Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6. Индивидуально-типологические особенности личностиТемперамент. Понятие о темпераменте как совокупности индивидуальных своеобразных свойств человека, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны его психической деятельности. Этапы изучения темперамента: Гиппократ; Кречмер, Шелдон; И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, В.М. Русалов. Свойства темперамента. Основные типы темперамента, их характеристика: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Темперамент и тип ВНД. Характер. Понятие о характере как индивидуальном сочетании устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и отражающих содержательную сторону психической деятельности человека. Структура характера: 1) черты, выражающие отношение к действительности, обществу; 2) черты, проявляющиеся в труде, деятельности; 3) черты, отражающие отношение к другим людям; 4) система отношений к самому себе; 5) черты, характеризующие отношение к вещам. Детерминированность структуры и содержания характера (динамика воли, эмоциональный фон, интеллектуальные особенности, взаимосвязь всех этих компонентов). Типология характера. Акцентуации характера. Способности. Способности как свойства личности, детерминирующие успех в деятельности, скорость и легкость овладения ею (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.М. Теплов). Признаки способностей. Проблема развития способностей: 1) способности – это врожденные свойства личности; 2) способности – это прижизненное формирование; 3) наличие врожденных компонентов способностей – задатков, и прижизненно формируемых компонентов – свойства личности. Задатки как первичная природная основа способностей. Наследственные и врожденные задатки. Полифункциональность задатков. Классификация способностей: общие и специальные, потенциальные и актуальные, репродуктивные и творческие способности и т.д. Структура способностей. Выделение компонентов по видам способностей: опорные и ведущие, общие и специальные, репродуктивные и творческие компоненты. Структура способностей по С.Л. Рубинштейну: ядро способностей (умственные способности) и специальный компонент (операции или способы выполнения деятельности). Детерминированность умственных способностей организацией и функционированием многоуровневых когнитивных структур (Н.И. Чуприкова, Т.А. Ратанова). Способности и деятельность. Три формы сочетания способностей, обуславливающих успех в деятельности: 1) одаренность (учебная и творческая); 2) талант; 3) гениальность. Проблема компенсации способностей: социальная и психологическая компенсация. Проблема диагностики и развития способностей. Литература к теме 6: 1. Немов Р. С. Общая психология: учебник в 3-х томах 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. 2. Сутормина Л.И. Основы психологии. – М: МФПА, 2008. 3. Козлов О. Я. Место темперамента в структуре индивидуально-психологических свойств человека - М.: Лаборатория книги, 2011. 4. Русалов В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования - М.: Институт психологии РАН, 2012. 5. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология индивидуальных различий: хрестоматия
|