Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии жизненного цикла изделий и этапы инновационных процессов





Под инновационными процессами понимают совокупность мероприятий научного, технического и организационного характера, направленных на разработку и освоение новых видов изделий, а также их модернизацию, осуществляемую от начала предпроектных работ до введения изделия в эксплуатацию.

В основе организации инновационных процессов лежат общие принципы и закономерности организации производства:

1. Принцип комплексности предполагает проведение работ по единому плану, охватывающему все процессы от научных исследований до освоения производства новых изделий.

2. Принцип специализации означает, чтобы за каждым подразделением предприятия (организации) закреплялись определенные виды работ: исследовательские, конструкторские, технологические, опытно-экспериментальные.

3. Принцип непрерывности работ предполагает максимально возможное сокращение перерывов между отдельными стадиями и этапами подготовки производства новой техники.

4. Принцип параллельности предполагает совмещение во времени выполнения отдельных стадий и этапов работ.

Переход к рыночным отношениям потребовал от предприятий и организаций самостоятельного решения как технических, так и организационных вопросов, связанных с освоением выпуска новых изделий. Одной из главных задач является определение источников финансирования (инвестиций) в процессы создания и освоения новой техники.

Основными источниками инвестиций в создании новой техники могут быть:

– собственные финансовые средства (отчисления от прибыли, амортизационные отчисления) и иные виды активов (основные фонды, промышленная собственность и др.);

– ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов;

– кредиты коммерческих банков на возвратной основе;

– иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале;

– привлечение средств юридических и физических лиц.

Инвестиции в новую технику связаны с определенным риском, который зависит от:

– непредсказуемости результатов творческого процесса в силу возможности ошибочности идеи, лежащей в основе инвестиционного проекта;

– трудности его технической реализации;

– изменения спроса на проектируемую новую технику;

– отсутствие гарантии на возмещение заемных средств и кредитов;

– значительным календарным периодом от момента авансирования финансовых средств в инвестиционный проект до получения коммерческой прибыли.

Деятельность предприятия в условиях высокой конкуренции должна быть подчинена постоянному повышению технического уровня и организации производства, совершенствованию технологических процессов, выпуску продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. Ускорение научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства приводит к необходимости все быстрее обновлять выпускаемую про­мышленную, в частности машиностроительную, продукцию.

Стратегия товара - это комплекс стратегических решений пред­приятия (фирмы) по выбору, разработке и освоению товара в производст­ве и на рынке. Цель стратегии товара — обеспечить конкурентоспособ­ность товара и эффективность его предложения фирмой на рынке.

Результатом любого рабочего процесса в производстве и сервисе явля­ется продукция в той или иней степени готовности к конечному потребле­нию. Продукция, предназначенная не для собственного потребления, а для продажи, обычно определяется как товарная продукция. С маркетинговых позиций, товар- все, что может удовлетворить потребность и предлагает­ся рынку с целью приобретения, использования и потребления.

В зависимости от назначения продукция подразделяется на потреби­тельские товары, предназначенные для потребления населением (домаш­ними хозяйствами), и товары производственно-технического назначения, предназначенные для потребления предприятиями и организациями в их рабочих (производственных или сервисных) процессах.

Важнейшая роль в подготовке решения о выборе нового товара принад­лежит службе маркетинга предприятия (фирмы). Ею осуществляется посто­янный контроль за состоянием рынка товаров и услуг, па котором работает фирма, отслеживание новых тенденций и покупательском спросе, обзор но­вовведений со стороны конкурентов, отбор перспективных направлений обновления товарного ассортимента и укрепления конкурентных позиций фирмы, формирование внешних требований к новым товарам и уровню сер­виса при их продвижении, их оценка и позиционирование, прогнозирование, формирование и стимулирование спроса на товары предприятия (фирмы).

В подготовке решения о выборе товара к его производству принима­ют участие все службы предприятия (фирмы), включая подразделения снабжения, производства, сбыта, подготовки и обслуживания производ­ства. Однако главная их работа начинается с момента принятия такого решения. Тогда наступает очередь непосредственных практических дей­ствий по разработке и освоению товара в производстве и на рынке. Про­цесс продвижения товара от идеи до ее материального воплощения в том виде, который принимается рынком, является обычно длительным и до­рогостоящим. Предприятие (фирма) делает выбор товара, осознавая всю ответственность и рискованность подобного решения, исходя из собст­венных возможностей и требований рынка. Выбор и практическая реали­зация стратегии его продвижения по фазам жизненного цикла также мо­жет оказаться критичным для успеха предприятия (фирмы).

Этапы инновационных процессов обусловлены и тесно связаны с жизненным циклом изделия, представленного на рис. 8.1.1.

Жизненный цикл изделия представляет совокупность взаимосвязанных процессов создания и освоения новых изделий от формирования исходных требований к ним до окончания их эксплуатации или потребления.

Этапом жизненного цикла машиностроительной продукции предшествуют выявление потребности общества в конкретных видах продукции, выполнении определенных работ и услуг, а также результаты маркетинговых исследований. Побудительными мотивами для разработки и производства новых видов продукции являются также новые идеи, открытия и изобретения, зародившиеся в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях.

Этапы 1 – 4 (рис. 6.1) составляют цикл подготовки производства новых изделий, который составляет 30-35% от всего жизненного цикла изделия. Актуальной задачей является сокращение цикла подготовки производства новых изделий, что позволяет увеличить жизненный цикл изделия в производстве и эксплуатации до его морального износа, что даст дополнительный доход от создания и внедрения новой техники.

Цикл жизни новых изделий в производстве охватывает период от начала промышленного выпуска, его наращивания, период устойчивого производства и сбыта и заканчивается спадом выпуска до полного прекращения производства данных изделий.

Жизненный цикл изделий в стадии производства характеризуется графиком, представленным на рис. 8.1.2.

Рис. 8.1.1. График жизненного цикла изделия в стадии производства.

 

1 – период освоения производства, выхода на рынок;

2 – период наращивания и достижение плановых объемов выпуска;

3 – период устойчивого производства и сбыта изделий;

4 – снижение спроса и спад выпуска изделий;

5 – прекращение производства.

В стратегии товара центральным является понятие жизненного цикла товара. Важна взаимосвязь между про­дажами, затратами и прибылью, которые изменяются в течение жизненно­го никла товара. Фирма не может выжить без внедрения новых товаров. Старые товары переходят в этап зрелости и в периоде спада должны быть заменены. Это требует постоянного обновления товарного ассортимента, своевременного представления новых товаров и активного управления разработками. Рис. 8.2.3. показывает стадии разработки товара, начиная с зарождения идеи и заканчивая представлением товара на рынок.

 

 

Рис. 8.2.3. Продажи, затраты, прибыль по фазам жизненного цикла товара

 

Рис. 8.1.5. Стадии разработки товара

 

Импульсом к разработке товара могут послужить внешние потребности и возможности (условия рынка, научно-технический прогресс, сооб­ражения национальной безопасности) или внутренние (разработка фир­мой новых идей в области конструкции, технологии, материалов, оборудования), или их комбинация.

Наиболее эффективной считается форма организации работ по проек­тированию товара, основанная на командном подходе («работа в коман­де»). Последовательно над каждым новым изделием фирмы работают следующие команды:

1) разработки товара;

2) по отработке конструкции на технологичность и функционально-стоимостному анализу ФСА

3) стоимостного инжиниринга.

В современных условиях жизненный цикл товара становится все ко­роче. Этим объясняется повышенный интерес управления к сокращению сроков разработки товара. Тот, кто быстрее разрабатывает новые товары, выигрывает, получая конкурентное преимущество. Это конкуренция на базе времени.

Основными направлениями сокращения длительности цикла подготовки производства новых изделий являются:

– применение системы автоматизированного проектирования (САПР) при разработке новой техники;

– повышение уровня унификации и стандартизации конструкторских и технологических решений;

– проведение сравнительного технико-экономического анализа на ранних стадиях проектирования;

– использование эффективных методов планирования и управления научно-техническими разработками, в том числе, и методов сетевого планирования и управления (СПУ);

– заключение лицензионных договоров на использование запатентованных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, «ноу-хау».

Успешная стратегия товара требует принятия индивидуальных реше­ний и осуществления активных действий по отношению к каждому това­ру; для этого необходимы ведение постоянного контроля объема продаж но всем товарам и идентификация позиции каждого из них в его жизнен­ном цикле. На стадиях жизненного цикла товара необходимо применять различные стратегии.

Этому служит анализ товаров по ценности (Парето-принцип), ис­пользуемый по отношению ко всей номенклатуре фирмой изделий, пред­полагающий, что внимание управления и ресурсы концентрируются на нескольких самых важных для фирмы товарах, а не распыляются по множеству тривиальных. Анализ товаров по ценности направлен на создание списка товаров в убывающей последовательности их вклада в продажи фирмы (в денежном выражении). Отчет о товарах по ценности дает возможность руководителям оценить возможные стратегии по каждому iопару: какой товар следует исключить, какому необходимы дальнейшие инвестиции в исследования и разработки или в производство.

1. Введение. Товар требует высоких расходов для проведения исследований и разработок; отдача практически отсутствует. Основную роль играет команда разработки товара. Разработчиками осуществляются творческий поиск и предварительная «настройка» товара на требования рынка (прежде всего по качеству), а также его адаптация к реальным возможностям фирмы в части реализации процесса его производства и продвижения на рынок. Решающим при выводе товара на рынок является фактор времени «конкуренция на базе времени».

2. Рост. Конструкция товара приобретает окончательный вид в соответствии с требованиями рынка и возможностями фирмы. Основную роль играет команда отработки конструкции на технологичность и ФСА. Центр тяжести расходов смещается с подготовки производства товара на освоение его устойчивого выпуска, на развитие распредели тельной сети и поставщиков. Уточняются требуемые производственные, распределительные и закупочные мощности с учетом резервирования на случай всплеска спроса. Отмечается бурный рост доходов от продаж.

3. Зрелость. На рынке появляются конкуренты с аналогичным товаром. Поэтому в центре внимания менеджмента фирмы снижение себестоимости товара и, возможно, цены; улучшение качества товара и уровня обслуживания при той же цене. Для сохранения рентабельности и доли рынка необходимо улучшение учета затрат, поиск резервов их снижения и повышения эффективности процессов по всей цени снабжения, производства, сбыта. Основная роль отводится команде стоимостного инжиниринга. Для достижения цели нужно организовать производство с большим объемом и малым разнообразием, а также меньшим количеством усовершенствований. Это возможно за счет снижения количества типоразмеров компонентов товара и расширения многовариантности ею предложения на основе модульного строения. Отмечается устойчивый рост доходов от продаж с постепенным замедлением темпов

4. Спад. Наступаем переломный момент - продажи товара падают уменьшаются доходы от продаж. До полного умирания товар еще успеет дать некоторый уменьшающийся вклад в доходы фирмы, но в нужный момент, пока он не стал приносить убытки, следует остановить его про­изводство. Менеджменту фирмы важно не упустить момент в определе­нии тех товаров, жизненный цикл которых на исходе; в такие умирающие товары не следует инвестировать средства. Важно также, чтобы к этому моменту фирма имена новый товар в требуемой для поддержания дохо­дов фазы жизненного цикла. Важнейший инструмент менеджмента - анализ товаров по ценности.

5. Ликвидация товара решается вопрос о закрытии производства. Здесь необходимо учитывать долю производства товара в объем объеме производства и реализации. Если доля товара мала, то закрыть производство можно быстро, если же доля в производстве велика, то необходимо запланировать мероприятия по перепрофилированию производственных мощностей на производство других товаров во избежание простоя.

 


 

Date: 2015-05-08; view: 1342; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию