Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Когнитивные функции





Внимание. Теории внимания. Внимание и действие контроля. Гипотеза П.Я. Гальперина о сущности внимания. Внимание и избирательная активность личности (концепция Д.Н. Узнадзе). Физиологические основы внимания. Современные представления о нейропсихологических основах внимания. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности протекания психических процессов, общения между людьми. Виды внимания. Свойства внимания (объем, устойчивость, колебание, распределение, переключение). Рассеянность, развитие внимания в процессе обучения. Понятие об ощущении. Ощущения в свете теории отражения. рецепторная и рефлекторная теории ощущений. Ощущение, депрвация и развитие. Значение ощущений в жизни человека. Рецепторы и анализаторы. Классификация ощущений. Их виды. Количественные характеристики ощущений. Абсолютная и относительная чувствительности. Пороги ощущений. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Закон Вебера-Фехнера. Характеристика ощущений разной модальности. Адаптация. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия. Компенсаторные возможности в области ощущений. Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений. Восприятие и механизмы работы мозга. Восприятие и оживление следов прошлого опыта. Апперцепция. Восприятие и установка личности. Предметность. Целостность, константность, осмысленность, избирательность восприятия. Классификация восприятий. Виды восприятий. Особенности восприятия различных модальностей. Иллюзии. Наблюдение, условия его эффективности. Восприятие пространства, времени и движений. Восприятие человека человеком. Память. Ее значение в жизни и деятельности человека, в обучении, общении с людьми. теории памяти: ассоциативная, гештальт-теория, психоаналитическая, деятельностная, информационно-кибернетическая. Механизмы памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти и их особенности. Принципы классификации памяти на виды по срокам хранения информации, силе волевого усилия, органам чувств и содержанию (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная). Индивидуальные особенности памяти. Мышление. Теории мышления. Мышление и чувственное познание. Мышление и речь. Социальная природа мышления человека. Внутренняя речь как материальная основа мышления. Мышление как обобщенное и опосредованное отражения действительности в ее существенных свойствах и отношениях. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Принципы деления мышления на виды: по форме (наглядно-действенное, наглядно- образное, абстрактно-логическое), по характеру решаемых задач (теоретическое, эмпирическое, практическое), по степени развернутости и осознанности (репродуктивное и творческое). Речь. Механизмы речи. Роль левого полушария головного мозга в речевой деятельности. центры речи. Единство мышления и речи. Внутренняя речь, ее роль в процессе мышления. Слово как понятие. Смысл и значение понятий. Сокращенная и развернутая речь, их психологические особенности. Язык и речь структура речевого действия. Функции речи. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Виды речи и их психологические характеристики. Воображение. Образы восприятия. Воображение и творческое мышление. Воображение как специфический вид деятельности человека. Функции воображения: познавательная, программирующая, антиципирующая, регуляторная, контрольно-корректирующая, эмоциональная. Виды воображения. Аналитико-синтетический характер процесса воображения. Способы возникновения образов воображения (схематизация, агглютинация, гиперболизация, миниатюризация). Индивидуальные качества воображения.

 

Литература к теме 7:

1. Немов Р. С. Общая психология: учебник в 3-х томах 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013.

2. Сутормина Л.И. Основы психологии. – М: МФПА, 2008.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология памяти: Хрестоматия по психологии. – М., 2008.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания: хрестоматия. М., Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

5. Психология мышления: хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Спиридонова и др. – М., 2008.

6. Холодная М.А. Психология понятийного мышления. От концептуальных структур к понятийным способностям. – М.: Институт психологии РАН.

Наименование портала (издания, курса, документа) Ссылка
Лицом к лицу с психологией. http://psy-vis.ru/
Образовательный портал http://univertv.ru/video/psihologiya/
Психология из первых рук http://flogiston.ru/ www.psyfactor.org
Психологические словари psy.vslovar.org.ru/n_2_10.htme
Психологический портал www.psycholodgy.ru

 

V. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины [4]

 

В процессе преподавания дисциплины «Общая психология» помимо лекций и семинаров используются ситуационные практикумы, тренинги, дидактические игры. Студенты решают практические задачи и выполняют самостоятельные работы. На семинарско-практических занятиях проводятся упражнения для улучшения памяти, мышления, речи, внимания. Для развития умений работать с учебной литературой разработаны специальные методы и приемы работы с различными текстами, позволяющие освоить приемы продуктивного чтения и конспектирования, познакомиться с техниками эффективного запоминания и адекватного их использования в профессиональной деятельности.

 

Активные формы обучения:

· подготовка мини-лекций (докладов) с презентациями

· контрольные и самостоятельные работы

· семинар в диалоговом режиме

· творческое эссе

· катехизис по основным теоретическим разделам учебника

 

Интерактивные формы обучения:

· решение ситуационных задач (практикумов-кейсов)

· групповые дискуссии по основным темам;

· тренинги

· диспуты.

· дидактические игры

В процессе активных и интерактивных форм обучения происходит закрепление пройденного материала и освоение основных принципов, на которых базируется эффективное взаимодействие с окружающими. Среди них: принцип совершенства информации (роль когнитивных установок); принцип доброжелательности и эмоциональной открытости (роль эмоциональных факторов в общении); принцип краткости информации и ее информативности (роль интеллектуальных факторов); принцип мнемотехнической организации материала (выявление закономерностей и др.); принцип группового взаимодействия (роль когнитивно-делового компонента в общении) и др. Применяя разнообразные обучающие техники, студент осваивает технологию работы с различным материалом, учится различным коммуникативным способам взаимодействия, отрабатывает навыки говорения, улучшает лексикон и овладевает искусством речи.

Речевые навыки улучшаются с помощью развития письменной речи. Студенты пишут эссе, составляют катехизисы, готовят материалы для мини-лекций и выступлений, выступают с подготовленными текстами на заданную тему, пишут аргументированные тексты для целевого воздействия на аудиторию, составляют экспертные заключения по прослушанному материалу.

Творческие эссе – это самостоятельные рассуждения на заданную тему, с обязательным включением в работу аргументированных положений, утверждений, критической оценки или эмоционального отклика. Объем не превышает 1-2 страницы машинописного текста (кегль 12, интервал 1,5).

Катехизис – это прием для самостоятельного освоения материала в вопросно-ответной форме. Студент, знакомясь с тем или иным разделом учебника, формулирует вопросы и ответы для самопроверки. Количество вопросов-ответов зависит от объема заданного материала, сложности текста и учебного навыка. Средний объем катехизиса – от 10 до 12 пар вопросов-ответов.

Экспертные заключения – это форма индивидуальной или групповой работы, в которой студенты по результатам прослушанного выступления дают качественный анализ содержания услышанного (или прочитанного) текста. Оценка экспертов складывается из ряда параметров: качества лекционного материала с обязательным указанием использованной литературы; рефлексивной оценки выступающего; дидактической работы над текстом выступления; суммарной оценки по измеряемым параметрам; рейтинга выступающих. Используется «Тетрадь наблюдений», в которой студенты записывают свои впечатления и оценивают каждого выступающего.

 

В курсе читаемой дисциплины ряд разделов студенты осваивают в режиме группового усвоения материала. В частности, студентам предлагается выполнить аудиторную работу в течение ограниченного времени, сразу же проверить и дать оценку выполненного задания.

Все задания студенты могут выполнять как в группе, так и самостоятельно. Вариативность заданий определяется сложностью задания, условиями выполнения, временными ограничениями. Результат работы может быть представлен в самых разнообразных вариантах: в виде эссе, катехизиса, разработки семинарского занятия, лекции-презентации, учебного или коррекционного тренинга и др. Представленный аудитории результат работы группа обсуждает, анализирует и оценивает по заданным критериям.

 

Date: 2015-05-08; view: 664; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию