, было проведено наблюдение за матерью и ребенком дома с целью определить характер нежелательных дей­ствий, а также времени, когда они происходят, и того, какие подкрепления скорее всего способствуют закреплению подобного поведения. В результате уда­лось выделить девять действий, которые вошли в основной набор предосуди­тельного поведения:

1) кусает свой рукав или руку;

2) показывает язык;

3) бьет или кусает себя, других или вещи;

4) обзывает вещи или людей оскорбительными словами;

5) срывает с себя одежду или угрожает сорвать ее;

6) кричит «Нет!» громко и требовательно;

7) угрожает что-то разбить или кого-то побить;

8) бросается предметами;

9) толкает свою сестру.

Наблюдения за взаимоотношениями матери и ребенка привели к предположе­нию, что предосудительное поведение поддерживалось вниманием матери. На­пример, она часто пыталась отвлечь сына, предлагая ему игрушки или еду.

Программа терапии началась с поведенческого анализа того, как часто маль­чик осуществлял одно из предосудительных действий во время часовых сеан­сов, проводимых у него дома два-три раза в неделю. Чтобы быть уверенными в высокой надежности, или хорошей согласованности записей предосудитель­ных действий, за ним наблюдали два психолога. Эта первая фаза, называемая базовым периодом, продолжалась 16 сеансов. В течение этого периода мать и

* АВС — аббревиатура, образованная из первых букв слов Antecedent — предшествующие (усло­вия), Behavior — поведение, Consequences — последствия (русский вариант ППП). (Примеч. пер.)

12-277



Глава 9. Подходы теорий научения к личности


Рис. 9.3. Число 10-секундных интервалов (в одночасовом сеансе), в ходе которых наблюдалось предосудительное поведение. Точками отмечены сеансы, на которых проверялась надежность наблюдений (Hawkins et al., 1966).

ребенок вели себя как обычно. После тщательной диагностики предосудительного поведения, проведенной в этот базовый период, психологи начали вмеши­ваться в процесс, т.е. приступали к терапевтической программе. Теперь мать просили велеть сыну прекратить нежелательные действия или оставлять его в комнате одного без игрушек всякий раз, когда он берется за свое. В то же время мать инструктировали оказывать сыну внимание и выражать одобрение, когда он ведет себя хорошо. Иными словами, психологи стремились устранить пози­тивное подкрепление плохого поведения и обеспечить позитивное подкрепле­ние желательного поведения. В течение этого периода, называемого первым экспериментальным периодом, снова измерялась частота предосудительных дей­ствий. Как можно видеть на рис. 9.3, наблюдается заметное падение частоты предосудительного поведения: в базовый период частота нежелательных реак­ций колебалась от 18 до 113, а в первый экспериментальный период на каж­дый сеанс приходилось от 1 до 8 подобных реакций.


После завершения первого экспериментального периода мать просили вер­нуться к прежнему поведению, чтобы определить, действительно ли именно сдвиг в ее подкрепляющих воздействиях вызвал изменения в поведении ее сына. Во время этого второго базового периода нежелательные реакции ее сына коле­бались в пределах от 2 до 24 реакций за сеанс (см. рис. 9.3). Таким образом, количество подобных реакций несколько увеличилось, хотя и не вернулось к прежнему базовому уровню. Тем не менее мать сообщила, что ей трудно было вернуться к первоначальному способу реагирования, потому что теперь она чувствовала большую «уверенность в себе». Так, даже в этот период она отдава­ла своему сыну более твердые приказания, реже сдавалась после отказа выпол­нить требования и с большей симпатией реагировала на позитивное поведение своего сына, чем это было раньше. После этого мать попросили вновь вернуться к позитивному подкреплению желательного поведения и неподкреплению пре­досудительного, в результате чего частота нежелательных реакций упала снова


Теория оперантного обусловливания, разработанная Скиннером 355

(второй экспериментальный период). Обнаружилось, что низкий уровень предо­судительных действий сохранился после интервала в 24 дня (период последей­ствия), и мать сообщила о том, что позитивные сдвиги продолжаются.

Исследовательский проект АБА. Таким образом, в этом случае ока­залось возможным диагностировать целевые реакции и их подкрепления в до­машней среде и затем подобрать специфический режим терапии, который при­вел к значительным изменениям частоты данного поведения. Это исследование не только иллюстрирует поведенческую диагностику, но и представляет собой интересный вариант экспериментального метода, который получил название скиннеровской экспериментальной процедуры АБА*, или процедуры сравнения испытуемого с самим собой (Krasner, 1971). По существу, эта процедура означает экспериментальные воздействия на определенные действия индивида и де­монстрацию того, что изменения поведения можно прямо приписать конкрет­ным изменениям среды. В эксперименте участвует только один испытуемый, и он сравнивается с самим собой в разных экспериментальных условиях. На пер­вой, исходной, стадии (А) этого эксперимента записывается текущая частота проявлений интересующего нас поведения. На второй стадии, или на стадии подкрепления (Б), для того чтобы увеличить частоту данного поведения, вслед за ним вводится подкрепляющий стимул. Как только поведенческая реакция стабилизировалась на желаемой частоте, подкрепляющий стимул можно убрать (возврат к стадии А), чтобы посмотреть, вернется ли поведение к первоначаль­ному уровню. Это так называемый неподкрепляемый период. Вместо того чтобы сравнивать двух испытуемых, один из которых получает подкрепление, а дру­гой — нет, здесь с одним и тем же испытуемым обходятся по-разному на раз­ных стадиях эксперимента — он и есть сам для себя контрольный индивид.

В некоторых исследованиях встречается и четвертая стадия, на которой под­крепление вводится вновь, чтобы восстановить желательное поведение (см. рис. 9.3). Кроме того, некоторые эксперименты могут начинаться с фазы подкрепления, потом сменяться неподкрепляемым периодом, а затем возвращаться к подкреп­лению снова. Этот подход обычно используется тогда, когда нет смысла начинать с базового периода, например, когда человека обучают новому поведению.







Date: 2015-05-09; view: 695; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию