Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абрахам Г. Маслоу





Абрахам Маслоу (Maslow, 1968, 1971), по-видимому, является самым глав­ным представителем движения за человеческий потенциал. Именно он охарак­теризовал это направление как «третью силу» в американской психологии. Он критиковал другие направления — психоанализ и бихевиоризм — за их песси­мистические, негативные и ограниченные концепции человека. В отличие от них он полагал, что люди по своей природе скорее добры или равнодушны, чем злы, что в каждом человеке есть импульс к росту, или к реализации потен­циала, и что психопатология — это результат искривления и фрустрации сущ­ности человеческого организма. Общество часто порождает такие искривления и фрустрации, тогда мы принимаем результат искривления и фрустраций раз­вития за сущностную природу человека. Вместо этого нам следовало бы поду­мать о том, что могло бы произойти, если бы эти препятствия удалось устра­нить. Здесь можно увидеть одну из причин, которые сделали движение за чело­веческий потенциал таким популярным среди тех, кто чувствовал, что их чрезмерно ограничивает и давит среда. Маслоу апеллировал к этому недоволь­ству и поддерживал веру в то, что всем станет лучше, если люди будут свобод­но выражать себя и быть самими собой.

Помимо общего пафоса, идеи Маслоу интересны еще в двух отношениях. Во-первых, он предложил теорию мотивации, которая проводила бы различие между такими биологическими нуждами, как потребность в пище, сне и воде, и такими психологическими нуждами, как потребность в высокой самооценке (самоуважении), любви и привязанности. Ни один биологический организм не может выжить без пищи и воды; точно так же ни один психологический орга­низм не может полноценно развиваться без удовлетворения психологических потребностей. Таким образом, можно составить иерархию от базовых физиоло­гических потребностей до высших психологических потребностей (рис. 6.1).



Глава 6. Феноменологическая теория


АКТУАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРЕОДОЛЕНИЕ СУДЬБЫ, СТАНОВЛЕНИЕ

САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ:

ЖИЗНЬ МАЙИ АНДЖЕЛО


20 января 1993 г., когда президент Клинтон проходил инаугурацию на ступенях Капитолия, одна женщина покорила сердце Америки. Эта жен­щина — Майя Анджело, автор, ис­полнитель, педагог и общественный деятель. Она читала свои стихи «Пульс утра» и вызвала воодушевление, эмо­циональный подъем и сочувствие, не сравнимые с тем, что имели место после других речей, произнесенных по этому случаю.

Родившись в 1928 г. в Сент-Луисе, штат Миссури, и проведя детство на Юге США во время Великой депрес­сии, Анджело преодолела все трудно­сти и судьбу, уготованную ей в юнос­ти, и добилась весьма обеспеченной и продуктивной жизни. Хотя она забе­ременела в 16 лет, ей удалось в 1944 г. перебраться в Сан-Франциско, где она изучала музыку, танцы и драматичес­кое искусство, зарабатывая на жизнь себе и своему сыну, и это в те време­на, когда на мать-одиночку смотрели неодобрительно. Об этом периоде сво­ей жизни она пишет с характерной для нее раскованностью и энергией, с юмором и теплотой.

Я была двадцатилетней матерью-одиноч­кой с маленьким сыном. Две работы позво­ляли мне оплачивать квартиру, еду и детский сад. На одежду оставалось мало денег, но мы с сыном были неплохо одеты в то, что я отыскивала и покупала в Армии Спасения и в других магазинах подержанных вещей.


Любимые цвета, которые я выбирала для себя, — это великолепные красные и оран­жевые, зеленые и розовые, зелено-голубые и бирюзовые... И довольно часто я носила их в таком сочетании, что это вызывало, мягко говоря, изумление у людей, которые не могли удержаться от замечаний в мой адрес... Ког­да моему сыну было 6, а мне 22, он сказал мне весьма серьезно, что должен со мной поговорить... «Мама, ты не могла бы носить какие-нибудь свитера, которые тебе подхо­дят?» Я была озадачена сначала... Затем я поняла, что мое великолепие, которое грело мне сердце и определенно повышало мою творческую активность, вызывало у него сму­щение... Я научилась быть немного более скромной в одежде, чтобы не доставлять ему неудовольствия. Когда он вырос и смог меня понимать, я постепенно опять вернулась к тому, что друзья считали моим эксцентрическим стилем. Я чувствовала себя счастливее, ког­да выбирала или придумывала свою соб­ственную моду... Ищите моду, которая пол­ностью вам подходит, и придерживайтесь ее. Вы всегда будете в моде, если будете верны себе, и только если будете верны себе.

Источник: Angelou, 1993, pp. 53-57

Несмотря на ее скромное образо­вание, Анджело взяли играть в спек­такле «Порги и Бесс» во время между­народного турне, а затем на Бродвей; она продолжала сочинять музыку и дирижировать, принимала активное участие в движении за гражданские права, занимала академические дол­жности в нескольких университетах и опубликовала множество рассказов, стихотворений и статей.



Родственные точки зрения



 


В своей первой автобиографичес­кой книге «Я знаю, почему поет пти­ца в клетке» («/ know Why the Caged Bird Sings», 1970) она рассказала о своем жизненном пути: юная черная девушка, которая выбралась из ни­щеты и издевательств и постепенно превратилась в признанного писате­ля, исполнителя и общественного деятеля. Ее жизнь может служить об­разцом в том, что она реагировала на требования реальности, сопротивля­лась давлению «быть как все», научи­лась принимать и ценить себя и реа­лизовала свои неординарные способ­ности. Во всех отношениях ее жизнь и ее тексты соответствуют сути концеп­ции самоактуализации по Маслоу:


Мудрость заключается в том, чтобы зат­ратить время на создание своего собствен­ного способа существования, больше зани­маясь тем, что получается хорошо, и избавля­ясь от тех элементов в своем характере, которые могут сковывать и принижать хоро­шую личность.

Angelou, 1993, р. 28

Этот пассаж очень живо выражает основной принцип теории личности Маслоу и всего движения за челове­ческий потенциал в целом: человечес­кие существа всегда должны стремить­ся полностью реализовать в жизни свой уникальный потенциал. Майе Андже-ло это, безусловно, удалось.

Источники: Angelou, 1993; McPherson,

1990.


Слишком часто, как считает Маслоу, психологи занимаются биологичес­кими потребностями и разрабатывают теорию мотивации исходя из предполо­жения, что люди реагируют только на дефицит, на нехватку и ищут снятия напряжения. Признавая, что такая мотивация существует, Маслоу призывает нас согласиться с тем, что существует и другая мотивация, которая не сводима к реакции на дефицит и которая часто предполагает рост напряжения, — моти­вация, проявляющаяся, когда люди заняты творчеством и воплощением в жизнь своего потенциала.

Во-вторых, важным вкладом Маслоу (Maslow, 1954) было глубокое иссле­дование здоровых, самореализующихся, самоактуализирующихся личностей. Такие фигуры брались как из прошлого, так и из настоящего времени. Из этого исследования Маслоу вывел характеристики, которыми отличаются актуали-


Физиологические

потребности

Безопасность

Принадлежность

Высокая самооценка

Самоактуализация


У меня достаточно времени для отдыха.

Я думаю, что мир в наши дни — весьма безопасное место.

Я чувствую себя неприкаянным человеком.

По большей части я неудовлетворен собой.

Я хорошо представляю, что хочу сделать в жизни.


Рис. 6.1. Примеры вопросов для измерения иерархии потребностей, по Маслоу (вопросы расположены от низшего к высшему уровню иерархии) {Lester etal, 1983).



Глава 6. Феноменологическая теория


зирующиеся люди: они принимают себя и других такими, какие они есть; они

могут быть озабочены собой, но также легко признают потребности и желания

других людей; они способны реагировать, учитывая уникальность людей и си

туации, а не механическим или стереотипным образом; они могут вступать в


близкие отношения по меньшей мере с несколькими конкретными людьми;

они могут быть спонтанными и творческими; и они могут сопротивляться кон

формности и отстаивать свои позиции, следуя объективной реальности. Кто эти

люди? Для примера можно назвать Линкольна, Торо, Эйнштейна и Элеонор

м Рузвельт. Совершенно ясно, что это были особенные люди, и мало кто из нас

обладает всеми названными характеристиками или даже большей их частью. И

тем не менее предполагается, что у всех нас есть потенциал, чтобы расти,

развивая эти качества.

Иногда высказывания Маслоу и других лидеров движения за человеческий потенциал звучат как религиозные и мессианские. В то же время эти ученые говорят о том, что волнует многих людей, и противостоят противоположным доктринам, которые представляют человеческий организм пассивным, фраг­ментарным и полностью управляемым мотивами снятия (уменьшения) напря­жения, идущими изнутри, или вознаграждениями, поступающими извне.







Date: 2015-05-09; view: 539; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию